Мастер – класс:
«Рисование штампами»
Ф.И.О. автора:
Лоточко Наталия Васильевна, методист
г.Ноябрьск, 2024г.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья:
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Зинаида Торопчина
Аннотация
Все дети любят рисовать – нетрадиционная техника позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как
хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Каждая из нетрадиционных техник
- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее и не утомляет детей, а наоборот побуждает их творить дальше.
Один из видов нетрадиционного рисования – это рисование штампом
Рисование штампами – это нетрадиционная техника рисования, достаточно простая в применении. Её суть заключается в том, что изображение получается с помощью прикладывания штампа с краской к поверхности листа бумаги.
Штампы для рисования можно сделать из различных материалов:
- поролоновая губка, воздушный шарик, целлофановый пакет, ватные палочки
- живые листья деревьев, картон, газетная бумага, и т.д.
Цель: познакомить детей с нетрадиционными приемами техники рисования штампом – «Маковое поле» с помощью воздушного шара и пакета
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать технику работы с гуашью;
-Совершенствовать нетрадиционную технику рисования пальцами;
-Познакомить новым способом изображения полевых цветов - отпечатком крышки.
Развивающие:
-Формировать композиционные навыков;
-Способствовать развитию эстетического вкуса;
- Способствовать развитию образного мышления, зрительной памяти и воображения;
- Создать условия для развития мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- Способствовать формированию художественной грамотности дошкольников
при выборе цветовой гаммы (колорита);
- Формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности,
точности в работе;
-Формировать позитивное отношение к природе.
Материалы и оборудование: гуашь, лист плотной бумаги белого цвета;
непроливайка с водой; кисть для рисования; слегка надутый воздушный шарик
без рисунка, целлофановый пакет, ватные палочки, одноразовая пластиковая
тарелка, влажные салфетки.
Методы и приёмы: рассказ, объяснение, демонстрация приёмов работы.
Ход мастер-класса.
- Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня, в холодный и зимний день, я
вам предлагаю помечтать о солнечном, жарком лете и нарисовать маковое поле.
Мак — один из самых ярких цветов на свете, привлекающий много внимания. Это магический цветок-загадка, который символизирует красоту жизни. В народе говорят, что дорога жизни выложена зернышками мака.
Занятие сегодня необычное, и рисовать мы будем не кистями, а воздушными шарами и пакетами.
- Для работы нам понадобятся:
- лист плотной бумаги белого цвета; гуашь; непроливайка с водой; кисть для рисования; слегка надутый воздушный шарик без рисунка, целлофановый пакет, ватные палочки, бусины.
Итак, приступим.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фото маков; беседа.
Рисуем фон при помощи губки и зажима.
Воздушный шарик выворачиваем наизнанку и вкладываем в него бусину.
Фиксируем резинкой. Воздушный шар вывернуть в исходное положение, надуть до нужного размера.
На одноразовые тарелочки наливаем гуашь красного цвета. Можно
похулиганить и сделать разноцветные маки, добавив к красному другой цвет.
Окунаем шарик в краску или держим его за завязанный кончик и покрываем его краской любого цвета.
Прикладываем шарик на бумагу перпендикулярно и с разной силой
надавливаем на него сверху – получается оттиск круглой формы.
Желательно нажать на шарик посильнее и немножко его покрутить, не отрывая от листа. Таким образом получаются наиболее интересные разводы, и вся краска попадает на бумагу.
Убираем шарик – цветок готов.
Теперь берем целлофановый пакет, надуваем его и проделываем те же
действия, что и с шариком.
Дорисовываем стебли, листочки ватной палочкой и кистью.
Яркое, летнее и замечательное маковое поле у нас получилось.
После рисования можно сделать с детьми небольшую зарядку —пальчиковую гимнастику «Маки». Ребенок сидит на стуле, локти упираются на стол. Руки изображают стебли маков, ладошки — лепестки маков. Ладошки в начале упражнения соединены друг с другом. Объясните малышу, что означает слово «алые» в этом стихотворении. Алые цветы — это цветки ярко- красного цвета.
Наши алые цветки,
Распускают лепестки (медленно раскрываем ладошки, изображая раскрывающийся цветок мака).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит. (Покачиваем кисти рук — цветок качается на ветру).
Наши алые цветки
закрывают лепестки (Медленно соединяем пальчики- цветок закрывается)
Тихо засыпают,
Головой качают. (Покачиваем закрытые «цветки — ладошки» на ветру из стороны в сторону)
Рефлексия:
- Ребята, мы закончили занятие, и мне очень важно узнать все ли вам понравилось? Предлагаю вам свои эмоции отразить на бумаге с помощью воздушного шарика. Сделайте отпечаток того цвета, который соответствует вашему настроению.
И, напоследок – небольшое напутственное стихотворение:
Не ищи вокруг напрасно,
а в себе ты поищи
Расцветающие краски - монотипии души.
Литература:
1. Давыдова Н.Г., “Нетрадиционные техники рисования в детском саду”,
Москва “Издательство Скрипторий 2003”. 2018 г.
2.Туфкрео Р.А; Кудейко М.В., “Коллекция идей”, Москва “Линка-Пресс”. 2014 г.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2017.
4. Тюфанова И.В., “Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников”, Санкт-Петербург, изд-во “Детство-Пресс”, 2014.