МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Специфика проведения занятий по хореографии
по дополнительной общеобразовательной программе
«Ступенька в прекрасное»
(из опыта работы)
Автор-составитель:
Ермолаева Екатерина Ивановна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ
Киселёвский городской округ, 2024г.
Содержание
№ | Содержание | Стр. |
Пояснительная записка………………………………… | 3 | |
Специфика занятий по хореографии………………….. | 3 | |
Структура занятия по хореографии………………… | 5 | |
План – конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Ступенька в прекрасное» для детей 5-7 лет, 1 год обучения……… | 6 | |
Методические рекомендации по проведению тренировок по хореографии…………………………… | 7 | |
Используемая литература……………………………… | 9 |
Пояснительная записка
Хореографическое искусство уникально своей способностью всесторонне влиять на эстетическое развитие детей, способствуя его духовному и телесному воспитанию. Танец открывает перед юными душами сокровищницу эстетических ощущений, воспитывая в них художественное самосознание и включая в социальный механизм общества.
В себе танец гармонично объединяет элементы разнообразных искусств: музыку, пение, театральные мотивы, народное творчество. Он оказывает влияние на моральный, эстетический и духовный мир людей всех возрастов. Говоря о детях, можно с уверенностью сказать, что танец способствует их гармоничному развитию.
Танцевальное искусство, с его синкретичной природой, стимулирует развитие ритмического чутья, способности воспринимать и интерпретировать музыку, координировать движения в соответствии с ней, а также укреплять мышцы туловища и ног, развивать гибкость рук, грациозность и экспрессивность.
Танцевальные занятия предоставляют физические упражнения, сравнимые с комбинацией различных видов спорта. Отточенные и испытанные движения в хореографии положительно влияют на здоровье детей.
Специфика занятий по хореографии
Искусство танца всегда магнетически притягивает молодое поколение. Оно способствует всестороннему раскрытию талантов детей, поэтому занятия танцами должны быть доступны для широкого круга юных талантов. Дети и подростки, увлеченные балетом и другими танцевальными направлениями, проявляют стойкость и усилия в освоении хореографических навыков. Педагоги, используя уникальные методы искусства танца и стремление учеников, способны осуществлять значительную образовательную и воспитательную работу.
В своей работе по хореографии по дополнительной общеобразовательной программе «Ступенька в прекрасное» я применяю следующие виды занятий:
открытые занятия выступают как одна из ключевых обучающих практик, наряду с выступлениями и концертами. Занятие классифицирую как: обучающиеся, тренировочные, контрольные, разминочные, показательные;
обучающие занятия – целью занятий является не только изучение отдельных движений и танцевальных связок, но и всестороннее физическое развитие юных танцоров, а также формирование их музыкального и исполнительского чутья.
Для достижения этих целей применяется методика, включающая раздельное выполнение упражнений с последующим многократным повторением и декомпозицией сложных элементов на простые составляющие. Предварительные упражнения направлены на подготовку к основным движениям. Этот подход использую на начальных этапах обучения, а также в процессе изучения новых хореографических произведений в рамках длительной подготовки;
тренировочное занятие нацелены не только подготовить детей к последующим нагрузкам, но и поддерживать и развивать их достигнутый уровень танцевального искусства. Подбор и регулировка упражнений, нацелены на улучшение специальной физической подготовки, а также на совершенствование артистических качеств учащихся, таких как выразительность и музыкальность движений;
контрольное занятие предназначено для оценки усвоения учащимися нового материала. Например, после изучения элементов современного танца может провожу открытое занятие, на котором каждый учащийся т оценивается по пятибалльной шкале;
разминочное занятие нацелено на активную подготовку к выступлениям или соревнованиям. Особое внимание уделяю набору упражнений, направленных на подготовку мышц и связок, а также для уменьшения чрезмерного эмоционального напряжения, будь то перевозбуждение или легкая апатия. Подобранные с учетом личных предпочтений упражнения, постепенно усваиваются учащимися, которые в дальнейшем могут проводить их самостоятельно (персональная разминка);
демонстрационное занятие. Этот вид тренировки объединяет все, что было изучено ранее, позволяя оценить хореографическую подготовленность учащихся и качество их техники (ведь предстоит выход на сцену). Особое внимание уделяется визуальному впечатлению, которое складывается из экспрессивности движений, уникальности музыкального сопровождения и творческого воплощения образа.
Структура занятия по хореографии
Как же я выстраиваю занятие по хореографии?
Всегда нужно составлять свое занятие от просто к сложному, только тогда оно будет эффективно. Но, также существуют условия к построению занятия:
Баланс между активными упражнениями и временем для восстановления.
Выбором упражнений и их расположением в определенном порядке.
Разработкой комбинаций для занятий.
Структура занятия состоит из:
Подготовительной части
Основной части
Заключительной части
Подготовительная часть. Для достижения этих целей используя разнообразные методы: от простых видов ходьбы и бега до танцевальных элементов, а также упражнения на развитие общей физической формы. Эти действия направлены на концентрацию внимания, разогрев суставов и мышц, а также подготовку кровеносной и дыхательной систем к дальнейшим нагрузкам.
В рамках основной части занятия ввожу широкий спектр двигательных заданий: от фрагментов классической хореографии до элементов современной пластики, включая акробатические и универсальные физические упражнения.
В заключительной части занятия уменьшаю нагрузку с помощью специально подобранных упражнений, направленных на расслабление и умеренное растягивание. Для восстановления эмоционального состояния и подготовки к последующей работе использую танцевальные движения и комбинации из современных танцев. В заключительной части провожу обобщение и подведение итогов.
В зависимости от поставленных педагогических задач длительность и пропорции разделов тренировки по хореографии могут меняться. В среднем основная часть занятия занимает около 80% от общего времени, независимо от продолжительности тренировки.
План – конспект занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Ступенька в прекрасное» для детей 5-7 лет, 1 год обучения
Тема занятия.Игровое занятие «Ее Величество Музыка!».
Цель– формирование интереса дети к хореографии средствами музыки
Задачи:
1. научить учащихся передавать музыкальный образ через танец;
2 развивать у детей творческие способности, музыкальный слуха, чувства ритма, образное мышление, памяти;
3.воспитывать чувства творческого сотрудничества.
Ход занятия
Подготовительной части
Поклон. Разминка по кругу и на середине зала с игровыми моментами
Основной части
Знакомство с характерами музыкального произведения. Узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение этого в эмоциях, движениях: «Зайка», «Птички», «Мишенька-медведь», «Барабан», «Лошадки»
Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и
грустную: «Веселый и грустный зайка», «Чебурашка».
Создание заданного образа: воробей весело перелетает с ветки на ветку,
раненый воробей, котик заболел, котик играет, игры «Жуки и бабочки»,
«Большая птица и маленькие птички»
Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный).
Слушая музыку, определить ее темп (в движении).
Творческое задание: изобразить зайку, мышку, лисичку, медведя
(громко, тихо)
Слушая музыку, определить динамические оттенки (в движении).
Творческое задание: изобразить хлопками (или пальчиками) дождь
стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).
Игра «Тихо и громко».
Работа над ритмическим рисунком.
Воспроизведение хлопками и притопыванием простого ритмического
рисунка (быстро и медленно). Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
Заключительной части
Игра «Музыкальная змейка».
Задания на анализ музыкальных произведений (темп, характер,
динамика, ритмический рисунок, регистр, строение).
Поклон. Аплодисменты себе и педагогу
Методические рекомендации по проведению тренировок по хореографии
Важно помнить, что разные упражнения могут представлять различную психологическую сложность для занимающихся, в зависимости от их координационной сложности и выразительного аспекта. Поэтому следует чередовать более сложные движения, требующие внимания и концентрации, с более простыми. Желательно начинать с простых движений, которые не вызывают особого напряжения внимания и памяти, и постепенно увеличивать физическую трудность выполнения. Затем переходить к более сложным движениям, требующим большей концентрации и физических усилий, и в конечном итоге применять наиболее сложные упражнения с точки зрения координации, но с уменьшенной физической нагрузкой. Важное значение имеет также методика составления учебных комбинаций, которая включает различные сочетания классических и современных танцев, прыжков, равновесия, поворотов, акробатических элементов и т.д. Многое зависит от хореографа, однако существуют определенные закономерности, которые следует учитывать:
возраст и способности учащихся, вид занятия;
логическую связь между движениями, а именно положение тела в конце каждого движения должно быть исходным для следующего движения;
компоненты комбинаций должны иметь дополнительную функцию связи, помимо самостоятельного значения;
сложность композиции. Необходимо оценивать возможности обучающихся без недооценки или переоценки;
элементы новизны и разнообразия. Необходимо гармонично сочетать хорошо известные движения с недавно освоенными, избегая чрезмерного разнообразия.
Используемая литература
Меньшикова Елизавета Андреевна Специфика работы «Детского» хореографа // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2007. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-raboty-detskogo-horeografa
Д. Досжанова ПЕДАГОГ-ХОРЕОГРАФ ДЕТСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА: ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ, ПРАКТИКА // Oriental Art and Culture. 2023. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagog-horeograf-detskogo-tantsevalnogo-kollektiva-funktsii-metody-praktika
9