Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Методическая разработка открытого урока "Развитие навыков игры на трубе различными штрихами" 2023

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыков игры на трубе различными штрихами" 2023

Данная работа направлена на формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на начальном этапе обучения.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка открытого урока

Тема: «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»

Преподаватель:Емельянов Вячеслав Валерьевич

Класс специальности:

«Оркестровые духовые и ударные инструменты»

2023г.

Пояснительная записка

В начале обучения игре на духовом инструменте, а также и в дальнейшем, музыканту требуется овладеть определенными знаниями и навыками, чтобы в дальнейшем стать «крепким», сильным, профессиональным исполнителем. Для этого ему на начальном этапе пути становления «духовика» требуется овладеть основными, первоначальными навыками игры на инструменте. На дальнейшем его творческом пути как музыканта - исполнителя на духовых инструментах эти первоначальные знания станут основой, фундаментом его мастерства.

Как в любом деле начинающему музыканту нужно усвоить элементарные знания, получить первоначальные, базовые умения и навыки без которых его дальнейшее обучение и последующий профессиональный рост либо будет иметь довольно скромные результаты либо вообще не будет роста.

Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штрихами, производит вялое, однообразное впечатление. Чем больше исполнитель применяет на практике разнообразных штриховых приемов, тем выше его мастерство. Поэтому грамотно подобранные и исполненные штрихи всегда способствуют выразительности исполнения и правдивому отображению содержания музыки.

Довольно большую сложность для исполнителя-трубача представляют высокие ноты, для их исполнения необходима практика, внешняя помощь, правильно поставленный амбушюр и хороший дыхательный аппарат.

Исходя из этого, весь предоставленный в работе материал переработан и адаптирован под возможности и способности ученика.

На этом уроке будем овладевать техникой правильного исполнения деташе, легато, маркато, стаккато и тенуто на примере гамм и легких упражнений.

Для построения правильного занятия необходимо подходить к каждому ученику индивидуально. Важно учесть все индивидуальные особенности исполнительского аппарата.

Разработка урока:

Дата проведения: 24 ноября 2023 г.

Продолжительность: 40 мин

Ф.И.О. учащегося: Кирьяков Тимофей, 9 лет, 1 класс

Тема: «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на начальном этапе обучения.

Задачи:

  • Образовательные:закрепить знания специфики игры на духовом инструменте: научить работать с нотным текстом; грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара используя приемы артикуляции.

  • Развивающие:развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов; развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке

  • Воспитательные:прививать бережное обращение к инструменту; способствовать подъёму музыкальной культуры учащегося; формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.

  • Здоровьесберегающие:Формирование правильной посадки, постановки рук и губного аппарата.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная

Методы:

  • Метод практического показа

  • Метод словесного объяснения

Учебно-материальное оснащение: Стул, труба, фортепиано, пульт для нот, нотный материал.

План занятия:

1. Организационный момент, вступительное слово.

2 . Разогрев исполнительского аппарата.

3. Освоение технического материала.

4. Проигрывание легких этюдов на различные виды штрихов.

5. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока

С самого начала, с учащимся нужно решать и преодолевать очень важные, первостатейные задачи, каковым являются (овладение правильным дыханием, овладеть правильным началом звука, ведением, соединением и его окончанием).

Мы сейчас в процессе овладения этими навыками, и начнем применят их на практике, с наименьшими для ученика потерями, как физическими, так и психологическими.

1 этап урока – Разогрев исполнительского аппарата

Начинать любое занятие игры на духовом инструменте необходимо с техники «базинг», а так же при занятиях с начинающими учениками, для которых инструмент в руках является отвлекающим фактором от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения.

Начинать знакомство с этим видом техники и овладение им надо с «базинга» на мундштуке, так как в этом случае играющий не теряет ощущения опоры губ на мундштуке. Делать это надлежит следующим образом: придерживая мундштук двумя пальцами левой руки начать играть, к примеру, звук соль малой октавы; не торопясь, необходимо освободить мундштук в подмундштучной трубке инструмента, так мундштук должен быть все время на губах, звук — не прерываться. Таким образом, получится базинг на мундштуке. Проделать это надо несколько раз. Главная задача — не дать прерваться звуку.

Разогревающее упражнение на инструменте. Учебный материал Аллена ВизуттиBook № 1

2 этап урока – Освоение технического материала.

Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с приема игры detache(франц. detacher – отделять), поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.

При исполнении detache, музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода, производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное«пение» на инструменте, овладение четкой и«звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.

Проигрываем гамму: Соль-мажор| G-dur приемом Detache– в пределах одной октавы, трезвучие, обращение трезвучия

Следующим шагом в освоении штрихов является работа надlegato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.

При игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом.

В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.

Исполним приемом Легато гамму Соль мажор в пределах одной октавы, трезвучие, обращение трезвучия.

3 этап урока – Проигрывание легких упражнений на различные виды штрихов.

В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato.Правильноеmarcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.

С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным.

Маркато акцентированное начало с дальнейшим ослабление звука

Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».

Стаккато

Тенуто не акцентированные, предельно выдержанные по длительности звуки. Штрих, производный от detache. Обозначается чертой над или под нотой.

Далее сыграем упражнение на смешанные штрихи, медленно и вдумчиво.

4 этап урока – Повышаем требования к ученику и усложняем задачу.

Разбор произведения «Привал»

В первую очередь определяем размер произведения и ключевые знаки.

В медленном темпе разбираем произведение.

При разборе соблюдаем штрихи, написанные в тексте, в этой пьесе их достаточно большое количество – маркато,легато, тенуто и стаккато.

Во время проигрывания делаем корректировки на исполнение штрихов, выдерживание длительностей и выполнение динамических оттенков.

Во второй и четвертой строчке, внимательно, выдерживаем паузы.

Предлагаю послушать ученику произведение в моем исполнении.

Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю ученику проиграть произведение в умеренном темпе.

В ходе работы с учеником и в процессе хорошей проработки учебного материала, мы достигаем определенных результатов – ученик приобретает новый опыт.

Окончание урока

  • ученику предлагается проделать расслабляющие упражнения для губ. В конце занятия необходимо проиграть педальные звуки, что расслабляет исполнительский аппарат.

Итог

  • Подводя итоги урока оцениваем, насколько урок и материал в целом удался.

  • Важно дать ученику советы и пожелания, похвалив его за проделанную работу.

Учебно-методический материал:

  • Т. Докшицер «Система комплексных упражнений»

  • А. Визутти «Book №1»

  • А. Митронов «Школа игры на трубе»

  • Произведение «Привал»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной работе раскрывается история возникновения джаза и его характерные черты. Рассказывается о музыкальных инструментах используемых в данном направлении музыки. Знакомимся с музыкантами - представителями зарубежного и российского джаза.
0 ₽
В данной работе описываются основные приемы игры, как средства выразительности, и техника их исполнения, которые используются в классе духовых инструментов. Штрихи являются важнейшим элементом исполнительской техники. Они имеют большое выразительное, изобрази­тельное, формообразующее значение.
0 ₽
Данная работа направлена на формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на начальном этапе обучения.
0 ₽