Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад №163 «Цветочек» комбинированного типа города Мариуполя»
Методическая разработка на тему:
«Лепбук» как средство познавательного развития и творчества дошкольников»
Воспитатель МБДОУ № 163 «Цветочек»:
Кирюшкина Кристина Максимовна
г. Мариуполь
Содержание
1. Пояснительная записка........................................................................................3
2. Основная часть.....................................................................................................3
3. Заключение.........................................................................................................15
4. Приложение № 1................................................................................................16
5. Приложение № 2................................................................................................16
6. Список литературы............................................................................................25
Пояснительная записка
Название разработки:Методическая разработка на тему:
«Лепбук» как средство познавательного развития и творчества дошкольников
Сведения об авторе:Кирюшкина Кристина Максимовна, Воспитатель МБДОУ № 163 «Цветочек»
Методическая разработка: «Лепбук» как средство познавательного развития и творчества дошкольников» заключается в том, чтобы создать увлекательное и интерактивное пособие, которое поможет детям раскрыть свой потенциал, развить творческое мышление, улучшить мелкую моторику, развить воображение и фантазию.
Трансляция педагогического опыта для родителей (Законных представителей) и педагогов.
С пецифика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации, а именно:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми;
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между«старым» обучением и «новым».
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или ЛЕПБУК.
Лепбук (lapbook), или как его еще называют тематическая папка. Лепбук – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала ее Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Такую самодельную книжечку ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, хотя эти книжечки отличаются простотой, в ней содержатся все необходимые материалы по любой теме.
Лепбук - самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лепбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Использование лепбука решает следующие задачи:
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
Обогащение развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
Оказание помощи ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемому объекту или теме и лучше понять и запомнить материал;
Повторение пройденного (в любое удобное время ребёнок просто открывает лепбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку);
Формирование умения ребёнка самостоятельно собирать и организовывать информацию;
Обеспечение индивидуализации образовательного процесса (лепбук позволяет выбрать задание под силу каждому);
Организация самостоятельной деятельности.
А ктуальность данной темы в том, что создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с лепбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
•свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Все материалы лепбука соответствуют определённой теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Значение для педагога:
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках тематического планирования;
• способствует оформлению результатов совместной проектной
деятельности;
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной
работы с детьми.
Значение для ребёнка:
• способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
• способствует приобретению ребёнком навыков самостоятельного
сбора и систематизации информации по изучаемой теме;
• способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Цель методической разработки: развитие познавательной активности детей в процессе создания лепбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ;
Задачи:
Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов.
Сенсорное развитие детей.
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.
Обогатить и активизировать словарь детей.
Способствовать формированию интереса к обучению.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок в это время предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе создана развивающая предметно- пространственная среду, частью которой и являются лепбуки.
Эта папка заняла достойное место в развивающей среде группы, которой дети могут пользоваться в любой момент.
ВАЖНО!Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Преимущества Лепбука
информативен;
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лепбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Кто может изготовить Лепбук?
Стоит обратить внимание на то, что изготовление лепбука ребенком самостоятельно, будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Лепбук можно использовать как в детском саду, так и дома.
Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лепбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой, так и с привлечением родителей.
Работа над лепбуком достаточно разнообразна, кроме того роль воспитателя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает детей к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Каждый лепбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь всё зависит от того, как ребёнок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Для работы над лепбуком подходит всё: и цветная бумага, как
вырезанные, таки нарисованные самостоятельно картинки, рукописные или
распечатанные тексты.
Лепбук помогает:
• наглядно систематизировать найденную информацию,
• развивать познавательный интерес и творческое мышление,
• заинтересовать даже самой скучной темой,
• научить детей простому способу запоминания,
• объединить всю группу детей в детском саду для увлекательного и полезного занятия.
Необходимо отметить, что работая над одним лепбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лепбук— это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог может создать с детьми целую серию лепбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с этой темой.
Наполнение и раскрытие конкретных вопросов и тем, будет зависеть от
воспитанников, оттого, как они видят пробл ему и оттого, как они захотят её
решить.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лепбука. Одного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации)
воспитанникам можно осуществлять дома совместно с родителями, но при
консультации педагога.
И от воспитателя, как от старшего наставника и помощника, требуется
дополнительная подготовка, ведь у детей будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым.
Воспитатель в рамках современного образования в первую очередь не
источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению
знаний.
Значение и применение лепбука в детском саду
Лепбук помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребёнок визуал). Взрослым визуаламтакая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребёнок просто открывает лепбук и с радостью вспоминает интересные факты и сведения, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Лепбук хорошо подойдёт для образовательной деятельности в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей - кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям - задания, подразумевающие умение писать и т.д.). Эффективно использовать лепбук можно как для коллективной
работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной и свободной работы. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лепбук даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создать условия, при которых сам ребёнок становится активен в выборе содержания своего образования.
Ребёнок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который
хочет всё знать, всё понять, во всём разобраться. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Лепбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и специалисты: учителя-логопеды, учителя- дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.
В ходе изучения определённой темы в течение 1-2 недель накапливается огромное разнообразие материалов: картинок, загадок, игр, карточек и т.д. До знакомства с лепбуком накопленные материалы после изучения темы убирались в коробки, и к ним возвращаться было неудобно, а полученные знания частично забывались. После нашего знакомства с лепбуком все наглядные материалы нашли своё место. Яркие красочные папки вписались в развивающую предметно-пространственную среду. Они безопасны, содержательно-насыщены доступны для использования каждому
ребёнку.
Последовательное изготовление лепбука является культурной практикой, в процессе которой используются все виды детской деятельности:
коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора. Равноправная совместная деятельность взрослых и детей, добровольное присоединение к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения, свободное общение и перемещение, открытый временной конец, позволяющий каждому работать в своём темпе, очень привлекает детей.
Какой бы темы не касалось содержание лепбука, главное соблюдать
следующие правила:
• эстетичность (должно появиться желание взять лепбук в руки),
• долговечность (надёжные крепления всех деталей),
• минимум надписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации),
• приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
учебные;
игровые;
поздравительные;
праздничные;
автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
стандартная книжка с двумя разворотами;
папка с 3-5 разворотами;
книжка-гармошка;
фигурная папка.
Организация материала:
стандартные кармашки;
обычные и фигурные конверты;
кармашки-гармошки;
кармашки-книжки;
окошки и дверцы;
вращающиеся детали;
высовывающиеся детали;
карточки;
теги;
стрелки;
пазлы;
чистые листы для заметок и т.д.
Подготовка к созданию ЛЕПБУКА?
Этапы создания | ЛЭПБУКА |
1 ШАГ | Выбор темы |
2 ШАГ | Составление плана будущего ЛЕПБУКА- необходимо определиться с элементами, подтемами. |
3 ШАГ | Рисование макета - это необходимо для дальнейшего оформления ЛЕПБУКА |
4 ШАГ | Оформление |
При изготовлении интерактивной папки мы придерживались
определённого плана:
Первый этап - определение темы. На данном этапе достаточно знать
тему недели или поддержать инициативу детей. Не менее важным моментом
перед выбор ом темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лепбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей.
Например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возрастав силу возрастных особенностей и интересов.
Второй этап - составление плана (определение содержания с учётом возраста детей и их индивидуальных особенностей), подбор материалов при участии детей и родителей.
Третий этап – Разработка и рисование макета - это необходимо для дальнейшего оформления лепбука.
Четвертый этап - совместное изготовление и оформление лепбука презентация лепбука (организация совместной деятельности).
Лепбук мы условно делим на три основные части:
1) познавательную;
2) игровую;
3) творческую;
Впознавательной части лепбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает, объясняет, показывает иллюстрации.
Игровая часть - это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал («Игры - ходилки», «Найди пару», «Отгадай чьё», «Собери пазл», игры на внимание и ассоциации и др.).
Творческая часть подразумевает собой всевозможные раскраски, задания.
Помимо того, что лепбук- это прекрасное дополнение к развивающей
предметно-пространственной среде. Мы нашли массу других преимуществ.
Осуществление системно - деятельностного подхода.
При создании лепбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности.
Поддержка детской инициативы, в процессе творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка, во влечение родителей вобразовательный процесс.
Взрослые (Педагоги или родители) могут обеспечить поддержку:
• организационную (экскурсии, походы),
• техническую (фото, видео, материал для изготовления),
• информационную (сбор информации для лепбука),
• мотивационную (поддержание интереса, уверенности в успехе).
Совместное творчество педагогов, детей и родителей делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.
Как изготовить ЛЭПБУК?
Д ля работы над лепбуком подходит все: и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления ЛЭПБУКА нам понадобиться какой-то плотный материал или картон.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке- игра, или набор материалов по теме
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы лепбука.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком.
Работа с лепбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что лепбук – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Разработка инновационного проекта: «Лепбук» как средство познавательного развития и творчества дошкольников»
Цель:повышениеэффективностипроцессаобученияиполучение более качественных результатов.
Задачипроекта:
Развитиеиндивидуальностивоспитанников.
Развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению.
Повышениелюбознательностииинтересакисследовательскойдеятельности.
Стимулированиеразличныхвидовактивностивоспитанников(игровой, познавательной и т. д.).
Повышениеинтеллектуальногоуровнядетей.
Развитиекреативностиинестандартностимышления.
Механизмреализациипроекта
Этапы проекта | Сроки исполнения | Проектные мероприятия |
Организационный | Январь | Изучение педагогической, методическойинормативной литературы и интернет ресурсов. |
Основной | Февраль - март | 1.Разработка модели развивающей среде группы, которой дети могут пользоваться в любой момент. 2.Апробация лепбука и практическое применение в педагогической деятельности 3.Изготовление в совместной деятельности сдетьми лепбуков по выбранной теме (Приложение №1) |
Заключительный | Апрель | 1.Интегрированное занятие «Путешествие в космос» 2.Консультациядля педагогов «Лепбук» как средство познавательного развития и творчества дошкольников» 3.Организация мастер – класса для педагогов «Лепбук - это здорово!» 4.Размещение материала на сайте ДОУ (Приложение №2) |
Результаты использования лепбука в совместной деятельности.
Лепбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лепбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
Лепбук хорошо подходит для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
Создание лепбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Опыт работы показывает, что данная форма помогает создать условия для поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества в группе. Детско-взрослое взаимодействие, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Лепбук – это очень мобильная система и эффективная технология дошкольного образования.
Для педагогов методическая разработка является отличным инструментом для организации увлекательных и разнообразных занятий, которые помогут детям лучше усваивать материал, развивать творческие способности и интерес к обучению. Также лепбук позволяет педагогам оценивать индивидуальные достижения каждого ребенка, выявлять его сильные стороны и помогать в развитии слабых.
Таким образом, эта методическая разработка является эффективным средством для познавательного развития и творчества дошкольников, которое приносит пользу как обществу, так и педагогам, способствуя всестороннему развитию детей и их успешной адаптации в современном мире.
Заключение
На примере создания лепбука мы убедились, что данный вид совместной деятельности воспитателя с детьми способствует созданию эмоционального комфорта в коммуникативном общении педагогов, родителей и детей. Последовательное изготовление и дальнейшее применение лепбука даёт огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.
При подготовке педагог может использовать лепбук на каждом этапе. Например, для актуализации опорных знаний можно использовать загадки, на основном этапе образовательной деятельности — игры, работу с картинками, текстами художественной литературы, а на заключительном — ребусы или раскраски.
А самое главное, работать с лепбуком дети могут самостоятельно.
Развиваясь и получая знания с интересом и комфортом.
Приложение №1.
Приложение № 1 сделано в виде видео файла с ссылкой на облачное хранилище Яндекс – диск. Приложение выполнено в таком формате для более яркого и интересного представления нашей деятельности.
https://disk.yandex.ru/i/zoleV2gmmQhMMw
Приложение №2.
Интегрированное занятие для детей старшего возраста.
Ход занятия:
Приветствие.
Письмо на столе.
-Ребята, посмотрите, что это? (ответ детей - письмо) здесь написано: «для самых умных и находчивых», Вы такие? наверное, для нас, откроем? Дети открывают конверт.
-Ой, что же в нем? похоже, здесь головоломка. Разгадаем? (дети слаживают телевизор) Что это ребята? (ответы детей) А что это значит? Что нужно сделать(ответы детей, включаем телевизор, смотрим короткое видео о космонавтике)
- Ребята, а вы хотели бы побывать в космос? (Да) но как же нам это сделать?
Мальчишки и девчонки, взгляните, на конверте есть еще одно послание. Вы знаете что это? (ответы детей) Это QR-код, мы можем отсканировать его с помощью моего телефона.
Ну что, попробуем? (сканируем код).
- Ребята, посмотрите здесь какое – то изображение, есть ли у нас в группе что-то похожее?(поиск лепбука)
-Мальчишки и девчонки, как вы думаете, что это?(ответы детей) это же самая настоящая космическая карта? Как вы думаете, она нам поможет? Для чего она?(отв. детей)
- и так, начинаем наше путешествие, с чего же нам начать?(старт)
-Для того, чтобы отправиться в космос нам нужно надеть специальные браслетики. Это пропуск на борт ракеты. Стали в круг. (надеваем)
-Приготовились к полету! Считаем обратный отсчет от 10 до 1. (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,) Полетели!
-Молодцы ребята вот мы с вами и в космосе.
Мальчишки и девчонки, давайте посмотрим, куда же нам двигаться дальше?
Начинаем наш маршрут с первой остановки «Космические фигуры», а для того, чтобы двигаться дальше нам нужно выполнить это задание, вы готовы? (вынимаю задание)
-Ребята здесь есть задание для нас. Нам нужно поделиться на команды при помощи наших браслетиков, посмотрите пожалуйста, что изображено у вас браслетиках. У кого на браслете изображена ракета, тот проходит за столик с лева, это первая команда, а у кого планета – проходит за столик с права, и это будет вторая команда. (деление на 2 команды)
А сейчас ребята я вам предлагаю присесть за столы сделать первое космическое задание. 1 команда штрихует фигуры с углами, а 2 – фигуры без углов. (дети выполняют задание)
А теперь давайте проверим, справились ли мы с космическим заданием. (по 1 ребенку из команды проверяют задание у друг друга)
-Молодцы! задание выполнено, двигаемся дальше. Рассматриваем лепбук, двигаемся согласно маршруту.
Следующая остановка «Звездные задачки». Что же нас ждет дальше? Давайте рассмотрим нашу карту и подумаем какое задание нам нужно выполнить (3 разрезные звезды разного цвета рассредоточены по группе, дети ищут и слаживают звезды на которых примеры )
- Отлично звезды мы сложили, а теперь необходимо решить примеры.
Рассматриваем лепбук, двигаемся согласно маршруту.
-Ребята, а у нас с вами последняя космическая остановка. «Космическая невесомость».
Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать о настоящем волшебстве. Знаете ли вы, что в космосе существует невесомость? (ответы детей) Невесомость — это состояние, при котором вес тела равняется нулю, то есть, ничего не весит, поэтому на борту ракеты все может плавно летать и перемещаться. Предлагаю вам сделать собственную ракету. И понаблюдать за невесомостью, хотите?(ответы детей)
Изготавливаем ракету согласно алгоритму, который показывает воспитатель.
Вот мы и прошли космический маршрут. Время отправляться в детский сад.
-Приготовились к полету! Считаем обратный отсчет от 10 до 1 (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,) Полетели!
И вот мы с вами оказались опять в группе. Ребята вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами побывали? Спасибо ребята, что благодаря вам я тоже поучаствовала в этом увлекательном путешествии.
Мастер – класс «Лепбук» как средство познавательного развития и творчества дошкольников»
1сл.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте — значит пожелать друг другу здоровья!
Предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!». Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Большой палец-соединили- Желаю
Указательный- Успеха
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Прикоснулись ладошками- Здравствуйте! Будьте здоровы!
– Хочу подарим вам цветные ладошки, предлагаю занять места по соответстуюшему цвету, пожелаю всем нам интересной и плодотворной работы.
Лепбук- моя педагогическя находка –это средстве познавательного развития и творчества дошкольников, хочу поделиться с вами своими знаниями по изготовлению лепбука и работе с ним.
2 сл:
II. Теоретическая часть.
-В связи с внедрением ФГОС ДО, современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из решения данной задачи я для себя выбрала – лепбук, как технологию проектной деятельности, который с каждым днем всё более популярен.
- Как Вы считаете, зачем нужен лепбук? Почему технология «лепбук» актуальна в наше время?
1.Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
2.Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
3.Лепбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.
4.Создание лепбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
На слайде: Текст:
1. Лепбук отвечает требованиям ГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-подходит для занятий в группе, где одновременно заняты несколько детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера), так и индивидуально;
-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
2. Работа с лепбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми,
- добровольное присоединение детей к деятельности,
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
3 сл: картинки разных назначений, форм, тем,
-Лепбуки могут различаться в зависимости от назначения:
• образовательные;
• игровые;
• поздравительные,
• праздничные;
• автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
• стандартная книжка с двумя разворотами;
• папка с 3-5 разворотами;
• книжка-гармошка;
• фигурная папка.
4.сл: картинка с изображением кто их делает педагоги, дети, родители
-Лепбук могут делать как педагоги с детьми, так и родители с детьми дома:
Педагоги;
Педагоги с детьми;
Педагоги, дети и родители;
Дети и родители;
Родители
Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей:
5 сл Организация материала: разные виды окошек, предметов материалов
-Для создания пособия можно использовать все подручные материалы, тематические подборки
• стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• окошки и дверцы;
• вращающиеся детали;
• высовывающиеся детали;
• карточки;
• теги;
• стрелки;
• пазлы;
• чистые листы для заметок и т.д.
-Как сделать лепбук своими руками? Для изготовления лепбука нам понадобится дорожная карта -алгоритм создания ЛЭПБУКА
6.Слайд: алгоритм создания ЛЭПБУКА
1.Выбор темы лепбука.
2.Подбор макета и / или создание макета.
3.Подбор заданий и необходимых материалов.
4.Осуществление технологического процесса.
5.Презентация (показ готового изделия).
-Согласно дорожной карты, первое-это выбор темы. Так как время мастер – класса у нас ограничено, мы сегодня поменяем алгоритм действий и начнём с макета, я его уже подготовила, надеюсь макет в виде пожарной машины будет подсказкой темы нашей работы, вдохновит вас на творческую деятельность,
Наполнение вашего лепбука должно соответствовать определённой
возрастной категории детей, определить возрастную категорию детей необходимо с помощьюQR - кода
(прочтение возрастной группы при помощи QR – кода)
-Далее подбор заданий и необходимых материалов и осуществление технологического процесса.
У вас на столах стоят лепбоксы, в них вы найдете все необходимое для создания лепбуков. Хочу обратить ваше внимание на то, что наполнение лепбоксов у всех одинаковое(в них есть наполнение на любую возрастную категорию детей ), поэтому рекомендую обратить внимание на подбор материалов, чтобы наполнение вашего лепбука соответствовало выбранной возрастной категории детей.
Желаю вам творческого полета и фантазии! Не забывайте, пожалуйста, о времени! На изготовление Лепбука вам дается 5 минут. Если возникнут затруднения, поднимите руку, и я вам помогу.
(Участники изготавливают лепбук)
- И так, Уважаемые коллеги, время истекло, вы готовы презентовать результат своей работы? Понятен ли вам был в инструкции пошаговый алгоритм изготовления лепбука? и почему вы выбрали именно эти задания?
(Идет представление выполненного группой лепбука).
Благодарю за интересный варианты, для закрепления сегодняшнего материала на мастер-классе предлагаю составить синквейн на тему лепбук, который даст ассоциацию - характеристику данной технологии
Правила составления вы можете увидеть на слайде.
7 сл: Правила написания синквейна
Первая строка – одно слово существительное. Это и есть тема.
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия.
Четвертая строка – фраза – афоризм, выражающий отношение к теме.
Пятая строка – слово-ассоциация, синоним, как новая интерпретация темы.
Пожалуйста, приступаем (Выполнение) Зачитайте своё определение
8 сл. V. Рефлексия.
-Завершить мастер-класс хочу высказыванием Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» Поэтому, в качестве рефлексии я бы хотела попросить вас вновь взять цветные ладошки и нарисовать на них следующее:
смайлик с улыбкой – мастер-класс понравился, и я беру эти идеи с собой.
Смайлик грустный – не понравилось.
А если мой мастер-класс заставил вас задуматься напишите знак вопроса.
Покажите ладошки.
Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер- классе будет вам полезной. Благодарю за сотрудничество и желаю творческих успехов
Консультация для родителей «Лепбук как средство познавательного развития и творчества дошкольников»
Формы работы с родителями постоянно меняются.
Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Сегодня я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной темы.
Лепбук (lapbook) - это самодельная тематическая или интерактивная папка в виде бумажной книжечки с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Создание лепбука помогает закреплять и систематизировать изученный материал, а рассматривание готовой папки - позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Зародился лепбукинг на западе, однако американцы, подхватив идею развили его до отдельного жанра. В дословном переводе с английского "Лепбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Она представляет из себя папку, которая удобно располагается на коленях для просмотра ее содержимого.
Если провести аналогию с отечественным образованием, лепбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас и в школьном и в дошкольном образовании. Получается, что ребенок, получив проект, ищет информацию и по окончании сам оформляет ее в лепбук (естественно с помощью родителей).
Вот некоторые правила по созданию и оформлению лепбуков:
1. Эстетичность. Лепбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать кислотные цвета.
2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не хранится вечно, но изготавливая лепбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это только печатные буквы).
4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв лепбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
5. В лепбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков. Они вызовут интерес у детей.
6. Информация, содержащаяся в лепбуке, должна быть понятна ребенку и подобрана в соответствии с возрастом.
Лепбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, это интересный и полезный инструмент в работе с дошкольниками. Но использовать его нужно правильно.
Рекомендуемый возраст воспитанников для создания лепбука - 5 лет. Дети 7 - 8 лет могут совершенно самостоятельно изготавливать свои собственные лепбуки.
Список литературы:
1.Букина, В. О. Пространство детского сада: познание, экология [Текст]
/ О. В. Букина, М. Ф. Головина, Л. И. Журавлева [и др.] ; под ред. : А. Русакова, Т. Лапкиной. - Москва : ТЦ Сфера ; Санкт-Петербург : Образовательные проекты, 2016. - 128 с.
2.Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С. Н. Николаева. - Москва : Просвещение, 2002. - 144 с.
3.Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - Москва : Академия, 1999. - 184 с.
4.Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : программа и условия её реализации в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика Синтез, 1999. - 187 с.
5.Плешаков, А. А. Что меня окружает [Текст] : альбом-задачник / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - Москва : Дрофа, 1996. - 128 с. : ил.
6.Рыжова, Н. Наш дом - природа [Текст] : программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - Москва, 1998. - № 6. - С. 26-34.
7.Я - златоустовец. Дошкольное образование [Текст] : сборник дидактических и методических материалов / Адм. ЗГО ; МКУ Упр. образования ЗГО. - Златоуст : [б. и.], 2013. - 70 с.