Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Мастер-класс "Приёмы реализации принципа обратной связи на уроках в начальных классах"

Мастер-класс "Приёмы реализации принципа обратной связи на уроках в начальных классах"

Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах обучающихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.Технику обратной связи можно использовать на различных этапах урока.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Приёмы реализации принципа обратной связи

на уроках в начальных классах

Рассмотрим один из принципов педагогической техники - принцип обратной связи.

Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе. Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле. Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.

Создание эффективной обратной связи является основой обучения школьников в начальных классах.

Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идёт процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах обучающихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.

Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе учитель окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание класса на должном уровне.

Технику обратной связи можно использовать на различных этапах урока.

И разделить их можно на письменные и устные.

Письменные: индивидуальные карточки, тесты, опросы, кроссворды и прочее.

Устные: когда мы слышим ученика или видим его ответ.

На уроках я применяю следующие приёмы обратной связи:

  • Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В старших классах лист "двухэтажный", так как после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности.

Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.

  • Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.

  • Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.

  • Щадящий опросКласс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу "по цепочке". Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или .

Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

  • Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы — то вопросы по тексту произведения.

Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

Например, на уроке истории сюда попадут вопросы, касающиеся оценки того или иного события.

В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.

  • Аукцион. Задается тема аукциона, например, "Страны Африки". Учащиеся называют страны, каждый — по одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто назовет страну последним.

  • Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно "да" или "нет".

Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи и пр.

  • Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

Например, на уроке

"Угадай-ка". Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово. Например, главный герой рассказа Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только "Да" или "Нет".

Пример использования: сказка Теремок. Определим главных героев. Я загадываю одно. Лягушка.

Она маленькая? Да

Она первая пришла к теремку? Нет

Вторая? Да

И так далее, пока не будет отгадано слово.

Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает. Или одеваем шапочку с картинкой.

  • Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.

  • Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.

Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.

  • Лови ошибку.

Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Например: на уроке математики, работая с темой «Порядок действий», записываю на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу подсказать детям "опасные места" интонацией или жестом. Важно приучать детей мгновенно реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.

Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все ошибки в самостоятельной работе исправлены рукой учителя, интерес к ней пропадает. Как быть? Часто, проверяя письменную работу, я не исправляю ошибки, а просто пишу общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика.

Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и его решение перед всем классом.

  • Большой палец. Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
    - Я понимаю и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
    - Я все еще не понимаю (большой палец руки направлен в сторону)
    - Я не совсем уверен в (помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться. Учитель тоже задает уточняющие вопросы.

  • Введите роль .Это один из приемов управления классом и организации обратной связи на уроке.

Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.

Например, на уроке усвоения новых знаний я ставлю перед учащимися проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …" Это действует «Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить урок и лучше усвоить новый материал.

К концу урока слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями.

А можно на уроке ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока.

Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик.

Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. Конечно, по согласованию с учителем. Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю». Перед уроком он выходит к доске и повторяет с одноклассниками слова, правописание которых можно проверить только по словарю.

Роли нужно вводить постепенно. Какую роль вводить первой?

  • Рейтинг.Суть приёма: завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.

Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному оцениванию своего труда.

  • Цветограмма. Суть приёма: использовать веера с разными цветами в работе с грамматическами разборами. У учителя есть различные карточки, где разными цветами указан вид числа, рода, спряжения, части речи и т.д. Обучающиеся сигнализируют цветом к какому спряжению относится слово, какого он числа и т.д.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Проверочная работа по музыке для обучающихся 3 классов даёт возможность проверить уровень обученности на уроке музыки по теме Русские народные музыкальные инструменты и народные песни: «Пошла млада за водой», «Ах, улица, улица широкая». Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
0 ₽
Материал для обучающихся вторых классов помогает.изучить листовой опад и выявить состав животных, обитающих в нем. • Дети научатся распознавать природные объекты с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя, разовьёт уме-ния анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
0 ₽
Разрабока поможет учителю начальных классов провести интересное заняятие по теме, поможет сформировать у детей умения по выходу из пожароопасной ситуации и прививать навыки осторожного обращения с огнём, воспитывать чувство ответственности.
0 ₽