Методическая разработка.
Развитие пластичности учащихся цирковой студии.
Автор
Педагог дополнительного образования
ГБОУ ДО “Молодежный творческий Форум Китеж Плюс”
Баклушина Зоя Владимировна
Педагоги цирковых студий зачастую сталкиваются с проблемой недостаточной выразительности движений своих учеников. Это обусловлено многозадачностью педагогов таких студий, так как в первую очередь необходимо отработать акробатические трюки, основные элементы большого количества жанров, довести до идеала технику исполнения номера, а на пластичность и выразительность остается немного времени. Но недостаток пластичности и выразительности движений мешает детям передать задуманный образ, покорить зрителя. Это выражается в первую очередь в том, что
воспитанники стесняются друг друга и зрителя,
группа несплоченная, разновозрастная,
мальчики и девочки не хотят взаимодействовать
участники несинхронно исполняют движения,
происходят конфликты и ссоры между учениками.
Описанные в данной методической разработке, упражнения и игры, направленные на
развитие внимания;
развитие чувства ритма и музыкальности;
развитие координации;
развитие ощущения пространства;
развитие фантазии, воображения;
улучшение навыков коммуникации в парах и группах способствуют развитию пластичности детей, раскрепощению.
1.
Упражнения для развития чувства ритма и навыков взаимодействия .
Игра «Марш здорования» — подойдет в качестве ритуала для начала урока, на развитие внимания к партнеру, пространству и музыке
Выполнить в хаотичном перемещении по залу марш на 8 счетов.
С ближайшим партнером поздороваться за руку на 8 счетов.
Далее подключается элемент игры — кто не находит пару, тот выбывает из игры.
В качестве вариации можно:
Добавить хлопок на восьмой счет.
Задавать определенный способ перемещения.
При встрече с партнером исполнить заданную танцевальную комбинацию.
Игра в кругу на развитие чувства ритма, координации и памяти, подойдет для новых групп, где участникам нужно запомнить имена друг друга.
Исходное положение — стоя в кругу.
Одновременно всей группой выполнить мини-комбинацию: хлопок в ладоши, по бедрам, в ладоши, и предплечьями (руки, как за «партой»).
Все участники кладут левую руку на плечо соседу слева — первый человек называет имя человека слева.
Все участники кладут правую руку на плечо соседу справа — первый человек называет свое имя.
Снова одновременно всей группой повторить мини-комбинацию.
Все участники кладут левую руку на плечо соседу слева — второй человек (против часовой стрелки) называет имя человека слева.
Все участники кладут правую руку на плечо соседу справа — второй человек называет свое имя, и т.д.
В данной игре важно развивать бережное отношение к партнеру, а также держать ровный ритм.
В качестве вариации игры можно предложить называть не имена, а предметы мебели, города и любую другую тему.
Игра «Конструктор» на развитие координации и групповое сочинение комбинации, подойдет в качестве забавной игры для развития координации и памяти, а также для группового сочинения танцевальной комбинации и поиска новых лексических решений.
Каждый участник предлагает по одному движению, которое можно исполнить на один счет.
Все это собирается в единую комбинацию, которую нужно запомнить и исполнить под музыку.
Далее подключается элемент игры — кто ошибается — садится и смотрит.
В такой игре важно не только научиться быстро запоминать движения, но еще искать логику в переходах от одного элемента к другому и удерживать ритм.
2.
Задания для развития внимания, координации и композиционных построений
Упражнение «Геометрия» — поможет научить ориентированию в пространстве, научить синхронному исполнению, а танцевальные связки внутри игры развивает координацию, для проработки перестроений и развития координации
Педагог руками показывает фигуру, участники молча встают в этот рисунок:
Линия
Полукруг, круг, два круга
Шахматы
Диагонали
Колонны
Выполнить перестроения за 8 счетов, потом за 6, 4.
Педагог разучивает с учениками три простые комбинации, которые называет кодовым словом. Например, «хлопушка», «прыжки», «пальчики».
Педагог показывает рисунок, в который надо выстроиться, и называет комбинацию, которую нужно исполнить в этом рисунке.
Способ композиционного перехода из линии в шахматный порядок:
Стоя в одной линии, по очереди каждый участник говорит одно слово:
«Я»
«Желаю»
«Вам»
Каждый четвертый придумывает оригинальное пожелание
И так все участники проговаривают вслух, что в целом похоже на обычный расчет с уроков физкультуры.
Те участники, которые говорили «Я» — нужно сделать 4 шага назад, сохраняя линию.
Те участники, которые говорили «Вам» — нужно сделать 3 шага назад, сохраняя линию.
Те участники, которые придумывали пожелания — нужно сделать полшага вперед.
Таким образом, получается шахматный порядок.
Игра на внимание в кругу с мячом — улучшает навыки коммуникации внутри группы.
В данной игре можно использовать настоящий мяч, а в дальнейшем его убрать и играть с воображаемым мячом.
Исходное положение — стоя в кругу.
Передать мяч партнеру на первый счет из рук в руки.
Поменять вид мяча на теннисный, волейбольный, воздушный шар и т.д.
Передать мяч ногой на третий счет (футбольный мяч).
Игра «Живая картина» — может быть источником идей для постановки, направлена на работу с воображением и вниманием, на развитие воображения и пластической выразительности
Исходное положение — все участники сидят вдоль стены (зеркала). Упражнение лучше делать напротив зеркала, чтобы участникам было видно картинку.
Педагог включает музыку, которая вызывает некоторые ассоциации у участников.
По очереди участники группы встают в единую статичную композицию на предложенную тему, вызванную ассоциацией от музыки.
Можно обсуждать тему после включения музыкальной композиции, но в продвинутых дружных группах можно обойтись без обсуждений темы.
Первый уровень изображения — люди, предметы, и т.д.
Второй уровень изображения — душа, эмоции, ощущения и т.д.
Комлекс «Зеркало» в парах — на развитие внимания и работу с партнером
В этой части урока вы разберете три игры («Зеркало», «Тень», «Отражение»), которые объединяет суть выполнения — моментальное точное повторение действий партнера.
«Зеркало»
Все участники делятся по парам и встают лицом друг к другу.
-Один участник выполняет любые действия, второй — зеркально их повторяет. Затем нужно поменяться ролями.
1.Бытовые движения.
2.Танцевальные движения.
3.Движения в характере музыки.
В таких играх важно думать за другого, т.е. не выполнять те движения, которые будут неудобными для повторения партнеру. Например, наклоны, повороты, сложнокоординационные или слишком быстрые движения.
«Тень»
Партнеры встают друг за другом.
-Один участник выполняет любые действия, второй — повторяет незеркально. Затем нужно поменяться ролями.
«Отражение»
Один партнер стоит, другой партнер лежит на спине, соприкасаясь со стопами партнера.
-Участник, который стоит, выполняет любые действия, второй — зеркально их повторяет в нижнем уровне. Затем нужно поменяться ролями.
-Участник, который стоит, выполняет любые действия руками, второй — зеркально их повторяет ногами в нижнем уровне. Затем нужно поменяться ролями.
Задания на развитие внимания, синхронного исполнения и ориентации в пространстве
Из этой части урока вы узнаете методы, с помощью которых участники группы становятся внимательнее и слаженнее в совместном танце.
Четыре задания, которые входят в этот комплекс:
●«Групповая тень» — повторить всей группой движения за одним человеком, стоя в шахматном порядке.
●Изменение скорости движения — повторить всей группой только скорость движения за ведущим, перемещаясь хаотично по пространству.
●Изменение высоты — повторить всей группой только уровень в пространстве за ведущим, перемещаясь хаотично по пространству.
●«Акула» — находиться в противоположной точке зала от ведущего, перемещаясь хаотично по пространству
«Групповая тень»
Все участники группы стоят в шахматном порядке.
-Человек, который находится в центре первой линии (в первой точке) показывает движения в характере музыки, остальные участники за ним повторяют.
-Педагог дает сигнал, по которому меняется первая точка. Все участники поворачиваются в указанный ракурс. Человек, который теперь оказался в центре первой линии показывает движения в характере музыки, остальные участники за ним повторяют.
Изменение скорости и высоты движения
Все участники группы перемещаются хаотично по залу.
-Педагог назначает одного человека ведущим, за которым остальные участники повторяют только скорость выполнения движения.
-Педагог назначает одного человека ведущим, за которым остальные участники повторяют только уровень в пространстве.
«Акула»
Все участники группы перемещаются хаотично по залу.
-Педагог назначает одного человека ведущим. Остальные участники должны перемещаться в другую часть зала, относительно ведущего. Если ведущий в центре зала — все участники двигаются по периферии зала, и наоборот.
Задание на развитие синхронности и ощущения единства группы
Все участники группы стоят в шахматном порядке спиной к зеркалу.
-Участники одновременно синхронно выполняют действия, которые озвучивает педагог. Например, «Хлопок», «Прыжок», «Поворот», «Шаг вперед» и т.д.
Упражнения, основанные на русских народных играх
Народные групповые игры:
-улучшают навыки общения и социализации участников группы,
-помогают группе быть сплоченнее,
-являются отличным вариантом полезной игры в уроке.
«Иголка с ниткой»
Все участники группы держатся за руки. Один человек — ведущий — начинает заходить в разные «окошки». Таким образом, ведет следом за собой всех участников группы.
В такой игре можно использовать разные формы перемещений, базовых движений ногами.
«Путанка»
Участники делятся на мини-группы по 4 человека. Члены каждой группы держатся за руки. Один человек — ведущий — начинает заходить в разные «окошки», «запутывает» конструкцию, потом «распутывает».
Важно, чтобы в игре было перманентное движение ногами, без остановки. Руки должны быть сцеплены, но мягко.
Далее можно разделить всех участников на две большие группы, где каждый все время либо «запутывается», либо «распутывается». Здесь педагог следит за тем, чтобы каждый участник был активен.
Далее можно поиграть одной большой группой, одним кругом — нельзя приседать, перешагивать.
«Групповой баланс»
Все участники стоят в кругу по II параллельной позиции. Правую руку нужно положить на живот человеку справа, левой рукой взять за руку с человеком слева. Выпрямить локти и спины, одновременно отклониться назад.
В качестве вариации можно взять кубики в ладони. Сохраняя контакт через кубики, все участники одновременно выполняют отклонение.