МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическая разработка открытого урока
Тема: «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»
Преподаватель:Емельянов Вячеслав Валерьевич
Класс специальности:
«Оркестровые духовые и ударные инструменты»
2023г.
Пояснительная записка
В начале обучения игре на духовом инструменте, а также и в дальнейшем, музыканту требуется овладеть определенными знаниями и навыками, чтобы в дальнейшем стать «крепким», сильным, профессиональным исполнителем. Для этого ему на начальном этапе пути становления «духовика» требуется овладеть основными, первоначальными навыками игры на инструменте. На дальнейшем его творческом пути как музыканта - исполнителя на духовых инструментах эти первоначальные знания станут основой, фундаментом его мастерства.
Как в любом деле начинающему музыканту нужно усвоить элементарные знания, получить первоначальные, базовые умения и навыки без которых его дальнейшее обучение и последующий профессиональный рост либо будет иметь довольно скромные результаты либо вообще не будет роста.
Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штрихами, производит вялое, однообразное впечатление. Чем больше исполнитель применяет на практике разнообразных штриховых приемов, тем выше его мастерство. Поэтому грамотно подобранные и исполненные штрихи всегда способствуют выразительности исполнения и правдивому отображению содержания музыки.
Довольно большую сложность для исполнителя-трубача представляют высокие ноты, для их исполнения необходима практика, внешняя помощь, правильно поставленный амбушюр и хороший дыхательный аппарат.
Исходя из этого, весь предоставленный в работе материал переработан и адаптирован под возможности и способности ученика.
На этом уроке будем овладевать техникой правильного исполнения деташе, легато, маркато, стаккато и тенуто на примере гамм и легких упражнений.
Для построения правильного занятия необходимо подходить к каждому ученику индивидуально. Важно учесть все индивидуальные особенности исполнительского аппарата.
Разработка урока:
Дата проведения: 24 ноября 2023 г.
Продолжительность: 40 мин
Ф.И.О. учащегося: Кирьяков Тимофей, 9 лет, 1 класс
Тема: «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»
Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на начальном этапе обучения.
Задачи:
Образовательные:закрепить знания специфики игры на духовом инструменте: научить работать с нотным текстом; грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара используя приемы артикуляции.
Развивающие:развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов; развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке
Воспитательные:прививать бережное обращение к инструменту; способствовать подъёму музыкальной культуры учащегося; формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
Здоровьесберегающие:Формирование правильной посадки, постановки рук и губного аппарата.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: индивидуальная
Методы:
Метод практического показа
Метод словесного объяснения
Учебно-материальное оснащение: Стул, труба, фортепиано, пульт для нот, нотный материал.
План занятия:
1. Организационный момент, вступительное слово.
2 . Разогрев исполнительского аппарата.
3. Освоение технического материала.
4. Проигрывание легких этюдов на различные виды штрихов.
5. Домашнее задание, анализ урока.
Ход урока
С самого начала, с учащимся нужно решать и преодолевать очень важные, первостатейные задачи, каковым являются (овладение правильным дыханием, овладеть правильным началом звука, ведением, соединением и его окончанием).
Мы сейчас в процессе овладения этими навыками, и начнем применят их на практике, с наименьшими для ученика потерями, как физическими, так и психологическими.
1 этап урока – Разогрев исполнительского аппарата
Начинать любое занятие игры на духовом инструменте необходимо с техники «базинг», а так же при занятиях с начинающими учениками, для которых инструмент в руках является отвлекающим фактором от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения.
Начинать знакомство с этим видом техники и овладение им надо с «базинга» на мундштуке, так как в этом случае играющий не теряет ощущения опоры губ на мундштуке. Делать это надлежит следующим образом: придерживая мундштук двумя пальцами левой руки начать играть, к примеру, звук соль малой октавы; не торопясь, необходимо освободить мундштук в подмундштучной трубке инструмента, так мундштук должен быть все время на губах, звук — не прерываться. Таким образом, получится базинг на мундштуке. Проделать это надо несколько раз. Главная задача — не дать прерваться звуку.
Разогревающее упражнение на инструменте. Учебный материал Аллена ВизуттиBook № 1
2 этап урока – Освоение технического материала.
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с приема игры detache(франц. detacher – отделять), поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.
При исполнении detache, музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода, производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное«пение» на инструменте, овладение четкой и«звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.
Проигрываем гамму: Соль-мажор| G-dur приемом Detache– в пределах одной октавы, трезвучие, обращение трезвучия
Следующим шагом в освоении штрихов является работа надlegato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.
При игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом.
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Исполним приемом Легато гамму Соль мажор в пределах одной октавы, трезвучие, обращение трезвучия.
3 этап урока – Проигрывание легких упражнений на различные виды штрихов.
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato.Правильноеmarcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.
С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным.
Маркато – акцентированное начало с дальнейшим ослабление звука
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Стаккато –
Тенуто – не акцентированные, предельно выдержанные по длительности звуки. Штрих, производный от detache. Обозначается чертой над или под нотой.
Далее сыграем упражнение на смешанные штрихи, медленно и вдумчиво.
4 этап урока – Повышаем требования к ученику и усложняем задачу.
Разбор произведения «Привал»
В первую очередь определяем размер произведения и ключевые знаки.
В медленном темпе разбираем произведение.
При разборе соблюдаем штрихи, написанные в тексте, в этой пьесе их достаточно большое количество – маркато,легато, тенуто и стаккато.
Во время проигрывания делаем корректировки на исполнение штрихов, выдерживание длительностей и выполнение динамических оттенков.
Во второй и четвертой строчке, внимательно, выдерживаем паузы.
Предлагаю послушать ученику произведение в моем исполнении.
Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю ученику проиграть произведение в умеренном темпе.
В ходе работы с учеником и в процессе хорошей проработки учебного материала, мы достигаем определенных результатов – ученик приобретает новый опыт.
– Окончание урока
ученику предлагается проделать расслабляющие упражнения для губ. В конце занятия необходимо проиграть педальные звуки, что расслабляет исполнительский аппарат.
Итог
Подводя итоги урока оцениваем, насколько урок и материал в целом удался.
Важно дать ученику советы и пожелания, похвалив его за проделанную работу.
Учебно-методический материал:
Т. Докшицер «Система комплексных упражнений»
А. Визутти «Book №1»
А. Митронов «Школа игры на трубе»
Произведение «Привал»