План-конспект внеурочного занятия на тему «Что такое дружба?»
Цель: ориентация учащихся в целях программы (определение понятия дружба, значимости дружбы и пр.).
Задачи:
установление групповых норм;
становление дружеской обстановки в коллективе младших школьников;
ориентация на взаимодействие.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, медиапрезентация на тему «Дружба», файл мультфильма (флеш-карта), «Заколдованный мальчик» (приключения Нильса)», листы бумаги и ручки.
Ход занятия
Вступительная часть: приветствие учащихся, представление целей занятия: ориентация учащихся в целях программы (определение понятия дружба, значимости дружбы и пр.).
Основная часть.
Просмотр фрагмента м/ф «Заколдованный мальчик» (приключения Нильса)». Педагог запускает фрагмента мультфильма и дает учащимся несколько минут, чтобы сосредоточиться и посмотреть фрагмент. После этого он останавливает мультфильм и задает вопросы учащимся, чтобы убедиться, что они понимают сюжет и персонажей. Педагог продолжает показ фрагмента мультфильма до конца, останавливая его важных моментах и задавая вопросы, чтобы проверить, понимают ли учащиеся историю и ее главные темы.
После просмотра фрагмента мультфильма педагог проводит обсуждение вопросов, связанных с темами дружбы:
Как вы понимаете понятие дружбы?
Что такое верность дружбе и как она проявляется?
Стоит ли идти на жертвы ради друга? Почему?
Какие примеры дружеских отношений вы можете назвать из своей жизни или из литературы, фильмов и телешоу?
Может ли дружба быть односторонней, или она всегда должна быть взаимной?
Почему дружба важна для нашей жизни и как она влияет на нас?
Показ презентации «Дружба», в котором дается определение понятия дружба, характеристики дружбы, описание особенностей дружеских взаимоотношений. Пример слайда презентации представлен ниже:
После просмотра презентации педагогом проводится беседа:
Кто такой настоящий друг?
Какие качества настоящего друга?
Являюсь ли я настоящим другом? Почему?
Какие проблемы могут возникать в дружеских отношениях, и как с ними можно бороться?
Составление ассоциограммы «Друг» на интерактивной таблице. Педагог открывает схему с возможностью заполнения, а учащиеся по очереди называют слова, которые у них ассоциируются со словом друг:
Задание «Признаки дружбы». Цель игры - помочь детям понять, какие признаки характеризуют настоящую дружбу и как различать дружеские отношения от других типов взаимоотношений. Процедура игры: дети делятся на пары или группы из 3-4 человек, каждая группа получает лист бумаги и ручки. Педагог объясняет, что игра заключается в том, чтобы каждая группа/пара придумала как можно больше признаков дружбы и записала их на лист бумаги. Примеры признаков могут включать: поддержка, доверие, взаимная помощь, взаимопонимание и т.д. Затем дает детям 5-7 минут на то, чтобы записать признаки дружбы.
После того, как время вышло, педагог просит каждую группу/пару прочитать свой список признаков дружбы вслух и объяснить, почему они считают, что эти признаки важны для настоящей дружбы. Затем проводит обсуждение с детьми, задавая вопросы, такие как: какие из признаков дружбы были перечислены всеми группами/парами? Какие признаки были уникальными для каждой группы/пары? Какие признаки настоящей дружбы наиболее важны? В заключении игры делаются выводы о том, какие признаки характеризуют настоящую дружбу. В ходе игры педагог наблюдает за детьми и поддерживает их, если они испытывают затруднения. Также педагог должен задавать вопросы и помогать детям осознать важность каждого признака дружбы.
III. Заключительный этап. Рефлексия. Педагог задает вопросы учащимся о том, что они узнали на занятии, например:
Какие качества нужны для того, чтобы стать хорошим другом?
Какие признаки свидетельствуют о настоящей дружбе?
Ученики обсуждают вопросы в парах или малых группах. Педагог приглашает учащихся поделиться своими мыслями и ответами на вопросы с классом. Он может также задавать дополнительные вопросы для уточнения и закрепления полученных знаний. Педагог подводит итоги занятия, подчеркивая наиболее важные моменты, просит учащихся подумать о том, как они смогут использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Ученики записывают свои мысли и впечатления о занятии в свой дневник или блокнот. В результате рефлексии ученики смогут увидеть свой прогресс в понимании понятия дружбы и наблюдать, как они могут использовать свои знания в повседневной жизни.