Психолого-педагогические основы творчества и творческого воображения детей
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразитель-ной, художественно-литературной. С.Л.Рубинштейн и др. посвятили свои исследования изучению механизмов воображения. Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат и др. Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, В.А.Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Благодаря своей специфике дополнительное образование обогащает творческое развитие учащихся. Со стороны творческой деятельности учащимся в системе дополнительного образования предоставляются широкие возможности для самовыражения и исследовательской деятельности.
Актуализируя функциональный компонент творческих способностей учащихся, исследовательская деятельность вбирает в себя анализ, воображение, опору на уже имеющийся опыт учащихся и создает тем самым оптимальные условия для творческого овладения новыми операциями, их обобщения, а, следовательно, развития творческих учебных способностей и формирования операционального компонента креативности.
Другой вклад специфики дополнительного образования в творческую деятельность учащихся выражается в том, что смыслообразующим мотивом творческой деятельности учащихся в СДО становится сам процесс творчества. У учащихся формируется функциональная потребность в творчестве. Кроме того, творческая деятельность учащихся в СДО строится, в отличие от процесса обучения в системе общего обязательного образования, на содержательно-оценочной основе, то есть на основе процесса соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном.
Взаимодействия педагога с учащимися в условиях свободы выбора и отсутствия принуждения принимает субъект-субъектный, диалогический, индивидуализированный характер, определяя демократический, гуманно-личностный стиль руководства педагога.
В учреждениях дополнительного образования ребенок не испытывает, общаясь с педагогом, страха и тревоги, поскольку педагог дополнительного образования «ограничен» в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности в методах требования и наказания, их место занимает фасилитация — стимулирование интереса учащихся.
Помимо этого, в формировании доверительности у учащихся играет роль и то, что принципы дополнительного образования обеспечивают со стороны преподавателя так называемую «коммуникативную толерантность», проявляющуюся в установке на понимание, безоценочное принятие учащихся и веру в их творческий потенциал.
Рассмотрим условия, способствующие эффективному развитию творческого воображения детей:
‒ проведение оперативной диагностики для получения первичной информации об индивидуальном развитии личности каждого ребёнка, их жизненном опыте;
‒ работа с детьми должна выступать в форме целостной системы и предполагать педагогическую поддержку увлеченности детей, их потребности в самоутверждении;
‒ полноценное эмоциональное общение детей со взрослыми. Эмоция собирает впечатления, мысли и образы, созвучные настроению человека. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения;
‒ использование игровых методов на занятиях по развитию творческого воображения, так как в игре дети раскрепощаются, чувствуют родную стихию, и это способствует полету фантазии, обучение приемам фантазирования;
‒ использование нетрадиционных методов работы с детьми: кляксография, монотипия, рисование нитями, рисование углем и др. Данные техники способствуют развитию творческого воображения, притягивают своей непредсказуемостью и индивидуальностью результата, доступностью, увлекательностью. Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками позволяют использовать многообразие способов и средств рисования, способствуют проявлению индивидуальности ребенка, вызывают положительные эмоции, прививают любовь к изобразительному искусству, а также непринужденно развивают мелкую моторику рук.
‒ создание комфортной и психологически безопасной среды. Ребенок должен стать соучастником творческой деятельности, при этом необходимо поддерживать его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентировать на успех. Необходимо обеспечить условия, способствующие свободной самореализации каждого ребёнка в разных видах деятельности, развитию его самооценки. При этом характер взаимодействия с детьми и организация общения должна осуществляться в форме диалога и иметь доверительный характер.
Необходимо продолжать работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования: внедрение современных технологий в процесс обучения и воспитания детей, повышение профессиональной грамотности педагогов и распространение педагогического опыта.
Литература
Гагарин А.В. О развивающем характере современной системы дополнительного образования детей и молодежи. // «Психологическая наука и образование», № 3, 2001.
Комаров Р.В. Готовность к самораскрытию как психологическое условие развития креативности учащихся в системе дополнительного образования. Автореф на соиск. ст. канд пс.наук. М. 2006.
Комаров Р.В. Роль системы дополнительного образования в развитии одаренности учащихся//Системная психология и социология. Научно-практический журнал. - 2013 г№8.
Лазаренко Т. В. Психолого-педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 825-828.