Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Рисование и графика
  3. Методическая разработка мастер-класса "Работа мягким материалом. Магия угля"

Методическая разработка мастер-класса "Работа мягким материалом. Магия угля"

Методическая разработка мастер-класса "Работа мягким материалом. Магия угля" Работать углём - быстро, увлекательно; учащимся проще вносить изменения, исправлять ошибки и в итоге добиваться хорошего результата. Освоение техники мягких материалов - это длительный, последовательный процесс, главным результатом которого становится не только владение техникой, но и значительное повышение интереса к рисунку, желание работать, постоянно совершенствоваться, добиваться профессионального роста

Предметы

Рисование и графика

Категория

Рисование и графика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств п. Гигант»

Методическая разработка

на тему:

«Работа мягким материалом. «Магия угля»»

Подготовил:

преподаватель первой категории

МБУ ДО ДШИ п. Гигант

Вострова Юлия Владимировна

п. Гигант

2023 г.

Методическая разработка

«Работа мягким материалом. «Магия угля»»

Рисование мягким материалом. Уголь.

Рисунок по праву считается основой всех видов изобразительного искусства. Навыки и при­емы рисунка необходимы и в живописной работе, и для исполнения различного рода композиций. Но рисунок- это и самостоятельный вид графического искусства, со своей изобра­зительной техникой и технологией.

Художественные материалы, для занятий рисунком разнообразны, это как традиционный карандаш, так и соус, сангина, уголь, тушь, фломастер. Учащийся должен ориен­тироваться в материалах, знать их специфику, уметь ими свободно пользоваться.

Оновной материал на уроках рисунка - графитный карандаш. Он очень прост и удобен в работе. Но для него более характерна штриховая техника, тре­бующая четкости, ясности, твердости руки. При работе же углем, наоборот, подходит широкая жи­вописная манера, растирание помогает добиваться более разнообразных нюансов и передачи материальности.

Работа разнообразными мате­риалами позволяет более свобод­но, эмоционально раскрепощеннее относиться к заданию, восприни­мать натуру образно, раскрыть ин­дивидуальные особенности учаще­гося.

Работать углём - быстро, увлекательно; учащимся проще вносить изменения, исправлять ошибки и в итоге добиваться хорошего результата.

Освоение техники мягких материалов - это длитель­ный, последовательный процесс, главным результатом ко­торого становится не только владение техникой, но и значительное повышение интереса к рисунку, желание работать, постоянно совершенствоваться, доби­ваться профессионального роста

Что такое уголь.

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, отличается большими выразительными возможностями, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Им рисуют пейзажи, натюрморты и сюжетные композиции. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Уголь продается в художественных магазинах, но его можно приготовить и самому. Взяв пучок березовых, ореховых или ивовых прутиков, обмазать их глиной и положить в печь, лучше всего на горящий уголь. Таким образом, можно приготовить угольки различной толщины и формы, круглые и граненые. Последние получаются тогда, когда палочки для обжига приготовляют из ствола дерева, расколотого или распиленного на части. Рисовальные угольки должны быть различные по величине и форме, так как рисунки по своим размерам бывают большие и малые.

При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой, но для дли­тельных рисунков лучше использовать ватман и другие плотные сорта, для набросков подойдет более тонкая. Вы­пускается и специальная бумага самых разных цветов. В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея).

Углем можно работать двумя способами. Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой или клячкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.

В процессе работы применяют также различные растушевки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушевки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.

Уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было изобретено в Италии в ХV веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли.

Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время в продаже имеется лак-фиксатив, можно заменить и лаком для волос.

  Фиксируют постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом, он имеет более темный тон) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с применением в качестве связующего вещества растительного клея, он поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде карандаша, обычно трех номеров твердости.

Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «ретушь».

Методика работы углём.

Знакомство с углём необходимо начинать с выполнения предварительных упражнений, где ученики знакомятся с различными приёмами. Это могут быть упражне­ния на проведение линий, штриховки разными способами, растушевки, получение различных тонов, мягкого перехо­да между тонами и цветовыми оттенками.

После того, когда учащиеся поймут принцип и технику работы углём можно переходить к основной работе.

Сегодня я хочу показать некоторые технические приемы, на примере рисования портрета кошки.

Для мастер-класса нам понадобится: лист аварельной бумаги форматА4, уголь рисовальный натуральной d 4-6мм, угольный крандаш, ластик, клячка

дополнительно можно использоватьмел и растушевки.

Первый этап:

Композиционное расположение объекта в листе.

Анализ строения формы и последовательное линейно-конструктивное построение с помощью вспомогательных линий. Для этого мы при помощи кисти руки определяем занимаемое пространство листа. Следим за тем чтобы объект не был слишком маленьким или слишком крупным.

Чуть выше центра листа рисуем окружность.


Окружность делим вертикальными и горизонтальными линиями.


В нижней половине рисуем малую окружность, тем самым намечаем морду кошки.


Разметка для глаз.

Горизонтальную линию делим на пять частей.

Разметка для носа.

В малой окружности делим вертикаль на две части.


Разметка для ушей.

Легкими линиями,через нос и край глаза намечаем треугольник. Определяем место для ушек.


Второй этап:

Работу углём ведут так же, как и в любом другом учебном рисунке: от общего к частному. Разметив основные «опорные» точки начинаем прорисовку деталей, стараясь передать все отличительные особенности кошачей морды.


Закладка тона.

На этом этапе работать можно широ­ко, быстро, боковой стороной или штрихом, находя основные тональные отношения пятен друг к другу.


Третий этап:

С помощью растушевки (можно пальцами) продолжаем моделировать форму пятнами, мягко и плавно переходящими друг в друга.

Тон бумаги мо­жет быть точкой отсчета света, его самой яркой по­верхностью. К нему подбирается тон теневой поверх­ности, а затем полутон.

Благодаря свойству угля, мы легко добиваемся текстуры мягкой пушистой шерсти.


Четвертый этап:

На заключительном этапе уточняем детали, добовляем контраст: подчеркивая светлые и темные участки;

при необходимости что-то высветлить, можно воспользоваться клячкой, ввести мел в блик или свет;

в тени - ввести материалы более темных оттенков, исполь­зуя растушевку или сохраняя штрихи. Завершить детали угольным карандашом, он плохо растирается, поэтому штрихи, нанесённые им должны быть точны и выразительны. Выбор приема здесь во многом за­висит от автора работы.


Ис­пользование угля или угольного карандаша намного обогащает рисунок. Технически уголь не сло­жен, удобен в работе, подвижен на бумаге, легко сти­рается. Можно рисовать линией и тоном, штриховать, можно растирать, прокладывая большие тональные отношения.

Интересная по форме и материалу натура, привлекательна для учащихся, но изображение её простым карандашом немного утомляет и притупляет первое свежее впечатление, уголь же в этом плане очень подвижный и интересный художественный материал.

Список используемой литературы:

Ростовцев И. П.. Учебный рисунок.

Сокольникова Н. М. Основы рисунка.

Соловьёва Б. А. Искусство рисунка.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка мастер-класса "Работа мягким материалом. Магия угля" Работать углём - быстро, увлекательно; учащимся проще вносить изменения, исправлять ошибки и в итоге добиваться хорошего результата. Освоение техники мягких материалов - это длительный, последовательный процесс, главным результатом которого становится не только владение техникой, но и значительное повышение интереса к рисунку, желание работать, постоянно совершенствоваться, добиваться профессионального роста
0 ₽