КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«АРЧЕДИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
(для преподавателей, учителей физической культуры,
специалистов по воспитательной работе образовательных организаций)
п. Арчединского лесхоза,
2024г.
РАССМОТРЕНЫ
цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от « ___ » ___________ 20____г.
Председатель цикловой
комиссии _____________ Курылев Н.Н.
Методическая рекомендации «Формирование здорового образа жизни у студентов колледжа» представлены Сычевым Андреем Анатольевичем преподавателем физической культуры ГБПОУ «Арчединский лесной колледж».
В рекомендациях определены такие понятия, как «здоровье», «здоровый образ жизни», дана характеристика комплекса мотивационных мер, направленных наведение здорового образа жизни (ЗОЖ) студентами колледжа, методов, используемых в пропаганде и популяризации, а также барьеров, мешающих ведению ЗОЖ.
Проведен социологический анализ отношения студентов колледжа к ЗОЖ, разработаны практические рекомендации к формированию ЗОЖ в образовательных организациях и определены дальнейшие перспективы их реализации.
Данная рекомендации направлены на подготовку будущих специалистов, их успешную адаптацию в социальной среде, ориентацию на ценностное отношение к своему здоровью, как базису для успешного овладения своей специальностью и может быть полезна как для преподавателей и учителей физической культуры, так и для специалистов в области воспитания.
Составитель: Сычев Андрей Анатольевич, преподаватель физической культуры
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 | |
| |
1.1 Теоретическое определение категорий здорового образа жизни……….6 | |
1.2. Методы формирования целостного отношения студентов к здоровому образу жизни………………………………………………………..8 | |
| |
2.1. Методическое обоснование исследования………………………………..11 | |
2.2. Полученные результаты исследования…………………………………....12 | |
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………....18 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....19 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..21 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………22 |
ВВЕДЕНИЕ
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Представители философского и социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальный социальный аспект, который является составной частью жизни человека. Так же ЗОЖ рассматривается как мотивация человека. Имеются и иные точки зрения, но при этом резкой грани между ними нет, так как все они направлены на решение одной задачи: укрепление здоровья человека. ЗОЖ является предпосылкой для начала изучения развития его разных сторон жизнедеятельности человека, а так же достижения им активного долголетия, благодаря, которому человек сможет полноценно выполнять свои социальные функций.
В настоящее момент все больше уделяют внимание проблеме здоровья и ведению ЗОЖ студенческой молодежью. Все это объясняется тем, что от физического и психического здоровья нынешних студентов, во многом зависит социальное благополучие и работоспособность их в будущем как специалистов, которые призваны внести свой вклад в развитие страны. От знания и навыков ведения ЗОЖ в скором времени во многом будет завесить нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения, а так же социализация подростков в современном обществе.
Владение основами здорового образа жизни является главной ценностью подрастающего поколения и требует не только изучения, а и усвоения определенного объема знаний и навыков полученные входе социализации в учебном заведении. Определенные знания в сфере ЗОЖ предполагают определенный жизненный настрой, мотивацию и далеко не в последнюю очередь готовность к его физическому и психическому здоровью. Проблемы, связанные со здоровьем и физическим развитием студентов, которые в дальнейшем пагубно влияют на их состояние здоровья, наименее изучены.
В наше время учеба зачастую не благотворно влияет на здоровье студенческой молодежи. Во-первых, это ряд усугубляющих факторов, связанных с изменением образа жизни в первый год обучения. Так же, к факторам риска принято относить огромные учебные нагрузки в учебном процессе, отсутствие упорядоченной работы по мотивации, пропаганде и формированию ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Влияние всех этих факторов отрицательно сказывается на здоровье и физическом состоянии студентов. Более того, происходит снижение адаптационных возможностей организма, что зачастую приводит к развитию хронических заболеваний.
Из большого числа факторов риска, приводящих к хроническим заболеваниям, особенно у студентов, выделяют вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, неправильное питание и др.), а также недостаточную и малую информированность студентов о здоровом образе жизни.
Среди критериев адаптации студентов к условиям обучения выделяют субъективные и объективные показатели здоровья, физическое развитие, умственную работоспособность и успеваемость в зависимости от различных двигательных режимов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
1.1 Теоретическое определение категорий здорового образа жизни
Здоровье человека – это качественные характеристики, которые описывают физическое состояние человеческого организма как физиологического тела. Здоровый образ жизни включает в себя три группы такие, как: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни. Уровень жизни (уровень благосостояния) – это степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, применяемых в единицу времени. Стиль жизни – поведенческая сторона существования человека, т.е. установленный стандарт, под который подстраивается индивид (социально– психологическая категория). Качество жизни – анализ некоторого набора критерий и черт жизни человека, обычно основанный на его личной степени удовлетворённости этими условиями и чертами.
Здоровье – это основная ценность жизни человека, оно занимает наиболее высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – одна из важных составляющих частей человеческого состояния и одно из основных факторов социального и экономического благополучия. При этом здоровье осуществляет интеллектуальный, нравственно-духовный, физический и репродуктивный потенциал, который, может существовать только в здоровом обществе.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние совершенного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания и физических дефектов. Поэтому принято оценивать и изучать здоровье с разных сторон: сфера биологии и медицины; физкультуры и спорта; психологических наук. Данный момент в понятие здоровье включают такие составные части как: нравственное и духовное благополучие. Образец здоровья принято рассматривать с помощью некоторых его образующих: здоровье физическое (физическое состояние человека); здоровье психическое; здоровье социальное; здоровье нравственное. Это комплекс, который содержит в себе черты мотивационные и потребность в информации сферы жизнедеятельности, который описывает систему ценностей, установок и мотивов индивидуума в обществе. Нравственное здоровье человека связанно с духовностью, а так же оно связано с моралью, любовью, милосердием и красотой, это является основным условием преподавания и привития студентам мотиваций на ведение ЗОЖ. Здоровый образ жизни обусловлен постоянным образованием культуры здоровья у студенческой молодежи: физическое регулирование, физиологическое регулирование, психологическое регулирование, интеллектуальное регулирование. В основе практик работ, которые используются образовательными учреждениями как ориентирами состояния физического здоровья, которые формируется в процессе обучения студентам, выступают:
1) медицинские данные;
2) активность: физическая, трудовая, общественная, познавательная;
3) изучение студентами физической культуры;
4) адекватность самооценки своего здоровья, своих физических способностей и т.д.;
5) формирование физических качеств (выносливости, гибкости, скорости, силы);
6) формирование полезных навыков (памяти, координационных возможностей, движений, различной чувствительности);
7) воспитание и привития самовоспитания (использование режима дня, питания, диагностики собственного здоровья и т.д.).
Здоровый образ жизни во многом находится в зависимости от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни воспринимаются студентами как личностно–значимые, но не всегда схожи с ценностями, выработанными общественным сознанием (СМИ).
Поэтому в колледже нужно обеспечить сознательный выбор студентом общественных ценностей здорового образа жизни и формирования на их основе стабильной, индивидуальной системы ценностных ориентаций.
1.2 Методы формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни
Здоровый образ жизни – это целостная система, которая защищает человека от риска негативных воздействий на организм в процессе его активной жизнедеятельности и направлена на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни у студентов включает в себя:
1) метод пропаганды для повышения уровня знаний о негативных влияний факторов риска (пагубных привычек и т.д.) на здоровье и ЗОЖ;
2) снижения риска заболеваний;
3) обучение и привитие навыков ведения и соблюдения основа полагающих ЗОЖ;
4) популяризация занятий физической культурой (туризмом и спортом);
5) известность и доступность методов оздоровления организма.
Здоровый образ жизни в основном состоит из следующих составляющих:
1) трудотерапия, которая направлена на сохранение здоровья человека и увеличению трудоспособности;
2) активное участие в культурно массовых событиях, занятия физической культурой, избегание низко активного образа жизни, занятия в спортивных секциях и отказ от вредных привычек (употребление алкогольных напитков, курения), соблюдения правильного, сбалансированного и здорового питания, соблюдение правил личной гигиены, создание благоприятного психологического климата в семье;
3) создание благоприятной и межличностной атмосферы в трудовых коллективах, семьях;
4) добровольное участие в различных профилактических мероприятиях посвященные ЗОЖ, которые проводят медицинские и муниципальные учреждения и др.
На данный момент состояние здоровья и образ жизни студентов входят в число одних из самых важных компонентов, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Благодаря этому формируется образ жизни, который с каждым годом становится все более популярным и модным направлением в молодежной среде.
Мотивация здорового образа жизни – это комплекс созданных мер, которые направленные на проявление у человека стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни
В пропаганде и популяризации ЗОЖ используются такие методы как: устная, печатная, наглядная и комбинированная пропаганда ЗОЖ среди студенческой молодежи.
Метод устной пропаганды считается наиболее эффективным среди студентов. Наверное, потому, что это самый популярный метод среди людей, которые занимаются пропагандой ЗОЖ. В основном этот метод выбирают потому, что он экономичный, простой и доступный в организационном отношении.
Метод пропаганды включает обычно в себя такие средства, как:
1) Способ печатной пропаганды (статьи, санитарные листки, инструкции, листовки, печатные издания, журналы, буклеты, брошюры, книжки, лозунги и т.д.);
2) Наглядный метод пропаганды (выделяются две категории наглядной пропаганды: естественные объекты и изобразительные средства);
3) Комбинированный метод пропаганды (воздействие слуховых и зрительных анализаторов);
4) Статистический метод пропаганды (эффективность и качество работы лечебно–профилактических учреждений);
5) Исторический метод пропаганды (позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития);
6) Экономический метод пропаганды (отслеживание финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств);
7) Экспериментальный метод пропаганды (методы работы медицинских учреждений и отдельных служб системы здравоохранения);
8) Социологические методы пропаганды (метод интервьюирования, анкетный метод);
Формирование здорового образа жизни, осуществляется помощью трех уровней
1) социальный уровень (пропаганда через СМИ);
2) инфраструктурный уровень (наличие свободного времени, материальных средств);
3) личностный уровень (система ценностных ориентации человека);
Важно понимать, что каждый учащийся способен менять среду вокруг себя, тем самым, при этом, исключая возможные вредные воздействия окружающей среды.
Формирование здорового образа жизни у студенческой молодежи осуществляется благодаря поступающей извне информации, благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений и самочувствия. Формирование здорового образа жизни – очень долгий процесс формирования правильного образа здорового образа жизни и может продолжаться всю сознательную жизнь.
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
2.1 Методическое обоснование исследования
Данное исследование проводилось совместно со студентами выпускного четвертого курса Арчединского лесного колледжа (специальность 35.02.12. «Садово-парковое и ландшафтное строительство») в рамках подготовки к участию в X региональной научно-практической конференции для педагогов и обучающихся «Мир моей профессии».
Цель исследования - изучить отношение студентов к здоровому образу жизни.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность, значение и основные понятия здорового образа жизни;
2) определить отношение студентов к здоровому образу жизни на основании проведенного анкетирования;
3) выявить основные вредные привычки, мешающие ведению здорового образа жизни;
4) сформулировать выводы, практические рекомендации и заключение на основании полученных данных.
Задача практической части исследования – разработка анкеты на тему: «Отношение студентов колледжа к здоровому образу жизни».
Гипотеза исследования - большинство студентов стремится вести здоровый образ жизни, но различные обстоятельства и причины мешают этому.
Данная работа выполняется с использованием следующих методов:
1. Метод анализа научно-методической литературы.
2. Метод сбора данных - сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетного опроса, который позволил получить результаты из первичного источника (от студентов). Для опроса был разработан специальный инструментарий – анкета для студентов колледжа.
3. Метод анализа данных - традиционная статистика, дающая общую информацию по изучаемому вопросу.
Эмпирическая база исследования: работа проводилась в ГБПОУ «Арчединский лесной колледж» Фроловского муниципального района, Волгоградской области.
Я считаю, что данная тема является современной и актуальной, так как современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности, отказ от вредных привычек, осознанное отношение к своему здоровью помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего или учебного дня выполнить все намеченные дела.
2.2 Полученные результаты
Для того чтобы выявить барьеры, мешающие вести ЗОЖ и, собственно, отношение респондентов к ЗОЖ, мы проанализировали ответы студентов на вопросы анкеты и получили результаты, отображенные на рисунках как в форме графического изображения (диаграмм), так и в процентном соотношении между юношами и девушками. Возраст опрошенных нами студентов 16-20 лет. В опросе приняли участие 20 юношей и 20 девушек (по 10 человек от каждого курса – с первого по четвертый).
В данном опросе был использован термин «вредные привычки» для того, что бы респондентам было понятно, о чем их хотят спросить. Оказалось, что большинство опрошенных студентов имеют вредные привычки. Но при этом среди юношей (67,8%) процент имеющих вредные привычки меньше чем среди девушек (68,6%). А студентов, которые считают, что у них нет вредных привычек в два раза меньше (юноши 32,2%, девушки 31,4%) (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Как Вы считаете, есть ли у Вас вредные привычки?»
Из рисунка мы увидели, что большинство студентов (юноши 67,8%, девушки 68,6%) считают, что имеют вредные привычки. Поэтому следующий вопрос из анкеты, «Какие вредные привычки у Вас есть?», помог нам узнать, какие факторы мешают студентам вести ЗОЖ.
Результаты показали, что главным фактором наносящим вред здоровью и мешающий вести ЗОЖ у студентов является «курение» (юноши 44,4%, девушки 20,9%). Второй по значимости фактор идет «употребление алкогольных напитков» (юноши 25,2%, девушки 19%). Третий фактор, это «жирная еда и еда из фастфуда» (юноши 20%, девушки 18,3%). Но при этом, 26,1% юношей считают, что у них нет вредных привычек, и всего лишь 5,2% девушек говорят, что у них нет вредных привычек (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 -Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Какие вредные привычки у Вас есть?»
Большая часть опрашиваемых юношей (63,5%) и девушек(64,1%) хотели бы начать вести здоровый образ жизни. Уже ведут ЗОЖ лишь 20,9% юношей и 24,2% девушек. А самая малая часть студентов (юноши 15,7%, девушки 11,8%) не хотят вести ЗОЖ. Можно сделать вывод, что у большинства опрашиваемых студентов есть желание начать вести ЗОЖ в противовес маленькому проценту тех, кто не желает вести ЗОЖ (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Хотели бы Вы начать вести здоровый образ жизни?»
Для более точного анализа отношения молодёжи к здоровому образу жизни. Мы сопоставили результаты ответов респондентов на вопросы, в которых они указали своё личное отношение к ЗОЖ с их ответами на группу вопросов «составляющие здорового образа жизни». Составляющие здорового образа жизни. По мнению большинства юношей (66,1%) и девушек (81%) ЗОЖ – это совокупность таких факторов как: соблюдение правил здорового питания, физическая активность, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек. Самый не популярный фактор среди студентов (юноши 4,9%, девушки 2%) стал «режим труда и отдыха», это говорит о том, что всего лишь малая часть студентов соблюдает режим труда и отдыха, что не может радовать (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 - Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Что такое ЗОЖ по Вашему мнению?»
Но, что не может не радовать – большая часть учащихся (юношей 54,3%, девушек 60,8%) считают, что ведут ЗОЖ (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Считаете ли Вы, что ведете ЗОЖ?»
Большинство юношей (53,9%) считают, что вести «ЗОЖ – это важно», так же считают и чуть меньше половины девушек (41,2%). Вторая часть юношей (46,1%) и большая часть девушек (58,8%) считают, что вести «ЗОЖ – это не важно». Как видно, из диаграммы, что большинство студентов считают ведение «ЗОЖ – это не важно», из них больше девушек (58,8%) которые так считают, чем юношей (46,1%). Но при этом больше юношей (53,9%) считают, что «ЗОЖ – это важно», в отличие от девушек (41,2%) (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Вести здоровый образ жизни – это важно?»
Малая часть студентов (юноши 0%, девушки 2,6%) считают, что можно обойтись без здорового образа жизни (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 - Общее распределение респондентов по полу на вопрос
«Ваше личное отношение к ЗОЖ?»
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ проведенного анкетирования позволил получить данные, на основании которых были сделаны выводы, полностью подтвердившие гипотезу о том, что большинство студентов стремится вести здоровый образ жизни, но различные обстоятельства и причины мешают этому.
67,8% юношей и 68,6% девушек считают, что у них есть вредные привычки. Главным фактором, наносящим вред здоровью и мешающий вести ЗОЖ, является «курение» (юноши 44,4%, девушки 20,9%). Второй по значимости фактор - «употребление алкогольных напитков» (юноши 25,2%, девушки 19%). Третий фактор, это «жирная еда и еда из фастфуда» (юноши 20%, девушки 18,3%).
Что касается второй части гипотезы о том, что в целом все студенты относятся к ЗОЖ положительно – действительно, по данным анкетирования мы видим, что большинство на вопрос «Ваше личное отношение к ЗОЖ» ответили: «это здорово, стараюсь его соблюдать».
На основе полученных данных были разработаны практические рекомендации и определены дальнейшие перспективы их реализации:
1) полноценная организация графика учебного процесса;
2) четкое и стабильное расписание урочных занятий, спортивных секций, соревнований;
3) организация различных мероприятий для пропаганды физической культуры, спорта и ЗОЖ среди студентов в выходные и свободные от учебных занятий дни;
4) организация здорового, сбалансированного и рационального питания;
5) оптимизация двигательного процесса во время обучения студентов;
6) организация занятий физической культурой и спортом во время всего процесса обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данными методическими рекомендациями был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения студентов к здоровому образу жизни, суть которого заключалась в применении комплексного подхода к изучению данной темы: изучение и выявление барьеров, мешающих вести ЗОЖ и отношение к ЗОЖ студентов колледжа.
Положительно относятся к ведению ЗОЖ, и изъявляет желание вести его чуть большое количество студентов, так же большинство ведёт ЗОЖ частично, а малая часть не ведут ЗОЖ вообще. И что же может мешать студентам вести ЗОЖ при положительном отношении к нему и наличии желания ему следовать? Очевидно, что причину стоит искать в барьерах. В первой части опроса видны барьеры, мешающие вести студентам ЗОЖ. Результаты опроса показали, что основными барьерами стоит считать наличие вредных привычек. Так же большинство юношей и девушек выделили фактор, который существенно наносит вред их здоровью в повседневной жизни, это «курение». Причиной возникновения этих барьеров, наверное, стоит считать нынешний ритм жизни студентов. Однако большинству хоть и частично, но всё же удаётся вести здоровый образ жизни, что не может не радовать. Во второй части исследования рассмотрели отношение студентов к ЗОЖ. Нам удалось выяснить, что ЗОЖ для большинства студентов это совокупность соблюдения правил здорового питания, физической активности, режима труда и отдыха, отсутствия вредных привычек.
Итак, рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог. В данном исследовании было выяснено, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер. При ведении здорового образа жизни улучшается эмоциональное самочувствие, повышается работоспособность и нормализуется жизнедеятельность организма. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание и отказ от вредных привычек), которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (т.е. здоровье) в реальной окружающей среде и активное долголетие.
В заключении хотелось бы добавить, что проблема формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи (студентов) является актуальной, так как именно ЗОЖ является той базовой основой, которая позволяет в полной мере овладеть будущей профессией, в дальнейшем быть конкурентноспособным на рынке труда и успешно социально адаптироваться в нашем очень непростом мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков И. С. Физическая культура. – М., 2003. – 255с.
2. Брехман И.И. Введение в валеологию – наука о здоровье. – Л.,1987.– 125с.
3. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993. – 269с.
4. Дорофеева С.М. Проблемы здоровья и экологии: журнал №3, ГГМУ,2007г - 1с.
5. Журавский А. Ю. Физическая культура и здоровье: журнал №2, Минск, 2009г. - 24с.
6. Здоровье, развитие, личность / под. Ред. Ф.Г. Мурзакаева. – Уфа, 1987. – 280с.
7. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. // Валеология . – 1982. - № 1, 49 – 58с., № 4, 29 – 33с.
8. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М., 1982. – 90с.
9. Лисицин Ю.П., Полунин И.В. Здоровый образ жизни ребенка. – М., 1984. – 380с.
10. Лукашева М. Вестник ЗОЖ: журнал №13, М., июль 2007г. - 1с.
11. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании, образовании// ПСС. - Т.1-М.,1957 - 185с.
12. Павлов И. П. ПСС. - Т.3.-Кн.1.-М.,1951. - 38с.
13. Семенов В.С. Культура и развитие человека. // Вопросы философии.–1982. - № 4. –15 – 29с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета
«Отношение студентов колледжа к здоровому образу жизни»
Уважаемый студент! Мы, студентки 4 курса, проводим исследование на тему «Здоровый образ жизни и отношение к нему студентов колледжа», целью которого является определение отношения студенческой молодежи к здоровому образу жизни. Убедительная просьба искренне и правдиво ответить на вопросы данной анкеты. Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы.
1. Ваш пол?
а) женский;
б) мужской.
2. Что такое ЗОЖ по Вашему мнению?
a) соблюдение правил здорового питания;
б) физическая активность;
в) режим труда и отдыха;
г) отсутствие вредных привычек (отказ от курения, алкоголя, наркотиков);
д) все перечисленные варианты.
3. Считаете ли Вы, что ведете здоровый образ жизни?
a) да (пропускаете вопрос № 5,6);
б) нет.
4. Как Вы считаете, есть ли у Вас вредные привычки?
a) да;
б) нет (пропускаете вопрос).
5. Какие вредные привычки у Вас есть?
a) курение;
б) употребление алкогольных напитков;
в) жирная еда и еда из фастфуда;
г) у меня нет вредных привычек;
д) прочее.
6. Хотели бы Вы начать вести здоровый образ жизни?
a) уже веду;
б) да;
в) нет.
7. Вести здоровый образ жизни – это важно?
a) да;
б) нет.
8. Ваше личное отношение к ЗОЖ:
a) это здорово, стараюсь его соблюдать;
б) можно обойтись и без него;
в) иногда следует соблюдать.