Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. Методическая разработка по теме:"ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

Методическая разработка по теме:"ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ

0 подписчиков
Функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Составляющие математической грамотности: • умение находить и отбирать информацию; • производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; • интерпретировать, оценивать и анализировать данные.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Shape2

Shape1

ФОРМИРОВАНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В 5-6 КЛАССАХ

Составитель: учительматематики

Зайцева О.Н.

Shape4 жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях.

Составляющиематематическойграмотности:

  • умениенаходитьиотбиратьинформацию;

  • производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;

  • интерпретировать,оцениватьианализироватьданные.

Логическиеприемыформированияфункциональной грамотности на уроках

Уровень

Логические приемы

Примерызаданий

1

Знание

Составитьсписок,выделить,

рассказать,показать,назвать

2

Понимание

Описать,объяснить,определить

признаки,сформулироватьпо-другому

3

Использование

Применить,проиллюстрировать,

решить

4

Анализ

Проанализировать,проверить,провестиэксперимент,организовать,

сравнить,выявитьразличия

5

Синтез

Создать,придуматьдизайн,

разработать,составитьплан

6

Оценка

Представитьаргументы,защитить

точкузрения,доказать, спрогнозировать

Инструментарийразвитияипроверки

сформированностифункциональнойграмотности

    • заданиятворческогохарактера;

    • заданияисследовательскогохарактера;

    • заданиясэкономическимсодержанием;

    • заданиясисторическимсодержанием;

    • практико-ориентированныезаданияидр.

Формыработынадзадачей

    • Использованиеприемасравнениязадачихрешений.

    • Записьдвухрешенийнадоске:верногоиневерного.

    • Изменениеусловиязадачитак,чтобызадачарешалась другим действием.

    • Закончитьрешениезадачи.

    • Какойвопросикакоедействиелишнееврешениизадачи?

    • Восстановитьпропущенныйвопросидействиев задаче.

    • Составлениеаналогичнойзадачисизмененными данными.

    • Решениеобратныхзадач.

Модель-схема

компетентностно-ориентированногозадания

    • Названиезадания.

    • Аспектыформируемыхключевыхкомпетенций.

    • Стимул(если…,то …).

    • Личностно-значимыйпознавательныйвопрос(задачная формулировка)

    • Источникинформацииподанномувопросу(текст, таблица, график, статистические данные, т.п.)

    • Задания(вопросы)поработеподаннойинформации

    • Бланкдлявыполнениязадания(еслионоподразумевает структурированный ответ).

    • Модельныйответ.

    • Инструментпроверки(оценочныйбланк,ключидр.)

Формыработыдляразвитияфункциональнойграмотности

    • интерпретацияполученныхрешенийиотбораответов;

    • решениеисследовательскихзадач;

    • обучениеумениючитатьиинтерпретироватьколичественную информацию;

    • заданиядлятворческойдеятельностиучащихся;

    • заданийвариативногохарактера;

    • индивидуальные задания,задачи«продвинутого уровня»;

    • логическиеупражнения.

Видызадач

    • с«парадоксальными»условиями;

    • снеопределеннымиданными;

    • «провокационные»;

    • снедостающимиилиизбыточнымиданными;

    • сизменениемвопроса;

    • наустановлениевзаимнооднозначногосоответствия между множествами.

Заданиядляучащихсяпоформированию функциональной грамотности.

Заданиядля5-6классов.

Задача1. «План»


Прочитайте внимательно текст и выполните задание. Напланеизображенодомохозяйствопоадресу:с.Авдеево,3- й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въездосуществляютсячерезединственныеворота.Привходе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2).

Вопрос1)

Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м×1м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв.м, вымощенная такойжеплиткой.Хозяйказахотелапоменятьтротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложитьвседорожкииплощадкупередгаражом?Втаблице представленыфирмы,гдеможноприобрестипонравившуюся тротуарную литку.

Выбратьвыгоднуюпокупку.


фирмы

Стоимость1 упаковки

%доставки от общей

суммы покупки

Общая сумма

Мир

45руб

Дружба

34руб

Миф

39руб

Вопрос2)

Хозяйка решила покрасить пол в гараже. Для покраски 1 м2полатребуется140гкраски.Краскапродаетсявбанкахпо 1,5кг.Сколькобаноккраскинужнокупитьдляпокраскиполя в гараже?

Вопрос3)

В сарае хозяйка держит курей, они свободно гуляют по территории участка, на котором построен дом. Она решила огородитьогород,чтобыкурынепортилипосевы.Нужно купить сетку-рябица.1м сетки стоит 45 рублей.Во сколько обойдется покупка сетки.

Задача2. «Покупка»

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Онадалаимссобой400руб.исписокнеобходимыхпокупок: батон,буханкучерногохлеба,пакеткефира,пачкупельменей,упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины,соследующимиценаминаинтересующийтовар.

Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?

Название магазинов

«Пятёрочка»

+5%скидка

«Магнит»

+ 10%

«Победа»

0%

1

Батон

30рублей

33рубля

27рублей

2

Буханка

черногохлеба

27рублей

28рублей

30рублей

3

Пакт кефира

33рубля

39рублей

29рублей

4

Пачка

пельменей

130рублей

127рублей

132рубля

5

Упаковка

сосисок

283рубля

275рублей

26рублей

6

Пряники

56рублей

59рублей

45рублей

Задача3.«Чемзаняточеловечество»(проценты)

ПередВамиинформацияпотеме«Чемзаняточеловечество?» По данным информации ответьте на вопросы:

А) Сколько процентов населения работает в сельском хозяйстве?

Б)Сколькопроцентовнаселенияработаетвсфереуслуг?

В) На сколько процентов превышает количество населения, занятого в сельском хозяйстве, население, занятое на промышленных предприятиях?

Г) Какие вопросы Вы можете задать своим одноклассникам? Придумайте задачи на проценты по данным рисунка.


Задача4.«Сколькомытеперьчитаем?»


Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:

А)Сколькопроцентовнаселениячитаютболее10книгвгод? Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?

В) На сколько процентовувеличилосьчисло не читающихза десять лет?

Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?

Д)КакВысчитаете,нужнылибудуткнигинаселениюв 2025 году?

Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка.

Задача5.«Расставьтезнакиискобки»


Задача6.«Проценты».

    1. Дляхраненияжелудейихнеобходимопросушить,причем при сушке они теряют 8% своего веса. Сколько желудей нужно собрать, чтобы после просушки получить 368 кг желудей?

    2. Масса сахара равна 12% от массы тростника, используемого при производстве сахара. Сколько сахара будет получено из 3т сахарного тростника?

    3. Мама купила 6 чашек по цене 150р и чайник за 300р. Через неделю магазин повысил цену чашки на 10%, а цену чайника снизил на 15 %. Увеличилась или уменьшилась при этом стоимость маминой покупки и на сколько?

    4. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 рублей. Школьникам предоставляется скидка 50%.Сколькорублейстоитпроездгруппыиз4взрослыхи12 школьников?

    5. Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?

    6. Виноградстоит160рублейзакилограмм,амалина—200 рублей за килограмм. На сколько процентов виноград дешевле малины?

    7. Клубника стоит 180 рублей за килограмм, а виноград – 160 рублей за килограмм. На сколько процентов клубника дороже винограда?

Задача7.«Геометрическая»

    1. На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена измериладлинукаждого участка иподписала его. Используя рисунок,определите,длинупути(м),еслимасштаб1см:10000см.

    2. Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.

    1. Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь которого равна 800 м 2 и одна сторона в 2 раза больше другой. Ответ дайте в метрах.

    2. Сколькодосокдлиной3,5м, шириной20смитолщиной

20 мм выйдет из четырехугольной балки длиной 105 дм, имеющей в сечении прямоугольник размером 30 см 40 см?

    1. Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в см 2) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).

А.)Сравнитедлиныотрезков.Сделайтевывод.

Б) Отложите от точки С отрезов, равный АВ. Можно ли это сделать. Сколько вариантов можно предложить?

Shape5 В) От точки А отложите отрезок, равный СЕ. Можно ли это сделать?

Г)Накаждомотрезкиотметьтеегосередину.Сравните половину отрезка СЕ и отрезок АВ. Сделайте вывод.

    1. Расположитеномерадлинотрезковвпорядке возрастания.

А)Придумайтеизадайтевопросысвоемуоднокласснику. Какие выводы можно сделать по итогам решения задачи?

Б) Изобразите отрезок, равный сумме отрезков №4 и № 5. Найдитеегосередину.Чемуравнадлинаэтогоотрезка?Чему равна длины половины этого отрезка?

В) Изобразите отрезок, длина которого равна разности отрезков №6 и №5. Вычислите длину этого отрезка.

Задача8.«Схемыидиаграммы»

    1. Дорожныйзнак,изображённыйнарисунке,называется

«Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами, тоннелямиипрочимисооружениями,чтобызапретитьпроезд транспортногосредства,габаритыкоторого(сгрузомилибез груза) превышает установленную высоту.


Какомуизданныхтранспортныхсредствэтотзнакзапрещаетпроезд?

Вответеукажитеномерправильноговарианта.

  1. молоковозувысотой3770мм

  2. пожарномуавтомобилювысотой3400 мм

  3. автотопливозаправщикувысотой2900 мм

  4. автоцистерневысотой3350мм

    1. На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой местасразличнойстоимостьюбилетов,ачернымзакрашены забронированные места на некоторый сеанс.


Сколькорублейзаплатятза5билетовнаэтотсеанспятеро друзей, если они хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант?

Вответеукажитеномерправильноговарианта.

1) 1300

2) 1250

3) 1350

4) 1500

    1. Ответьтенавопросы:

  1. Сколькоребер,гранейивершинупрямоугольногопараллелепипеда?

  2. Найдитенарисункеравныеребраиравныеграни параллелепипеда. Назовите их.

  3. С помощью модели прямоугольного параллелепипеда найдитедлинуломанойлинииА1В1ВСДД1,еслиАВ=4см, АД=8 см, АА1=5 см. Пересекаются ли отрезки ВС и ДД1?


    1. Средифигур,расположенныхсправа,найдите«лишнюю»фигуру:

    1. Составьте фигуры А, В и С из пяти четырехклеточных фигур, расположенных справа. Решение нарисуйте в тетради, раскрасив фигуры цветными карандашами.

Shape6

    1. Перерисуйте фигуры А и В в тетрадь и разбейте их на части, из которых составлен прямоугольник:


    1. Все шесть граней куба-квадраты.Подумайте, какие из фигур, изображенных на рисунке, являются развертками поверхности этого куба.


    1. Паркимеетформуквадратасостороной800м.Погранице парка пролегает пешеходная дорожка. (см рис.) Ответьте на вопросы:

  1. Какой путь пройдет пешеход, который вошел в парк в некоторой точке дорожки и обошел по ней вокруг всего парка? Ответ дайте в метрах.

  2. Изобразите на рисунке путь другого пешехода,которыйвошелвпаркв

точке А и пошел по дорожке против часовой стрелке, пройдя при этом 2км 800м.

    1. Нарисункеизображеныокружностисцентрамивточках АиВ.Радиуссамоймаленькойокружности1см,следующей- 2 см, затем- 3 см и т.д. Муха ползает из точки А и должна побывать в точке В и в точке С.

      1. Нарисуйтесамыйкороткийпутьмухи.

      2. Найдитеегодлину.

    1. Это план города. Длина и ширина каждого квартала от перекрестка до перекрестка равна 300 м (например, АВ=300 м). Жанне нужно пройти по улицам: от перекрестка улиц Пушкина и Садовой до перекрестка улиц Весенняя и Энтузиастов.

  1. Изобразите на рисунке какие-нибудь два возможных маршрута Жанны: один - самый короткий, а другой- не самый короткий, который длиннее 4 км.

  2. Изобразите третий путь Жанны, который имеет такую же длину, как и второй.

  3. Найдите длину третьего пути. Рассмотрите в паре другие возможные варианты.

  4. Какуюдлинуимеетсамыйкороткийпуть?


    1. На плане одного из кварталов города изображены строения,каждоеизкоторыхимеетформупрямоугольникасо сторонами 50 м и 130 м. Ширина всех улиц в этом квартале равна 30 м.


      1. НайдитедлинупутиотточкиАдоточкиВ.

      2. Изобразите на плане маршрут, который начинается и заканчивается в точке С и имеет длину не больше 2 км и не меньше 1000 м.

    1. На рисунке изображены куст шиповника и береза. Высота березы равна 8м. Какова примерная высота куста шиповника? Ответ дайте в метрах.

2.Нарисункеизображеныоблепихаидуб.Высотаоблепихи равна 6 м. Какова примерная высота дуба. Ответ дайте в метрах.

    1. На рисунке изображены клавиатура и карандаш. Длина карандаша, изображенного на рисунке, 20 см. Какова примерная длина клавиатуры? Ответ дайте в сантиметрах.

    1. Нарисункеизображеныдваавтомобиля.Длинавторого автомобиля равна4300 мм. Каковапримернаядлина первого автомобиля? Ответ дайте в метрах.

    1. Нарисункеизображеныавтопогрузчикистопкаизтрех контейнеров. Высота одного контейнера 105 см. Какова примерная высота погрузчика? Ответ дайте в сантиметрах.

Задача9.Составьтезадачупорисунку.Какиевопросыможно задать друг другу в паре? Обсудите их. Хватает ли вам условий, чтобы составить задачу? Предложите несколько задач по данным рисунка.

Shape3

1


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная разработка помогает классному руководителю при подготовке последнего звонка, рассматривает основные этапы проведения данного мероприятия. Включает в себя интересные сценки и стихотворения, благодарственные слова всем работникам школы.
0 ₽
Функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Составляющие математической грамотности: • умение находить и отбирать информацию; • производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; • интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
0 ₽
Контрольная работа составлена по двум уровням начальный и средний, поэтому даже слабый ученик может с ней справиться. Составлена и по вопросам и по задачам среднего уровня. Оценивание работы по желанию учителя.
0 ₽