Конспект занятия «Царство безопасных дорог»
(социально-гуманитарная направленность)
Автор-разработчик:
Ющук Татьяна Сергеевна,
Старший методист отдела образовательных программ
КГБНОУ КДЦ «Созвездие»
Программа занятия способствуют формированию у обучающихся ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению навыков сохранения жизни и здоровья в опасных ситуациях на дороге.
Актуальность.Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность обучающихся, незнание ими правил дорожного движения. Чтобы сократить гибель и травмы у детей, необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Полученные знания о безопасном поведении на дороге необходимы обучающимся для практического применения в жизни.
Отличительные особенности.Обучение правилам дорожного движения происходит в игровой форме, обучающимся на первом занятии предлагается игра-викторина, на втором занятии- квест на развитие памяти и внимания. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Формы организации деятельности детей: индивидуально-групповая, коллективно-групповая, фронтальная.
Цель: формирование основ безопасного поведения на дорогах и устойчивой потребности в охране жизни и здоровья для предотвращения и снижения детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
- повысить у обучающихся уровень знаний дорожных знаков, правил дорожного движения и закрепить полученные знания на практике;
-формировать и развивать познавательные компетентности обучающихся (познавательный интерес, воспринимать, воспроизводить, перерабатывать, полученную информацию, объяснять порядок действий при выполнении здания);
- воспитывать культуру безопасного поведения на дорогах для сохранения собственного здоровья;
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | формы контроля | ||
всего | Теория | Практика | |||
1. | Дорожная азбука. | 2 | 1 | 1 | игра-викторина |
2 | Безопасность на дороге. | 2 | 1 | 1 | квест |
Итого | 4 | 2 | 2 |
Содержание
Тема 1. Дорожная азбука.
Теория: История и развитие правил дорожного движения. История светофора, светофор. Дорожный знак, типы дорожных знаков. Дорога, транспорт, пешеход, пассажир.
Практика: игра-викторина «Азбука безопасности».
Тема 2. Безопасность на дороге.
Теория: Что такое фликеры? Как правильно их носить. Водитель. Велосипед. Устройство велосипеда. Правила движения велосипедистов. ПДД для пешеходов и пассажиров. Правила поведения вблизи железных дорог. Безопасный маршрут движения.
Практика: квест по ПДД.
Ожидаемые результаты:
предметные:
- обучающиеся знают основные правила дорожного движения, умеют ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
метапредметные:
- обучающиеся умеют выстраивать безопасный маршрут движения;
- обучающиеся умеют анализировать собственную деятельность, давать ей оценку, нести ответственность за результаты своей работы;
личностные:
- обучающиеся умеют действовать самостоятельно, соблюдая культуру безопасного поведения на дорогах.
Формы контроля результатов обучения
Основными формами контроля результатов обучения являются: педагогическое наблюдение и анализ личностных достижений детей; устный опрос.
Основными формами представления результатов обучения являются: ответы на вопросы викторины, квеста, рефлексия обучающихся, журнал учёта посещаемости занятий, анализ работы.
Основной формой проведения итогов: участие обучающихся в викторине и квесте по ПДД.
Оценочные контрольно-измерительные материалы
-Оценочные материалы: журнал учёта посещаемости обучающихся, анализ выполнения программы, фотоотчёт.
Оценивание индивидуальных образовательных результатов обучающихся по критериям:
- мотивация обучающихся к познавательной, творческой и практической деятельности;
- увлеченность деятельностью;
- активность обучающихся.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы модуля
Помещение для занятий: кабинет с белым экраном/доской, стендами, дорожными знаками по ПДД.
Аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.
Мебель: стол и стул для педагога, стулья, парты для обучающихся.
Материалы: бумага А4, разноцветные маркеры, цветная бумага, ручки, фликеры, дорожные знаки.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования по образовательному профилю «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методическое обеспечение
Методы обучения:
- словесный метод: инструктаж, рассказ-беседа о правилах дорожного движения, о необходимости соблюдения безопасности на дороге;
- наглядные: демонстрация презентации по ПДД, заданий викторины по ПДД;
- наблюдение за движением транспорта, пешеходов, демонстрация дорожных знаков;
- аналитические: наблюдение за исполнением задач преподавателем и за выполнением заданий другими обучающимися;
- самостоятельная работа: индивидуальная работа на закрепление полученных знаний, умений и навыков по ПДД.
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- метод стимулирования деятельности обучающихся (соревнование в форме викторины, квеста, поощрение в виде фликеров).
В программу внесены разнообразные формы занятий: беседа, викторина, квест.
Демонстрационный материал: дорожные знаки, стенды по ПДД, учебные электрические светофоры, велотренажер «Пилот».
Аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор.
План-конспект занятия 1. «Дорожная азбука»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята! Добро пожаловать на краевую профильную смену «Сказки на каникулах». Сегодня мы с вами отправимся в долгожданное путешествие. Вспомним транспортные средства, которые встречались в разных сказках,
поговорим о безопасности на дорогах, причинах возникновения ДТП и способах их предотвращения. В конце первого занятия проведем игру-викторину по ПДД.
2. Проведение инструктажа по технике безопасности.
3. Беседа по теме занятия.
Педагог:
Дорогие ребята! Все вы слушали и читали сказки. Герои многих сказок вам знакомы. Давайте с вами вспомним, какие транспортные средства были у тех или иных сказочных героев!
(Отвечают: ступа Бабы Яги, метла, ковер-самолет, карета, печь, сани, конек-горбунок, летучий корабль, сапоги-скороходы, избушка на курьих ножках и др.)
А в современных сказках/мультфильмах какие встречаются транспортные средства?
(Отвечают: «Ну, погоди!»- велосипед, автомобиль, асфальтовый каток, трактор; «Незнайка за рулем»- Незнайка не умеет управлять автомобилем, но решается угнать голубую машинку, самодельное транспортное средство Винтика и Шпунтика, которое работало на газированной воде с сиропом; «Тачки», «Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности», «Аркадий Паровозов»).
Кто такой Аркадий Паровозов? (удивительный супергерой мультфильма, который приходит на помощь ребятам - Маше и Саше, попадающим в различные неприятности, в том числе и на дорогах.)
(Просмотр фрагмента мультфильма«Аркадий Паровозов»- ПДД.)
Сегодня мы вместе с Аркадием Паровозовым поговорим о дорожной безопасности. Нашдевиз сегодня: «Тише едешь - дальше будешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Отвечают).
Ребята,каким бы транспортным средством люди не управляли, нужно соблюдать правила. Зачем? (отвечают). Если мы с вами передвигаемся по дороге, то мы должны соблюдать правила дорожного движения.
Скажите, пожалуйста, почему часто дети (особенно в период летних каникул) становятся участниками ДТП? Назовите основные причины этого. Можно ли предотвратить ДТП? Каким образом? Попробуйте назвать пути решения этой проблемы (дети перечисляют).
4. Рассказ-беседа педагога (с показом презентации).
-История и развитие правил дорожного движения.
(Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад при Юлии Цезаре; Петр I издал прямое указание о соблюдении безопасности дорожного движения; В России первые правила дорожного движения появились в 1683 году при Петре I; В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили).
- История светофора.
(регулировать движение с помощью механического прибора начали в Англии, в Лондоне;
первый электрический светофор появился в США в 1914 году; в России первый светофор появился в 1929 году в Москве).
-Что такое дорога.
Элементы дороги:
проезжая часть (одна или несколько), которая делится на полосы движения;
разделительная полоса (при наличии);
обочины (при наличии);
тротуары (при наличии);
трамвайные пути (при наличии).
«Проезжая часть» (ПЧ)— элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. ПЧ может иметь асфальтовое покрытие, покрытие из камня, брусчатки, щебня или просто иметь грунтовую основу.
Физкультминутка
-Дорожные знаки.
(демонстрация дорожных знаков, тренировочного светофора, искусственной дороги и пешеходной дорожки с показом презентации).
Всего существует 8 типов дорожных знаков:
запрещающие;
предупреждающие;
знаки приоритета;
предписывающие;
особые предписания;
информационные;
сервисные;
с дополнительной информацией.
Выясним, чем одни знаки отличаются от других, и какие знаки входят в определенную группу.
Практические упражнения в виде игры-викторины.
Педагог объясняет условия проведения игры-викторины, значение каждого цвета жетона.
Проведение игры-викторины.
Подведение итогов игры-викторины.
Подведение итогов и анализ работы.
Педагог: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня ознакомились с проблемой безопасности дорожного движения. Рассмотрели причины ДТП. Изучили дорожные знаки, чтобы уметь правильно ориентироваться по ним на дороге.
Полезно ли было для вас это занятие? Что нового вы узнали для себя?
Полученные знания мы с вами применили на практике, поиграв в игру-викторину. Помните, что ваша жизнь- самое ценное, что у вас есть. Берегите её, соблюдайте правила дорожного движения! А мы с вами продолжим нашу важную беседу на следующем занятии. До новой встречи!
План-конспект занятия «Безопасность на дороге».
(2 занятие по дорожной безопасности).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим беседу о безопасности на дорогах, узнаем, какие сигналы используют регулировщики для регулирования движения на дорогах; поговорим о фликерах и ПДД для водителей (в том числе и для велосипедистов). В конце первого занятия проведем квест по ПДД.
2. Беседа по теме занятия.
Педагог:
Скажите, пожалуйста, какие виды транспорта вы знаете? (называют).
В случае если сломался светофор, кто регулирует движение на дорогах? (регулировщик) Что его отличает? (специальная форма одежды).
3. Рассказ-беседа педагога (с показом презентации).
-Сигналы, регулирующие движение (сигналы регулировщика).
Поднятая вверх палка (Движение всех ТС и пешеходов запрещено)
Инспектор стоит лицом или спиной к вам
Поднята правая рука и инспектор стоит правым боком
Регулировщик указывает на поток жезлом
Инспектор стоит левым боком и указывает жезлом налево
- Что такое фликер?
(Фликеры — это световозвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода (велосипедиста) в темное время суток. Они изготавливаются из специального материала).
-Транспортное средство. Автотранспорт.
(Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Велосипед - транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.)
- Участник дорожного движения.
(Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
Т.е. велосипед — это транспортное средство, велосипедист - водитель этого транспортного средства, а значит и участник дорожного движения.
К управлению велосипедом допускаются лица не моложе 14 лет.)
- Устройство велосипеда.
Технические требования, предъявляемые к велосипеду
Экипировка велосипедистов.
ПДД для велосипедистов.
Специальные знаки при движении на велосипеде.
- Пешеход и пассажир.
ПДД для пешеходов. Обязанности пешеходов.
ПДД для пассажиров. Обязанности пассажиров.
4.Практические упражнения в виде КВЕСТа.
Педагог объясняет условия проведения квеста, раздает маршрутные листы каждой команде, команда выбирает капитана.
Подведение итогов квеста. Выдача фликера каждому участнику.
5. Подведение итогов и анализ работы.
Педагог: Дорогие ребята! Мы с вами посетили важные занятия, на которых обсудили правила безопасности дорожного движения. Вспомнили правила поведения всех участников дорожного движения. Надеемся, что вы всегда будете помнить о личной безопасности и безопасности других участников движения на дороге, обязательно поделитесь полученными знаниями с родными и друзьями.
Список используемой литературы:
1.Клюев А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2011.- 174с.
2.Формирование универсальных учебных действий в курсе ОБЖ.5-9 классы/ сост. Г.П.Попова. - Волгоград, Учитель, 2015.- 232с.
3.Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками/ Авт.-сост. М.С.Коган- 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007.- 256с.
4.Правила дорожного движения.
5.Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
6.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – н/Д: Феникс, 2010.
7.Ковальчук В.И. Игровой курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. – Москва: ВАКО, 2004г.
8.Рыбин А.Л. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей, М: Просвещение,2008.
9.Кирьянова В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - Методическое пособие. - М.: Третий Рим, 2007.
10.Оривенко Л.П. Уроки по Правилам дорожного движения.-Екатеринбург: Калан, 2000.