Возраст |
Старшие классы, Средние классы |
Предметы |
Астрономия |
Категория |
Астрономия |
Формат | Текстовые документы |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Троицкий медицинский колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия для преподавателей
ОУД Общеобразовательные учебные дисциплины
ОУДБ.00 Базовые
ОУДБ.10 Астрономия
тема: Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета
специальность: 34.02.01 Сестринское дело
программа подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования базовой подготовки
г. Троицк, 2021 г.
Рассмотрен и обсужденУТВЕРЖДАЮ:
на заседании ЦМКЗам. директора по УР
« » ________ 20____ г._______ Н.В. Строчкова
Протокол № ___ « » _______ 20___г.
Председатель ЦМК
_______ _______________
Автор: Зиброва Ольга Николаевна, преподаватель Астрономии
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ
Методическая разработка по дисциплине Астрономия по теме: «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по данной дисциплине, которая относится к общеобразовательному циклу.
Методической целью урока является использование инновационных форм и методов на занятиях, анализ дидактической эффективности обучения, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса. Повышение мотивации к обучению с помощью методической редукции, основанной на визуализации учебного материала с использованием ИКТ. Повышать интерес к предмету, упрощение восприятие объемного материала посредством использования схем и таблиц. Также для эффективности образовательного процесса используются опорные конспекты, дискуссия, презентация, видеофрагменты.
Цель занятия:
Предметные: сформировать общие представления о Солнечной системе и телах, входящих в её состав, формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы, анализировать основные положения современных представлений о происхождении тел Солнечной системы, использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы.
Метапредметные: сравнивать положения различных теорий происхождения Солнечной системы; доказывать научную обоснованность теории происхождения Солнечной системы, использовать методологические знания о структуре и способах подтверждения и опровержения научных теорий.
Личностные: отстаивать собственную точку зрения о Солнечной системе как комплексе тел общего происхождения.
Учебные: углубить знания о солнечной системе и планетах солнечной системы.
Развивающие: развитие у обучающихся умений устанавливать связи, причины и следствия; развитие внимания, мышления, самостоятельности, познавательного интереса, формирование умений анализировать поставленную проблему и применять полученные выводы.
Воспитательные: формирование у студентов ответственного отношения к учению; воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип занятия: Комбинированный (теоретическое)
Место проведения: учебная аудитория.
Количество часов: 90 минут.
МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод | Основное назначение | Уровень усвоения | Приемы | Мотивация |
1. Объяснительно-иллюстративный | Организация усвоения информации студентами путем сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. | I | Словесные: - беседа, рассказ, работа с учебным пособием, объяснение. Наглядные: - презентации. | Формирует теоретические и фактические знания. Воспитывает нравственность, терпение, логическое мышление. |
2.Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. | II-III | Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий. | Обогащают знания, формируют умение и навыки, трудолюбие наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе. |
3. Проблемное изложение | Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. | II-III | Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей. | Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений. |
4. Частично-поисковый | Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем. | III | Эвристическая беседа, работа с книгой, наглядными пособиями, доказательства, сравнение, обобщение. | Развивает самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу. |
СХЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ СВЯЗЕЙ
ИСТОКВЫХОД
ПМ, МДК, Раздел, Тема,
учебная дисциплина
ПМ, МДК, Раздел, Тема,
учебная дисциплина
ЕН.01 Математика
ОУДБ.06 Математика
ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности
ОУДБ.07 Физика
ОУДБ.10 Астрономия
ОДП.11
Информатика и ИКТ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
В результате освоения темы студент должен знать:
планеты солнечной системы; их характеристики; возраст; процессы, происходящие в ходе формирования
В результате освоения темы студент должен уметь:
разделять планеты на группы по трем характеристикам (размер, плотность и масса); использовать справочный материал
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Подготовка докладов (сообщений) на темы:
Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
Теория происхождения Солнечной системы Канта—Лапласа.
Лунные пилотируемые экспедиции.
Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
ОК и ПК
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | способность анализировать собственную деятельность. | оценка на занятии |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | точно и быстро оценивать ситуацию и правильно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность | оценка на занятии |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | грамотность, точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессионального и личностного развития | оценка на занятии |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | правильность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | оценка на занятии |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | продуктивное взаимодействие обучающихся с преподавателями другими обучающимися. | оценка на занятиях |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. | эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации | оценка на занятии |
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа; толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям | наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины |
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. | демонстрация бережного отношения к окружающей среде, приверженности принципам гуманизма | наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины |
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний | наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины |
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Оборудование: Мультимедийный проектор
Методическое оснащение: План-конспект, презентация, учебник.
ХРОНОКАРТА АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Элементы занятия | Время |
1. | Организация начала занятия | 2 мин |
2. | Сообщение темы, её обоснование | 1 мин |
3. | Постановка целей и ознакомление с планом занятия | 2 мин |
4. | Контроль исходного уровня знаний | 5 мин |
5. | Изучение новой темы | 40 мин |
6. | Самостоятельная работа студентов: | 25 мин |
7. | Закрепление изученного материала | 10 мин |
8. | Подведение итогов занятия | 2 мин |
9. | Домашнее задание | 2 мин |
10 | Окончание занятия | 1 мин |
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Мотивация | Время |
1. | Организация начала занятия | Приветствует, обращает внимание на внешний вид, наличие конспектов, выявляет отсутствующих | На задаваемые преподавателем вопросы отвечает староста или дежурный | Проводится с целью подготовки студентов к работе, мобилизует внимание и концентрирует на предстоящую работу | 2 мин |
2. | Сообщение темы, её обоснование | Сообщает этапы проведения занятия | Слушают, осознают, ведут конспект | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы, повысить интерес к предмету и профессии. | 1 мин |
3. | Постановка целей и ознакомление с планом занятия | Объясняет студентам важность изучения данной темы, озвучивает цели занятия | Слушают, задают вопросы, записывают тему | Активизация мыслительной деятельности студентов на изучаемую тему | 2 мин |
4. | Контроль исходного уровня знаний | Студентам предлагается ответить на вопросы(Приложение 1) | Отвечают на вопросы | Диагностика качества усвоения изучаемого материала | 5 мин |
5. | Изучение новой темы | Изложение нового материала | Слушают, конспектируют | Организация деятельности студентов на занятии с целью достижения результатов освоения основной образовательной программы: - знакомство с планетами земной группы; - определение значения знаний о планетах земной группы для развития человеческой цивилизации; - определение значения знаний о планетах земной группы для освоения специальностей среднего профессионального образования | 40 мин |
6. | Самостоятельная работа студентов: | Студентам предлагается ответить на вопросыПриложение 2) | Отвечают на вопросы | Диагностика качества усвоения изучаемого материала | 25 мин |
7. | Закрепление изученного материала | Контролирует выполнение студентами задание, по результатам вносит коррективы. | Выполняют задание | Контроль уровня усвоения знаний и умений по теме | 10 мин |
8. | Подведение итогов занятия | Выставляет оценки, комментируя ошибки, сделанные в ходе работы. | Слушают, анализируют | Оценивание работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию | 2 мин |
9. | Домашнее задание | Дает задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | Студенты записывают домашнее задание | Ориентирование студентов на самоподготовку, привлечение к внеаудиторной работе | 2 мин |
10 | Окончание занятия | Прощается со студентами | Прощаются с преподавателем, задают вопросы, оценивают свою работу | Завершение работы | 1 мин |
ЛИТЕРАТУРА
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». М.:Дрофа, 2018г;
Чаругин В.М Учебник «Астрономия. 10-11 классы». М.: Сфера, 2018г.
Интернет-ресурсы
http://ukhtoma.ru/universe8.htm — Строение и жизнь во Вселенной. Происхождение Солнечной системы. 91 http://www.youtube.com/watch?v=eS_MXWj_ pbs — Образование Солнечной системы.
http://www.youtube.com/watch?v=GJNwPA63 GZs — Зарождение Солнечной системы.
http://mks-onlain.ru/model-solnechnoj-sistemy/ — Строение Солнечной системы.
http://galspace.spb.ru/index27.html — Планета Земля и Луна. http://lar.org.ua/id0391.htm — Жизнь и разум. Земля и Луна — двойная планета.
https://www.youtube.com/watch?v=ZPNnA7XeG 2Y — Природа Северного края — движение Луны в облаках.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечислите основные теории, предшествовавшие современной теории строения мира.(Геоцентрическая система мировоззрения К. Птолемея, Гелиоцентрическая система мировоззрения Н. Коперника)
В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея? (Суточное движение всех светил обусловлено вращением Земли вокруг своей оси. Все планеты, включая Землю, вращаются вокруг Солнца)
Какие выводы в пользу гелиоцентрической системы Коперника следовали из открытий, сделанных с помощью телескопа?(Солнце вращается. Расстояния до звезд различны)
В чем причина изменения условий видимости планет?(В их конфигурациях, т.е. различных расположениях относительно Земли и Солнца)
Какие виды конфигураций вы знаете? И, говоря о конфигурациях, на какие группы мы разделили планеты?(Противостояние, соединение, западная и восточная квадратуры-характерны для внешних планет: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Верхнее и нижнее соединения, восточная и западная элонгации-характерны для внутренних планет: Меркурий и Венера)
Сформулируйте законы движения планет Кеплера и закон всемирного тяготения. Каковы границы их применимости? (Первый закон Кеплера. Для планет характерна траектория в виде замкнутой кривой в форме эллипса. Каждая орбита имеет два фокуса – точки, расположенные внутри орбиты на постоянных расстояниях. Кеплер выяснил, что все орбитальные планетарные траектории имеют одну плоскость. Наиболее вытянутые орбиты у Марса и Плутона, у остальных планет форма орбиты близка к окружности. Именно поэтому Первый закон Кеплера часто называют законом эллипсов. Второй закон Кеплера:планетарные скорости достигают наибольшего значения в случае, когда планета находится на минимальном расстоянии от Солнца. Соответственно, наименьшие значения достигаются, когда расстояние от Солнца максимальное. Согласно Второму закону Кеплера, все планеты обращаются в плоскости, проходящей через солнечный центр. Радиус-вектор, который соединяет Солнце с планетой, за равные временные промежутки очерчивает равные площади.Третий закон Кеплера:квадраты периодов полного обращения планет соотносятся в той же степени, что и кубы наибольших полуосей орбит этих планет. Этот закон отображает взаимосвязь между периодом орбитального обращения и расстоянием от планеты до Солнца.Закон всемирного тяготения:любые материальные тела взаимно притягивают друг друга с силой, которая прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Действие силы происходит вдоль линии, соединяющей эти тела. Границы применимости законов Кеплера: — применимы для описания движения планет, но не объясняют причин движения;
—позволяют вычислить относительные расстояния планет от Солнца; — применимы к движению планет, их естественных и искусственных спутников, движению других небесных тел — астероидов, комет, звезд в двойных системах)
Приложение 2
На какие группы и по каким признакам можно разделить планеты Солнечной системы?(Планеты земной группы - Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты-гиганты (газовые гиганты) - Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
Различие плотности тел двух групп планет? (Объясняется различием их химического состава и агрегатного состояния.)
Состав планет земной группы и их плотность?(Большая часть массы планет земной группы приходится на долю твердого состояния вещества – оксидов и других соединений тяжелых химических элементов: железа, магния, алюминия и других металлов, а также кремния и других неметаллов.)
Состав планет-гигантов и их плотность?(Малая плотность планет-гигантов (у Сатурна она меньше плотности воды) объясняется тем, что значительная часть их массы находится в газообразном и жидком состояниях. В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. Этим они похожи на звезды. Атмосфера планет-гигантов содержит различные соединения водорода, в частности метан и аммиак.)
Скорость планет?(Планеты-гиганты быстрее вращаются вокруг оси, чем планеты земной группы, но медленнее обращаются вокруг солнца.)
Наличие спутников? (На четыре планеты земной группы приходится всего 3 спутника: Луна у Земли, а также Фобос и Деймос у Марса, на четыре планеты-гиганта – 158.)
По каким характеристикам прослеживаются разделение планет на группы? (Размер, масса, плотность, скорость вращения, химический состав.)
90% массы Земли? (Железо, кислород, кремний, магний.)
98% состава планет гигантов? (Водород, гелий.)
Каков возраст планет Солнечной системы? (4,5 млдр. лет)
Какие процессы происходили в ходе формирования планет? (Плавление, кристаллизация, окисление.)
Почему планеты земной группы располагаются ближе к Солнцу, а гиганты дальше?(Ближе к солнцу очень жарко, и оно сжигало газы, а воду превращало в пар. Но только материалы которые могли выдержать эту температуру (металл и скальные породы) сохранились. И поэтому планеты земной группы имеют твердую, скальную поверхность, а отдаленные планеты стали газовые. Все вещества, что тяжелее в протопланетном диске притягивались к центру гравитации молодого светила сильнее, а те, что полегче соответственно на окраине и соединились в последствии в газовые, массивные космические объекты.)
Гипотеза О. Ю. Шмидта? (Солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного холодного газопылевого облака.)