Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
Методическая разработка
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
(театрализовано-игровая программа)
Автор-составитель:
Царегородцева
Светлана Васильевна,
педагог-организатор
МУДО ДЭБЦ г. Черемхово
Содержание
Введение.…………………………………………………………………………..3
Методический материал и оборудование……………………………………….4
Сценарий…………………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературыи Интернет-ресурсов……………………………………...12
Введение
Всемирный день водных ресурсов, отмечаемый 22 марта – это прекрасный повод напомнить подрастающему поколению о необходимости бережного отношения к пресной воде, водоёмам и в целом, к природе.
Необходимо расширять знания детей о культуре поведения в природе, о современных экологических проблемах, об ответственности человека за состояние водных ресурсов и сохранность обитателей водоёмов.
Оригинальность мероприятия. В программу включена театрализованная постановка авторской сказки «Спасение планеты Эпиш» по проблеме загрязнения озера Байкал. Такое включение требует предварительной подготовки. Группа активных юннатов была вовлечена в проектную деятельность по сочинению сказки и её сценарному воплощению. В этом процессе участвовали и специалисты –звукооператоры учреждения культуры, которые в рамках социального партнёрства, на профессиональном звукозаписывающем оборудовании помогли создать эксклюзивные фонограммы для театрализации. Силами педагогов и юннатов записаны видеоролики «Телемост с планетой Эпиш».
Работа над сказкой предусматривала изучение проблем Байкала, особенностей и разновидностей сказочного жанра, чтение сказок о Байкале и тренинги по сочинительству. Такая форма работы позволяет юннатам не только реализовать свой творческий потенциал, но и более глубоко проникнуть в суть Всемирного дня водных ресурсов и задуматься над экологическими проблемами, связанными с водой.
Цель. Формирование у школьников экологического сознания и водосберегающего стиля жизни.
Задачи:
- привлечь внимание людей к загрязнению вод;
- пропагандировать рациональное использование воды;
- напомнить о значении воды для людей и природы;
- развивать активность и творческие способности обучающихся.
Методический материал и оборудование
Оформление зала. Для проведения этого мероприятия требуется игровое пространство. Зал оформляем рисунками водного мира, плакатами: “Вода – основа жизни”, “Капля мала, а по капле собирается море”. Сцену можно оформить шарами в виде волн. Наглядность мероприятия обеспечиваетсяпрезентацией - слайдами, соответствующими сценарному ходу.
Оборудование: музыкальная аппаратура; мультимедийное оборудование, светомузыкальное устройство.
Костюмы: Для налаживания свободного общения с аудиторией используется театрализация, успех которой во многом предопределён выразительными костюмами персонажей: Нептуна, сказительницы, Водяного, клоунесс, экологов и эпишур
Призы: вода из волшебной фляги.
Реквизит: глобус или разноцветный шар (планета Эпиш), плакат-растяжка «Сбережём родной Байкал», фляга с водой на тележке, тазики, поварёшки, «мусор»: небольшие коробки из-под чего-либо, баночки, пакеты...
Видеозаписи: Видеоролик «Телемост. На связи эпишуры». Заснят на вэбкамеру со светомузыкальной подсветкой на синем фоне
Музыкальное оформление. Песни о воде, игровая музыка, спецзвуки, фонограммы
Ход мероприятия
Перед началом звучат песни о воде, демонстрируются Громко звучит песня Эдуарда Хиля «Вода, вода, кругом вода...»
Клоунесса 1. Привет вам водохлёбы и водохлёбки!
Клоунесса 2. Здравствуйте, ребята! И чего ты, Булькина обзываешься?
Клоунесса 1. Я не обзываюсь. Ребята, вот вы пьёте воду?.... Да. Значит, вы и есть самые настоящие водохлёбы, ну, или водолюбы и сегодня мы собрались, чтобы воспеть гимн славы, самой необыкновенной и удивительной жидкости – воде.
Клоунесса 2. Да, с 22 марта 1993 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.
Этот праздник напоминает всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Так давайте начнём!
Клоунесса 1. Удивительный вопрос, почему я водовоз?
Потому что без воды и не туды и не сюды ...
Нет, товарищи, не зря есть и реки и моря,
Потому что без воды и не туды и не сюды!
Клоунесса 2. Ну, никто не спорит с водовозом! Нет ни одного человека на земле, который бы не знал цену этим драгоценным каплям! А сколько сказочных героев с нами бы согласились!
Клоунесса 1. А давай пригласим их к нам на праздник!
Клоунесса 2. Давай! Сначала пригласим водяного. Водяной!
Никто не появляется.
Клоунесса 1. Слушайте, а может русалку? Русалка!
Клоунесса 2. Нет, что – то случилось в водном царстве, нужно сразу Нептуна звать, чтобы разобраться, что к чему. Давайте дружно позовём: Нептун!
Раздается кашель, чихание и оханье. Выходит Нептун: весь в водорослях, с разноцветными волосами, с черными масляными пятнами на одежде и привязанными к трезубцу пластиковыми бутылками.
Клоунесса 2. Ужас, что с вами случилось, уважаемый Нептун?
Нептун. А вы что думали, мелкие людишки, мне сейчас хорошо живётся? Ох, я на вас уж и цунами напускал, и наводнениями пугал – ничего не понимаете, продолжаете свои грязные делишки!
Клоунесса 1. Постойте, уважаемый, мы вообще-то на праздник в честь вашего водяного царства собрались, вон шары развесили, песни поём!
Нептун. Замечательно, сначала загубили моё царство, а потом праздники устраиваете!
Клоунесса 2. В чём вы нас обвиняете?
Нептун.Удивительный народ, а кто в Мексиканском заливе разлил около пяти миллионов баррелей нефти?
Клоунесса 1. Ой!
Нептун. А кто сливает с заводов промышленный отходы в реки, у меня уже рыбы всех цветов радуги!
Клоунесса 2. Ой!
Нептун. А кто выпускает Синтетические Моющие Средства с Поверхностно-активными веществами и фосфатами, которые увеличивают рост водорослей и планктона, нарушают поверхностное натяжение воды, нарушая газообмен воды и процессы самоочищения?
Клоунесса 1. Мы....
Нептун. А кто пластиковые бутылки и пакеты кидает в воду? Вы, что думаете, мы ими питаемся? Вы даже космические корабли в океанах топите! Все водные жители терпят от вас беды, русалка вообще, стыдится на люди выйти, чешую всю свою растеряла! Одна нечисть в воде плодится!
Выходит Водяной под песню «Я водяной, я водяной, никто не водится со мной...». Выкатывает на сцену флягу с водой.
Водяной.Говорил я тебе Нептун, давно надо было расправится с этими людишками, а тебе их всё жалко...
Нептун. Но ведь они НООсфера – разумная оболочка земли! Должны же они одуматься!
Клоунесса 2. Уважаемый Нептун, мы давно поняли свои ошибки, у нас даже наука есть, которая изучает влияние нашей деятельности на окружающую среду, Экология называется
Нептун. И что предлагает со всем этим безобразием сделать ваша Экология?
Клоунесса 1. Ребята, давайте вспомним, что нужно делать, чтобы сохранить воду?..... Молодцы, а теперь давайте подытожим, какие правила необходимы для сбережения водных ресурсов:
1. Своевременно качественно ремонтировать трубопроводы, чтобы сократить потери воды от утечек
Клоунесса 2. Использовать в сельском хозяйстве капельный метод орошения. Это сокращает потери воды от испарения.
Клоунесса 1. Везде иметь сооруж-я для качественной очистки сточных вод
Клоунесса 2. Ввести, где возможно, оборотное водоснабжение
Нептун. Неплохо задумали, а вы ведёте подсчёт, сколько тратите воды? Водяной, зачитай им их расходы.
Водяной достает лист и громко зачитывает:
Водяной. А знаете ли Вы, что...
- принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды!
- наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете лишь 200 литров воды!
- разовый смыв в туалете расходует 8 – 10 литров воды!
- каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды!
- средний расход обычного водопроводного крана 15 литров в минуту!
- оставленный открытым кран выливает за час около 1000 литров воды!
По некоторым оценкам за 60 лет жизни человек выпивает около 50т воды – целую цистерну!
Клоунессы хором. Мы будем экономить!
Нептун. Экономьте, а то знаете, что с вами будет?
Клоунесса 1. Засуха будет, а без воды и ни туды, и ни сюды!
Водяной. Так вы поняли, что нерациональное использование воды и её возрастающее загрязнение становится день ото дня всё более и более серьёзными проблемами, которые способны довести до катастрофы?!
Клоунесса 2. Так как мы все используем воду, то и ответственность за её охрану лежится на нас! Это и ребята знают.
На сцену выходят юннаты и читают по очереди стихотворение
Юннаты.Вода – источник жизни,
Она нужна нам всем.
И путнику в пустыне.
И деревцу в долине,
И рыбам в океане,
И кораблю в тумане.
А тёплый дождь весенний
Умоет город сонный,
Поднимет настроенье,
И нас развеселит
Цветущими садами,
Журчащими ручьями
И ветками сирени,
Растущей во дворе.
Давайте же все вместе
Любить нашу природу,
Беречь родные реки,
Озёра и моря.
Клоунесса 1. Уважаемые гости, мы с вами согласны и готовы помочь вернуть нашим дорогим Нептуну и Водяному былую красоту, но сначала мы приготовим волшебную водицу, чтобы наши водные гости смогли умыться. А в этом нам помогут те, кто умеет отгадывать загадки. Кто первым подымет руку и ответит правильно, тот выходит на сцену под бурные аплодисменты зала. Но сначала мы разделимся на две большие команды. Эта половина зала будет команда «Кап-кап», а эта – «Буль-буль». Загадки будем задавать поочерёдно каждой команде.
Водяной. А чем мы с ними расплачиваться будем?
Нептун. Как чем? Самым дорогим – водой. Каждый правильный ответ – черпак воды в командное ведро. Итак, слушайте внимательно! Загадки:
Клоунесса 2. Без ног, а бежит, без рук, а рукава имеет. (Река)
Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло. (Лёд)
Текло, Текло, и легло под стекло. (Река и лёд)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан. (Вода)
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град)
Шёл долговяз – в землю увяз. (Дождь)
Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберёт. (Град)
Без поводка бежит. (Ручей)
Белые мухи на поле сели. (Снег)
Клоунесса 2. Молодцы, а теперь постройтесь в две шеренги, знатоки «кап-капы» и «буль-були».
Ваша задача: по одному добежать до нашей волшебной фляги, зачерпнуть поварёшкой воды и, не проливая ни капли, донести до своего тазика. Чья команда продемонстрирует скорость, аккуратность и больше наносит воды, та и победит. Считаем, раз, два, три, начали! Зрители, болеем за свои команды, кричим: «Буль-буль!», «Кап-кап!».
Игра «Вода волшебная умывальная»
Клоунесса 2. Победила команда….. Вот вам, гости, водица, можете пройти к нашим экологам, они вам помогут умыться!
Нептун и Водяной уходят.
Клоунесса 2. А ты видела, как водяной владыка переживал за каждую каплю.
Клоунесса 1. Понятное дело, он так о воде переживает, потому что он весь из воды состоит.
Клоунесса2.А ты знаешь, что в состав человека тоже входит вода? Человек состоит на 70% из воды. В крови 83% воды. В костях – 22%. В глазу – 99 %. В эмали зуба – 0,2 %
Клоунесса 1. Мы сейчас подсчитаем, сколько в вас, ребята, содержится воды. Готовы?
Итак, вспоминаем свой вес, делим его на 3, умножаем на 2, (например, 21/3*2=14л.) сколько получилось? Ого, какие цифры получились!
Появляются Нептун и Водяной красивые и помолодевшие.
Нептун. Замечательные цифры, вот кончится вода, будете друг друга выжимать!
Клоунесса 1. Не сердись, владыка, мы будем её беречь.
Нептун. Ну, раз вы мудрыми стали, будем чисткой Байкала заниматься! Водяной.Вот, сколько я насобирал мусора, только отсортировать не успел. Высыпает «мусор» на пол.
Нептун. Как вы думаете, чем отдыхающие на Байкале люди, замусоривают природу?
Водяной.Руку подымаем и отвечаем. Первой даёт ответ команда «Кап-кап».... дети отвечают по очереди от каждой команды, правильно ответивших, выводят на сцену клоунессы и выстраивают в 2 шеренги (по 3 чел. в команде).
Водяной.Перед вами мусор и по 3 контейнера на каждую команду. 1- для бумаги, 2-й – для пластика, 3-й - для стекла. Ваша задача: собрать и рассортировать мусор правильно и как можно быстрее. Хвала команде, у которой контейнеры окажутся заполнены больше. Готовы? Зрители считаем:1,2,3, начали!
Игра «Очистим Байкал!»
Клоунесса 2. Посмотрим, что получилось? …..Победила команда… вам ещё черпак воды. Аплодисменты команде…!!! Молодцы все, настоящие юннаты!
Водяной увозит флягу за кулисы.
Нептун. Кстати, мы познакомились с экологами ДЭБЦ, очень умные ребята, они про моё царство много чего любопытного знают. Я им поведал свою легенду, которую ещё никто не знает, я её в тайне держал. Это совершенно новая сказка. О чём и о ком? Вот вам подсказка: по очереди на сцену Выходят экологи.
Эколог 1. Ему примерно 20 млн. лет.
Других таких глубоких нет
Мир, восхищаясь, говорит о нём:
Эколог 2. Это самый уникальный водоём.
Прекрасная жемчужина Сибири.
Аналогов нет во всём Мире!
Эколог 1. Одно из семи чудес света -
Чистейший колодец планеты.
Нептун. Думаю, каждый из вас отгадал,
Что это… озеро Байкал!!!
Итак, сегодня только для вас,
Байкальскую сказку покажем сейчас.
Инсценировка Байкальской сказки. Нептун достаёт из чемоданчика и надевает платок, сарафан. Шутливо изображает сказительницу.
Сказка «Спасение планеты Эпиш»
Нептун. Давным-давно, когда на Земле жили совершенно другие люди, которые знали всё о других планетах и общались с инопланетными цивилизациями при помощи силы мысли, случилось уникальное событие, которое потрясло всю Галактику. А дело было так.
Звонок(видео)На экране телемост – инопланетяне планеты Эпиш. Говорят с акцентом.
Голос.SOS! Зьемля, зьемля! Нья свьязи планьета Эпиш. У ньяс бьеда. Нья ньяс движьеця огирёмний мьетеорьить. Ньашей цьивильизьяцьи грёзьит гибьель. Остьялясь надьеждя тёлькё на вьяшью пёмёщь. Дрюгие пльянети считьяют нашью звьездьу ничтьёжньё мальенькьёй, чтьёби рискёвьять рьяди ньяс. Пёмьёгитье, ми не мёжем прётивьёстяять силье метеёрнёгё пётёкя!!! Ньяши кёёрдиньяти: ик лёт 2894 ритми биё 76311 микр жи 76. SOS!
Эколог 1. Эпиш, я Земля, мы не готовы….
Нептун, угрожающе, стукает тризубцем об пол.
Эколог 1. Не готовы оставить вас в беде. Мы высылаем к вам экспедицию на сверхмощном спасательном космострате «Сибиряк». Темнота, луч света - в небо, гул, фонограмма - комментарий запуска ракеты. Спасатели «улетают»
Нептун. Долго ли коротко ли летала наша экспедиция, тяжела или легка была её миссия, достоверно не известно, да только вернулась она благополучно. Раздаётся грохот, мигает свет. Ну, или почти благополучно.
Танец команды спасателей с планетой Эпиш.
Эколог 2. Да уж, чудом уцелели. Кто же знал, что эта планета такая маленькая, на ней и жителей-то не видно, только крупа какая-то манная! Эй, есть кто-нибудь? Отзовитесь!
Звонок (видео) Включается телемост.Нептун снимает одежду сказительницы.
Эпишуры. Земльяне, ми блягодьярни вьям зья спьясенье. Ми, эпишури, имеем уникальнёе свёйствё, кётёрёе пригёдицья вьям. Хёть и мьяленькие, нё ми прёфи экёлёги – чистильщики и фильтрюем вьёду, кристяльнё чистё. У няс к вям предлёжение. Если ви дядите ням убежище в каякём-нибидь хёлёднём и глюбёкём преснёвёднём ёзере, ёнё никёгдя не превраятицья в бёлётё, и стянет сямим легендярним вёдёёмём.
Нептун. Почесали в затылках земляне, на звёзды глянули, в далёкое будущее заглянули, да и порешили.
Эколог 1. Поместим эпишур.
Эколог 2. Вместе с планетой Эпиш
Вместе. В Байкале нашем. Кидают в зал планету Эпиш.
Нептун. Согласно нашему мифу, так наши предки и поступили.
Эколог 1. С той поры наш Байкал известен во всём мире и во всей Галактике как не стареющее озеро с уникальной флорой и фауной и чудесными эндемиками.
Эколог 2. Это уникальное озеро, о котором мы знаем много, но в то же время, очень мало, хотя в Байкале обитают наши маленькие, но очень хорошие друзья эпишуры.
Эколог 1. Кстати, они и сейчас выходят с нами на связь.
Звонок(видео)Включается телемост.
Эпишуры.SOS. Срёчнё нюжьня пёмёщь земних экёлёгёв! Ми не спрявляемься с зьягрязнениями. Байгал в бедье! Срёчнё примитье мери!!!
Нептун. Значит, сказке не конец. Кто всё понял - молодец!
Эколог 2. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Эколог 1. Кто мораль сказки отгадал, крикнем дружно:
Разворачивают плакатсо словами «Сбережём родной Байкал!!!»
Вместе. Сбережём родной Байкал!!!
Нептун. И чтобы зря слова не прозвучали, надо, что бы все пообещали.
Эколог 2. Воду зря не проливать – обещаем!
Эколог 1. Стоками Байкал не загрязнять, дружно, все – обещаем!
Эколог 2. Костры в лесах не жечь – обещаем!
Эколог 1. Животных охранять – обещаем!
Эколог 2. Природу не засорять – обещаем!
Нептун. Обещания принимаются, а сказка наша пусть добром завершается!
Эколог 1. Спасибо за внимание!
Эколог 2. Будьте счастливы!
Вместе. И до свидания!!!
Нептун. Это мы в сказке с вами простились, а на празднике мы бы ещё повеселились. Хочу танец русалок посмотреть!
Танец русалок
Водяной.Выкатывает флягу. Ох, уж я напританцовывался, вода во мне взбулькалась, устал, аж голова ничего не соображает.
Клоунесса 1. А вот мы сейчас мозги-то и разомнём. Ответьте-ка, ребята, на наши вопросы.
Викторина «Буль-буль».
Клоунессы.По очереди.
2.Сколько на каждого жителя планеты пришлось бы воды, если бы разделить её поровну?: а) по 280 миллиардов литров; б) по 280 миллилитров; в) по 280 тысяч литров
1.Где самая прозрачная вода? А) в Черном море. (Она соответствует 28 метрам); Б) в Балтийском море (13), в) в Белом (8 метров)
2. Какую часть территории Земли занимает вода? А)1/4; б) 1/10; в) ¾
1. Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
2. Назовите самую длинную реку в мире (это Нил, в Африке)
Клоунесса 1. Молодцы, ребята, пришла пора сравнить, у какой команды воды больше в вёдрах…. Итак, смотрим, в общем зачёте победила команда…., в её ведре больше воды! Аплодисменты!
Водяной. Да, я, кажется, лучше стал соображать, заразили меня ребята своей сообразительностью.
Нептун. И мне так радостно стало, что романтики захотелось. Вот бы кто-нибудь стихотвореньице красивое рассказал.
Клоунесса 2. Всегда, пожалуйста. Встречайте, юннат…. со стихотворением о воде.
Юннат. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
Нептун. Вот, молодец, всё правильно сказал(а). Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
Клоунесса 1. Ведь человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.
Клоунесса 2. В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.
Клоунесса 1. Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях.
Клоунесса 2. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.
Клоунесса 1. Необходимо каждому из нас изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды.
Водяной. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции.
Нептун.Ведь даже вы – школьники – можете участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду. Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы
Все участники. Давайте беречь даже каплю воды
Она ведь начало новой волны!
С праздником, друзья!
И до новых встреч!
Звучит минусовка ремикс «Прекрасное далёко» (из фильма «Гостья из будущего»)
Заключение
Театрализовано-игровая программа «Всемирный день водных ресурсов» является одной из форм повышения экологической культуры детей.
В непринуждённой театрализовано-игровой форме дошкольники и обучающиеся начального и основного звена осваивают интересную информацию о воде и водоёмах, узнают о правилах экономного пользования водой и охраны водных ресурсов. Осваивают азы экокультуры.
Потребность в активной деятельности дети удовлетворяют в игровых формах: мини-викторина «Буль-буль»; игры: «Вода волшебная, умывальная», «Очистим Байкал».
Наглядность обеспечивается слайдами, соответствующими сценарному ходу.
Мероприятие потребовало длительной предварительной подготовки с активным вовлечением педагогов и обучающихся. Был записан видеоролик «Телемост. На связи Эпишуры» со спец озвучкой. Проводились репетиции театральной постановки сказки «Спасение планеты Эпиш», разучивались экологические стихи и танец «Русалок».
Список литературы:
Павлова Н. Ю. Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды: [Электронный ресурс]. URL:http://festival.1september.ru. (Дата обращения: 04.04.2013).
Музыкальное сопровождение:
По сценарию:
Dj Smash – “Я волна!”;
Эдуард Хиль “Вода, вода, кругом вода...”;
Песенка Водяного; Песня “Дождь пойдёт по улице”;
СерГУНДей - $Smotra$;DJSkydreamer - "Прекрасное далеко" (ремикс);
muzyka_dlya_stihotvoreniya_-_ABYJ_(iPlayer.fm).
Для сказки:
Ultasone - Wellen 1 AmSandstrand;
Ремикс (забойный минус) - В гостях у сказки;
разговор со счастьем - Иван Васильевич меняет профессию. МИНУС;
theshadowofyoursmile минус, реп кс ак 47 - реп кс Ice*;
Появление, грохот - Металический грохот.;
#1 - New order самая самая танцевальная тема!
12