ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №482 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
194363, Санкт-Петербург, Парголово, ул. Федора Абрамова дом 6
Тел. +7 (812) 616-00-49, факс +7 (812) 616-00-48
ПРИНЯТО Педагогическим Советом школы от 29 августа 2023 г Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО Директор школы С.А. Лубенникова от 31 августа 2023г Приказ № 485 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Оригами
4 «Г» класса
34 часа
(1 час в неделю)
на 2023/2024 учебный год
РАЗРАБОТАНА:
Кацай Ларисой Викторовной,
учителем высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Оригами» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
Программа «Оригами» является модифицированной программой общекультурного направления. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
. Курс рассчитан на 34 часа. Он можетКалендарного учебного графика ГБОУ школы № 482 Выборгского района Санкт- Петербурга на 2023-2024 учебный год;
Цель программы:
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные содержательные линии:
С учетом специфики данной внеурочной деятельности в рабочей программе выделены две содержательные линии, которые дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий в технике оригами».
Основные принципы работы программы:
Любое взаимодействие между педагогом и ребенком строится на принципах равноправия, доступности, последовательности, системности, сочетания в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы, в уважении друг к другу, исключение авторитарных форм воздействия.
Занятия оригами являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам, поэтому эти занятия необходимо проводить еженедельно. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Количество детей в группе – 15 человек. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, т.к. музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Место проведения занятий – классная комната. Дети организовывают свое рабочее место за партами. Перед занятиями классная комната обязательно проветривается.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К эффективным условиям работы по программе относятся:
1. Построение учебного процесса на основе гуманизации и демократизации образовательного процесса.
Педагог учитывает индивидуально-психологические особенности личности, ее опыт, а также объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. Самым плодотворным является общение на основе совместной увлеченности деятельностью.
2.Создание практической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха.
Творческое начало создается при наличии таких условий как:
– ведущий вид воспитательных взаимодействий и отношений — сотворчество;
– положительная мотивация, вариативность путей организации усвоения программного материала с учетом индивидуальных способностей обучающихся;
– приоритет целостности восприятия, отношения, оценка самого себя и другого человека.
Система занятий предусматривает:
– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;
– взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;
– реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;
– использование приемов и методов общепедагогического влияния: поощрение достижений ребенка, закрепление веры в успех;
– развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.
Выбор методов работы обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Способы предъявления и объяснения материала:
Все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Учитель на этом этапе демонстрирует детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы, намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог последовательно предъявляет детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Особое внимание в начале обучения уделяется оформлению композиций. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок.
В процессе занятий используются различныеформы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
3. Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает приобретение учащимися первого уровня результатов.
Планируемые результаты
Универсальные Учебные Действия
Личностные:
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обрабатывать и оценивать информацию;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– обобщать;
– рассуждать;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать и оценивать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
Должны знать что такое оригами;
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– различать материалы и инструменты, знать их назначения;
– понятия: оригами, базовые формы, условные обозначения.
- основные геометрические понятия;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы, правильно работать ручными инструментами;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Коммуникативные:
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
- участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Календарно- тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Оригами»
№ | Тема занятия | Дата | Теория | Практика | |
План | По факту | ||||
1 | Вводное занятие. | 01.09 | 01.09 | 1 | - |
2 | Повторение базовых форм | 08.09 | 08.09 | 1 | - |
3 | Игровое применение оригами | 15.09 | 15.09 | 1 | - |
4 | Создание кукол | 22.09 | 22.09 | - | 1 |
5 | Создание декораций | 29.09 | 29.09 | - | 1 |
6 | Создание масок | 06.10 | 06.10 | - | 1 |
7 | Контурное торцевание | 13.10 | 13.10 | - | 1 |
8 | Объемное торцевание | 20.10 | 20.10 | 1 | - |
9 | Виды торцевания | 27.10 | 27.10 | - | 1 |
10 | Оригами и торцевание. | 10.11 | 10.11 | - | 1 |
11 | Объединенные модели | 17.11 | 17.11 | - | 1 |
12 | Знакомство с техникой и видами художественного вырезания | 24.11 | 24.11 | - | 1 |
13 | Белорусская выцинанка | 01.12 | 01.12 | 1 | - |
14 | Оригами и вырезание. | 08.12 | 08.12 | - | 1 |
15 | Знакомство с техникой и видами айрисфолдинга | 15.12 | 15.12 | - | 1 |
16 | Одноцентровые модели | 22.12 | 22.12 | - | 1 |
17 | Двух и трехцентровые модели | 29.12 | 29.12 | - | 1 |
18 | Оригами и айрисфолдинг | 12.01 | 12.01 | - | 1 |
19 | Знакомство с техникой и видами скрапбукинга | 19.01. | 19.01. | - | 1 |
20 | Простые композиции с элементами скрапбукинга | 26.01 | 26.01 | 0,5 | 0,5 |
21 | Открытка «Папин праздник» | 02.02 | 02.02 | 0,5 | 0,5 |
22 | Открытка «Весна пришла» | 09.02 | 09.02 | - | 1 |
23 | Знакомство с техникой и видами плетения | 16.02 | 16.02 | 0,5 | 0,5 |
24 | Двухмерное плетение | 01.03 | 01.03 | 0,5 | 0,5 |
25 | Объемное плетение | 15.03 | 09.03 | - | 1 |
26 | Вставка плетения в готовую модель | 22.03 | 15.03 | - | 1 |
27 | Оригами и плетение | 05.04 | 22.03 | - | 1 |
28 | Объединенные модели | 12.04 | 05.04 | 1 | - |
29 | Оформление изделия | 19.04 | 12.04 | - | 1 |
30 | Движущиеся модели | 26.04 | 19.04 | - | 1 |
31 | Разметка и подготовка деталей | 03.05 | 26.04 | - | 1 |
32 | Сборка изделия | 17.05 | 03.05 | - | 1 |
33 | Итоговое занятие | 24.05 | 17.05 | 1 | - |
34 | Выставка работ | 24.05 | 24.05 |
Литература, рекомендуемая для учителя:
1. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина// Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С.2-3.:ил.
2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207с. – Библиогр.: 206-207.: ил.
3.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.
4. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.
5.Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.
6.Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
7.Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
8. Т.Б. Сержантова Оригами для всей семьи. М.: Рольф, 2001.
9. Т.Б. Сержантова 365 моделей оригами. М.: Рольф, 2001.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. И. Агапова «Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона». М.. Лада, 2008
2. Т.Б Сержантова «Оригами. Лучшие модели». М.. Айрис-Пресс, 2006
3. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Все об оригами, изд. Кристалл, 2004
4. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома»,
изд. Кристалл, 2004
Соколова С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика»,
изд. Азимут СП, 2002
6. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.
7. Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.
8. Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.
9. Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.
Интернетресурсы:
http://shtory-2012.info/vazy/604-kupit-knigu-s-afonkin-cvety-i-vazy-origami-2002.html
http://mirknig.com/2006/02/19/cvety_i_vazy_origami_safonkin.html
http://arhivknig.com/raznoe/4852-y-s.-ju.-afonkin-e.-ju.-afonkina-cvety-i-vazy.html
http://mirknig.com/knigi/deti/1181300324-skazka-origami-igrushki-iz-bumagi.html