Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа №20 Невского района СПб
Методическая разработка
«Актуальные формы и методы развития певческих навыков в современной общеобразовательной школе»
Подготовила Зайцева Н.В.
Санкт- Петербург
2024
Хоровая музыка является демократичным видом искусства. Воздействием и силой своей значимости на слушателей она занимает важнейшее место в жизни человека. Хоровое пение имеет многовековые традиции, глубоким духовным содержанием остаётся средство эстетического, музыкального и гармоничного – духовного воспитания.
В старшем хоре занимаются пением дети в возрасте от 11 до 16 лет. Учащиеся знакомятся с очень разнообразным репертуаром и используют приобретённые навыки и умения.
Безусловно, задачей руководителя является использование здоровьесберегающих технологий, так как детский голос нуждается в охране. Подбор репертуара должен базироваться в удобной тесситуре. Следить за правильностью подбора дыхательных и артикуляционных упражнений и соблюдать временные рамки.
При образном анализе музыкального произведения обращать внимание на музыкально- выразительные средства, которые раскрывают образ героя или природы или какого- либо события. Таким образом благодаря знакомству с репертуаром и новыми образами мы стремимся развить интерес и любовь к хоровому пению старшеклассников, понимать, что ребята будут расширять музыкальный кругозор, будут слушать хоровую музыку и читать о ней. Ведь хоровая музыка рождает глубокие мысли и чувства и поймут сколь велико влияние музыки на человека, как нужна музыка и в радостные, и в тяжёлые минуты жизни. Ведь хоровая музыка- это единство, сплочённость, работа в команде.
Для вокально- хоровой работы требуется определённая технология.
Прежде всего необходимо уделить внимание выразительности пения. Для формирования которых нужны следующие умения, которые способствуют правильному звукообразованию.
А именно певческая установка, артикуляция, звуковедение, дикция, певческая опора, дыхание, атака звука. Рассмотрим каждую в отдельности.
Певческая установка. Следить за правильным формирование вдоха и выдоха. Причём при взятии вдоха необходимо следить за тихим, бесшумным взятием дыхания, а при выдохе следить за ровностью, плавностью и экономичностью. Можно при этом положить руку на живот и контролировать как работает в этот момент грудная клетка, как «свободно дышит» хорист. Ни в коем случае не давить, а привыкать к своим ощущениям.
Дыхание. Певческая установка связана с навыком певческого дыхания. Рассмотрим некоторые виды упражнений для развития дыхания без звука.
Упражнение «Дирижёр» . Дирижёр поднимает руки вверх и считает до 3-х, дети делают вдох. При медленном опускании рук «дирижёра» дети выдыхают воздух. Постепенно счёт на вдох и задержку дыхания можно довести до 6. Желательно, чтобы выдох был по продолжительности в 2 раза дольше вдоха.
Упражнение «Быстро- медленно» (для приобретения навыков спокойного и энергичного вдоха). Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным, если быстро- коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произносить согласные «с», «ш», «ф».
Упражнение «Попеременное дыхание». Цель этого вида дыхательных упражнений- сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. Учащийся прижимает указательным пальцем правой руки правую ноздрю и делают вдох через левую на счёт 4, затем закрывают указательным пальцем левой руки левую ноздрю и выдыхают через правую ноздрю на счёт 4. Упражнение можно повторить 2-3 раза.
Упражнение «Мороз». Учащиеся складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».
Упражнение на сохранение вдоха. После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра «резиновый круг». Этот «резиновый круг» не должен опасть до начала пения, мы просим учащихся сохранить состояние вдоха, когда раздвинуты рёбра.
Упражнение с листком бумаги. Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги для офисной техники за верхнюю часть, держать его на уровне лица на расстоянии 8-10 см. от губ. Сделать вдох и медленно дуть на бумагу. Если выдох плавный, равномерный, лист бумаги слегка отклонится, а если выдох прерывистый, то он будет то подниматься, то опускаться.
Упражнение Силовое дыхание. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы, одновременно напряжёнными руками совершаются вращения по кругу вперёд, пока выдох не закончится.
Упражнение. Очищающее дыхание. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.
Дыхание. Для формирования правильного дыхания необходим также ряд упражнений, способствующих правильному и экономичному распределению дыхания.
«Дыхание» под музыку. Упражнение выполняется под звучание любого вальса. На усиление звучания дети делают вдох, на затихание- выдох. Ладони лежат на животе. Хористы должны почувствовать, как на вдохе живот «идёт вперёд», а на выдохе возвращается.
«Засыпающий цветок». Мысленно представляем себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон; на одну долю делаем вдох, на три- выдох. Медленный выдох и задержка дыхания на выдохе понижают артериальное давление и оказывают расслабляющее и успокаивающее действие.
Упражнение «Губная вибрация» Пропевание коротких мелодий, во время которого воздух выдыхается так, чтобы губы вибрировали и издавали звук, похожий на работающий мотор автомобиля. Это упражнение рекомендуется чередовать с пропеванием звука «р».
Упражнение на активную работу диафрагмы. На каждый звук «у» энергично работают мышцы живота. На верхний звук поднимается вверх диафрагма.
Попевки с использованием дыхательных упражнений используются в качестве распевок. Они помогают закрепить навыки певческого дыхания и подготавливают голос к дальнейшей работе.
Атака в пении. Существуют три типа атаки: мягкая, твёрдая и придыхательная. Именно от атаки зависит характер звука на всём его протяжении. В певческой практике основой правильного звукообразования считается мягкая атака. Твёрдая атака применяется при выражении в пении отчаяния, гнева, испуга. Придыхательная- при попытке передать голосом осторожность, усталость.
Необходимо использовать мягкую атаку, так как твёрдая вредит хрупкому голосу.
Вначале нужно научить детей умению слушать и отличать красивое пение от некрасивого, т.е. умению постоянно контролировать себя. Необходимо обращать внимание на то, чтобы атака звука всегда была мягкой. С самого начала нужно внушить детям: громкое пение не значит красивое.
Звуковедение- способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности.
Для работы над кантиленой можно использовать интонации восхищения «Ой- ой! Ой- ой!... «и послушать, как красиво звучит голос. Кантиленное пение требует кропотливой и постоянной работы. Пение приёмами non legato и staccato даётся детям легче.
Под интонацией в нашем контексте мы будем понимать степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении. Музыканты понимают, что петь нельзя громко, так как громкое пение вредит интонации. Поэтому в своей работе руководствуемся принципом
Рассмотрим ещё некоторые приёмы, помогающие добиться чистоты интонирования.
1. Пение a capella Даёт более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пение окружающих хористов в целом.
2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают петь в высокой позиции звонким звуком.
3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть её.
4. Пение с солистами. Все поют, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни.
«Запоют дети- запоёт народ,- писал К.Д. У шинский. А будут ли любить пение наши учащиеся зависит от нас, педагогов. Для того, чтобы сделать пение одним из любимых занятий школьников, необходимо использовать различные варианты- как традиционные, так и современные методики.