Методическая разработка урока по русскому языку на тему
«Слог и ударение»
Цели: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения как силового, разноместного и подвижного, понимание смыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.
План урока:
І. Начало урока.
ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной
ситуации.
ІІІ. Постановка цели и задач.
ІV. Проверка изученного материала.
V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.
VІ. Физминутка.
VІІ. Итог.
VІІІ. Домашнее задание.
Ход урока
І. Начало урока.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».
«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»
- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?
( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)
- А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?
- Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).
ІІІ. Постановка цели и задач.
- Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.
ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах.
Теория (слайд 5).
1.Что такое ударение?
2.Что такое слог?
Практическое задание на повторение. Работа с карточками.
1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.
Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.
2. Игра «Самый быстрый». Карточкой указать номер ударного слога.
Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.
- Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.
V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением.
1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.
- Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)
- Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.
- Составьте предложения с любыми из этих слов. (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).
2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…
- Что же в русском ударении? ( слайд7)
Задание.
Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.
1 ряд – осень, листья;
2 ряд – дождливо, ненастно;
3 ряд – золотой, листья.
Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.
- Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.
VІ. Физминутка.
3. (слайд 8)
- Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.
- Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)
- Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?
( передвигается)
- Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.
Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения
4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)
- Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи не имеют его.
5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)
6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)
- Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.
А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?
Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.
Вывод: получаются разные формы слова.
Б) Следующее задание. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)
Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.
Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.
- Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)
(Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)
- Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)
VІІ. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?
VІІІ. Домашнее задание.