ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ. 8 КЛАСС
Тема урока: «Предпосылки Петровских реформ»
Тип урока:усвоение новых знаний
Цель урока:Познакомиться с предложениями и практическими шагами государственных деятелей по реформированию России накануне петровских преобразований.
Образовательные ресурсы:Учебник «История России» 1 часть, под редакцией РАН А.В. Торкунова, Москва «Просвещение», 2016 г. § 2, презентация;
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и даты:Полки «иноземного строя», мазурка, полонез, реформы, регент
1687 г. — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве.
С. Полоцкий. Б. И. Морозов. И. Д. Милославский. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын
Цели урока:
Образовательная цель: Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России.
Развивающая цель - Продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.
Воспитательная цель - На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, способствовать привитию интереса к предмету, формированию эмоционально-ценностного отношения к важнейшим достижениям петровской эпохи, способствовать воспитанию у учащихся чувств гордости за лучших сынов Отечества, воспитание патриотизма.
Задачи урока:
1. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
2. Продолжить формирование умения работать с текстом учебного пособия.
Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
Знать:
- факты усиления иностранного влияния на Россию
- реформы преобразований А.Л. Ордина-Нащокина, В.В.Голицына, Ю. Крижанич
Уметь:
- объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований;
- характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины 17 века;
Метапредметные:
- производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
- определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
- проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе;
Личностные:
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории.
План-конспект урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
II. Мотивация учебной деятельности учащихся | Предлагает обратиться к высказыванием историков о деятельности Петра I (стр. 18-19) - Насколько справедливы высказывания, узнаем сегодня на уроке - Судя по прочтенному, о чем будем говорить? Объявляет тему урока: «Предпосылки петровских преобразований». - Ребята, что мы понимаем под реформами? - А что означает словосочетание «петровские реформы»? - Но эти изменения не были плавными и постепенными, они носили переломный характер в жизни страны. В результате петровских реформ новое появлялось повсюду — в экономике и науке, в культурной жизни и в быту, в структуре государственного аппарата и управления, создании новой армии и флота, во внешней политике. Россия в ходе петровских реформ превратилась в одну из сильнейших европейских держав. - А вот слово предпосылка означает в нашем случае фактор, который предшествует событиям, предопределяет их осуществление в реальной жизни. - Исходя из темы, нам необходимо сегодня ответить на вопрос, получилось ли бы у Петра I осуществить переломные реформы, если бы не было предшественников? Это проблемный вопрос урока. | Зачитывают высказывания Соловьева и Нарочницкой в рубрике «Историки спорят» Предполагают, что о начале деятельности Петра I и том, что необходимы были преобразования в стране Записывают тему Формулируют учебные задачи и план урока. 1. Усиление иностранного влияния на Россию 2. Симеон Полоцкий 3. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского 4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина 5. Реформаторские планы В. В. Голицына Отвечают на вопросы. При необходимости дополняют ответы одноклассников. Высказывают мнения, подтверждаемые аргументами. Приблизительный ответ: Реформы – это изменения, которые меняют жизнь общества Как правило, реформы это плавные, не кардинальные изменения в обществе. Это изменения, которые произошли в период правления Петра I | Познавательные: формулировать познавательную задачу урока Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Выделяют и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: вступают в речевое общение |
III Актуализация знаний | - Но прежде чем, ответить на этот вопрос, давайте с вами разберемся, что представляла из себя Россия к концу XVII века? 1. Подойдите к карте и покажите границы России в конце XVII века, какими морями омывалась Россия, к каким морям Россия не имела выхода? 2. Напишите на доске союзников и противников России в конце XVII века? | Работают с картой, отвечают на поставленные вопросы, при необходимости дополняют ответы одноклассников. | Познавательные:работа с картой, поиск информации |
IV. Изучение нового материала | 1. Усиление иностранного влияния Задание 1. Необходимо прочитать пункт 1 параграфа 2. Выполнить задание письменно: - указать любые два фактора, способствовавшие усилению иностранного влияния на Россию. -А теперь давайте вернемся с вами к нашему вопросу (только ли Петр I внес вклад в реформы, так сильно изменившие жизнь страны или до Петра I были деятели, которые внесли свой вклад в эти изменения?) Но сначала обратим внимание на то, чтовесь XVII век в России происходят незаметные на первый взгляд изменения в общественной и государственной жизни. Эти изменения прежде всего касались того, что в Россию все больше приходили элементы европейской жизни. Здесь необходимо упомянуть деятелей, которые этому способствовали 2. Семеон Полоцкий -Познакомимся с биографией и деятельностью Полоцкого. Прочитать 2 пункт 3. Б. И. Морозов и И.Д. Милославский Следующие деятели имели российское происхождение. Чтобы понять какой вклад внесли эти деятели нужно выполнить следующее задание. Задание 2. Работа с текстом учебника (пункт 3 §2). Анализирование политического курса боярина Б. Морозова и придворного (стольника) И. Милославского В пункте 3 §2 найти в тексте меры, предпринятые для повышения работы приказной системы Морозовым и Милославским и выявить ошибки проводимой политики и ее последствий 4. А.Л Ордин-Нащокин - А теперь мы перейдем к известным политическим деятелям второй половины XVII века, которые в своей деятельности были наиболее близки к внедрению европейских элементов в жизнь России. Первый из них Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин Задание 3. Прочитать 4 пункт параграфа, выбрать правильные варианты ответов, какие мероприятия пытался осуществить А.Л. Ордин – Нащокин. Перечень 1.Создание первых поэтических произведений; 2. Расширение связей России со странами Западной Европы и Востока 3. Введение рекрутской повинности; 4. Принятие Новоторгового устава; 5.Проведение военных походов против Крымского ханства; 5. Замена прямого налогообложения косвенными налогами; 6. Введение самоуправления по европейскому образцу 7. Установление почтовой связи между Москвой и Прибалтикой 5. В.В. Голицын Другим ярким деятелем, который был фактическим правителем в период правления царевны Софьи был князь Василий Васильевич Голицын.
Задание 4. Какие преобразования В.В. Голицын предполагал осуществить в экономической, социальной и политической сфере. Прочитать 5 пункт параграфа и выписатьпреобразования по сферам общественной жизни. | Выполняют в тетрадях письменное задание Приблизительные ответы:
Работа с учебником. Чтение текста Работа с текстом учебника. Приблизительный ответ:
Записывают в тетрадь найденные правильные ответы: С именем А.Л.Ордин-Нащокина связано:
Приблизительный ответ: |
Культура | Социальная | Экономика | Внешняя политика |
Открытие славяно-греко-латинского училища (академии) Введение европейских форм быта | Отмена смертной казни за некоторые преступления против власти | Поддержка отечественной торговли и ремесел | Неудачные Крымские походы и как следствие замена дворянского ополчения армией по европейскому образцу |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; Познавательные: извлекают необходимую информацию
из рассказа учителя и текста учебника, дополняют и расширяют.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
V. Первичное осмысление и закрепление изученного
- Мы познакомились с деятелями, которые проводили проебразования в стране, предшесствующие правление Петра I
Вернемся к проблемному вопросу: Получилось ли бы у Петра I осуществить переломные реформы, если бы не было предшественников?
Отвечают на вопрос (проблему) поставленный в начале урока
Познавательные:
самостоятельно осуществляют ответ на поставленный вопрос в начале урока
VI. Итоги урока и рефлексия
Ребята, урок подошёл к концу, давайте подводить итоги!
Закончите одно из предложений:
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я удивился…
Мне понравилось….
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
Выставление оценок.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Ответ на вопросы
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
VII.
Домашнее задание
Прочитать §2, ответить на вопросы и выполнить задание на с. 17
Записывают домашнее задание