Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Методическая разработка "Программа обучения игре на гитаре для начинающих музыкантов"

Методическая разработка "Программа обучения игре на гитаре для начинающих музыкантов"

Данная программа обучения - ориентир. Вам следует адаптировать ее как под себя, так и под каждого ученика. Если почувствуете, что на каком-то этапе материал программы не воодушевляет ученика - разбавьте его композицией из списка с интересными гитарными произведениями. К тому же, будьте готовы, что своими вопросами ученик будет уводить вас в сторону своих интересов - следуйте за ним :) Но в целом наличие подобной программы обязательно для того, чтобы и вы, и ученик четко видели цель занятий. При этом каждый урок может растягиваться на несколько занятий, в зависимости от скорости усвоения информации учеником. Поэтому рассматривайте программу просто как общую логику развития событий. Суть вкратце: учим интересное произведение и параллельно на его примере объясняем все базовые теоретические моменты. Чтобы ученик не только играл и получал удовольствие, но и параллельно потихоньку начинал понимать, что именно он играет. В предлагаемой программе расписаны основные тезисы каждого урока. Помимо этого не забывайте про повторение уже пройденного материала, разогревающие технические упражнения и ответы на вопросы ученика. Перечень тем, которым необходимо обучить вашего ученика на начальном этапе: Постановка рук и посадка Навык настройки гитары (по тюнеру, по ладам, по флажолетам - опционально) Чувство ритма и игра под счет Игра чесом (боем) - любые рисунки техника, принцип маятника ритмический алфавит Несколько рисунков чёса Сочетание аккордов + приглушенного чеса Игра арпеджио (перебором) - базовые рисунки техника все базовые щипки несколько распространенных рисунков арпеджио Аккорды: 10 самых популярных аккордов (Em, E, F, G, Am, A, B7, C, Dm, D) - отрабатываем на песнях аккорды с барре Фрагмент CAGED - 1-2 альтернативные аппликатуры для каждого аккорда в открытой позиции Укрепление техники: игра правой рукой “с подготовкой” трели каждой парой пальцев левой руки (hammer on + pull off) Возможность сыграть любую простую песню по аккордам из интернета Пассажная техника: одноголосые мелодии (+ усложнения) Основы основ теории: ноты на грифе в пределах первых 3 ладов, ноты на 5 и 6 струнах, буквенные обозначения аккордов, гамма С в открытой позиции, построение мажорного и минорного аккорда. Интервалы: терция, квинта и октава. Нахождение ноты по всему грифу с помощью октав Диатоническая последовательность аккордов (собираем изученные аккорды в систему + добавляем полу-уменьшенный). Спонтанная игра аккордов по диатонике, “сочинение” музыки. Фишки: работа с каподастром цифровки (шпаргалки, чтобы не держать все в голове) табулатуры (+ чтение ритма)

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Программа обучения гитаре с нуля

“Школа Гитарных Гуру” Андрея Аксенова

  • Урок 1

См. сценарий бесплатного пробного урока.

  • Посадка с гитарой и постановка рук (основы).

  • Настройка гитары по тюнеру. Ноты на открытых струнах.

  • Демонстрация песни, которую в дальнейшем будем играть. Например, Баста - Сансара (в полной фактуре - с чесом или даже в фингерстайле - должно звучать здорово и воодушевляюще, чтобы ученик захотел ее сыграть) Пример в самом конце этого видео: https://vk.com/melodiumschoolfree?z=video-203678271_456239031%2F9be8fe0e2377eafdc0%2Fpl_wall_-203678271

  • 3 упрощенных аккорда. Например, из песни Баста - “Сансара” (Cmaj7, Asus2, Em) - каждый аккорд играется двумя пальцами, удобные переходы - идеальный старт для новичка. Но можете найти свой аналогичный пример.

  • Учимся соединять эти аккорды парами: Cmaj + Asus2, Asus2 + Em, Em + Cmaj7. Отрабатываем каждый переход (аппликатуру см. в видео из бесплатного пробного урока)

  • Урок 2

    • Вспоминаем предыдущий урок + посадка с гитарой и постановка рук + настройка

    • Превращаем упрощенные аккорды в полные - C, Am, Em

    • Учимся играть в ритме - без четкого ритма любое исполнение неубедительно. И наоборот, даже самая простая партия, но сыгранная в ритме, может звучать на крутой студийной записи (демонстрация игры наших аккордов под счет)

    • Ритмическая сетка и счет. Учимся считать вслух и хлопками выделять разные длительности. Можно взять 6 базовых рисунков:

    • Оставляем счет, но заменяем хлопок в первую долю извлечением 1 аккорда

    • Пробуем играть всю цепочку аккордов из изучаемой песни под счет самым простым движением правой руки - большим пальцем проводим по всем струнам вниз (пока не идет речь про чёс и маятник). Переходы между аккордами уже отработаны, поэтому все должно получиться.

    • Ученик сыграл первую песню!

    • Проговариваем у учеником все задачи, которые стоят перед ним в ближайшие несколько месяцев обучения (см. список задач выше) - это набор навыков уверенного в себе гитариста.

Начинаем изучать чёс и аккорды

  • Урок 3

    • Изучаем чёс - самая простая и эффектная техника для старта

    • Техника “боя” и принцип маятника (см. Базу Знаний). С принципом маятника можно сыграть любой ритмический рисунок.

    • Примеры базовых рисунков по приглушенным струнам под счет вслух 1и2и3и4и. (см. Базу Знаний) Играем без аккордов, чтобы весь фокус внимания был на правой руке. Когда будем играть с аккордами считать вслух уже будет сложно, переходим на счет про себя. Счет вслух при игре аккордами оставляем на случай, если ученик захочет научиться играть и петь одновременно.

    • Выбираем рисунок для песни, которую изучаем - рисуем иллюстрацию с долями и показываем стрелками движения руки вверх или вниз напротив нужных долей

    • Внимание: в табулатурах стрелка наверх - это движение рукой вниз от 6 струны к 1. С этим может возникать путаница, так как в “уроках для начинающих на ютубе” обозначают наоборот).

    • Играем под счет (но не в жестком ритме, достаточно правильных движений руки и маятника, ритм может плавать и останавливаться) один аккорд

    • Пробуем играть все переходы между аккордами.

    • Играем с учеником, чтобы появился ритм.

    • Ученик уже чувствует себя гитаристом (после отработки можно зафиксировать его успех на видео - просто на телефон, чтобы он мог его показывать).

  • Урок 4

    • Обозначаем цель: 10 самых популярных аккордов (можно завести в тетради табличку и отмечать изученные). Если их выучить и отработать, можно будет сыграть любую песню из интернета. Показываем как: гуглим аккорды, сходу играем (чтобы все прошло наверняка, можно задумать такую песню заранее - тут главное, чтобы ученик вдохновился научиться так же). Список аккордов в таблице:

      • Em, E, F, G, Am, A, B7, C, Dm, D

    • Учим аккорды постепенно на примере песен из списка простых песен.

    • Выбираем песню (в ней должны быть некоторые из изученных аккордов - C, Am, Em). Например, Imagine Dragons - Radioactive (| Am | C | G | D |) (или любую другую из списка легких песен)

    • С аккордом G - нужно будет поработать, но он встречается в подавляющем большинстве песен, так что его не избежать.

    • Отрабатываем песню чесом. Рисунка чеса в оригинале нет, поэтому можем взять любой. Например, такой:

    • Параллельно запоминаем названия басовых нот, от которых строятся аккорды. Делаем это на каждом уроке.

  • Урок 5

    • Отработка песни. Рисунок правой руки, смены пар аккордов.

    • Для отдыха рук - немного теории. Интервал “октава”. От известных нам нескольких нот (мы запоминали басовые ноты, от которых строились аккорды) строим все возможные октавы по грифу, запоминаем как они выглядят визуально. Можно начать с ноты Е и найти все Е на грифе.

    • Как только песня будет готова, записываем ее на видео - это и для вас, и для ученика.

Добавляем арпеджио, продолжаем изучать базовые аккорды.

К чесам еще вернемся.

  • Урок 6

    • Начинаем играть арпеджио. Проходим все базовые и парные движения (см. Базу Знаний)

    • Следим за постановкой, механикой щипка, кучностью пальцев, расслабленностью движений. Для начала можно играть очень тихо. Тихо = расслабленно.

    • Песня для того, чтобы полюбить играть арпеджио - Би-2 - Мой рок-н-ролл. Звучит очень круто независимо от музыкальных вкусов. Самая хитовая последовательность аккордов в истории современной музыки :) Играем в супер-простой аппликатуре.

    • Табулатуры лежат в списке песен

    • По готовности - записываем видео. (на этом или следующем уроке)

  • Урок 7

    • Продолжаем тему арпеджио. Задача - разобрать несколько базовых рисунков.

    • Первый рисунок - восходящее движение квартолями:

    • Отрабатываем на примере песни

Например, Adriano Celentano - Confessa | Am | Dm | E | Am |

или Би-2 - Серебро

(Часть А: |Am F| Dm E |, часть B: | Dm | E | Am | F | Dm | E |)

    • Эту же песню можно сыграть вторым рисунком (движения наоборот):

  • Урок 8

    • Упражнение на легато для левой (см. Базу Знаний: Развитие беглости пальцев > Упражнения для обеих рук) - разогрев в начале каждого занятия.

    • Третий базовый рисунок арпеджио:

    • Leonard Cohen - Hallelujah или Animals - House of rising sun

    • Аккорд F упрощаем по необходимости:

    • Пробуем барре. Секреты барре (см. Базу знаний)

  • Урок 9

    • Изучаем другие варианты щипков - не арпеджио в исходном смысле этого слова, но механика движений та же.

    • Бас + щипки нескольких струн одновременно.

    • Разбор Ed Sheeran - Perfect или Coldplay - Scientist (см. табулатуры этих песен)

    • Это простые и эффектные песни, которые заслуживаю записи видео-отчета :)

  • Урок 10

    • Для того, чтобы закрыть табличку из 10 аккордов изучим аккорды к песне “Happy Birthday” в тональности E. Она пригодится всем не раз :)

    • | E | B7 | B7 | E | E | A | E | B7 E |

    • Рисунок арпеджио с щипком двух струн. Плюс отработаем стаккато.

Закончили изучать аккорды:

имеем арсенал из нескольких отработанных чесов и арпеджио.

  • Урок 11

    • Учим ученика самостоятельно играть боем по аккордам из интернета.

Гуглим песню, открываем аккорды. Играем известными нам техниками и рисунками.

Можно использовать песню на самой хитовой последовательности аккордов G, D, Em, C. Есть известное видео группы Axis of Awesome - 4 chords, где они играют 50 супер-известных песен на одних и тех же аккордах. Но на самом деле таких песен намного больше.

  • К следующему уроку вы должны будете выбрать с учеником несколько песен, которые так же будете подбирать прямо на уроке. Играть будете с использованием известных аппликатур аккордов, так что будьте готовы к тому, что звучать песни будут не 1 в 1 как в оригинале.

  • Теория: построение мажорных и минорных аккордов. Показываем в известных нам аппликатурах третью ступень. Двигаем ее, меняя мажор на минор и наоборот.

  • Урок 12

    • Подбираем песни из интернета с учеником

    • Ритмический алфавит - конструктор рисунков чёса. Учимся им пользоваться.

Играем различными рисунками чёса

    • Показываем альтернативные аппликатуры аккордов на основе CAGED:

      • E - (в позиции E и в позиции A)

      • Em - (в позиции E и в позиции A)

      • F - (в позиции E и в позиции A)

      • G - (в позиции G, в позиции E и в позиции A)

      • Am - (в позиции E и в позиции A)

      • A - (в позиции E и в позиции A)

      • B7 - (в позиции С (открытая позиция), в позиции A и в позиции E)

      • С - (в позиции C и в позиции E)

      • Dm - (в позиции, D, в позиции A и в позиции E)

      • D - (в позиции, D, в позиции A и в позиции E)

- Учим названия нот на 5 и 6 струне

- Продолжаем теорию: построение мажорных и минорных аккордов. Показываем в известных нам аппликатурах третью ступень. Двигаем ее, меняя мажор на минор и наоборот.

  • Урок 13

    • Подбираем песни из интернета с учеником - песни с арпеджио

    • Играем известными нам рисунками арпеджио

    • Показываем альтернативные аппликатуры аккордов на основе CAGED (оставшиеся)

    • Продолжаем учить названия нот на 5 и 6 струнах

    • Ищем недостающие ноты с помощью октав.

    • Рассказываем как пользоваться каподастром для смены тональности

Завершили базовую подготовку.

Теперь научимся играть более интересные фактуры.

  • Урок 14

    • Пассажная техника

    • Одноголосная мелодия (Например, Кино - Кукушка. Хороший пример тем, что там есть инструментальная тема, за которой идут куплет и припев, которые можно играть арпеджио и чесом. Фактически в одном произведении закрепим все навыки). Демонстрируем итог - песню в полной фактуре.

    • Табулатуры на эту композицию лежат в списке песен

    • Запоминаем названия нот мелодии.

    • В ритме, под счет

  • Урок 15

    • Добавляем бас в одноголосную мелодию

    • В ритме, под счет

    • Здесь уже можно показать запись ритма нотами

    • Показать табулатуры изучаемой партии, рассказать как там все устроено (ученик сперва должен научиться играть и только потом уже сопоставить то, что звучит, с табулатурами)

  • Урок 16

    • Добавляем аккорды - фактура аранжировки становится полной.

    • Отработка

    • Показываем как выглядит в табулатурах то, что играет ученик. Ученик учится читать табы.

  • Урок 17

    • Добавляем куплет и припев (арпеджио и чес соответственно)

    • Отрабатываем под счет

    • Эксперимент: пробуем играть под метроном (подобрать нужный режим работы с метрономом)

    • Контроль: запись композиции целиком на видео - учимся запоминать длинную форму.

    • Учимся расслабляться перед камерой (= перед зрителями)

  • Урок 18

    • Повторяем алгоритм работы уроков 14-17 для другой композиции,начинающейся с одноголосной мелодии (не за один урок, конечно же)

    • Например, тема из кинофильма “Титаник” или песня-мем “Кузнечик”, которая будет неплохо звучать в полной фактуре (табы лежат в списке учебных композиций)

  • Урок 19

    • Продвинутый чес: например, Wonderwall (в композиции должен быть рисунок, составленный из большого количества букв ритмического алфавита. Другой востребованный пример - Nirvana - Smells Like Teen Spirit).

    • Рисунок чеса и табы найдете в списке учебных композиций

    • Анализ рисунка с точки зрения ритмического алфавита (разбить на “буквы”)

    • Запись рисунка нотами, отмечаем сильные доли (где будет топать нога или стучать метроном)

    • Отработка на одном аккорде

  • Урок 20

    • Продолжаем отработку продвинутого чеса.

    • Изучаем последовательность аккордов из Wonderwall (уже знакомые аппликатуры)

    • Учимся играть всю последовательность аккордов нужным рисунком (сперва берем пары аккордов, чтобы не учить сразу все целиком. Затем объединяем все)

    • Контроль: записываем видео с Wonderwall

    • Рассказываем про запись цифровок

  • Урок 21

    • Теория: рассказываем про диатоническую последовательность аккордов в тональности C. (см. База Знаний - Диатоническая последовательность аккордов)

    • Изучаем новый аккорд Bm7b5, си полу-уменьшенный (его не хватает для полной диатонической цепочки)

    • Играем эти аккорды спонтанно, “сочиняем” цепочки аккордов.

    • Рассказываем про TSD (тонику, субдоминанту и доминанту) в рамках диатонической последовательности аккордов и на примере того, что сочинил ученик. Показываем как можно улучшить цепочку аккордов, зная про TSD.

    • Задание: сочинить свою цепочку и записать в цифровку

  • Уроки 22-23

    • Начинаем разбирать продвинутые арпеджио. Отличный пример композиции - Beatles - Blackbird (не в варианте с чесом как играет Маккартни, а так как в табулатурах)

    • Материал разбираем по табулатурам

    • Ученик пробует сам по табулатурам разобрать одну из частей произведения

    • Работаем над динамикой в Blackbird (см. База Знаний - Динамика)

    • Контроль: записываем Blackbird на видео

  • Уроки 24-25

    • Начинаем учить следующую композицию с интересными арпеджио (Например, RHCP - Californication). Демонстрация композиции.

    • Табулатуры вы найдете в списке учебных композиций

    • Проводим техническую подготовку - учимся играть трели каждой группой пальцев (уже было в разогревающем упражнении) и особенно трель указательным пальцем, пока остальные зажимают аккорд. Это отличное укрепляющее и изолирующее упражнение.

    • Работаем с метрономом

    • Контроль по готовности: запись видео

  • Урок 26 (заявка на новый уровень сложности, начало импровизации)

    • Изучаем гамму С в открытой позиции (см. Базу Знаний)

    • Объединяем диатоническую последовательность аккордов в тональности С с гаммой - добавляем к каждому аккорду ноты гаммы, до которых можем дотянуться свободными пальцами.

    • Пробуем подбирать простые известные мелодии в этой тональности

      • С днем рождения

      • Мой рок-н-ролл

      • Гимн РФ

      • итд

    • Пробуем сочинять простые мелодии и играть их вместе с аккордами (просто мелодия + бас)

https://www.prodlenka.org/component/mtree/503684-programma-obuchenija-na-gitare-s-nulja

https://www.prodlenka.org/component/mtree/505203-metodicheskaja-razrabotka-programma-obuchenij

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная программа обучения - ориентир. Вам следует адаптировать ее как под себя, так и под каждого ученика. Если почувствуете, что на каком-то этапе материал программы не воодушевляет ученика - разбавьте его композицией из списка с интересными гитарными произведениями. К тому же, будьте готовы, что своими вопросами ученик будет уводить вас в сторону своих интересов - следуйте за ним :) Но в целом наличие подобной программы обязательно для того, чтобы и вы, и ученик четко видели цель занятий. При этом каждый урок может растягиваться на несколько занятий, в зависимости от скорости усвоения информации учеником. Поэтому рассматривайте программу просто как общую логику развития событий. Суть вкратце: учим интересное произведение и параллельно на его примере объясняем все базовые теоретические моменты. Чтобы ученик не только играл и получал удовольствие, но и параллельно потихоньку начинал понимать, что именно он играет. В предлагаемой программе расписаны основные тезисы каждого урока. Помимо этого не забывайте про повторение уже пройденного материала, разогревающие технические упражнения и ответы на вопросы ученика. Перечень тем, которым необходимо обучить вашего ученика на начальном этапе: Постановка рук и посадка Навык настройки гитары (по тюнеру, по ладам, по флажолетам - опционально) Чувство ритма и игра под счет Игра чесом (боем) - любые рисунки техника, принцип маятника ритмический алфавит Несколько рисунков чёса Сочетание аккордов + приглушенного чеса Игра арпеджио (перебором) - базовые рисунки техника все базовые щипки несколько распространенных рисунков арпеджио Аккорды: 10 самых популярных аккордов (Em, E, F, G, Am, A, B7, C, Dm, D) - отрабатываем на песнях аккорды с барре Фрагмент CAGED - 1-2 альтернативные аппликатуры для каждого аккорда в открытой позиции Укрепление техники: игра правой рукой “с подготовкой” трели каждой парой пальцев левой руки (hammer on + pull off) Возможность сыграть любую простую песню по аккордам из интернета Пассажная техника: одноголосые мелодии (+ усложнения) Основы основ теории: ноты на грифе в пределах первых 3 ладов, ноты на 5 и 6 струнах, буквенные обозначения аккордов, гамма С в открытой позиции, построение мажорного и минорного аккорда. Интервалы: терция, квинта и октава. Нахождение ноты по всему грифу с помощью октав Диатоническая последовательность аккордов (собираем изученные аккорды в систему + добавляем полу-уменьшенный). Спонтанная игра аккордов по диатонике, “сочинение” музыки. Фишки: работа с каподастром цифровки (шпаргалки, чтобы не держать все в голове) табулатуры (+ чтение ритма)
0 ₽
Статья "Совершенствование исполнительской техники гитариста"
0 ₽