25
МБУ ДО «Тереньгульская детская школа искусств»
Методическая разработка
Концертные формы проведения урока
музыкальной литературы в ДШИ
Автор : Скачкова Юлия Алдександровна
Тереньга
2023
Содержание
Введение 3
1. Особенности музыкального восприятия детей 4
2. Методы музыкального обучения детей 5
3. Методические особенности проведения урока музыкальной
литературы в ДМШ 6
4. Особенности проведения лекции-концерта 7
5. Особенности проведения урока в концертном зале 8
6. Методические разработки 9
- Камаева Н. Методическая разработка «Квартет» 9
-Опарина А. «Творческий портрет А. Вивальди» 15
Заключение 20
Приложение 21
Библиография 24
Введение.
Цель данной работы – рассмотреть такую альтернативную форму урока музыкальной литературы, как «урок в концертном зале». На наш взгляд, эта форма урока является интересным и весьма продуктивным дополнением к классическим урокам музыкальной литературы. Прослушивание музыкальных фрагментов на уроке музыкальной литературы предусмотрено программой. Однако на «классическом» уроке часто на это остается мало времени, само прослушивание идёт чаще всего, в аудиоформате или в видеозаписи, без «живого» музицирования. В подобных ситуациях и приходит на помощь форма «урока в концертном зале», где можно проверить и закрепить накопленные знания ребят и подкрепить их впечатления новой для них формой прослушивания музыки. Тем более, что живое исполнение всегда лучше самой качественной записи. Кроме того, немаловажно, что участниками концертов могут быть сами учащиеся музыкальных школ. Для них такие концерты предоставляют дополнительную возможность совершенствования исполнительских навыков, расширения и накопления репертуара. А сама дисциплина «Музыкальная литература» становится не обособленным предметом – дети учатся видеть связь между предметами ДМШ.
Задачи подобных занятий:
- создать условия для практического применения навыков, полученных на классическом уроке музыкальной литературы.
- увлечь детей искусством, научить их вслушиваться в звучащую музыкальную ткань, эмоционально переживать услышанное.
- развить опыт в нахождении образно-смысловых аналогий музыки, литературы, живописи и движения, особенно если ребята в ДШИ учатся и другим искусствам.
Встречи с музыкой в концертном зале обогащают мир ребенка яркими эстетическими эмоциями. Кроме того, на подобных концертах достигаются и более узкие, но не менее значимые цели: воспитание культуры восприятия серьезной музыки и усвоение правил поведения в концертном зале (праздничная одежда, знакомство с афишей и программой концерта, слушание музыки в тишине, выражение своего позитивного отношения к понравившимся музыкальным произведениям и их исполнителям, аплодисменты и пр.)
Несомненно, для создания качественного «урока-концерта», педагогу-музыковеду кроме знаний о методических особенностях проведения урока музыкальной литературы, особенностях проведения концерта-лекции, необходимы знания по возрастной, педагогической, музыкальной психологии.
При подготовке педагога-музыковеда к концертной форме урока музыкальной литературы, на помощь приходит опыт известных лекторов, готовящих концерты для детей. В наше время этим успешно занимаются Светлана Виноградова, Жанна Дозорцева, Артем Варгафтик (Москва), Анастасия Папенина, Наталья Энтелис (Санкт-Петербург). В Ярославле ведущие детских филармонических концертов – Наталья Камаева, Лидия Янковская.
Особенности музыкального восприятия детей.
Восприятие — «одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа».1
Музыкально-слуховая деятельность детально исследована в отечественной и зарубежной литературе. Большой вклад в развитие этой проблемы внесли исследования Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Е. В. Назайкинского, В. В. Медушевского, А. Н. Сохора, В. Г. Ражникова. Эти исследователи предпринимали попытки рассмотрения музыкального восприятия как процесса, органически связанного с личностью человека во всем многообразии ее отношений с действительностью. Как слушатель в деталях и в целом воспринимает музыкальное произведение, развивающееся в виде специфического звукового процесса; каковы психологические предпосылки, обеспечивающие художественное эстетическое переживание, понимание, оценку, адекватность восприятия композиторского и исполнительского замысла; как закономерности восприятия отражаются в музыкальном языке и в строении конкретных произведений; каковы психологические механизмы взаимосвязей музыки и действительности - эти и аналогичные проблемы составляют основной предмет психологии музыкального восприятия.
Музыкальное восприятие – «отражение чувственных (в случае с музыкой – звуковых, слышимых) признаков конкретного предмета, т. е. наглядный (слуховой) образ этого предмета, возникающий при его непосредственном созерцании (слушании). Художественное же (в частности, музыкальное) восприятие протекает одновременно в форме и ощущениях восприятий и представлений (образы предметов, воссоздаваемые памятью или творимые воображением), и абстрактного мышления. При этом в нем особо значительна роль фантазии, благодаря чему оно приобретает некоторые отличительные черты творчества (хотя в целом является все же не создающей, продуктивной, а воссоздающей, репродуктивной деятельностью)»2
Каждый возраст имеет свои психологические особенности: восприятие, память, внимание и т.д. Восприятие у ребенка и взрослого человека неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта. Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, и наличие способности длительного сосредоточивания. Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку. Д. К. Кирнарская в книге «Музыкальное восприятие» пишет, что «Дети склонны воспринимать музыку образно, конкретно, привлекая внемузыкальные ассоциации».3 «Им свойственна конкретность и внимание к единичному явлению как таковому,… мышлению аналогиями, они любят сопровождать музыку ассоциациями и внемузыкальными образами…»4.
Особенности индивидуального развития позволяют детям одного и того же возраста воспринимать произведения разной сложности (особенно, если учитывать, что в группах по музыкальной литературе зачастую встречаются дети разного возраста). Поэтому изначальное подведение всех детей под один заданный уровень восприятия может иметь отрицательные последствия, т. к. будет тормозить педагогический процесс там, где он может развиваться весьма интенсивно. Важно подбирать произведения или предлагать задания разной степени сложности - с таким расчетом, чтобы они оказывались каждый раз достаточно трудными для каждого ребенка. Учитывая индивидуальные особенности, можно строить в достаточной степени эффективную методику развития восприятия.
Методы музыкального обучения детей.
Методы музыкального воспитания детей следует отбирать исходя из вышеперечисленных особенностей восприятия. На наш взгляд наиболее эффективны и употребительны следующие из них:
- словесные методы (рассказ, беседа, лекция)
- наглядные (исполнение художественных произведений, показ иллюстраций, рисунков, фотографий и т.д.)
- практические (упражнения в выполнении тех или иных способов действий).
Все перечисленные методы имеют свою специфику и способствуют повышению эффективности обучения.
Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать учащихся создавать атмосферу сопереживания, сочувствуя тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, вызывая ответный отклик и интерес к тем событиям или героям, которым посвящено музыкальное произведение. С помощью словесных методов ребенок осваивает музыкальные термины, которые постепенно входят в его активный словарь. С помощью слова педагог закладывает у учащихся основы художественных знаний, художественной культуры. Поэтому речь педагога всегда должна быть хорошо продуманной, выразительной (эмоционально окрашенной, интонационно разнообразной), убедительной.
Наглядные методы также должны широко использоваться в музыкальном воспитании детей. Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для воспринимающего. Дидактические пособия, карточки, рисунки, фотографии композиторов, репродукции картин художников, музыкальные инструменты и т. д. – все эти средства - расширяют возможности познания, делают процесс обучения более эмоционально-насыщенным.
Практические методы обучения также необходимо использовать на уроках музыкальной литературы. Это самый сложный метод, поскольку предполагает активность учащихся, их самостоятельность. Самостоятельная работа формирует необходимые учения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях. К таким заданиям относятся: выражение своих мыслей о прослушанной музыке в устной или письменной форме, дискуссии между учащимися на тему, заданную педагогом, исполнение музыкальных примеров.
Наряду с репродуктивными методами широко применяются методы проблемного обучения, или проблемно-поисковые. Их основная цель - развивать у учащихся навыки творческой учебно-познавательной деятельности. Эти методы способствуют развитию гибкости мышления, творческого воображения, что, несомненно, имеет большое значение при восприятии искусства и при включении учащихся в активную художественную деятельность.
К методам стимулирования и мотивации учения, представляющим вторую группу методов, можно отнести дидактические игры, занимательные упражнения, создание ситуаций эмоциональных переживаний. Игра является методом стимулирования художественной деятельности и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к разнообразной художественной деятельности.
В специальную группу методов обучения можно выделить применение технические средств обучения, среди которых — аудио и видеоаппаратура, радио и телепередачи, компьютерные программы и т. д. Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедительным.
Приучая детей видеть прекрасное в окружающем, в искусстве, педагог может применять методы, стимулирующие эстетическую деятельность, побуждающие к активным практическим действиям, связанным как с восприятием произведений искусства и их оценкой, так и с участием в разнообразных видах художественной деятельности.
Среди таких методов можно выделить методы стимулирования поведения детей - поощрение, порицание, наказание, которые применяются в разной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др.
Эти методы применяются в комплексе, поэтому классификация их весьма условна. Рассмотрение же каждого метода в отдельности позволяет выделить их характерные особенности, преимущества. Методы обучения и воспитания отбираются и применяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе общения педагога с детьми. Наибольший эффект в художественном воспитании и обучении может быть достигнут только при умелом, глубоком использовании педагогом методов в их разнообразных сочетаниях.
3. Методические особенности проведения урока музыкальной литературы в ДМШ.
1) Принцип чередования рассказа преподавателя и прослушивания музыкального произведения. На уроке, как правило, больше времени возможно уделить первому, что обычно и делается. Однако, при обсуждении проблем преподавания музыкальной литературы на методических советах, презентациях программ по данному предмету часто поднимается вопрос о нехватке времени для того, чтобы объяснить музыкальное произведение и прослушать его. Вследствие чего часто получается так, что изучаемое произведение либо слушают мало, либо не полностью, а иногда, к сожалению, успевают только поговорить о нем, не закрепив высказанные мысли музыкальными впечатлениями. Поэтому, на наш взгляд, форма урока музыкальной литературы в концертном зале поможет расширить объем прослушанной музыки.
2) Возможность делать краткие записи в тетрадях учащихся, что поможет им дома закрепить материал, зафиксировать впечатления от прослушанной музыки; Кроме того, на уроке и дома учащиеся могут работать с учебником, где они получат дополнительные сведения и смогут поработать с нотным текстом.
3) Принцип диалога. Несомненно, очень важный момент, поскольку побуждает учащихся к активному восприятию информации.
3) Принцип наглядности на уроках. Педагог должен стремиться находить связи между музыкальными произведениями и живописью, литературой, привлекать видеоматериалы.
4) Слушательская аудитория на уроках, как правило, бывает одной возрастной категории, что, несомненно, является положительным моментом для восприятия. Однако, часто бывает и так, что ученики в одной группе отличаются по возрасту.
Вышеизложенные особенности проведения урока музыкальной литературы выведены на основе обобщения опыта, изложенного в следующих методических пособиях:
1. Царева Н., «Слушание музыки». – М.: РОСМЭН, 1998.
2. Ушпикова Г. А. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. Спб.: Союз художников, 2010.
3. Иофис, Б. Р. Музыкальная литература: примерная программа и методические рекомендации для детских музыкальных школ и музыкальных отделений искусств / Б. Р. Иофис. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М.,2004.
4. Лагутин, А. И. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине "Музыкальная литература": для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств /А. И. Лагутин. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М. , 2002.
5. Лисянская Е. Б. Примерные тематические планы по предмету "Музыкальная литература": Для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) /[Е. Б. Лисянская]. – Министерство культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. – М., 1990.
4. Особенности проведения лекции-концерта.
1) Принцип чередования рассказа преподавателя (ведущего) и прослушивания музыкального произведения. Естественно, на концерте преобладает второе. Комментарии педагога-музыковеда должны быть краткими и ёмкими. Перед прослушиванием музыки они должны настраивать слушателя, подготавливать его к восприятию. Реплики после прослушивания произведений скорее нацелены на проверку эмоционального отклика слушателей.Возможны сознательные остановки – между частями цикла, номерами оперы или балета, цель которых – помочь слушателю сориентироваться в происходящем на сцене, пояснить некоторые особенности данного «номера». Кроме того, при более подробных лекциях-концертах возможны и более мелкие остановки – если ведущий ставит цель пояснить важные средства музыкальной выразительности. Однако при таком варианте важно после «разбора» прослушать музыкальное произведение (или его часть) полностью5.
2) Принцип наглядности на лекциях-концертах, посвященных подробному изучению музыкальных инструментов, оркестров (симфонического, народного). Прекрасная возможность увидеть и услышать изучаемый музыкальный инструмент «вживую», а не на картинке, понять какие-то особенности звукоизвлечения.
3) Слушательская аудитория на концерте, как правило, смешанная – это дети разных возрастов и взрослые.
4) Принцип диалога ведущего и зрителей.
5. Особенности проведения урока в концертном зале.
1) Пояснения педагога-ведущего, несмотря на то, что это урок, все же должны быть достаточно краткими. Однако педагог должен так построить свою речь, чтобы решить следующие задачи: установление контакта со слушателями, подготовка их внимания для дальнейшего восприятия музыки; проверка уровня музыкального кругозора учащихся.
2) Принцип наглядности, характерный для обеих форм (урока и лекции-концерта) нужно использовать как можно активнее. Это может быть демонстрация портретов композиторов, репродукций картин художников или видеоряда через проектор. Этот принцип уникален при изучении музыкальных инструментов. Если тема концерта посвящена какому-либо танцу, например вальсу, и, если позволяют возможности (в школе искусств есть хореографический класс) – можно организовать классический танец в красивых бальных костюмах. Возможности использования этого принципа не ограничены и целиком зависят от желания и фантазии педагога.
3) Смешанная слушательская аудитория - это дети разных возрастов, иногда – с их родителями.
Этот момент создает с одной стороны сложность – нужно доносить информацию так, чтобы было понятно детям младшего возраста, но и не было скучно старшеклассникам. Чтобы разрешить эту проблему, возможно, стоит делить такие мероприятия на концерты для детей младшего возраста (1-3 классы ДМШ), куда будет входить курс слушания музыки6, и концерты для старших детей (4-7 классы). Темами концертов для старших детей могут быть: «220 лет со дня рождения австрийского композитора Франца Шуберта» (31 января 2017 г.), «Творческий портрет Антонио Вивальди»; «Тема времен года в музыке».
С другой стороны, участие родителей в подобных концертах – несомненный плюс, т. к. родители, оказавшись включенными в урок, смогут в нем поучаствовать, чем поддержат детей. После концерта ребята смогут обсудить с родителями свои впечатления, что будет способствовать развитию умения высказывать свои мысли.
4) Принцип диалога также должен стать помощником для педагога-ведущего. Кроме проверки уровня знаний учащихся в такой форме, преподаватель может организовывать игры для детей младшего возраста, ребята могут поучаствовать в некоторых концертных номерах, например, поиграть на ударных инструментах в произведениях, где это возможно. Педагог должен ставить задачи перед прослушиванием очередного произведения, например, угадать известное произведение или рассказать о характере музыки, о выразительных средствах. Это будет побуждать учащихся внимательнее слушать музыку.
6. Методические разработки.
В качестве основы для создания собственной методической разработки автором был взят сценарий урока-концерта Натальи Камаевой (Ярославль) под названием «Квартет». Этот сценарий существует только в устной форме, он был использован в собственной практике автора этой работы с согласия Н. Камаевой и показал хорошие результаты.
Методическая разработка «Квартет».
Предполагается, что концерт проводится после знакомства на уроке «Слушания музыки» с инструментами симфонического оркестра. Слушательская аудитория – дети младших классов. Задачи:
- Закрепление знаний об инструментах симфонического оркестра.
- Более детальное изучение струнной группы, знакомство с понятием «квартет» посредством театрального воплощения одноименной басни Крылова.
- Обсуждение с ребятами морали басни.
- В исполнении квартета показать серию разнообразных пьес из учебной программы по слушанию музыки с предварительной подготовкой детей к восприятию исполняемых произведений.
- Пробудить у детей интерес к музыке, желание слушать и понимать ее, получая эстетическое удовольствие.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня перед вами выступит квартет струнных инструментов. Вы наверняка знаете, сколько инструментов участвуют в квартете? ________
А какие это инструменты? _________________
Предполагается, что ребята смогут дать ответы на эти несложные вопросы, используя знания, полученные на уроках слушания музыки. Как правило, учащиеся легко с ними справляются. Иногда с затруднением вспоминают альт.
Совершенно верно.
Но сегодня перед вами выступят необычные музыканты. Они предстанут перед вами в образе героев басни Крылова под названием «Квартет» и разыграют для вас спектакль.
Наши музыканты, участники квартета, приготовили для вас загадку.Вы услышите ее в конце концерта, а для того, чтобы ее разгадать, нужно очень внимательно слушать музыку.
Итак, начнем спектакль. (выделенный текст говорит ведущий)
Проказница-мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет. (музыканты безуспешно пытаются сыграть танец маленьких лебедей из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»).
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй, - говорят, - возьми на частерпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Красиво музыканты играли?___________
Вопрос побуждает учащихся сделать самостоятельный вывод о качестве игры музыкантов. Обычно дети легко и все вместе на него отвечают.
Слаженно? А что нужно им сделать, для того, чтобы играть лучше?______
Вновь побуждение к размышлению. Ребята должны озвучить мораль басни.
учиться.... А где учатся музыке?... В музыкальной школе. Здесь наверняка есть ребята, которые учатся в музыкальной школе (вы все тоже учитесь в муз школе), расскажите мне, на каких инструментах вы играете? а какие предметы изучают в муз школе?........... А после муз школы где-нибудь учатся музыке?_______В музыкальном училище, в консерватории. Т. е., получается, чтобы стать серьезным и хорошим музыкантом – нужно учиться достаточно долго.
Вышеприведенные вопросы - по эстетическому впечатлению, музыкальному кругозору. Задача – установить «индивидуальный контакт» с каждым ребенком (ведь у всех разные исполнительские специальности), проверить, насколько хорошо учащиеся представляют себе структуру музыкального образования и, следовательно, осознают, что занятия музыкой – это серьезно и не всегда просто. Как правило, на эти вопросы учащиеся легко и с удовольствием отвечают.
А инструменты квартета, который мы с вами сейчас видели и слышали, струнные смычковые инструменты, кроме того, что могут играть в ансамбле, т. е. вот так вчетвером, как они еще могут играть? Сольно, т. е. каждый по отдельности могут?____________
Цель вопроса – представить каждый из инструментов в роли солирующего. Даже если учащиеся видели и слышали в такой роли не все инструменты квартета, например, только скрипку и виолончель, то солирующий альт у них (возможно) возникнет желание послушать.
А еще как?___
Здесь вновь проверка знаний, полученных на «слушании музыки». Если тема «инструменты симфонического оркестра» недавно изучалась, то ребята легко отвечают на этот и последующие вопросы.
В симфоническом оркестре. Там целая группа струнных смычковых инструметов! Давайте с вами разберемся, кто в этой группе выше играет, а кто ниже..... А какого инструмента нет в квартете из струнных смычковых? ____
Контрабаса. Но ведь в симфоническом оркестре не только струнные смычковые инструменты? А какие еще есть группы в оркестре? ...........
Предполагается, что учащиеся назовут группы инструментов симфонического оркестра, возможно с наводящими вопросами. Если, например, не могут вспомнить медные духовые – спросить – как называется группа, в которой играет труба.
Наши музыканты из Квартета ... учились в консерватории, стали всемирно известным струнным квартетом «Виктория», объездили с концертами пол мира... и теперь вернулись в этот зал, давайте поприветствуем их...
Выходит Квартет
Ребята, как вам кажется – изменился наш квартет?_________
Не всегда этот вопрос бывает простым, поскольку здесь ребятам нужно проявить наблюдательность, внимательность. Учащиеся должны сопоставить первое впечатление от образа музыкантов с новым. Как правило, быстро и легко отвечают, что исполнители «в бантах», т. е. нарядные. Чтобы отметить более мелкие детали обычно требуется задавать наводящие вопросы
А что изменилось?_____музыканты нарядные... А как они вышли на сцену? Лучше, чем в прошлый раз?___
В этом вопросе предполагается отметить правила поведения артиста на сцене – как воспитательный момент для начинающих исполнителей.
Да, все вместе, поклонились.
1) Первое произведение, которое вы услышите в исполнении квартета – это Марш Чайковского из балета Щелкунчик.
Для второго произведения, которое исполнит наш замечательный квартет, мне понадобятся двое помощников, которые будут играть на этих инструментах______
Предполагается проявление инициативы слушателями концерта. Обычно единственная сложность для педагога – выбрать всего двоих желающих из их количества.
Может, вы знаете как они называются?__
Вопрос подразумевает проверку общей музыкальной эрудиции, одновременно задействуя межпредметные связи. Предполагается, что учащиеся с этими ударными инструментами (трещетки, ложки, маракасы, треугольник, бубен и др.) знакомятся на уроках ритмики и сольфеджио.
…это русские народные инструменты: трещетки. Солисты, поднимайтесь на сцену. Я буду вашим дирижером и по моей команде вы начинаете играть, а когда у вас будет пауза – я вам тоже дам знак, ладно?
2)Чайковский. Русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик».
Спасибо музыкантам, давайте поблагодарим их и наших юных солистов. Понравилось играть?
3)Чайковский Танец пастушков из балета Щелкунчик.
Сегодня мы с вами уже слышали музыку замечательного русского композитора П. И. Чайковского. В Норвегии тоже есть свой национальный композитор, – вы знаете его?
Этот вопрос достаточно сложный для учащихся младших классов ДМШ. Младшие посетители урока-концерта на него отвечают редко, но поскольку аудитория смешанная и часто присутствуют ребята постарше, то этот вопрос неразрешенным не остается.
– Эдвард Григ. Этот композитор очень любил в детстве читать сказки. Вот в наших русских сказках вы каких героев знаете?
Вновь вопрос на общую эрудицию, всегда имеет яркий эмоциональный отклик ребят.
– Баба-Яга, Кащей-бессмертный, Иван-царевич, Царевна-лягушка....А в норвежских сказках там свои герои, как вы думаете кто это может быть? –
Этот вопрос чаще всего вызывает затруднение. Самих героев – (гномов, троллей) учащиеся знают, но связи с именно с норвежским фольклором у них пока нет.
Гномы, тролли, а кто такие гномы – сказочные карлики. Ростом они не выше фута (30 см), у них длинные волосы и длинные бороды, они ходят в мохнатых колпачках, красных костюмах, вооружены саблями и копьями. Согласно сказаниям, они бородаты, обитают гномы глубоко в подземельях, где копят сокровища – драгоценные камни и золото. Еще гномы славятся кузнецким мастерством...Когда Эдвард Григ был маленьким, он очень хотел увидеть гномов. И однажды он пошел гулять на побережье и увидел там вот такие... маленькие круглые следы. И Эдвард Григ сразу понял, что это следы гномов, потому что башмачки у них с загнутыми носами.... пошел по следам.... вели в пещеру, а вход в нее был такой маленький, что даже Эдвард Григ, будучи ребенком не смог туда пройти, естественно, ведь гномы очень маленькие... и он знал, что это они спрятались от света, потому что если хоть один маленький лучик света попадет на гнома, то он превратится в камень!!!
Когда Эдвард Григ вырос, он воплотил свои детские впечатления в музыкальной картинке (зарисовке) под названием 4)Шествие гномов.
Следующее произведение, которое прозвучит в исполнении квартета «Виктория» - это «Полька-pizzicato» Иоганна Штрауса. Кто-нибудь может быть знает, что такое pizzicato?...
Цель вопроса – проверка знаний по слушанию музыки о приемах игры на струнных смычковых инструментах. Как правило, учащиеся достаточно легко и четко формулируют ответ на этот вопрос.
– это особый прием игры, когда исполнители играют не смычком (как это было в предыдущем произведении), а щипком, т. е. задевают струну пальцем, отчего получается специфический звук, который вы сейчас и услышите.
5)Иоганн Штраус. Полька-pizzicato.
Название следующего произведения еще интереснее – юмореска...как вы думаете, от какого слова это название?...
6) Дворжак. Юмореска
Сегодня мы с вами слышали польку-pizz, сейчас послушаем еще одну польку. Только с начала давайте выясним, что же такое полька?...
Вновь проверка знаний, полученных на слушании музыки. Самая распространенная ошибка при ответе на этот вопрос «полька – это польский танец». Главное – чтобы ребята описали характер танца, рассказали о его музыкальных особенностях (темп, размер).
7)Рахманинов. Итальянская полька.
Ребята, вы помните, в самом начале концерта, когда мы еще только познакомились с нашим квартетом, музыканты очень хотели сыграть какое-то произведение, но у них никак не получалось. Помните? ... А вы не узнали, что это было за произведение?
Вновь задание на внимательность, с ним справляются достаточно редко. Особая сложность в том, что в начале, кроме того, что мелодия звучит в «неправильном варианте», который трудно узнать, изначально не ставится цель угадать музыку, исполняемую музыкантами, поэтому с этим заданием справляются учащиеся, обладающие хорошей природной музыкальной памятью. Если никто из ребят не справляется с этим заданием, нужно предложить им послушать эту музыку вновь, но в правильном варианте.
8)Танец маленьких лебедей из балета Лебединое озеро П. И. Чайковского.Теперь они играют эту музыку очень хорошо, давайте послушаем (или – послушаем и попробуем угадать).
К сожалению, наш концерт подошел к концу.
В концерте принимали участие: артисты ярославской филармонии – струнный квартет «Виктория»
1я скрипка Светлана Петрова
2я скрипка Наталья Плесовских
альт Татьяна Кострова
виолончель Наталья Федькова
Концерт вела Анастасия Опарина. До свидания, до новых встреч!
Методическая разработка «Творческий портрет А. Вивальди».
Программа рассчитана на слушательскую аудиторию учащихся 4-5 классов ДМШ (по семилетней системе обучения). По времени ориентировочно концерт занимает 50-60 минут. Поскольку в стандартных программах по музыкальной литературе для ДМШ творчество Вивальди отдельной темой не изучается7, а музыку такого яркого композитора не хочется оставлять без внимания, это возможно сделать на факультативном уроке-концерте. Предполагается, что с музыкой Вивальди ребята кратко ознакомились в курсе «Слушания музыки». Задачи:
- создать яркий образ композитора и эпохи, в которой он жил.
- проверка общей эрудиции учащихся (знание истории, географии, имен известных композиторов и их творчества).
- стимулировать учащихся размышлять о прослушанной музыке, о средствах музыкальной выразительности, используя знания, полученные на уроках музыкальной литературы.
Добрый день, дорогие друзья!
Наш концерт посвящён музыке одного из замечательных композиторов эпохи барокко. Но его имя вы должны выбрать сами.
Я назову сейчас имена трех композиторов, которые жили более 300 лет назад примерно в одно и то же время. Это И.С. Бах, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель. У нужного нам композитора главными инструментами, для которого он сочинял, были скрипка и струнный оркестр. Кто же это?__________________
Антонио Вивальди родился и жил в Венеции. Вы помните, в какой стране находится этот город?___
Цель вопроса – проверка общей эрудиции учащихся. В данном случае – знаний по географии. Обычно ребята легко справляются с этим вопросом.
В Италии. Венеция - это один из самых красивых городов мира; Что вы знаете об этом городе? ________
Здесь предполагается, в первую очередь, услышать ответ – «это город на воде». Кроме этого, желательно, чтобы учащиеся высказали свои эмоциональные впечатления от этого города (возможно, кто-то там был, смотрели фильм и пр. источники).
Через проектор во время рассказа ведущего показываются картинки
(см. приложение №3)
Венеция - это бесчисленные острова, соединенные каналами, пышные дворцы и соборы... В Венеции времени Вивальди жизнь била ключом! «Вместо улиц там каналы, вместо будней - карнавалы», - пелось в народной песенке. Город был наполнен музыкой. Как вы думаете, какая музыка могла звучать в Италии XVII-XVIII веков? Телевизионная? Музыка в аудио-формате? Или может быть «живая» музыка?__________
Поскольку в вопросе предлагаются варианты ответа, скорее всего ребята быстро вспомнят про «живую» музыку.
А кто мог исполнять в Венеции живую музыку?(скрипачи, органисты, гондольеры, оперные певцы)
Конечно же, все эти впечатления отразились в музыке композитора.
Всем известно, что Вивальди был виртуозом! Вы помните, на каком инструменте он играл?__________
Цель вопроса – проверить знания, полученные ранее на уроках слушания музыки. Обычно на этот вопрос дети отвечают легко.
Правильно, на скрипке, и поэтому предпочтение он отдавал инструментальной музыке. Им было написано около 500 концертов! Концерты Вивальди настолько понравились И. С. Баху, что около 20ти из них он переложил для клавесина и органа! Опираясь на достижения своего предшественника Арканджело Корелли, Вивальди установил для инструментальных концертов 3-частную циклическую форму. Один из них мы сейчас с вами услышим в исполнении квартета «Виктория».
1)ЭтоКонцерт Соль мажор в трех частях. Вы, конечно же, помните, что концерт это одно произведение и между частями аплодировать не стоит, а поблагодарить музыкантов своими аплодисментами вы сможете в конце произведения.
2)Антонио Вивальди получил церковное образование и был священником. За огненно-рыжий цвет волос, он даже получил в народе прозвище «рыжий монах».
Через проектор приложение №4
Однако увлечение музыкой явно преобладало. Однажды во время церковной службы Вивальди в голову пришла новая музыкальная идея. Мелодия была настолько яркой, что композитор тотчас же захотел записать ее и покинул алтарь, что категорически запрещалось! После чего ему чудом удалось избежать наказания за столь серьезный проступок. С не меньшим вдохновением был написан Дуэт для скрипки и виолончели, который вы сейчас услышите. А самый внимательный слушатель после исполнения произведения расскажет нам о характере этой музыки.
Предполагается, что ребята расскажут о своих впечатлениях - отдельно о музыке скрипичной партии и виолончельной партии и о том, как они звучат в дуэте; Подберут слова-характеристики: музыка спокойная, светлая, лирическая…
3) Музыка Вивальди – прекрасна. Она поражает стройностью и пропорциональностью композиции, в ней воплощены необычайно яркие образы. Мы слышим в ней и шелест листвы, и пение птиц, и раскаты грома... Она эмоционально богата – в ней бесконечное количество оттенков радости и грусти... Мы сможем еще раз насладиться этой красотой, послушав концерт соль минор Антонио Вивальди.Мы с вами уже заметили, что в концертах Вивальди, почти всегда одинаковое количество частей. Помните сколько их обычно?______
Проверка внимательности на концерте. Эта информация давалась в самом начале урока-концерта. Обычно учащиеся вспоминают правильный ответ.
Правильно, 3 части. Мы с вами сейчас внимательно будем слушать каждую часть и попробуем определить темп и характер каждой из них.
Звучит концерт соль минор
- Вам понравилась музыка?...
-Удалось определить темпы частей?____
Темпычастей учащиеся обычно определяют легко, поскольку они контрастные: быстро-медленно-быстро.
А темп «быстро» как по-итальянски как будет называться?.....
Этот вопрос задается в случае, если ребята определяют темпы по-русски, проверяется знание музыкальных терминов. Предполагаемый ответ - Allegro
4) Говоря о музыке Вивальди, конечно же, нельзя пройти мимо его самого популярного произведения – цикла из 4х концертов под названием «Времена года». Вы наверняка слышали что-то об этом произведении. Каждый из концертов посвящен одному времени года. Эти концерты настолько любимы публикой, что для многих само имя Вивальди является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Тема «времен года» всегда была достаточно популярной в искусстве, может быть, вы вспомните какие еще композиторы обращались к этой теме?______
Проверка знаний по музыкальной литературе. Достаточно сложный вопрос, потому что предполагает знание музыки разных композиторов. Достаточно легко учащиеся называют имя Чайковского. Чтобы ребята уловили связь с Шубертом, возможно, стоит задать им наводящие вопросы (А что на эту тему у Шуберта?). Музыку Гайдна (оратория «Времена года») учащиеся вряд ли знают– педагог может просто сказать о том, что есть такое произведение.
Концерты цикла «Времена года» Вивальди - это так называемая программная музыка. Как вы думаете, что такое программная музыка? _____________
Вновь вопрос, проверяющий знания по музыкальной литературе. Обычно затруднений он не вызывает.
Музыка, соответствующая определенной, в данном случае, литературной программе. Каждому из концертов композитор предпослал сонет. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Первому концерту – «Весна» предпосланы следующие строки:
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
ЗвучитI часть концерта
Как вы считаете, соответствует характер музыки стихотворению?____ А с помощью каких средств создается такой характер?
Возможно ребятам сложно будет сразу сформулировать ответ на этот вопрос, тогда преподавателю стоит задать конкретные вопросы.
Какая здесь тональность мажорная или минорная?__ А темп? Может быть, вы еще что-то интересное услышали в середине части, что там изображается?____голоса птиц.
5)В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом
(ЗвучитIII часть концерта «Гроза») После исполнения спросить у ребят какими музыкальными средствами, по их мнению, изображена картина летней грозы.
6) Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
В исполнении квартета для вас прозвучитI часть из концерта «Зима».
Заключение
Как показала практика, такая форма урока, как урок в концертном зале помогает разнообразить классические уроки по музыкальной литературе, прививает детям любовь к «живому» исполнению музыки, учит нормам поведения слушателя в концертном зале. Кроме того, такие концерты являются, на наш взгляд незаменимой переходной формой к восприятию «серьезной » музыки в концертном зале.
В современном мире, где дети все больше отдаляются от классического искусства, особенно важно уметь заинтересовать ребят, что хорошо получается на концертах такой формы.
Приложение
1. Герои методической разработки «Квартет».
2.Концерт в ДШИ г. Углич Ярославской обл.
Методическая разработка «Квартет.»
3. К теме «Творческий портрет Вивальди»
4. К теме «Творческий портрет А. Вивальди»
5. К теме «Творческий портрет Вивальди»
Библиография
Акимова Л. Ю. Музыкальная литература. Дидактические материалы. Вып. 1. – М.: Росмэн, 2002.
Акимова Л. Ю. Музыкальная литература. Дидактические материалы. Вып. 2. – М.: Росмэн, 2002.
Акимова Л. Ю. Музыкальная литература. Дидактические материалы. Вып. 3. – М.: Росмэн, 2002.
Акимова Л. Ю. Музыкальная литература. Дидактические материалы. Вып. 4. – М.: Росмэн, 2002.
Бернстайн Л. Музыка всем, 1978.
Бернстайн Л. Концерты для молодежи. – Ленинград: Советский композитор, 1991
Беседы о музыке. Выпуск 1: Сборник / составитель О. Очаковская. – М.: Музыка, 1996.
Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие для ДМШ: Второй год обучения. – М., 2011.
Булатова О. С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001.
Васина-Гроссман В. Книга для любителей музыки. – М.: Советская Россия, 1964.
Евдокимова И. М., ДШИ №10, г. Ярославль. Дидактические материалы. Жизнь и творчество зарубежных композиторов (В.-А. Моцарт, Ф. Шуберт, Ф. Шопен) / Сборник методических материалов. Выпуск VI. – Ярославль, 2006.
Иофис, Б. Р. Музыкальная литература: примерная программа и методические рекомендации для детских музыкальных школ и музыкальных отделений искусств / Б. Р. Иофис. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М.,2004.
Камаева Н. Методическая разработка «Квартет».
Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие. Монография. М.: Мимос-Ард, 1997.
Лаевский С. Маленькие истории из жизни великих композиторов. (Бортнянский, Моцарт, Бетховен, Глинка) – Спб.: Союз художников, 2004.
Лаевский С. Маленькие истории из жизни великих композиторов. (Бах, Бородин, Верди, Чайковский) – Спб.: Союз художников, 2004.
Левашева Г. Второе рождение музыки. – Ленинград, 1966.
Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1982.
Лагутин А. И. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине "Музыкальная литература": для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств /А. И. Лагутин. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М. , 2002.
Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебникдля 4-го класса ДМШ и ДШИ (первый год обучения по предмету). – М., 2011.
Лисянская Е. Б. Примерные тематические планы по предмету "Музыкальная литература": Для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) /[Е. Б. Лисянская]. – Министерство культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. – М., 1990.
Музыкальное образование в школе: Учебное пособие для студентов муз. Факультетов высших и средних пед. Учебных заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. – М.: Академия, 2001.
Колосова Н. Здравствуй, музыка! – М., 1969.
О музыке и музыкантах. Афоризмы, мысли, изречения, высказывания. Составитель Е. С. Райзе. – Ленинград: Музыка, 1969.
Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начальных факультетов педвузов. – М.: Академия, 2001.
Осовицкая К. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка, 2011.
Португалов К. П. Серьезная музыка в школе. – М: «Просвещение», 1974.
Разговоры за кулисами с Евгением Эпштейном. – М.: Классика-XXI, 2004.
Савчук Е. Ю., Бочан Т. Р., ДШИ №1 г. Ярославль. Методическая разработка «Веселое путешествие в царство музыки» (музыкальная сказка) / Сборник методических материалов. Выпуск V. – Ярославль, 2006.
Серякова А. Я., ДШИ №2, г. Ярославль. Применение творческих заданий и игр на уроках теории и слушания музыки в подготовительной группе и младших классах в ДШИ. Методическая разработка. /Сборник методических материалов. Выпуск VII. – Ярославль, 2007.
Ушпикова Г. А. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ. Спб.: Союз художников, 2010.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я // Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – Спб., 1992.
Царева Н., «Слушание музыки». – М.: РОСМЭН, 1998.
1https://dikc.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2079
2 А. Н. Сохор. Социологические проблемы восприятия. http://music.prsiterun.com
3 Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие. Монография. М.: Мимос-Ард, 1997. С. 38
4 Там же. С. 43
5 Крупный американский композитор, выдающийся дирижер, замечательный пианист, вдохновенный музыкальный лектор-популяризатор и просветитель Леонард Бернстайн свои выступления в качестве дирижера симфонических оркестров предварял вступительным словом, поясняющим входящие в программу произведения. Эти пояснения пользовались огромным успехом, затем стали все более частыми, систематическими, переросли в беседы-концерты. Бернстайн проводит их по радио, телевидению, перед студенческой аудиторией. Перед тем как исполнить комментируемое произведение полностью, он разбирал его, играя отрывки на рояле, когда нужно, пользуясь и голосом.
6В таких концертах будут преобладать игровые формы. Их темами, например, могут быть: «В стране музыкальных инструментов» (Знакомство с инструментами симфонического оркестра), «Беседа о танцевальных жанрах», «Сказка в музыке».
7за исключением программы Е. Б. Лисянской, программа которой выстроена по жанрам и в теме «Барокко» творчеству Вивальди уделяется достаточно много времени. В программах Ушниковой и Царевой фрагментарно затрагиваются произведения Вивальди.