Содержание:
Вступление
Основная часть. Характеристика песенных традиций по районам Рязанской области (Кадомский, Спасский, Клепиковский, Скопинский, Сасовский, Касимовский, Ряжский, Чучковский, Сараевский, Ухоловский районы)
Заключение
Литература
Вступление
К юго-востоку от Москвы лежит Рязанская земля. Большая ее часть расположена в бассейне реки Оки. На этих землях в начале новой эры обитали финно-угорские племена – мокша, эрзя, мурома, меря и мещера. Расселялись они в бассейне Оки и ее протоков. В северной стороне Рязанской земли, болотистой и лесистой, население занималось преимущественно охотой и промыслами.
Устное народное творчество Рязанского края представляет собой неотъемлемую часть русской национальной культуры. Многовековая история, социальный и экономический уклад определили состав и поэтические особенности рязанского фольклора. Летописные источники, данные археологии, этнографии, научные изыскания фольклористов позволили сохранить богатейший художественный материал.
Песенные традиции Рязанской области изучались во время фольклорных экспедиций и обобщены в специальных сборниках Н.Н.Гиляровой, профессора Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, кандидата искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств РФ, члена композиторов России, Почетного Президента Российского фольклорного союза. Наталья Николаевна с фольклорными экспедициями побывала в Брянской, Московской, Рязанской, Пензенской, Владимирской, Липецкой, Калужской, Нижегородской, Курской, Тульской областях и других регионах Российской Федерации, ей собрано около 40 тысяч образцов вокального и инструментального фольклора, как русского народа, так и других народов России.
Данная методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, преподавателям ДМШ, работающим с детьми изучающими фольклорное и народное пение, музыкальным работникам.
Цель методической разработки: познакомить педагогов дополнительного образования с исследованиями Гиляровой Н.Н. песенного фольклора Рязанской области, характерными региональными особенностями.
Основная часть. Характеристика песенных традиций Рязанской области по районам
На основе двух изданий Н.Н. Гиляровой – «Музыкальный фольклор Рязанской области» (1994) и «Песенный венок Мещёры» (2006) приводится характеристика фольклорных жанров с описанием их основных элементов, особенностей, местных названий.
Хочу остановиться подробнее на некоторых особенностях звучания песенного фольклора Рязанской области.
На карте фольклорных традиций Рязанской области выделяется «Мещёра» – особая культурно-географическая территория, связанная с летописным названием угро-финского племени, обитавшего на этих землях до прихода славян. В разные исторические периоды это понятие объединяло такие районы Рязанской земли (по современному территориально-административному делению) как Клепиковский, Касимовский, Ермишинский, Кадомский, Спасский, Рязанский, Шацкий и Сасовский.
Вначале охарактеризуем Мещерские традиции в целом на основании издания Н. Гиляровой1.
Основу песенного богатства Мещеры составляют три главных жанра: свадебные, лирические протяжные и новогодние поздравительные песни.
Свадебные песни составляют обязательную часть почти каждой местной традиции. Наибольший интерес в мещерской свадебной традиции представляют «сокольные» песни. Особый интерес представляют корительные песни. В мещерской традиции корениями называют не только песни-высмеивания, но и «сокольные» песни2.
В мещерской фольклорной традиции велико значение лирической песни. Их репертуар довольно обширен – насчитывает более 60 сюжетов. В целом для протяжных песен Мещеры характерны четкая ритмическая основа словесного текста, особенно в вариантах общерусских песен, богатая система распевов. При исполнении песни мещерские певицы стремятся к ее непрерывному звучанию, в результате чего постоянно происходит сглаживание, затушёвывание текстовых и мелодических цезур в пределах мелодико-текстовой строфы.
Календарные обрядовые песни в современном мещерском репертуаре занимают довольно скромное место. В основном – это новогодние поздравительные песни, весенние заклички и троицкие. Троицкие песни хорошо сохранились в Кадомском районе, в таких песенных центрах, как деревни Заулки и Соловьяновка, село Котелино.
Хороводные песни в этой местности занимают особое место. В прошлом они играли важную роль в праздничном и повседневном быту населения. Хороводы в Мещере почти обязательно приурочены к весеннему времени года, чаще всего они называются информаторами «весенними», «вешними», «троицкими».
В жанровой системе Мещеры важны традиции плачей – погребального и свадебного. В свадебном обряде плач занимал важное место, хотя и не столь значительное, как в севернорусской традиции.
Далее охарактеризуем жанры, манеру пения, фактуру по локальным песенным традициям разных районов Рязанской области.
Спасский район
В селе Кутуково значительную часть репертуара составляют лирические протяжные песни. Именно они, а также плясовые песни активно бытуют у более молодого поколения.
Песни села Деревенское представляют собой смешение двух стилевых зон: города и деревни. Прежде всего это проявляется в репертуаре – здесь преобладают лирические песни, которые с полной уверенностью можно отнести к XIX в.: «Можно здесь разгуляться», «Хорошо было детинушке» и др. Однако, по манере исполнения, структуре многоголосия, а часто музыкально-поэтической форме эти песни относятся к традиционной крестьянской лирике.
Клепиковский район
В этом районе в деревнях Мосеево и Акулово устойчиво бытовали хороводные, лирические протяжные, свадебные, плясовые и частушки. Мосеево значительно отличается от окрестных сел даже с точки зрения жанрового состава репертуара. Только здесь встретилась хороводная песня, приуроченная к Фролову дню или масленичные хороводные.
Как отмечает Н.Н. Гилярова, песни свадебного обряда села Мосеево также сильно отличались от песен всех сел в округе ладовой, мелодической и ритмической структурами. Большое значение жители с. Мосеево придавали жанрам «активным», «веселым». Они с удовольствием играли различные по формуле частушки «под язык» и плясовые песни. В любых жанрах звучание песен было сбалансированным, мягким, легким.
Совершенно иная манера пения в д. Акулово. Здесь, если женщины поют в помещении, звучание приглушенное, как бы матовое. Мелодия песни насыщена украшениями: форшлаги, морденты. Каждый голос в многоголосии ведет похожую на соседнюю мелодию, голоса дополняют друг друга. В уличной записи голоса иные: высокая тесситура, напряженное звучание.
Сасовский район
Пожилые информаторы в селе Шевали-Майданы помнили немногим больше, чем молодые, но это немногое было для рязанского фольклора уникальным. Например, песня «Сборы, сборы», которую играли девки утром в день венчания. В шевалёвской свадьбе была велика роль плача.
Гораздо хуже в этом селе представлены песни календарного цикла. Самым устойчивым был жанр новогодних поздравительных песен.
Кадомский район
В селе Восход устойчиво бытовал обычай новогоднего обхода дворов с поздравительной песней «Да той авсень, как у месяца».
Если свадебные плясовые песни сохраняются в активном репертуаре восходовских жителей, то лирические, предназначенные невесте, уже почти никто не помнит.
Касимовский район
В деревне Николаевка представлена разнообразная по напевам свадебная традиция. Также там записаны и опубликованы весенние хороводные, протяжные песни, плачи невесты.
В селе Пустынь записаны и опубликованы трудовые припевки, духовные стихи, лирические, свадебные обрядовые, новогодние поздравительные и плясовые песни.
В селе Ермолово бытуют такие жанры, как: весенние заклички «Жавороночки», новогодние поздравительные, лирические протяжные, хороводные, частушки (припевки «под русского», «сормач», «семеновна» и др) и немногочисленные песни свадебного обряда
В селе Любовниково наиболее ярко представлены песни свадебного обряда: «Сокольные» (по названию одной из них «Сокол Иванушка») и корительные. В этом селе в протяжной лирике при исполнении все голоса ведут основную линию в напряженном верхнем регистре, лишь один голос – запевалы осуществляет функцию нижнего. Но она временами расширяет диапазон напева, захватывая звуки верхнего пласта. В результате образуются кластеры. Так происходит во всех протяжных песнях.
Ряжский район
Стиль пения в селе Ново-Еголдаеве представляет южнорусскую ветвь рязанской традиции. Представлены такие жанры, как троицкие круговые, свадебные, лирические песни.
Особый интерес, с точки зрения музыкального строения, вызывают песни позднего лирического пласта. В них есть широкие распевы, ладовая секундовая переменность.
Чучковский район.
В селе Романовы Дарки основу репертуара составляют протяжные лирические песни. Они почти все приурочены к определенной календарной дате или времени года. Все протяжные песни в Романовых Дарках «играли напротяг». Хороводные песни представлены не так ярко.
В селе Отрада бытуют разнообразные жанры. Основу составляют немногочисленные песни, связанные со свадебным обрядом, лирические протяжные и большой пласт плясовых.
Сараевский район
В село Муравлянка записаны и опубликованы свадебные обрядовые песни, троицкие хороводные, лирические, масленичные, плясовые.
Репертуар села Сысои: лирические протяжные, свадебные песни, хороводные и плясовые песни.
Скопинский район:
В селе Секирино преобладают протяжные лирические песни либо любовной тематики, либо рекрутской. Выполняют протяжные песни и обрядовые функции, например, на масленицу.
Сапожковский район
Репертуар с. Морозовы Дарки и с. Собчаково схож: протяжные, плясовые, солдатские и немногочисленные календарные.
Ухоловский район
В селе Дегтяные Борки встречаются частушки, календарные, хороводные и свадебные обрядовые песни.
В этом селе открытая, звонкая манера пения. Основное положение губ у исполнительниц при пении – на полуулыбке. Артикуляция минимальная, неброская, но при этом звук подается активно, твердо. Песни распеваются, как правило, в сравнительно небольшом диапазоне при тесном расположении голосов.
В большей степени в песенных публикациях представлены Кадомский, Скопинский, Шацкий районы, в меньшей – Милославский район. Самое раннее по времени издание, включающее рязанские песни, – Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина (1889). В изданиях представлены песни в разной степени подробности расшифровки, в разных объемах.
Среди жанров доминируют новогодние поздравительные, лирические, свадебные, хороводные песни. Плачи опубликованы в малом количестве.
Заключение
В моей работе представлены наиболее характерные особенности песенного фольклора Рязанской области. Стоит отметить, что эти традиции соблюдаются до сих пор. Педагогами, руководителями фольклорных объединений изучаются фольклорные особенности, песни Рязанской области. Участники творческих объединений исполняют эти песни на концертах, успешно выступают на конкурсах и фестивалях фольклорных коллективов регионального, межрегионального и всероссийского уровня. Все это способствует сохранению традиций народного песенного искусства, знакомству с ним детской аудитории, приобщению к народным истокам, что имеет большое воспитательное значение для работы с детьми и подростками.
Песенная традиция Рязанской области очень насыщенная и разножанровая, с преобладанием «Акающего» диалекта. Весь песенный репертуар всегда опирался на календарно – обрядовые этапы жизни человека. Главная особенность песенной традиции Рязанской области, а именно аутентичных произведений, это очень удобная тесситура, проще говоря - диапазон самой песни, что является очень удобным для пения в детских коллективах. Также широкая подача звукоизвлечения, которая является характерной чертой песенной традиции Рязанской области, что упрощает знакомство и активное применение в детских фольклорных коллективах, что мы с детьми с удовольствием и делаем.
Мы с воспитанниками используем в своем репертуаре этнографию, и часть нашего песенного материала составляет аутентичный песенный репертуар. Но тут тоже нужно брать в расчет, что детский коллектив не сможет подрожать пению бабушек, так как возрастная категория другая, репертуарный план, жанровость и диапазон песенного материала гораздо сложнее взрослый, тем что он более витиеватый, поэтому не безопасно напрягать, тем самым ломать детский голос. Поэтому в коллективе используется репертуар с учётом возрастных категорий детей. Просто преобразовывается путем аранжировки для детского голосового диапазона.
Приведу пример. « Как у месяца», новогодняя поздравительнаяРязанской области, переливами и распевами насыщенная. Для детей, когда надо преобразовать,то делается упрощение в партитуре. Убираются все распевы и остается так сказать сам костяк произведения.
Но изначально песенный материал демонстрируется в оригинале. Когда человек слышит русскую, хорошо исполненную, песню - сердце его переполняется радостью, начинает дышать душа, пробуждается историческая память - все то, что заложено, но ушло в " подкорку", а зачастую, вообще глубоко спит.
Данный материал позволяет педагогу учитывать региональные особенности песенного материала Рязанской области в своей работе с детьми, помогает раскрыть индивидуальные способности ребенка, дает возможность познакомить с народными традициями и историческими особенностями региона.
Литература
Гилярова Н.Н. Песенный венок Мещёры : науч. изд. – Рязань, 2006. – 243 с. (Рязанский этнографический вестник. № 36).
Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. – Рязань, 1994. – 194 с. (Рязанский этнографический вестник).
Приложение
1
? Гилярова Н.Н. Песенный венок Мещёры : науч. изд. – Рязань, 2006. – С. 8-16. (Рязанский этнографический вестник. № 36).
2
? термин «корить» в данных песнях по смыслу к термину «величать».