Методическая разработка для работы с детьми 5-7 лет
«Оригами для дошкольников»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Пояснительная записка
Актуальность
Задачи обучения
Правила обучения технике оригами
Какие способности развивает оригами
Оборудование для обучения оригами
Применение поделок в детском саду
Советы родителям
Этапы и основные мероприятия при освоении оригами
Способы объяснения материала
Приложение
Заключение
Литература
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Немецкий философ Иммануил Кант
Введение.
Оригами (с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Оригами — это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал – оригами, и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.
Оригами не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Еще Аристотель писал: «Рука - это инструмент всех инструментов». Академик, психолог, физиолог В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. Писатель В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению хореографа, педагога М.М. Кольцовой уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.
Изготовление забавных, красочных поделок из бумаги приёмами сгибания и складывания – увлекательное и полезное занятие для детей дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Дети всегда хотят чего-то нового и интересного. Увлекательные задания могут занять ребенка и не на один час. Оригами для детей - это аппликация, которая будет с одной стороны и интересна детям, а с другой стороны и сложна. Эти занятия позволяют не только отвлечь ребенка от чего-либо, но еще и развивают ловкость рук детишек. Благодаря этому мы можем дать ребенку возможность украсить самому дом. Конечно же, он довольно-таки ответственно возьмется за это задание. То есть, мы можем видеть, как оригами вырабатывает в ребенке нечто превыше физических достижений - прекрасных моральных качеств. Родившись много столетий тому назад на Востоке, оно сумело покорить сердца людей во всех уголках Земли. Ведь в оригами есть нечто волшебное и магическое. Оригами – искусство создания целого мира из листа бумаги. В руках мастера самая обычная бумага оживает, превращаясь в удивительных птиц, животных, цветы, а то и причудливых героев из мира фэнтези. Один и тот же лист может превратиться в тысячи разнообразных фигурок. В каждой поделке, будь то добрый журавлик или роскошная роза, чувствуется своя душа, особый нрав и характер.
Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации мыслительных процессов.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Так что плюсов у этого занятия много, а минусов нет. Так может стоит увлечься им и попробовать стать творческими личностями, удивить себя и своих родителей, своих знакомых и вообще весь мир…
Как это сделала одна из жительниц Швейцарии. Под музыку Моцарта девочка одевает черную шляпу и черный плащ, ставит черный ящик к себе на колени. На ящике написано: Театр «Орикадабра» В небольшом отверстии появляется две кисти рук, а в них небольшой белый квадратик. Под музыку происходит зачарованное действие, мелькают руки, мелькает бумага и постепенно в пальцах возникает, нет рождается лебедь…, а потом храбрый Лис, а вот и красивый элегантный журавлик. На это действие хочется смотреть долго-долго, взгляд невозможно оторвать, кажется мир остановился, замедлился бег нашей сумасшедшей жизни.
Актуальность.
Почему оригами нравится взрослым и детям?
Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Задачи обучения.
Задача педагога заинтересовать детей и вызвать у них желание самим изготавливать фигурки из бумаги. Можно сложить бумажные фигурки на глазах у детей, показать готовые фигурки, бумажные игрушки-забавы или рассказать «оригамскую» сказку. А можно показать фокус, предложив детям научиться создавать чудеса и стать «фокусниками».
Обучают детей различным приемам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
Дисциплинируют.
Воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам (бумаге)
Активизируют воображение и фантазию детей.
Способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.
Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе.
Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
Конструктивные: при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея.
Изобразительные: за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета.
Творческие: оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок.
Оформительские: оформление открыток, помещений к празднику.
Театральные: обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Правила обучения технике оригами.
Следует отметить, что при обучении детей технике оригами существуют общие правила:
заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый;
заготовка должна иметь точную квадратную форму;
бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной;
показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске. Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;
при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;
обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;
линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;
совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным;
после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен учиться самостоятельно, изготавливать поделку от начала до конца.
В своей практической деятельности я широко применяю следующие методические приемы:
1- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
2- выполнение действий с детьми, с проговариванием.
3 - выполнение действий по операционным картам.
Прежде всего на всех занятиях использую:
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец воспитания, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Эвристический: работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.
Исследовательский: самостоятельная работа детей с проявлением творчества.
Какие способности развивает оригами?
Развивает способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
Развивает пространственное воображение, учит читать чертежи.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями.
Стимулирует развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.
Развивает творческие способности.
Расширяет игровые и коммуникативные способности , их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.
Специалисты-медики считают, что Оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У детей совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.
В об орудование процесса обучения входят:
1. Бумага:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти, пластмассовые палочки.
Применение поделок в детском саду.
Изготовление красочных поделок из бумаги — увлекательное и полезное занятие для детей - дошкольников. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к праздн ику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают ввысь. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Советы родителям.
Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
Получайте удовольствие от совместных действий с малышом, не требуйте от него слишком многого.
Не скупитесь на похвалу, найдите слова одобрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
Применяйте свои артистические способности, исполняя роль «ученика», и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь.
Помните, что занятие не должно длиться более 30 минут.
При появлении усталости используйте потешку, сопровождая её пальчиковой гимнастикой:
«Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем,
Снова складывать начнем».
Этапы и основные мероприятия при освоении оригами.
Подготовительный этап
Задачи:
Для воспитателей:
1. Познакомить детей с искусством оригами.
2. Создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.
Для детей:
1. Усвоить, что такое оригами.
Для родителей:
1. Познакомиться с программой.
2. Заинтересовать ребёнка в изготовлении бумажных игрушек.
Основной этап
Задачи:
Для воспитателей:
1. Обучить детей искусству оригами.
2. Познакомить их с графическим языком оригами.
3. Развивать творческое воображение.
4. Активизировать познавательную и речевую активность.
5. Предлагать домашнее задание родителям.
Для детей:
1. Научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме.
2. Оформлять их в небольшое панно.
3. Создавать свои игрушки.
4. Научиться творчески мыслить.
5. Собрать свой альбом поделок.
Для родителей:
1. Поддержать интерес детей к оригами.
2. Стимулировать интересные решения.
3. Помогать в выполнении домашних работ.
4. Придумывать вместе поделки.
Заключительный этап
Задачи:
Для воспитателей:
1. Организовать презентацию детских работ.
2. Показать результаты детского творчества.
3. Оценить участие родителей.
Для детей:
1. Подготовить творческие работы.
2. Изготовить игрушки для малышей.
Для родителей:
1. .Представить на презентацию альбомы с семейными поделками.
2. Придумывание весёлых историй об игрушках оригами.
Способы объяснения материала.
В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определённого момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
На первом этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «треугольник», «шкафчик», «мороженное», «книжка». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные обозначения и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Воспитателям рекомендуется на этом этапе демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Можно использовать для показа детям инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовления изделия. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «воздушный змей», «блинчик», «конфетка», «квадрат», «дверь», «узор», «катамаран». Закрепляется знания о условных обозначениях и приёмов складывания. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. В работе со схемами демонстрируется последовательность сборки поделок, необходим подробный устный разбор последовательности выполнения поделок и контроль наиболее сложных действий. А затем можно предлагать некоторые простые схемы для самостоятельной работы.
Приложение
Перспективный план для старшей группы.
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1
Тема: Знакомство с оригами.
Цель: 1. Дать понятие – оригами, это японское искусство.
2. Рассказать историю возникновения оригами.
3. Познакомить с графическим языком оригами.
Материал: Выставка поделок оригами, плакат с условными обозначениями.
Занятие 2
Тема: «Сказка о квадратике»
Цель: 1.Формировать у детей навыки конструирования из бумаги, сгибая лист квадратной формы по диагонали.
2. Познакомить с базовой формой «треугольник».
3. Закреплять умение сгибать получившийся треугольник по схеме.
4. Воспитывать внимание и терпение.
Материал: Плакат с условными обозначениями , квадратный лист бумаги 12/12 см. на каждого ребёнка, образцы поделок.
Занятие 3
Тема: «Мороженное»
Цель: 1. Закрепить навык сгибания квадратный лист бумаги пополам, совмещая два противоположных угла.
2. Закрепить условные обозначения : «долина», линия перегиба, познакомить с условным обозначением «переворот».
3. Воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: Образец поделки, Раздаточный материал: квадратный лист 12/12, цветная бумага, ножницы.
ОКТЯБРЬ
Занятие: 4
Тема: «Тюльпан»
Цель 1. Закрепить умение сгибать лист квадратной формы по диагонали.
2. Узнавать и называть условные обозначения: «долина», «переворот».
3. Познакомить с инструкционной картой.
4. Развивать способность работать руками.
Материал: Раздаточный материал: квадратный лист 10/10, инструкционная карта, образец.
Занятие 5
Тема: « Книжка»
Цель: 1. Проработать умение складывать прямоугольный лист пополам, совмещая короткие стороны.
2. Закрепить умение вкладывания готовых заготовок друг в друга
3. Познакомить с базовой формой «книжка».
4. Активизировать творчество, фантазию.
Материал: Раздаточный: по 3 альбомного листа на каждого ребёнка, образец, схема.
Занятие 6
Тема: «Флажок»
Цель: 1. Познакомить с новым термином «косынка».
2. Закрепить умение совмещать противоположные углы «косынкой».
3. Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Материал: Образец, раздаточный: по 2 квадратных листа 15/15 см, 2 полоски шириной 1 см, длинной 20 см из картона,
клей.
НОЯБРЬ
Занятие: 7
Тема: «Ёлка»
Цель: 1.Продолжать осваивать умение детей работать с квадратным листом бумаги.
2. Закреплять умение совмещать углы, получая треугольник.
3. Составлять из треугольников ёлочку, начиная снизу с самой большой
детали, соединять заготовки с помощью клея.
4. Развивать творческие способности детей.
Материал: 3 квадрата размером 10/10 см, 12/12 см, 15/15 см зелёного цвета, клей (на каждого ребёнка).
Занятие 8
Тема: «Мухомор»
Цель: 1.Продолжать прорабатывать с детьми навык сгибания листа прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник.
2.Закреплять уже знакомые условные обозначения оригами.
3. Развивать уверенность в своих силах и способностях.
Материал: Образец, на каждого ребёнка - красный прямоугольник размером 15/8см и зелёный квадрат размером 10/10см, клей. Инструкционная карта.
Занятие 9
Тема: «Дом»
Цель: 1. Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике оригами.
2. Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, чёткие сгибы.
3. Познакомить с базовой формой «дверь».
4. Развивать художественный вкус, воображение, фантазию.
Материал: Образец, на каждого ребёнка - альбомный лист, прямоугольник размером 15/8см, белый квадрат размером 5/5см, 2 синих квадрата размером 3/3см, клей (на каждого ребёнка). Схема.
ДЕКАБРЬ
Занятие 10
Тема: «Мордочка собаки, кошки»
Цель: 1. Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги «косынкой», сгибать уголки вниз, отгибать верхний угол назад.
2. Пользоваться практическими знаниями графических символов, знакомых детям.
3. Стимулировать развитие памяти.
Материал: Образцы, схема. По 2 квадратных листа бумаги размером 15/15см на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Занятие 11
Тема: «Мышка»
Цель: 1. Закрепить знание о базовых формах «треугольник», «дверь».
2. Формировать умение поднимать нижние углы к линии перегиба, сгибать фигурку пополам по намеченной линии.
3. Используя полученные знания работать по схеме.
4. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
Материал: Образец поделки, схема выполнения поделки, фломастеры, синий бумажный прямоугольник размером 20/10см на каждого ребёнка, ножницы.
Занятие 12
Тема: «Котёнок»
Цель: 1. Продолжать осваивать умение перегибать квадрат «книжкой», по линии сгиба разрезать квадрат.
2. Закрепить умение расслаивать фигурку , опускать углы к линии перегиба.
3. Соединять детали в одно целое.
4. Развивать уверенность в своих силах и способностях.
Материал: Образец, по два квадрата размером15/15см ,клей, фломастер – на каждого ребёнка. Схема выполнения работы.
Занятие 13
Тема: «Курица»
Цель: 1. Закрепляем умение перегибать квадратный лист дважды «косынкой», опускать углы к центру квадрата, отгибать части угла, равномерно сгибать верхний и нижний углы.
2. Закреплять умение вгибать уголок внутрь.
3. Знать и пользоваться графическими символами.
4. Развивать пространственное воображение.
Материал: Образец поделки, плакат с графическими символами. Цветная бумага, оранжевый лист бумаги размером 15/15см, клей – на каждого ребёнка.
Занятие 14
Тема: «Я – САМ»
Цель: 1. Продолжать закреплять умение детей работать по схеме.
2. Проявлять творчество в создании художественного образа.
3. Поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач.
4. Стимулировать эстетические оценки и суждения
Материал: Образцы готовых поделок, на каждого ребёнка - цветные листы бумаги разного размера, ножницы, клей, цветные карандаши, схемы изготовления поделок.
ЯНВАРЬ
Занятие 15
Тема: « Свинка»
Цель: 1. Продолжать закреплять умение детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям.
2. Закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать треугольник в разных направлениях .
3. Закрепить графический язык оригами.
4. Развивать стремление к самостоятельной деятельности, к доведению начатого дела до конца.
Материал : Квадратный лист бумаги розового цвета 15/15 см – на каждого ре-бёнка. Образец.
Занятие 16
Тема: «Ферма кота Матроскина»
Цель: 1.Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике «оригми»: кошек, собак, куриц, свинок.
2. Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, чёткие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали.
3. Закреплять навыки выполнения базовой формы «простой» треугольник.
4. Продолжать учить выполнять поделки, используя схему.
Материал: Квадратные и прямоугольные листы бумаги разного формата и цвета, клей, ножницы – на каждого ребёнка. Схема.
Занятие 17
Тема: « Еловая веточка»
Цель: 1.Продолжаем усваивать умение выполнять базовую форму «воздушный змей»
2. Поднимать нижние ( короткие) стороны к линии перегиба.
3. Отгибать опущенные углы оставляя складку.
4. Украшать веточку сложенными игрушками по схеме.
5. Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: Квадратные листы бумаги по 10 штук размером 3/3 см ( 5/5 см), 2 ярких квадрата разного цвета размером 5/5 см, клей – на каждого ребёнка. Образец.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 18
Тема: « Летучая мышь»
Цель: 1. Продолжать овладевать умением сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям.
2. Закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях.
3. Закрепить графический язык оригами.
4. Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца.
Материал: Квадратный лист бумаги размером 20/20 см, фломастеры – на каждого ребёнка. Образец.
Занятие 19-20
Тема: « Ёлочки в лесу»
Цель: 1. Продолжать знакомить детей работать с прямоугольным листом бумаги, складывая его пополам совмещая длинные стороны, опускать верхние углы вниз к середине прямоугольника
2. Познакомить детей с базовой формой «шкафчик».
3. Воспитывать умение работать вместе, уметь договариваться.
Материал: Прямоугольные листы бумаги размером 6/6 , 7/7,8/8 см зелённого цвета, квадратный лист бумаги 3/3см, клей, фон для общей работы – на каждого ребёнка. Образец.
МАРТ
Занятие 21
Тема: «Лиса»
Цель: 1. Продолжать закреплять навык складывания листа бумаги по диагонали, отгибать полоску вверх от короткой стороны.
2. Закреплять умение раскрывать «карман» и расплющивать его верхний угол.
3. Продолжаем осваивать умение перегибать прямоугольный лист пополам, совмещая длинные стороны, поднимать нижние углы.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Образец, раздаточный - красный, квадратный лист бумаги размером 15/15 см; прямоугольный лист бумаги размером 15/8 см цветные карандаши.
Занятие 22
Тема: « Слоник»
Цель: 1. Продолжаем обучать навыку сгибать прямоугольный лист бумаги пополам отгибая сверху и снизу небольшие полоски. Закреплять знания детей о графическом языке оригами.
2. Самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.
3. Воспитывать уверенность в своих силах и способностях.
Материал: Раздаточный - 3 прямоугольных листа бумаги размером 15/8 см, (жёлтого, розового, голубого) цвета, клей, полоска 2/8см. Образец.
Занятие 23
Тема: « Колобок»
Цель: 1. Постигаем умение перегибать прямоугольный лист бумаги дважды.
2. Продолжаем приучать сгибать все углы равномерно , опускать верхние углы со стороны сгиба, переворачивать деталь.
3. Закрепить базовую форму «треугольник»
4. Формировать навыки управления процессами творчества.
Материал: Раздаточный - жёлтый прямоугольный лист бумаги размером 20/10 см, оранжевый и красные квадраты размером 3/3 см, цветные полоски бумаги, клей, ножницы. Образец.
АПРЕЛЬ
Занятие 24
Тема: « Волк»
Цель: 1. Продолжаем закреплять умение детей конструировать по типу оригами, используя графический язык оригами.
2. Формируем умение расправлять квадрат в треугольник, знать условные обозначения оригами.
3. Воспитывать внимание, собранность, дисциплинированность.
Материал: 2 серых квадратных листа бумаги размером 15/15 см, 10/10 см, клей, фломастеры.
Занятие 25
Тема: «Цветок Калла»
Цель: 1. Закреплять умение складывать квадратный лист «косынкой» , сгибать боковые углы к диагонали, переворачивать работу, поднимать уголки верх к центру.
2. Воспитывать самостоятельность, при экспериментирование с бумагой.
3. Развивать творчество, инициативу, самостоятельность.
Материал: Квадратный лист бумаги размером 10/10 см, жёлтого цвета, зелёные полоски разного размера ( для стебля и листьев), чёрный фон, клей, ножницы.
Занятие 26
Тема: «Колокольчик»
Цель: 1. Продолжать закреплять у детей умение работать с квадратным листом бумаги.
2. Закреплять практическими действиями знания графических символов, знакомых детям.
3. Развивать творческие способности, умение самостоятельно методом проб и ошибок конструировать простую фигуру, воспитывать усидчивость.
Материал: Раздаточный - 2 квадратных листа бумаги размером 10/10 см голубого цвета, клей, однотонный фон для работы, ножницы, полоски зелёного цвета разного размера. Образец.
МАЙ
Занятие 27 -28
Тема: « Цветик – семицветик»
Цель: 1. Продолжаем закреплять умение у детей самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.
2. Поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач.
3.Стимулировать эстетические оценки и суждения.
Материал: Раздаточный - 7 квадратных листа бумаги разного цвета, разме-ром15/15 см, фон чёрного цвета размером 25/25 см. Образец.
Занятие 29 -30
Тема: «Букет в вазе»
Цель: 1. Продолжать закреплять у детей навыки работы по схеме, поощрять творчество в создании художественного букета.
2. Поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач.
3. Закреплять умение создавать тематическое панно.
Материал: Разноцветные квадратные листы бумаги размером 10/10 см, 15/15 см, цветные полоски бумаги разного размера, фон размером 25/35 см, клей, ножницы – на каждого ребёнка. Образец.
Перспективный план для подготовительной к школе группе
СЕНТЯБРЬ
Занятие 1
Тема: Вводное занятие
Цель:1.Закрепить понятие об оригами - это японское искусство.
2.Вспомнить историю возникновения оригами.
3.Расширить графический язык оригами.
Материал: Выставка поделок оригами, плакат с условными
обозначениями.
Занятие 2
Тема: «Квадратик в гостях»
Цель:1.Продолжать закреплять умение детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали.
2.Закрепить условные обозначение «долина», «косынка», «шкафчик».
3.Учить сгибать получившийся треугольник по схеме.
4.Воспитывать внимание и терпение.
Материал: Плакат с условными обозначениями , квадратный лист бумаги 12/12 см. на каждого ребёнка, образцы поделок.
Занятие 3
Тема: «Тюльпан»
Цель: 1.Проработать навык сгибания квадратного листа бумаги пополам, совмещая два противоположных угла.
2.Закрепить условные обозначения: «долина», линия перегиба, «переворот», «гора».
3.Развивать умение дорисовывать не достающие части поделки.
4.Воспитывать художественный вкус, усидчивость.
Материал: Образец. Раздаточный - квадратный лист бумаги размером 12/12 см красного цвета, альбомный лист бумаги, фломастеры.
ОКТЯБРЬ
Занятие 4
Тема: «Вертушка»
Цель: 1.Закрепить умение сгибать лист квадратной формы по диагонали.
2.Знать и называть условные обозначения: «долина», «переворот», «блинчик».
3. Закрепить знание об инструкционной карте.
4.Развивать способность работать руками.
Материал: Раздаточный материал: квадратный лист 10/10. Инструкционная карта, образец.
Занятие 5
Тема: « Боровик»
Цель:1.Закрепить умение складывать прямоугольный лист пополам, совмещая короткие стороны.
2.Закрепить умение вкладывания готовых заготовок друг в друга.
3.Способствовать созданию грибов разными способами.
4. Активизировать творчество, фантазию.
Материал: По 2 прямоугольных листа бумаги коричневого и красного цвета размером 15/8 см и 10/11 см на каждого ребёнка, образец, схема.
Занятие 6
Тема: «Приключения золотой рыбки»
Цель:1.Учить детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник.
2. Закреплять уже знакомые условные обозначения.
3. Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Материал: Образец, раздаточный: по 2 квадратных листа 15/15 см, 2 полоски шириной 1 см, длинной 20 см из картона,
клей.
Занятие 7
Тема: «Карп»
Цель:1. Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги.
2.Учить разгибать внутренние уголки по схеме, сгибать фигуру пополам по продольной оси.
3. Развивать внимание, память, фантазию, компоновать готовые оригами в панно.
Материал: На каждого ребёнка - квадратный лист бумаги размером 15/15 см жёлтого цвета, цветные карандаши. Образец.
НОЯБРЬ
Занятие 8
Тема: «Цыплёнок»
Цель:1.Закреплять умение детей сгибать лист прямоугольной формы пополам, совмещая углы и противоположные стороны, расправлять квадрат в треугольник.
2.Проработать уже знакомые условные обозначения оригами.
3.Развивать уверенность в своих силах и способностях.
Материал: Образец. На каждого ребёнка - жёлтый квадратный лист бумаги размером 15/15 см, 2 квадратных листа бумаги размером 7,5/7,5 см, прямо-угольный лист бумаги размером 15/7,5 см, квадратный лист бумаги размером 5/5 см, клей.
Занятие 9
Тема: «Петух»
Цель:1.Закрепить понятие о базовой форме «воздушный змей».
2.Учить делать надрезы и опускать «перья хвоста». Сгибать уголки в центре фигурки, обозначая крылья.
3.Познакомить с приёмами: «карман, расплющить карман».
4. Развивать художественный вкус, воображение, фантазию, умение работать со схемой.
Материал: Квадратный лист бумаги размером 15/15 см красного цвета,2 квадратных листа бумаги размером 3/3 см, клей, цветные карандаши на каждо-го ребёнка. Схема.
Занятие 10-11
Тема: «Птичий двор»
Цель:1.Закреплять умение использовать в работе с бумагой знакомые базо-вые формы.
2.Пользоватся практическими знаниями графических символов, зна-комых детям.
3. Оформлять небольшое панно.
4. Стимулировать развитие памяти.
Материал: Образцы, схема. На каждого ребёнка - цветные квадратные листы бумаги размером 15/15см, 3/3 см, 7,5/7,5 см, прямоугольный лист бума-ги размером 15/7,5 см, цветные карандаши, основа для панно.
ДЕКАБРЬ
Занятие 14
Тема: «Ворона»
Цель: 1.Закрепить понятие «косынка».
2. Учить сгибать противоположные стороны к середине квадрата сложенного «косынкой», делать сгиб «ступенькой», сгибать внутрь головку.
3. Использовать полученные знания в работе со схемой.
4. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
Материал: Образец, схема выполнения поделки. На каждого ребёнка -
фломастеры, чёрный квадратный лист бумаги размером 18/18 см.
Занятие 15
Тема: «Голубь»
Цель:1. Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтали и вертикали.
2. Закрепить умение складывать треугольник в разных направлениях..
3. Закрепить графический язык оригами.
4. Развивать уверенность в своих силах и способностях.
Материал: Образец. Квадратный лист бумаги серого цвета размером 18/18 см, фломастеры на каждого ребёнка.
Занятие 16
Тема: «Снежинка»
Цель:1.Продолжать учить детей пользоваться базовой формой «стаканчик», «воздушный змей».
2. Закреплять умение соединять детали попарно , подклеивать детали, закреплять детали на основе.
3. Уметь пользоваться графическими символами.
4. Развивать пространственное воображение.
Материал: Образец поделки, плакат с графическими символами. 12 квадратов синего цвета размером 5/5 см, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см на каждого ребёнка.
Занятие 17
Тема: «Снегурочка»
Цель: 1. Продолжать закреплять умение детей конструировать по типу оригами, используя графический язык оригами.
2. Проявлять творчество в создании художественного образа.
3. Поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач.
4. Стимулировать эстетические оценки и суждения.
Материал: Образец, схема. Прямоугольник синего цвета размером 20/10 см, квадрат синего цвета размером 6/6 см (для короны), 2 квадратика размером 2,5/2,5 см из бумаги синего цвета, жёлтый квадрат размером 6/6 см на каждого ребёнка.
ЯНВАРЬ
Занятие 18
Тема: «Дед Мороз»
Цель: 1.Учить складывать фигурку «Деда Мороза» на базовой форме «воздушный змей».
2. Закреплять умение пользоваться приёмом «дорисовки».
3. Развивать стремление к самостоятельной деятельности, к доведению начатого дела до конца.
Материал : Красный квадрат размером 20/20 см., фломастеры на каждого ребёнка. Образец.
Занятие 19
Тема: «Звёздочки»
Цель: 1. Продолжать работу на базе «воздушный змей».
2. Совершенствовать навыки детей делать правильные, чёткие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали.
3. Закреплять навыки соединения деталей, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей.
4. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Поделки.
Материал: 8 квадратов размером 10/10 см 4 из них одного цвета , 4 - другого, клей на каждого ребёнка. Образец.
Занятие 20
Тема: « Снеговик»
Цель: 1.Закреплять умение совмещать длинные стороны прямоугольника, равномерно сгибать уголки.
2. Учить раскрывать и расплющивать «карман»
3. Дорисовывать недостающие элементы.
4. Развивать эстетическое восприятие.
Материал: Прямоугольники размером 20/20 см, 15/7,5 см белого цвета и квадрат зелёного цвета размером 7,5/7,5 см с одной стороны, клей на каждого ребёнка. Образец.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 21
Тема: «Открытка»
Цель: 1.Учить создавать на базе навыков и умений поделки оригами.
2. Составлять из готовых поделок открытку.
3. Развивать художественный вкус.
4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Материал: Разные по цвету и форме листы бумаги, клей, фломастеры, основа для открытки на каждого ребёнка.
Занятие 22
Тема: «Кораблик»
Цель: 1.Совершенствовать умение детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и вертикальной осям.
2.Учить сгибать все 4 угла к середине квадрата ,переворачивать заго-товку повторяя сгибание до получения «карманов».
3. Закрепить графический язык оригами.
4. Развивать стремление к самостоятельным действиям, к доведению начатого дела до конца.
Материал: Квадратный лист бумаги размером 20/20 см, фломастеры на каждого ребёнка.
Занятие 23
Тема: «Яхта»
Цель: 1. Познакомить с базовой формой «двойной квадрат».
2. Учить детей работать по схеме.
3. Закрепить условные обозначения: «вогнуть внутрь», «потянуть - вытянуть», раскрыть «карман».
4.Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Квадратный лист бумаги размером 15/15 см на каждого ребёнка. Образец.
МАРТ
Занятие 24
Тема: « Кукла»
Цель: 1. Продолжать учить складывать лист бумаги по диагонали, отгибать полоску вверх от короткой стороны.
2. Закреплять умение раскрывать «карман» и расплющивать его верхний угол.
3. Учить перегибать прямоугольный лист пополам, совмещая длинные стороны, поднимать нижние углы.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Образец. Раздаточный - красный, квадратный лист бумаги размером 6/6 см, 2 ярких квадратика размером 3/3 см, прямоугольник размером 7,5/7,5 см, клей, фломастеры.
Занятие 23
Тема: «Неваляшка»
Цель: 1.Учить перегибать прямоугольный лист бумаги дважды, опускать верхние углы к линии перегиба.
2. Закреплять знания детей о графическом языке оригами.
3. Самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.
4. Воспитывать уверенность в своих силах и способностях.
Материал: Образец. Раздаточный - 2 прямоугольных листа бумаги размером 15/8 см, 20/7,5 см (жёлтого, красного) цвета окрашенной с одной стороны, квадрат размером 6/6 см.
Занятие 24
Тема: « Матрёшка»
Цель:1.Учить перегибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая длинные стороны .
2. Закреплять умение раскрывать «карманы».
3. Закрепить понятие «косынка», «воздушный змей», «книжка».
4. Формировать навыки управления процессами творчества.
Материал: Образец. Раздаточный - жёлтый прямоугольный лист бумаги размером 20/10 см, оранжевый и красные квадраты размером 3/3 см, цветные полоски бумаги, клей, ножницы.
Занятие 25
Тема: «Поздравительная открытка»
Цель:1.Учить детей конструировать по типу оригами, используя графический язык оригами.
2. Закреплять умение создавать свои игрушки.
3. Воспитывать художественный интерес к созданию творческой работе.
Материал: Цветные листы бумаги, разные по размеру и форме, фломастеры, клей, ножницы, основа для открытки – на каждого ребёнка.
АПРЕЛЬ
Занятие 26
Тема: «Цветок Калла»
Цель:1.Закреплять умение складывать квадратный лист «косынкой», сгибать боковые углы к диагонали, переворачивать работу, поднимать уголки верх к центру.
2.Учить проявлять самостоятельность при экспериментирование с бумагой.
3.Развивать творчество, инициативу, самостоятельность.
Материал: Образец. Раздаточный - квадратный лист бумаги размером 10/10 см, жёлтого цвета, зелёные полоски разного размера (для стебля и листьев), чёрный фон, клей, ножницы.
Занятие 27
Тема: «Колокольчик»
Цель: 1.Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги.
2.Закреплять практическими действиями знания графических символов, знакомых детям.
3.Развивать творческие способности, умение самостоятельно методом проб и ошибок конструировать простую фигуру, воспитывать усидчивость.
Материал: Образец. Раздаточный - 2 квадратных листа бумаги размером 10/10 см голубого цвета, клей, однотонный фон для работы, ножницы, полоски зелёного цвета разного размера.
Занятие 28
Тема: « Букет»
Цель: 1.Учить детей самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность действий.
2.Поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач.
3.Стимулировать эстетические оценки и суждения.
Материал: Образец. Раздаточный - 7 квадратных листа бумаги разного цвета, размером15/15 см, фон чёрного цвета размером25/25 см, клей, ножницы, полоски цветной бумаги.
МАЙ
Занятие 29
Тема: «Дедушка и бабушка»
Цель: 1. Закрепить умение перегибать прямоугольный лист бумаги дважды, опускать верхние углы к линии перегиба(от середины верхней стороны)
2. Учить опускать углы вертикально , раскрывать «карманы» , расплющивать их.
3. Учить соединять детали в одно целое с помощью клея.
4. Воспитывать внимание усидчивость.
Материал: Образец. Раздаточный - цветные прямоугольные листы бумаги размером: 6/12, 10/15, 15/7,5 см; квадратные листы бумаги размером 10/10 см, 7,5/7,5 см , клей, цветные карандаши
Занятие 30
Тема: «Медведь»
Цель: 1.Закреплять умение пользоваться приёмом «косынка», находить сере-дину треугольника, перегибать получившийся треугольник на себя, опускать боковые стороны к линии перегиба.
2.Учить совмещать нижние стороны с нижней стороной, вгибать нижние углы внутрь.
3.Вспомнить базовую форму «воздушный змей», закрепить при изготовление лапок.
4.Обучать соединению деталей с помощью клея. Воспитывать терпение.
Материал: Образец. Раздаточный - коричневые квадратные листы бумаги размером 15/15 см, 10/10 см, 6/6 см, клей.
Занятие 31
Тема: «Заяц»
Цель: 1.Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали дважды, опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку».
2. Закреплять умение работать по схеме.
3. Использовать метод дорисовки и аппликации, дополнять фигурку лапками, деталями мордочки.
4. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Образец. Раздаточный - серые квадратные листы бумаги размером 7,5/7,5 см, 10/10 см, клей, ножницы, разноцветные полоски бумаги разного размера, фломастеры.
Занятие 32
Тема: «Сказка – Колобок» (коллективное)
Цель:1. Продолжать учить детей работать по схеме.
2.Учить проявлять творчество в создании сказочного образа.
3.Поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач.
4.Развивать умение создавать коллективную работу, осуществлять анализ и синтез в процессе сборки оригами.
Материал: Квадратные и прямоугольные листы бумаги разного размера и цвета, разноцветные полоски бумаги разного формата, фломастеры, ножницы, клей, фон для работы – на каждого ребёнка.
Заключение
Оценивая свою работу, пришла к выводу как – это занятие замечательно сближает детей (все они готовы помочь друг другу и показать, как именно делается то или иное действие), ребята увлеченно складывают поделки и уже через несколько занятий дети 5 – 6 лет, могут без моей помощи разобраться в схемах. Стремление сделать игрушку как можно лучше воспитывает в детях внимательность, аккуратность и четкость исполнения действий по схемам. Изредка можно устраивать выставки детских работ – они создают прекрасные композиции. Кроме того, ребенку приятно сознавать, что эту игрушку он сделал сам, они с радостью хвастаются перед родителями созданными поделками и с удовольствием изучают новые, все более сложные схемы.
Мне, как педагогу хочется надеяться, что овладение детьми оригами поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведет в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребенка.
Литература:
Просова Н. А. «Сказка из бумаги: оригами» пособие для детей 5-6 лет. Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007г.
Жихарева О. М. «Оригами для дошкольников»: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005г.
Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992г.
Афонькин С.Ю. «Бумажный конструктор» С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997г.
Сержантова Т. Б. «100 праздничных моделей оригами» Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис - Пресс, 2006г.
Соколова С. В. «Игрушки из бумаги: Оригами для малышей» С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009г. (Серия «Я расту!»).
Табарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка» Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996г.
«Художественно-творческая деятельность. Оригами»: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. авт.- сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. − Волгоград: Учитель, 2012г.
Хага К. «Оригамика. Геометрические опыты с бумагой». По ред. Массама Исоды и Ивана Высоцкого, изд. МЦМНО 2012 г.
Черенкова Е. Ф. «Оригами для малышей: 200 простейших моделей» Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007г. (Серия «Учимся играючи», «Азбука развития»)