Методический доклад.
На тему: «Особенности подбора репертуара концертмейстером для работы на уроках классической хореографии».
Курск 2024 г.
Танец рождается из музыки, поэтому так велика роль того, кто ее творит. В зависимости от сферы деятельности концертмейстера, то есть, кому приходится аккомпанировать: класс вокала или инструменталист, концертмейстер выполняет «заказ» преподавателя, руководителя, который выбирает определенный репертуар для исполнения и дает его концертмейстеру. Концертмейстер разучивает произведение и аккомпанирует на уроках, согласно взаимодействию педагог-концертмейстер-ученик. На уроках хореографии все выглядит совсем иначе. Роль концертмейстера здесь совершенно другая: необходимо не только выучить и сыграть необходимую программу для урока, но и самостоятельно подобрать для него репертуар, так как педагог по хореографии не владеет инструментальным репертуаром и его особенностями. Перед ним стоит совершенно другие задачи. Главный акцент на уроках классической хореографии делается на ритмической, темповой и характерной составляющей исполняемого концертмейстером произведения. В этом и состоит сложность работы концертмейстера на уроке классической хореографии. Пианист должен обладать знаниями по классической хореографии, знать название и характер элементов, исполняемых учениками на уроке, являться непосредственным помощником, ассистентом преподавателя.
Зная характер, ритм и составные элементы (хореографии) учебного задания, он может предложить вниманию учащихся соответствующую тему, тональность, динамику, размер и акценты музыкального произведения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Своим музыкальным сопровождением он помогает также развитию у них художественного вкуса. Деятельность концертмейстера способствует гармоничному развитию детей. Формирование комплекса музыкальных познаний и навыков является необходимым условием для возможности сотрудничества хореографа и музыканта, координации взаимных действий на уроке танца или репетиции.
Основные навыки, необходимые концертмейстеру хореографии для начала профессиональной деятельности в детской школе искусств:
- умение читать с листа;
- знание основ хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам;
-осведомленность об основных движениях классического балета;
-умение одновременно играть и видеть танцующих;
- умение вести за собой целый ансамбль танцоров.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей не создает условий для заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, представить себе характер и 3 настроение музыки, определить основную тональность и темп. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа. Впрочем, момент мысленного охвата нотного текста предваряет игру и в процессе аккомпанирования, так как прочтение нот всегда предшествует их исполнению.
Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии. Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Выразительное исполнение концертмейстером музыкальных фрагментов способно пробудить желание учащихся не выполнять движения формально, а выражать их художественно – то есть танцевать. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке, так называемые «preparation» (переход от одного движения к другому или завершение движения) концертмейстер придумывает и гармонизует сам. Тем самым подготавливая характер, темп исполняемого движения.
Музыкальное оформление урока не должно восприниматься учащимися как однообразный фон для исполнения заданных педагогом комбинаций у станка. Учащиеся должны слышать и слушать музыкальное сопровождение для исполняемого движения. Умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен стараться вводить в аккомпанемент движениям танцоров известную, созданную великими музыкантами музыку, тем самым приобщая и вводя в мир классики учащихся, знакомя их с достоянием мировой культуры.
Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
В работе концертмейстера на уроках хореографии при подборе репертуара приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников) поэтому и выбор исполняемого репертуара должен быть обдуман и соответствовать возрастному восприятию учащихся. Не смотря на одинаковые казалось бы движения в разных классах (например демиплие, батман тандю, ронд и т.д.) музыкальное сопровождение должно отличаться по ритмической насыщенности, фактуре и темпу, эта работа полностью лежит на концертмейстере. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе. В обязанности концертмейстера хореографических классов входит: репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей; изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию; знакомство с новыми методиками «движения под музыку»; систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Высокий музыкальный вкус концертмейстера и преподавателя обогащает содержание учебной работы, повышает трудоспособность и творческую активность учащихся.
Планирует ход урока и его задачи конечно в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстеру часто приходится работать с несколькими педагогами, и чаще всего концертмейстер приходит уже на готовую программу. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки. Характер музыки, подбираемой концертмейстером, должен строго соответствовать учебным задачам. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Концертмейстер согласовывает с педагогом смену музыкального материала, когда комбинация уже выучена и необходимо ее усложнить или наоборот заставить слух учащихся более активно вслушаться в новое сопровождение. Подобрав репертуар для хореографического элемента концертмейстер предлагает педагогу прослушать и дать рекомендации по темповому или характерному исполнении. Фрагмента, бывает так, что музыкальный фрагмент вроде бы идеально соответствует хореографическому элементу по характеру, темпу, ритму, но совершенно не улавливается учениками и элемент исполняется вяло и не музыкально, в таком случае концертмейстер должен подобрать на выбор педагогу другие музыкальные фрагменты.
Основные принципы работы концертмейстера при подборе музыкальных фрагментов для уроков классического экзерсиса у станка. Классический экзерсис на протяжении всего обучения имеет определенный набор элементов, которые изучаются из года в год, но, по мере усвоения, постоянно усложняются, комбинируются. Музыкальное оформление уроков классического танца должно быть весьма разнообразно как по мелодике, так и ритму. Характер ритмов часто меняется в ходе урока. Когда изучается новое движение или его отдельные элементы, ритм должен быть простым, мелодия - несложной, доступной. Затем, в процессе работы, хореограф педагог усложняет движение, меняет комбинацию от простой «крестом» к более сложной с работой рук и головы. Музыкальный материал так же усложняется, усложняется ритмический рисунок внутри такта, изменяется форма и размер музыкального фрагмента.
Основные требования к музыкальному сопровождению для классического экзерсиса у станка:
- Квадратность. На начальном этапе очень важно, чтобы произведение можно было разбить на квадраты. Это значит, что одно движение делается 4 раза: крестом – вперед, в сторону, назад, в сторону. Квадрат состоит из тактов в размере 2/4 или 4/4. В дальнейшем, по мере обретения танцевальной техники, темп ускоряется, но квадратность остается. Составляется, например, комбинация из двух движений по квадрату – это равно фразе из восьми тактов: одно движение – 1 такт, или три движения по квадрату равны 12 тактам.
- темп. Темп сопровождения определяется следующими факторами: на ранней стадии освоения экзерсиса все движения исполняются медленно. Постепенно темп ускоряется, кроме группы движений Adagio. характером и способом исполнения самих движений. Плавные элементы исполняются медленно, активные и резкие – в более подвижном темпе. Для исполнения таких движений, как Adagio, Rond de jambe par terre – темп должен быть медленным, так как характер движения спокойный, лирический. Для исполнения движения battement tendu – необходим четкий ритмический рисунок, а также присутствие синкопированного ритма. Исполнение этих движений идет в быстром темпе, в музыкальных фрагментах должны присутствовать шестнадцатые и восьмые длительности (размер 2/4 или 4/4 при медленном исполнении).
- затакт. Любой затакт имеет немаловажное значение в исполнении движения, кроме того, он определяет темп всего упражнения. На начальном этапе, когда движение разучивается и исполняется на сильную долю, затакт не играет решающей роли, так как движения на этом этапе исполняются в медленном темпе по квадратам на сильную долю (battement tendu, battement tendu jete, battement frappe). В дальнейшем же это качество играет немаловажную роль. Любой затакт, помимо того, что определяет темп упражнения, делает музыкальный фрагмент более четким, активизирует упражнения, акцентируя слабую долю. Затакт может быть использован во всех упражнениях, так как с него легче начать исполнять движение.
-метро-ритм. Танцевальное движение при необходимости можно представить в любом музыкальном метре. Двухдольные метры обладают такими свойствами, как четкость, упругость, некоторая элементарность по сравнению с другими метрами. Трехдольные метры воспринимаются как более пластичные, мягкие. Музыкальные размеры 6/8 и 12/8, наряду с качествами, свойственными трехдольным метрам, обладают размеренностью и способностью такта делиться пополам, что очень удобно с точки зрения хореографического счета.
Характеристика для подбора музыкальных фрагментов для некоторых движений на уроках классической хореографии экзерсиса у станка:
- Plie – размер 4/4, 3/4; музыка плавная, темп - moderato или adagio. Фрагмент должен быть квадратным, наличие четного ритмического рисунка не имеет значения. Желательно наличие затакта.
-Battement tendu – размер 2/4; характер музыки - четкий, бодрый, темп allegro или allegretto. Для музыкального фрагмента желательна квадратность. Большое значение имеет ритмический рисунок. Кроме того, имеет значение возможность метроритмического разложения. На начальном этапе движение делается на 2/4 и 4/4 в медленном темпе, затем на 2/4 в быстром темпе.
- Battement tendu jete – размер 2/4; темп - allegro, четкий ритмический рисунок (по возможности, синкопированный). На начальном этапе имеет значение квадратность, четкий ритм с акцентом на «и». Наличие затакта необходимо с начального момента изучения. На начальном этапе темп в размере 2/4 медленный, затем быстрый.
-Rond de jambe par terre – размер 2/4, 4/4, 3/4; характер мелодии - плавный, темп - andante. Метроритмическое разложение требуется лишь на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – не обязательно). Одно движение делается в этом случае на 1 такт, таким образом, замедляется темп. Если подобран фрагмент на 2/4, то темп должен быть медленным, а если размер 3/4 - более быстрым.
-Battement fondu – размер 2/4 и 4/4; характер мелодии плавный, тающий;темпы - adagio, largo и andante. На начальном этапе требуется квадратность, определенный ритмический рисунок не имеет значения, возможен затакт. Метроритмическое разложение требуется на начальном этапе, если дается размер 2/4 (если 4/4 – нет); в этом случае одно движение делается на 1 такт, таким образом, замедляется темп.
-Battement frappe – размер 2/4; темп - allegro, четкий и мелкий ритм. Квадратность имеет значение лишь на начальном этапе. Ритмический рисунок желателен из мелких длительностей, лучше на staccato. Возможно наличие затакта.
-Adagio – размер 4/4, 3/4; характер музыки плавный, спокойный. Темп исполнения медленный. Это упражнение включается в экзерсис на четвертом году обучения вместо developpe.
-Grand battement jete – размер 2/4, 3/4; характер музыкального фрагмента - бодрый, энергичный; темп от allegretto до allegro moderato. На начальном этапе необходим четкий квадрат. Ритмический рисунок играет немаловажную роль. Необходимы акценты на сильную долю. В размере 3/4 необходимо присутствие затакта. К движениям, в которых акцентируется выброс ноги, подбираются музыкальные фрагменты с акцентом на первую долю, или самостоятельно можно ее акцентировать в процессе игры.
Список используемой литературы.
- Безуглая Г. Концертмейстер балета: музыкальное сопровождение уроков классического танца. Работа с репертуаром. Санкт-Петербург 2005г.
-БонфельдМ.Ш. Анализ музыкальных произведений: ч.1. – М.: Владос, 2003.
-Ваганова А.Я. Основы классического танца. М. «Искусство» 1980г.
-Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. М. «Искусство» 1987г.
-Воронина И.А. Историко-бытовой танец. М. 2004г.