Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Методическая разработка "Особенности работы с вокальным ансамблем и хором младшего возраста"

Методическая разработка "Особенности работы с вокальным ансамблем и хором младшего возраста"

Методическая разработка "Особенности работы с вокальным ансамблем и хором младшего возраста" Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В ней используются методические материалы экспертов в области хорового пения, примеры упражнений.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Управление по работе с муниципальными учреждениями образования
администрации города Владивостока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества г. Владивостока»


Методическая работа

Особенности работы с вокальным ансамблем и хором младшего возраста


Автор-составитель:
Сергиенко Антонина Васильевна,
педагог дополнительного образования


Владивосток, 2024

Содержание:

Введение 3

1. Формирование и развитие певческих навыков 4

1.2. Певческая установка 6

1.3. Певческое дыхание 7

1.3.1. Игровые варианты дыхательных упражнений 9

1.3.2. Дыхательные упражнения в методической литературе 12

1.4.  Декламация 14

1.5.     Вокальная работа во всех регистрах детского голоса 14

1.6.     Чистота интонации точность вступления в ноту 16

1.7.     Высокий и низкий регистры 17

2. Методика работы с гудошниками 19

3. Требования к репертуару 21

Заключение 24

Рекомендованная методическая литература 26

 

 Введение 
     Один из видов музыкального исполнения – это хоровое пение. Оно является основой развития музыкальной культуры. Пение входит в цикл музыкальных дисциплин, способствующих развитию и совершенствованию слуха, расширению культурного кругозора, воспитанию высокого художественного вкуса. Кроме того, на занятиях хора дети осваивают основы хоровой культуры, приобретают навыки хорового исполнительства.

Чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. 

Певческий голос учащегося, при условии правильного пути развития таит в себе большие художественные возможности.
     Тема вокально-хорового воспитания младших школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы. 

  1. Формирование и развитие певческих навыков.

 Начальный этап работы с младшим хором. Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном -До(1октавы) - ре - ми-бемоль (2 октавы). Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная задача на начальном этапе работы - добиться унисонного звучания хора. 
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.).

Каждое занятие младшего хора начинается с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам. 
      Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно - петь по нотам, и не так уж трудно». 
       Обязательно учитываются особенности возраста детей. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии. 
       Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. 
          Дифференциация качества звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

Итак, начальном этапе обучения решаются следующие вокально-хоровые задачи:

1. Работа над формированием вокально-хоровых навыков:

-певческая установка;

-организация работы певческого дыхания;

-постановка артикуляционного аппарата;

-формирование и произношение гласных звуков;

-работа над точным интонированием, формирование унисона.

2.  Диапазон. Работа в примарной зоне. Песни в узком диапазоне. Развитие координации между слухом и голосом в примарной зоне звучания детских голосов. Постепенное последовательное расширение диапазона. Работа над сглаживанием переходных звуков.

3.  Звуковедение, развитие навыков звуковедения. Работа над кантиленой (легато), а также использование приемов звуковедения нон легато, стаккато.

4. Пение a cappella. Работа над исполнением произведений a cappella.

5. Начальное «игровое» двухголосие. Развитие навыков двухголосного пения. Простые каноны.

6. Работа над выразительным исполнением произведений.

Основной метод обучения на раннем этапе - это показ учителя. Ребенок должен понять, осознать, повторить спетое или показанное ему возможно более похоже или попытаться исправить то, что было спето им не так, найти механизм управления собственным голосом. Для освоения этих вокальных технологий ребенку потребуется время. Так как многие мышечные ощущения будут ему незнакомы.

Частота занятий для воспитания и закрепления навыков очень важна. Чем чаще собирается коллектив, чаще повторяются задания и упражнения, тем быстрее появятся результаты. По данным психологов, для хорошего закрепления материала надо на уроке повторить упражнение не 1, не 2, а 7 раз! Если распевание повторяется секвенционно, например, по полутонам, то задача отчасти уже решается. А если это не секвенция, которая повторяется несколько раз, а просто отдельное упражнение, надо находить предлоги, игровые поводы, чтобы повторить задание с неослабевающим интересом несколько раз и добиться результативного запоминания.

Методисты утверждают, что научить петь можно всех детей. Правда, процесс обучения, достижения результата потребует различного времени для по-разному одаренных от природы.

Главным критерием музыкальности при прослушивании является умение ребенка чисто повторить мелодию голосом. Таких детей мало. Как правило, координация между голосом и слухом отсутствует. В большинстве случаев дети интонируют неточно. Так что на первых занятиях в песенках и упражнениях приходится добиваться прежде всего чистой интонации, попадания в нужный тон.

1.2. Певческая установка

Очень важным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки. Главное из них – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях.

Сидеть, положив ногу на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение затрудняет работу мышц живота при пении и нарушает кровообращение.

Если поющий откидывает голову, наклоняет ее назад, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх и вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Такое положение – зажатость плеч и шеи, напряженный, «вверх задранный» подбородок – довольно типичный недостаток, требующий индивидуальной работы с учащимся, так как закрепленный неправильный навык просто указанием «опусти голову» не исправить. Потребуется индивидуально поработать с ребенком - показать правильное положение плеч, подбородка, дать возможность ощутить и сравнить правильное и неправильное положение во время пения. Затем какое-то время надо будет постоянно напоминать опустить подбородок, но уже во время групповых занятий и без подробных объяснений – просто жестом. Фактически ребенку надо будет дать время на привыкание и наработку новых мышечных ощущений.

Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует пению на опоре. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Можно сказать, детям, что стоять при пении надо ровно – как стоит стойкий оловянный солдатик, а сидеть при пении как король сидит на троне: ноги на полу, спина прямая. Очень популярна и полезна для работы песня В.Кистеня на слова В.Степанова «Петь приятно и удобно».

 

1.3. Певческое дыхание

Дыхательные упражнения с пением или без звука должны быть продуманы и систематизированы в программе занятий в зависимости от целей работы – упражнения на активный вдох, энергичный выдох с толчком диафрагмы или упражнения на экономное расходование дыхания, удержание вдыхательной установки и т. д.

Различают несколько типов дыхания: грудное дыхание (ключичное), брюшное дыхание (диафрагматическое), смешанное (грудно-диафрагматическое).

На сегодняшний день в вокальной и педагогической практике наиболее удобным считается смешанное дыхание. В дыхательном процессе грудь и диафрагма участвуют в равной степени. При таком типе дыхания легкие и нижние ребра расширяются в стороны, диафрагма, сокращаясь, без напряжения опускается, а стенки живота несколько выдвигаются вперед; активизируются брюшные мышцы, которые помогают сделать более глубокий вдох, чтобы запастись достаточным количеством воздуха. Плечи и верхняя часть грудной клетки остаются неподвижными.

Этот тип дыхания рекомендован в профессиональном обучении и является наиболее распространенным, так как при нем объем набираемого воздуха увеличивается за счет одновременной активной работы грудной клетки и диафрагмы; мышцы брюшного пресса поддерживают дыхание, придают ему эластичность и силу; появляется возможность естественной координации подачи воздуха с другими частями голосового аппарата.

Для того чтобы научить ребенка пользоваться в пении нужным смешанным типом дыхания, хорошо использовать дыхательные упражнения в форме учебных заданий или игровых ситуаций изобразительного характера.

Активные дыхательные упражнения или несколько упражнений подряд с глубоким вдохом могут вызвать головокружение, гипервентиляцию легких, поэтому учитель должен контролировать продолжительность и активность дыхательных упражнений, предусмотреть смену типов упражнений и чередование их с другими заданиями.

Надо помнить: вдох делается и носом и ртом одновременно. Когда молчим, мы дышим носом. При разговоре мы дышим и носом и ртом. Если нужно что-то сказать громко, потребуется большее усилие и дополнительный объем воздуха – больше вдыхаем ртом. Те же принципы работают при пении, при котором требуется больший расход воздуха на длительную фонацию, чем при разговоре.

Набираться должен не весь возможный объем воздуха, а малый или умеренный объем. Надо петь на малом долго удерживаемом объеме воздуха.

С этой целью многие методисты (как дирижеры, так и вокальные педагоги) рекомендуют делать сброс дыхания – выдох, а затем сразу начинать петь. Вдох при этом будет совершен в последний момент, рефлекторно, быстро, и, конечно по объему он не будет большим. Это упражнение поможет понять детям, что излишний объем при вдохе не нужен.

Осваивая новый тип дыхания в упражнениях, дети начинают дышать объемно, глубоко. Учитель должен контролировать частоту упражнений и спокойный темп, чтобы не произошла гипервентиляция. Детям надо сказать, что эти не очень приятные ощущения головокружения могут появиться, но проходят быстро. Чтобы их избежать, слишком глубоко дышать не надо.  Набирать меньше воздуха, но не в плечи, а в животик, используя правильный тип вдоха. Если уделять дыхательным упражнениям время постоянно, останавливая пение детей при неправильном вдохе не только на распевании, но и при работе над репертуаром, то такой навык закрепится в течении первого года обучения.

Перед началом пения, после вдоха, надо сделать маленькую паузу – в это время дыхание задерживается, сразу не расходуется, затем – запеть.

 

      1. Игровые варианты дыхательных упражнений

Вдох

1.     Вдохнуть и задержать дыхание на 5-8 счетов. Как водолазы задерживают дыхание под водой или как пловцы в бассейне.

2.     Быстрый шумный вдох – как будто испугались или удивились.

3.     Понюхать цветочек. Задержать дыхание – спрятать аромат в животике – и подержать на заданный счет. Например, на четыре счета. Потом спокойный выдох.

Выдох

1.     Тихо дуть на свечу, чтобы огонек не погас (экономное расходование воздуха, удержание позиции вдоха).

2.     Дуть посильнее, чтобы от нашего ветерка легко качалась воображаемая занавеска (показать расстояние до нее примерно в 1 метр) – проверка активности работы дыхательных мышц, умение их ощутить и включить в работу.

3.     Быстрый сильный выдох – тушим свечи на праздничном торте в день рождения.

4.     Надувать воображаемый шарик за несколько вдохов – последний вдох самый объемный. Руками показывать увеличивающийся круглый объем шарика. После задержки дыхания (1 секунду) шарик сдувается, почти лопается – быстрый сброс дыхания со звуком «Пыхххх!», - или медленный шумный выдох со звуком «Пххх». Руками показывать постепенное уменьшение объема сдувающегося шарика и максимально самому «сжаться», «съежиться».

5.     Контроль за длительностью выдоха. Долго тянуть звук «С-С-С» и одновременно вести перед собой плавно руку справа налево и обратно, пока не закончится дыхание. Когда дыхание закончится – сказать «чик» и пальцы сжать в кулачок.

 

Длинный выдох с пением звука «У»

1.     Зимний ветер поет в лесу – тоненько долго тянуть звук «У».

2.     Гудок гудит – тянуть звук «У», считая его долготу, загибая пальцы на счет. Дети 6-7 лет могут тянуть звук до 7-10 секунд. Возможно пение «У» одновременно на разной высоте: низкие звуки – большой пароход или паровоз, высокий гудок – маленький буксир и т. д.

3.     Соревнование «удержу вдох», экономное расходование дыхания. Во время долгого пения звука «У» на любой удобной высоте держать руки на ширине около 30 см на уровне пояса, ладонь напротив ладони, не давать «сдуваться животику». Плечи не подняты. До этого упражнения обязательно попросить детей поднять плечи и понять, ощутить, где они находятся в неправильном положении; это необходимо, чтобы себя контролировать.

4.     Соревнование «долгое пение на одном звуке» на любой высоте с пропеванием числительных: «раз-два...» и т. д.

 

Использование трубочки в дыхательных упражнениях. Выдох и пение через трубочку.

Эта игровая методика помогает настроить детей на ощущение опоры и решить другие вокально-певческие задачи: расширение диапазона, формирование высокой певческой позиции и прочее.

Трубочки у детей (у каждого своя) должны храниться в пакетике в папке с хоровыми партиями или выдаваться на уроке один раз (одноразовые).

 

Упражнения:

1.     Выдох через трубочку – быстрый,  медленный.

2.     Выдох с фонацией, звук «У». Медленное глиссандо вверх и вниз по всему возможному диапазону (звук через трубочку очень тихий!).

3.     Глиссандирование с остановками «по пути» вверх и вниз.

4.     Пение знакомой мелодии или вокального упражнения (распевки) секвенционно с повышением или понижением по полутонам на «У».

Легкое напряжение мышц живота в районе солнечного сплетения хорошо ощущается при работе с трубочкой. После 3-5 минут пения в трубочку переходим на обычное пение. Для сравнения качества звучания надо спеть упражнение до пения в трубочку и потом после. Сразу чувствуется укрепление дыхательной опоры. Звук становится более плотным. В высоком диапазоне появляются яркость и сила.

 

Ощущение опоры в пении.

Хорошо ощущается детьми понятие певческой опоры, укрепления звука в пении на стаккато (повторение одного звука на «У»), которое надо чередовать с повторами звука на легато, перенося на длинный последний звук достигнутое ощущение опоры.

Широко распространены упражнения, которые тренируют ощущение опоры – это работа с согласными буквами, которые произносятся без пения: «з-с», «ж-ш», «б-п» и т. д. Внимание детей надо направить на толчок диафрагмы.

1.3.2. Дыхательные упражнения в методической литературе

Ведущими методистами разработаны специальные комплексы дыхательных упражнений для работы с детским хором.

Г. П. Стулова:

«Объем вдыхаемого  воздуха перед атакой звука всегда должен быть малым или хотя бы умеренным»1.

Формирование навыков правильного певческого дыхания происходит поэтапно и очень постепенно. Для этого можно использовать следующие упражнения:

- медленный вдох носом – произвольный выдох;

- медленный вдох носом – медленный выдох на согласных «ф» или «с, пока педагог считает до шести. Постепенно ряд чисел удлиняется до двенадцати;

- короткий вдох носом – выдох со счетом самими учащимися нараспев в умеренном темпе, который при повторении упражнения постепенно замедляется, а цифровой ряд удлиняется.

Последнее упражнение можно повторить, поднимая и наклоняя голову без остановок, а также поворачивая голову направо и налево. Такие движения головой в сочетании с дыхательными движениями помогают добиться расслабления мышц шеи, нижней челюсти и глотки.

Медленный вдох и медленный выдох создают условия для достижения физической упругости и выносливости дыхательных мышц, что является основой развития навыка пения при сохранении положения вдоха. При этом необходимо иметь в виду, что сохранять положение вдоха в процессе фонационного выдоха легче удается певцам только при умеренном и даже скорее малом объеме вдыхаемого воздуха. Поэтому формирование навыка пения на малом вдохе является одной из основных задач педагога с самого начала работы с детским хором» (С. Г. Стулова. «Хоровое пение в школе»)2.

Т. А. Жданова:

«Элементарные навыки дыхания»:

- анализ вдоха (естественность, глубина), выяснение значения правильного дыхания (учитель может спеть на «опоре», а затем на выдохе; дети замечают, что звучит красивее).

- тренировка вдоха по руке дирижера – бесшумного, глубокого, короткого, небольшого и не судорожного. Как бы «в пояс», как бы «внутри». Мы фиксируем внимание детей на том, что при правильном вдохе расширяются верх живота и бока. Ученики прикладывают руки то к бокам, то к диафрагме и следят за результатами своего вдоха.

Еще упражнение: делая вдох по руке дирижера, дети держат палец у носа (вдох делается через нос и частично через рот). Затем резкий выдох всего набранного воздуха так, чтобы втянулся живот. А затем опять вдох и при этом, естественно, живот выталкивается вперед «как мячик».

В этом упражнении движение мышц живота утрируется специально для их тренировки, и в последующей работе будет легче добиться опоры на дыхании. Далее мы делаем это упражнение, держа руки на поясе спереди, затем с боков, чтобы при вдохе ощущать, что руки вместе с ребрами раздвигаются в стороны.

Мы говорим детям, что в пении надо дышать так же, как обычно в жизни, свободно, спокойно, естественно, без набора излишков воздуха, и учим равномерно распределять певческое дыхание, заранее объявляя, до скольки будем считать во время звучания упражнения» (Т. А. Жданова. «Петь могут все»).3

  

1.4. Декламация

Выразительное чтение стихов нараспев используется многими хормейстерами с целью тренировки дыхания, ощущения звуковой опоры, расширения диапазона, сглаживания регистрового порога. Во время разучивания стихов надо постоянно помнить о речевых возможностях детей этого возраста и неспешно проговаривать слова, при необходимости повторять трудные сочетания. Скороговорки и дикционные упражнения на сложные сочетания звуков важны на следующем этапе работы. Главная задача при чтении стихов – в выработке плавности ведения фразы с повышением или понижением тона. Татьяна Боровик на своем сайте в различных пособиях приводит много упражнений со звуками, слогами, стихами – это так называемые допевческие упражнения, речевые задания.

 

  1. 5. Вокальная работа во всех регистрах детского голоса.

До недавнего времени между различными специалистами детского пения шла дискуссия о том, какое звукообразование (фальцетное, грудное или смешанное) следует брать за основу методики развития детского голоса в процессе вокального воспитания младших школьников до периода наступления мутационного возраста. На практике мы слышим хоровые коллективы с различными вокальными установками. Например, хор мальчиков с громким звуком горлового оттенка, который поет в диапазоне первой октавы (прекрасно звучат народные песни малого диапазона!), но не справляется с озвучиванием верхнего головного регистра, начиная с ля первой октавы.

Или младшие смешанные хоры, которые поют в фальцетном регистре: им доступен по диапазону детский классический репертуар с довольно высокой тесситурой, но звучит хор тихо и маловыразительно. Это примеры одностороннего использования в пении в первом случае – грудного, во втором – фальцетного регистра. Многие хормейстеры преследуют цель выработать легкий светлый звук, не затрагивая грудной регистр, который обычно у детей от рождения мало развит. Эта теоретическая установка развивалась и обосновывалась в трудах некоторых отечественных педагогов-хоровиков довольно длительный период времени.

Обратимся к результатам исследований Г.П. Стуловой и ее рекомендациям, выработанным на основе научных и практических наблюдений и экспериментов.

«В результате экспериментально-педагогического исследования системы обучения пению младших школьников установлено, что постоянное использование какого-то одного голосового регистра приводит к одностороннему развитию голоса: либо широкий диапазон при обедненности тембра, либо богатый тембр в узком диапазоне. Доказано, что для наиболее полноценного и всестороннего развития певческого голоса детей методику вокального воспитания необходимо строить на основе использования всех голосовых регистров (грудного, фальцетного и микстового), которые осваиваются в процессе обучения поэтапно по принципу от простого к сложному: от натуральных регистров к микстовым» (Г.П. Стулова. «Хоровое пение в школе»).4

То есть рекомендуется:

- укреплять и развивать верх – фальцетный регистр – один комплекс упражнений;

- укреплять и развивать низ – грудной регистр – другой комплекс упражнений;

- добиваться постепенного сглаживания регистров на упражнениях и образования микстового звучания.

 

    1. Чистота интонации и точность вступления в ноту

Эта задача выходит на первый план сразу в начале занятий, когда звучание пестрое, дети не владеют достаточно хорошо голосом, не умеют себя слушать. Еще И. М. Сеченов писал: «Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, то есть ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон».

Навык точного вступления в ноту связан с постепенным развитием внутреннего слуха – ученику надо мысленно представить правильное звучание или высоту ноты заранее, в музыкальной педагогике используется понятие «предслышание». После вдоха надо про себя услышать высоту звука, в который вступать. Этот навык – предслышания – у детей надо обязательно тренировать специально, напоминая и спрашивая при показе ауфтакта: «Представили, где звук?», «Помним, где звук?», « Как звучит первая нота?».

Точность вступления зависит от атаки звука. Как известно, штрих стаккато с более точной атакой (без подъездов) способствует точному попаданию в тон. Рекомендованное упражнение: на удобной высоте- фа1-на звук «У» повторить ноту несколько раз. Можно изобразить удары ладошкой по маленькому мячику – звук прыгает. Ритмические совпадения движения руки и пропевания ноты помогают точнее попасть в звук.

Схема воспитываемого навыка (точности вступления в ноту) состоит из нескольких последовательно освоенных навыков: вдох – задержка дыхания – услышать внутренним слухом высоту звука, то есть приготовить голосовой аппарат с нужной мышечной координацией – запеть собранно на стаккато с последующим легато.

Можно использовать на первых уроках упражнение «Унисон». Сначала предложить спеть всем разные звуки одновременно, какие получается, кому где удобнее: «Вот какой гудок получился у нас!» А затем собраться на одном определенном звуке, в одной точке, как будто при помощи магнитика. Несколько раз повторить, добиваясь унисона. Лучше использовать гласную «У».

1.7. Высокий и низкий регистры.

 Первоначальные упражнения на освоение и сопоставление регистров основаны на произнесении согласных и гласных звуков, использовании глиссандо, декламации стихов и на других речевых упражнениях так называемого допевческого периода занятий.

 Согласные, которые интонируются на разной высоте - «Ж», «З», «Р» (список согласных может быть продолжен).

«Полёт жука». «ЖЖЖЖЖ»- рука показывает изменяющуюся высоту звука, кружение. То выше, то ниже, голос следует за рукой. Потом жук садится отдохнуть, посидел, расправил крылышки и снова полетел. Потом показываем то же самое другой рукой. Двумя руками – два жука.

«Комар летает». «ЗЗЗЗ» - комар летает долго, на разной высоте; комара поймали – сделать резкое движение кистью, звук прекратить. Или комар улетел, не поймали, приходится снова его ловить. Повторяем другой рукой, двумя руками и т.д.

«Мотоцикл». Мотоцикл едет по ровной дороге – «РРРРР» (если не все дети выговаривают, возможно изображать звук мотора: «ЖЖ», что так же, как и «РР», способствует интонированию на опоре). Потом подпрыгивает на кочках (также со звукоизображением  «РР» или «ЖЖ»), поворачивает (держимся за руль, звук может слегка повышаться или понижаться на поворотах), прибавляет скорость (звук повышается, понижается), превращается в самолет – взлетает (глиссандо вверх). Летает в облаках – показывать рукой полет вверху. Потом посадка – глиссандо вниз.

 

Игровые упражнение с глиссандо.

Гласные «У» или «А», исполнение глиссандо вверх.

«Качели». Голос идёт сразу вверх одновременно с движением руки, например, вверх или влево, пауза наверху, затем рука опускается; снова рукой движение снизу вверх одновременно с голосом, но в другую сторону – вправо. Повторять несколько раз.

Гласные «У» или «А», исполнение глиссандо вверх и вниз. «ЛИФТ».

Показ Подъёма лифта наверх, спуска вниз, можно создать игровую ситуацию – застрять-остановиться или выйти на середине пути, спускаться с остановками и т.д.

«Маша в лесу». «Ау»: «А» интонируем внизу, «У» - наверху скачком и долгое глиссандо вниз.

«Гудок паровоза». «Ту-тууу»: звуки спеть высоко, и затем долгое глиссандо вниз; возможно с ритмическим сопровождением (стук колёс паровоза), с ускорением движения, замедлениями и остановками.

«Зайка заболел». «Ох!» - интонация стона сверху вниз, надо начать потоньше и пожалобней. Вместе с детьми сочиняется история про зайку или любую другую игрушку.

 

 Противопоставление звуков в речи и пении: высокий – низкий

 

Упражнения связаны с умением владеть переключением регистров: без точной высоты звуков – в стихах и с точным интонированием – в попевках.

 Большой объект- низкий звук, маленький – высокий звук. Изображение голоса домашних животных: больших – низкими звуками, маленьких – высокими звуками ( лай собак, мяуканье кошек, крики утят , гусят, курицы и цыплят, коз и т.д.)

«Пели три кукушки» - одна сидит на нижней ветке (соль- ми), другая повыше (до- ля), третья на самом верху (ми- до-диез); интонируем пение кукушки «ку-ку» на трех разных высотных уровнях (позже высоту зафиксировать с помощью фортепиано и добиваться точного попадания в ноты).

Чтение стихотворения «Волк и лиса» по ролям: за Волка – низким голосом, за Лису – высоким (по известному стихотворению С. Маршака):

Серый волк в глухом лесу встретил рыжую Лису.

-Лизавета, здравствуй!

-Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела, голова пока цела.

-Где ты был?

-На рынке.
-Что купил?

-Ботинки!

-Сколько стоят?

-100 рублей!

-Надевай-ка поскорей!

  1. Методика работы с гудошниками

Установившееся в методической литературе понятие «гудошники» относится к детям, которые не могут воспроизвести точный по высоте звук и «гудят» на нижних звуках диапазона. Помимо отсутствия природной координации слуха и голоса, есть еще одна часто встречающаяся причина гудения у детей в грудном регистре- отсутствие всякой певческой практики. Так как говорим мы все, как правило, в грудном режиме, для некоторых детей, особенно не имевших практики пения дома или в детском саду, представляет трудность перейти в певческий режим. Что подразумевает иной вариант смыкания связок (краями) и высокое непривычное звучание голоса. Можно отметить, что дети-«гудошники», как правило, не владеют активной опорой дыхания, без которой не спеть высоких звуков; не умеют тянуть звук, петь легато на соседних звуках – то есть не могут организовать длинный равномерный удержанный выдох: голос срывается, певческая линия прерывается. Вряд ли в начинающем хоре все дети окажутся с хорошей вокальной координацией, все поющие, чисто интонирующие. Поэтому на распеваниях по крайней мере первого месяца занятий необходимо давать допевческие упражнения на противопоставление и освоение высоких и низких звуков, глиссандо вверх и вниз на разных гласных – «У», «А», «О».

Г.П. Стулова пишет: «Детям при грудном типе звучания голоса трудно правильно проинтонировать какую-либо мелодию в диапазоне больше терции. Имея часто неплохой музыкальный звук, хорошо различая высокие и низкие звуки, они гудят в пределах двух-трех звуков, поэтому их и называют «гудошниками». Ребенок слышит, что он поет не тот звук по высоте, что задан учителем, а спеть его правильно не может, так как не умеет использовать иные способы управления голосовыми складками, что необходимо для воспроизведения более высоких тонов. Про таких детей говорят, что у них отсутствует координация между слухом и голосом. Хорошо известно, что налаживание этой координации происходит довольно быстро и в подавляющем большинстве весьма успешно, если нет других каких-либо паталогических причин. Об этом свидетельствует общеизвестный опыт наших лучших педагогов-практиков и теоретиков: И. Пономарькова, А.Бандиной, Е.Гембицкой, Т. Овчинниковой и многих других. Интересен тот факт, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны ребенок не может, а на 6-7 ступеней выше, используя другую манеру звукообразования, начинает сразу интонировать заданные тоны и даже мелодии. Если учитель сумеет настроить голос такого «гудошника» на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом, за счет фальцетного режима голосообразования. Это можно сделать очень быстро, в течение 10-15 минут на одном уроке. Однако появившееся умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо еще не раз закреплять на последующих занятиях» (Г.П.Стулова. «Хоровое пение в школе»).5

Не у всех получается переход на фальцетный регистр сразу. Бывает, что через месяц или только к концу года ребенок сможет запеть в фальцетном регистре, устойчиво интонируя. Но при частых занятиях (2-3 раза в неделю, лучше по 5-10 минут индивидуально) этот недостаток у детей в возрасте 7 лет, как правило, устраняется за один-два месяца, и весь коллектив сможет петь достаточно хороший унисон.

 

3. Требования к репертуару

 Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям: 
1) Носить воспитательный характер 
2) Быть высокохудожественным 
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей 
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива 
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию 
6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их. 
   Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление безинтересность к делу которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка.

Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться, как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя. 

Правильный подбор репертуара-важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно ценным. Разнообразным по жанрам, интересным детям, полезным в педагогическом отношении, то есть способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. Жанры детской хоровой музыки, которые должны быть представлены в репертуаре:

- народные песни на родном языке, песни народов мира;

- произведения русских и зарубежных композиторов-классиков; произведения современных композиторов;

- произведения популярных массовых жанров.

Тематика произведений детского репертуара: о Родине, об окружающем мире, о природе, произведения духовной тематики, сюжеты сказок; сюжеты, связанные с миром детских взаимоотношений, происшествий, жизненных ситуаций; шуточные произведения.

В репертуаре детского хора должен соблюдаться баланс между количеством простых и сложных произведений. При отборе репертуара хормейстер ставит определенные художественные и воспитательные задачи, учитывая возможности своего коллектива в данный период и перспективу развития. Произведения должны быть одновременно высокохудожественными и доступными для исполнения.

Заключение

 
Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью в обычной жизни и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи. 
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны.      В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач. 
   Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. 
Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие. 
  Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. 
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным. 

Рекомендованная методическая литература

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. – 235 с.

  2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. - Вып.12.– М., 1977. – 304 с.

  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Музыка, 1982. - 150 с.

  4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. – 267 с.

  5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.

  6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород, 2000. – 245 с.

  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.

  8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. – 187 с.

  9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. – 336 с.

  10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. – 367 с.

  11. Думченко А.Ю. Двухголосие. Детский хор. Начальный этап обучения (метод. разработка). СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2015. 32с.

  12. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991. –165 с.

  13. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. – 267 с.

  14. Жданова Т.А. Петь могут все. Сб. метод. Статей «Вокально-хоровые технологии». Для рук. детских и молодежных хор. Коллективов. Вып. 2/ Авт.-сост. И.В. Роганова. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2015. 76 с. (Серия «Хоровое сольфеджио. Интенсивный курс»).

  15. Живов В.Л.Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.

  16. Из истории музыкального воспитания. /Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. – 407 с.

  17. Левандовская Л. Музыка для 1-го класса. М.: Музыка, 1975. – 255 с.

  18. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания /В. В. Медушевский. Искусство в школе. – 1995. – №.2. – 304 с.

  19. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003. – 270 с.

  20. Общая психология. М., Просвещение, 1970. - 476 с.

  21. Осеннева М.С., Самарин В.А.Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с.

  22. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург,2007. 544 с.

  23. Сарычев Е. Сценическая речь. М.: Просвещение, 1984. – 244 с.

  1. Сафонова В.И. Резонансная основа методики певческого воспитания в хоре. М.: Академия хорового искусства, 2007.

  2. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии». Для рук. детск. И молодеж. хор. коллект. Вып. 2 / Авт.-сост. И,В. Роганова. СПб.: Композитор- Санкт-Петербург, 2014. 252 с. ( Сер. «Современный хормейстер»).

  3. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81

  4. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио: Метод. Пособие для детского хора по развитию муз. Грамотности. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2014.

  5. Стулова Г.П. Хоровое пение в школе. М.: Изд-во МГПУ, 2013.

  6. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. – 363 с.

  7. Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания. М.: МГУК, 1997

  8. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. – М., 1982. – 289 с.

  9. Урбанович Г. Певческий голос учителя. / В сборнике «Музыкальное

  10. воспитание в школе». Авт-сост. О. А. Апраксина. - Вып.14. – М., 1978. – 276 с.

  11. Ушинский К. Д. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»./ Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 351.


 


1 Стулова Г.П. Хоровое пение в школе. М.: Изд-во МГПУ, 2013.

2 Стулова Г.П. Хоровое пение в школе. М.: Изд-во МГПУ, 2013.

3 .     Жданова Т.А. Петь могут все. Сб. метод. Статей «Вокально-хоровые технологии». Для рук. детских и молодежных хор. Коллективов. Вып. 2/ Авт.-сост. И.В. Роганова. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2015. 76 с. (Серия «Хоровое сольфеджио. Интенсивный курс»).

4 Стулова Г.П. Хоровое пение в школе. М.: Изд-во МГПУ, 2013.

5 Стулова Г.П. Хоровое пение в школе. М.: Изд-во МГПУ, 2013.

28

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка "Особенности работы с вокальным ансамблем и хором младшего возраста" Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В ней используются методические материалы экспертов в области хорового пения, примеры упражнений.
0 ₽