Методическая разработка на тему
Технология применения интерактивных методов обучения на уроках информатики в профессиональных образовательных организациях»
для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Выполнила преподаватель информатики
Васильева Елена Сергеевна
Пояснительная записка
Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего.
В результате чего система образования должна готовить специалистов к жизни и деятельности в динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.
В настоящее время недостаточно давать фундаментальные знания по дисциплинам, необходимо научить применять полученные знания на практике, взаимодействовать с другими участниками процесса, уметь работать в команде, находить компромисс, брать ответственность за действия на себя. Из данного перечня складываются компетенции, которые необходимы для успешной деятельности любого человека в современном обществе. Вследствие чего в образовании в качестве одним из основных определен компетентностный подход, в настоящий момент идет формирование технологий, методик и средств позволяющих его успешно реализовать.
Использование инновационных методов в процессе обучения способствует выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста.
Анализ исследований позволяет выявить различные взгляды на понятие «компетентность».
Панфилова А.П., говорит о компетентности, как о результатах, определяющих эффективную работу, в которой специалист компетентен.
Иванов Д.А. считает, что компетентность – характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности, результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач, проблем.
По Равену, компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
Татур Ю.Г. определяет компетентность, как качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны.
Селевко Г.К. описывает компетентность, как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Эффективными формами внедрения в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д.
Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно - действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы студент активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. А самое важное, чтобы он увидел и понял, что компьютер - большой помощник в их будущей профессии.
Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Большое значение в формировании мотивации обучающихся при изучении информатики, на мой взгляд, имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью - это одна из задач, которые встают перед учителем информатики.
Обобщая полученный практический опыт хочется отметить, что поиск и внедрение новых технологий и методов необходим, обеспечивая повышение мотивации обучающихся, увлекая их новыми способами работы, вы повышаете интерес студентов к учебной деятельности, и соответственно освоение новых знаний, формирование умений, получение практического опыта будет более эффективным.
В программу учебной дисциплины «Информатика» 1 курса входит изучение темы «Информационные системы для различных направлений профессиональной деятельности». Для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» мною был разработан урок «Геоинформационные системы» (приложение), целью которого является изучение понятия геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС), структуры и сферы их применений.
Примером ГИС является электронная карта. В настоящее время владение навыками пользования картами необходимо каждому человеку, а особенно тем, кто напрямую связан с поездками и перевозками.
Интерактивная карта — это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему.
Важно отметить, что для интерактивных карт расширяется понятие информативности. Помимо информации, воспринимаемой пользователем при чтении карты, интерактивные карты обладают скрытой информацией, которую можно получить, выполнив на карте определенные действия (например, при наведении курсора на объект).
При изучении дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» к этому вопросу обращаемся несколько раз. Наиболее подходящим для изучения данной темы подходит использование интерактивных методов, т.е. обучающиеся должны общаясь друг с другом, с преподавателем или компьютером (интернетом) исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Задания основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
При этом формируются как общеобразовательные компетенции, так и профессиональные.
Апробация проекта урока показала положительные результаты в процессе применения интерактивных методов:
эффективность решения поставленных задач и достижения цели урока
оптимизация деятельности преподавателя и активизация самостоятельной деятельности учащихся
созданы условия для формирования способности студентов работать совместно и уважительно относится к мнению собеседника
созданы условия для проявления скрытых способностей учащихся, навыков управления или сотрудничества
Список литературы
Веб-квест - как новая технология проблемного обучения в системе российского образования. URL: http://www.t-blohina.com/news/veb-kvest-tekhnologii (Дата обращения: 15.10.2021).
Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (Дата обращения: 11.09.2021)
http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf . А.С. Самардак. Геоинформационные системы (ЭОР)
http://present.griban.ru/file/54-geoinformacionnye-sistemy-gis.html Молчанова С.Н. Геоинформационные системы (ЭОР)
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2020
Приложение
Конспект урока по информатике «Геоинформационные системы»
для обучающихся 1 курса по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Продолжительность занятия – 90 минут
Место проведения занятия: компьютерный класс
Цель занятия (для преподавателя) – организовать работу по формированию информационной компетентности и навыков работы по созданию геоинформационных моделей.
Цель занятия (для студентов) – изучить понятия геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС), структуру и сферы их применений
Задачи для преподавателя:
формирование представлений о геоинформационных системах и навыков работы с сервисом GoogleEarth
создание условий для развития готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
создание условий для формирования умений работы в команде, умения аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать позицию других.
Задачи для студентов:
изучение теоретического материала по теме «Геоинформационные системы»; представление результатов изучения в виде информационной схемы с помощью онлайн сервисов
создание геоинформационной системы по заданным условиям
Формируемые ОК:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
По окончанию занятия студент должен
знать:
понятие геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС);
структуру и сферы применения ГИС;
уметь:
находить объекты по заданным координатам в сервисе GoogleEarth;
строить маршрут в сервисе GoogleEarth;
Тип занятия: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский
Основные понятия: модель, система, геоинформационная модель, геоинформационнная система.
Межпредметные связи: математика, география
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, презентация, ПК с выходом в интернет, раздаточный материал, задания.
1http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf А. С. Самардак. Геоинформационные системы (ЭОР)
2. http://maps.google.ru/ Интерактивная карта Земли.
3. http://present.griban.ru/file/54-geoinformacionnye-sistemy-gis.html Молчанова С. Н. Геоинформационные системы (ЭОР)
Формы урока: индивидуальная, групповая.
Технология:проблемное обучение с использованием интерактивных методов.
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока Миницель урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Применяемые методы | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся и настраивает их на работу. | Слушают учителя. Настраиваются на работу. | Техническая пятиминутка | Готовность к совместной деятельности |
2 | Актуализация знаний. Мотивация и целеполагание Миницель: сформулировать тему, цель и задачи урока | Предлагает учащимся ответить на вопросы.
Выявляет проблему и способы её решения. После этого совместно со студентами озвучивает тему урока и, исходя из темы, определяет цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы,
Участвуют в формулировании темы занятия и в постановке цели и задач. | Частично-поисковый метод | Определение уровня знаний студентов по теме «Геоинформационные системы» |
3 | Открытие нового знания и его первичное закрепление Миницель: изучить теоретический материал по теме и создать схему | Выдает учащимся задание, предварительно оговаривая критерии оценки задания 1. Используя источники информации изучить теоретический материал и ответить на вопросы
2. Составить схему с помощью mindomo.com. Критерии оценивания 0 – задание не выполнено; 1 – задание выполнено не полностью (не установлены связи между основными понятиями); 2 – задание выполнено полностью (выделены опорные понятия и установлены связи между ними). | 1. Разбиваются на пары. 2. Изучают теоретический материал, используя источники информации:
http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf
3. Используя сервисы web 2.0 mindomo.com создают схему по теме «Геоинформационные модели» | Частично – поисковый Творческая деятельность | Формирование представления о ГИС и задачах, решаемых с их помощью; умение выбора способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение извлекать информацию, преобразовывать один вид информации в другой |
4 | Представление и оценка схемы Миницель : представить результат работы, аргументировать свою точку зрения. | Организует представление и оценку результатов работы учащихся. | 1. Каждая группа представляет созданную схему. 2. Совместно с учителем оценивают свой результат 3. Заносят результаты в бланк оценивания (приложение 3) | Метод критического подхода к своим знаниям и умениям Метод обратной связи | Умение находить и исправлять ошибки, адекватно оценивать результаты работы, аргументировать свою точку зрения. |
5 | Первичное закрепление, работа на ПК Миницель: выполнить практическую работу и оценить результат работы | Предлагает учащимся выполнить задание на ПК (приложение 1). Предлагает учащимся оценить результаты работы в соответствии с предложенными критериями и занести результаты в бланк. (приложение 3) | Выполняют задание на ПК, используя MicrosoftExcel и сервис GoogleEarth. Осуществляют самооценку. | Метод педагогического сотрудничества Метод самоконтроля | Формирование навыков работы с сервисом GoogleEarth; совершенствование навыков работы в табличном процессоре. Умение осуществлять анализ и оценку правильности выполнения действий |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичный контроль знаний) | Предлагает учащимся ответить на вопросы теста (Приложение 2) и сравнить с эталоном В случае если учащийся получает менее 3 баллов, то ему выдается дополнительное домашнее задание. | Отвечают на вопросы теста. Сравнивают с ключом, заносят результаты в бланк ответов | Метод самоконтроля Метод обратной связи | Демонстрация знаний видов, областей применения и структуры ГИС. Умение устанавливать причинно-следственные связи, осознание качества и уровня усвоения знаний |
7 | Рефлексия, подведение итогов, запись домашнего задания | Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы, затем записать домашнее задание. 1) Сегодня на уроке мне понравилось______ 2) Для меня было сложным ___________ 3) Сегодня на уроке мне не понравилось _______________ Домашнее задание: Основное: 1) Заполнить таблицу «Программное обеспечение современных ГИС платформ»: - название программного продукта; - фирма изготовитель, страна; - функции. Дополнительное (для учащихся, получивших за тест менее 3 баллов): составить сканворд по теме «Геоинформационные модели». | Анализируют бланк ответов, оценивают полученные результаты, сопоставляют их с целью и задачами урока. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Педагогика сотрудничества. Метод обратной связи Метод слуховой передачи информации | Умение достаточно полно и точно выражать мысли. Умение анализировать результаты деятельности |
Приложение 1
Практическая работа
Представьте, что вы работаете в крупном международном агентстве менеджером по перевозкам. Вам нужно подобрать маршрут следования для труппы туристов и организовать их поездку разными видами транспорта. Представитель турагентства сообщил только географические координаты мест, куда направляется группа, вид транспорта и пункт отправления - Москва.
Задание.Используя сервис GoogleEarth (http://maps.google.ru/) постройте геоинформационную модель маршрута
Google Планета Земля (Google Earth)- проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые фотографии всей земной поверхности.
Общие сведения о GoogleEarth представлены на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Earth
Ход работы
На основе предоставленных координат определите пункты остановок предполагаемого маршрута и занесите их названия в бланк отчета.
Координаты:
1 | -17.918289, 25.845369 |
2 | -23.493477, 31.552734 |
3 | -4.105858, 11.885052 |
4 | 36.818114, -2.693044 |
Поиск объектов по координатам:
Введите координаты в строку поиска
Нажмите кнопку найти
Заполните таблицу
Координаты | Название места, с указанием страны |
2.Проложите путь с учетом полученных в первом задании результатов, и определите его длину. Скопируйте полученное изображение в бланк ответов
Измерение расстояния пути:
1)В меню "Инструменты" выберите "Линейка".
2)Выберите тип фигуры Путь.
3)Выберите единицы измерения для длины.
4)Нажмите кнопку мыши, чтобы установить начальную точку пути и продолжайте нажимать до тех пор, пока путь не охватит требуемый регион.
3. На основе полученных данных определите и примерную длительность поездки (количество дней), учитывая следующие условия:
для осмотра достопримечательностей в каждом пункте туристам необходимо максимум 4 часа;
для отдыха туристам необходимо 8 часов.
до первого пункта назначения туристы добираются самолетом, а потом они путешествует на машине. Из последнего пункта назначения туристы также добираются до Москвы самолетом.
(Продумайте структуру таблицы для расчета количества дней и представьте результаты, используя табличный процессор.
Примечание: средняя скорость самолета 800 км/ч + 3 часа на регистрацию, средняя скорость машины 80 км/ч.
Приложение 2.
Тест по теме «Геоинформационные системы»
Вопрос 1. Что такое геоинформационная система (ГИС)?(Выберите несколько правильных вариантов ответа)
1) ГИС –карты стран и городов.
2) ГИС – компьютерная информационно-справочная система, содержащая информацию «привязанную» к карте местности.
3) ГИС – это компьютерная система, в которой можно изменять масштаб изображения местности .
4) ГИС – современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Вопрос 2. Перечислите элементы, входящие в структуру ГИС? (Выберите правильные варианты ответов)
1)GPRS;
2) методы и технологии;
3) географические данные
4) описательные данные;
5) программное и аппаратное обеспечение
Вопрос 3. Где применяется геоинформационная система?: (Выберите несколько правильных вариантов ответа)
1) управление школой или предприятием;
2) земельный кадастр и землеустройство;
3) обеспечение деятельности правоохранительных органов и силовых структур;
4) наук аи образование;
5)территориальные службы жизнеобеспечения;
6) картографирование
Вопрос 4. Расположите последовательно этапы создания ГИС: (Установите правильную последовательность)
1) создание меток;
2) поиска места по параметрам (названию или координатам);
3)прокладывание маршрута;
4)поиск дополнительной информации
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ | 2,4 | 2,3,4,5 | 2,3,4,6 | 2,1,3,4 |
Кол-во баллов за ответ | 1 | 1 | 2 | 2 |
Приложение 3
Бланк оценивания
Задание 1.
1. Количество баллов за создание схемы _____________________________
(запишите количество баллов, полученных во время защиты схемы)
Задание 2.
2.Количество баллов за поиск объектов по координатам________________
(количество баллов установите в соответствии с критериями оценивания и ключом)
Критерии оценивания:
0 – задание не выполнено, страны не определены;
1 – задание выполнено не полностью, имеются ошибки в определении стран или пунктов назначения;
2 – задание выполнено полностью и правильно
Ключ:
Координаты | Название страны |
-17.918289, 25.845369 | Граница Замбии и Зимбвабве. Национальный парк Виктория |
-23.493477, 31.552734 | ЮАР, Крюгер Парк |
-4.105858, 11.885052 | Конго, Пуэнт-Нуар |
36.818114, -2.693044 | Испания, Ботанический сад Ла-Риохи |
3. Количество баллов за создание модели и определение длины пути _____
Критерии оценивания:
0 – задание не выполнено (путь не проложен);
1 – задание выполнено не полностью (не определена длина пути);
2 – задание выполнено полностью.
4. Количество баллов за расчет количества дней путешествия _________
Критерии оценивания:
0 – задание не выполнено (таблица не построена);
1 – задание выполнено не полностью (правильно определено количество дней путешествия, но таблица построена не рационально);
2 – задание выполнено с ошибками (таблица построена правильно, но имеются ошибки в расчетах);
3 – задание выполнено полностью.
3. Результаты теста
Количество баллов за тест ________________________________
Итого баллов ___________________