Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Новороссийский профессиональный техникум»
(ГБПОУ КК НПТ)
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКАУРОКА
подисциплине ОД.09«История»
натему: «РоссияиСНГвукреплениибезопасностинапостсоветском
пространстве.»
Разработчик:ПреподавательГигая.Л.П.
Новороссийск 2024
ПЛАНУРОКА
ПОДИСЦИПЛИНЕ«ИСТОРИЯ»
Тема:«РоссияиСНГвукреплениибезопасностинапостсоветском
Пространстве.»
показатьизмененияпроисшедшиевРоссиивначалеXXIвека,охарактеризовать политику руководителей страны, воспитывать любовь кРоссии,чувствонациональной гордости
определятьнаосновеучебногоматериалапричиныиследствияисторических событий,делатьвыводы.
Типурока:комбинированное занятие
Оборудованиеиинструменты:интерактивнаядоска,компьютер,видеопроектор.
Дидактическийматериал:Презентация.
Методыобучения:Объяснительно-иллюстративные,частично-поисковые
Межпредметнаясвязь:Всемирнаяистория,обществознание
Основнаялитература:учебникВ.В.Артемов,Ю.Н.Лубченков.История.М.,
2018
ХОДУРОКА
№ | Структурныйэлементурока | Время (мин) | Методическиеособенностиикраткиеуказанияпо проведениюурока | Примечание | ||||
1 | Организационнаячасть | 2 |
| |||||
2 | Сообщениетемыицели урока. | 5 | Надоскенаписанатемаурока,преподавательозвучиваетеё. Межпредметныесвязи. | |||||
3 | Изучениеновогоматериала. | 30 | Объяснение материалаОбсуждениеуслышанного Поискответовнапоставленныевопросывучебнойидругой литературе | ПрезентацияУчебникИстория | ||||
4 | Подведениеитоговурока | 5 | Провести отметки | фронтальный | опрос | и | выставить | Контрольпоэталону |
5 | Выдачадомашнегозадания | 3 | Подготовкаразвёрнутогоответанавопрос |
Организационныймомент
Приветствие.
Проверкаотсутствующих
Делениена малыегруппы по7-8человек
ТЕМАУРОКА:РоссияиСНГвукреплениибезопасностинапостсоветскомпространстве
Целиизадачиурока:
показать изменения происшедшие в России в начале XXI века,охарактеризовать политику руководителей страны, воспитыватьлюбовькРоссии,чувство национальнойгордости
РоссияиСНГвукреплениибезопасностина постсоветском
После распада СССР постсоветское пространство не только являетсявакуумомсилы,ноиотличаетсявнутреннейнестабильностью.СамымбольшимнадгосударственнымобразованиемздесьявляетсяСодружествоНезависимых Государств (СНГ). Это межгосударственное объединение былоосновано главами БССР, РСФСР и УССР путем подписания 8 декабря 1991 г.Соглашенияо созданииСодружества Независимых Государств.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы 11 бывших союзных республик, анынесуверенныхгосударств—Азербайджана,Армении,Белоруссии,Казахстана,Киргизии,Молдавии,России,Таджикистана,Туркмении,Узбекистана и Украины подписали Протокол к этому Соглашению. В немподчеркивалось,чтоуказанныегосударстванаравноправныхначалахобразуютСодружествоНезависимыхГосударств.УчастникивстречиединодушнопринялиАлма-атинскуюдекларацию,подтвердившуюприверженностьбывшихсоюзныхреспубликксотрудничествувразличных
областяхвнешнейивнутреннейполитики,провозгласившуюгарантиивыполнениямеждународныхобязательствбывшегоСССР.Позднее,вдекабре 1993 г., к Содружеству присоединилась Грузия (в 2008 г. она вышлаизСНГ).
Содружествооснованонаначалахсуверенногоравенствавсехегочленов:государства-членыСодружестваявляютсясамостоятельнымииравноправнымисубъектамимеждународногоправа.СодружествоНезависимыхГосударствнеявляетсягосударствоминеобладаетнаднациональнымиполномочиями.ВзаимодействиестранврамкахСНГосуществляетсячерезегокоординирующиеинституты:Советглавгосударств,Советглавправительств,Межпарламентскуюассамблею,Исполнительныйкомитет.ВысшиморганоморганизацииявляетсяСоветглавгосударствСНГ,которыйобсуждаетирешаетпринципиальныевопросы,связанныесдеятельностьюорганизации.
МеждународныенаблюдателисразужеироничноокрестилиСНГ
«самым большим в мире фиговым листком» на геополитической карте мира(П.Гобл),посколькуэтаструктура,ксожалению,носитвомногомформальный, декларативный характер. Каждая из независимых стран СНГстрадаетотсерьезныхвнутреннихпроблем,ивсеониимеютграницы,которыеявляютсялибообъектомпретензийсоседей,либозонамиэтническихирелигиозныхконфликтов.ЕслипервоначальноСодружествогеополитическипреследовалооднуважнуюцель—обеспечить«мягкийпередел пространства» бывшего СССР, то сегодня СНГ представляет собойдостаточноискусственноеобразованиесвесьмаэфемернымиструктурами,и
только экономическое сотрудничество, которое является приоритетным длястранСодружества,нескольковырослозапоследниегоды.Так,объемвнешнеторгового оборота государств — участников СНГ в 2008 г. составил830,8 млрд. долл. США, что выше уровня 2007 г. на 26,8% (когда общийтоварооборотсоставлял655,3 млрд.долл.).
Вроссийскомобществеещенесложилсяконсенсусотносительнопредпочтительнойполитикиввопросахмироустройстваиопределенияместа,котороедолжназанятьРоссиявскладывающейсясистемемеждународныхотношений.Вместестемобозначилисьосновныеприоритеты.
ПервостепенноезначениедлягеостратегииРоссииимеетпериметрграницбывшегоСоветскогоСоюза.
Во-первых,поисторическимигеографическимпричинамближнеезарубежье более значимо для безопасности России, чем для других великихдержав.
Во-вторых, положение миллионов людей русской культуры в странахближнегозарубежьяявляетсянетолькосугубовнутреннимделомправительств этих стран, но и естественным основанием для пристальноговниманияРоссийскогогосударства.
Национальные интересы России во взаимоотношениях с независимымигосударствамипостсоветскогопространствазаключаются:
вихдружественнойпозициинезависимооттого,ктонаходитсяувласти;
впредотвращении«транзитных»угрозсвоейбезопасности,возникающих запределами постсоветскогопространства;
вовнутреннейстабильностииотсутствииконфликтовмеждуэтимистранами,чреватыхвключением в нихРоссии.
Вотношенияхскаждымизпостсоветскихгосударствреализацияроссийскихинтересовдолжнаиметьсвоюспецифику.СтратегическижеРоссии следует стремиться к формированию на постсоветском пространствесоциально сбалансированных, динамично развивающихся демократическихгосударств,образующихпоясдобрососедстваибезопасностипопериметруееграниц.
Приоритетной задачей внешней политики России в ближнем зарубежьедолжнабытьэкономическаяинтеграциясУкраиной,БелоруссиейиКазахстаном, поскольку именно эти государства являются для нее наиболееважнымис геополитической точкизрения.
СотрудничествосостранамиближнегозарубежьякакнаправлениевнешнейполитикиРоссииперспективнопотому,чтооткрываетпередней
возможность стать одним из мировых центров интеграции. Реализация этойвозможности в существенной степени будет зависеть от притягательностисамойРоссии,ееспособностирешатьвнутренниепроблемынаосновеэкономикинового,постиндустриальноготипа.
Отношения России со странами СНГ должны органически встраиватьсявкурснасозданиеединогоэкономическогопространствасЕвропейскимсоюзом и формирование партнерства с НАТО в области безопасности. ТакоепозиционированиеможетстатьдополнительнымвнешнеполитическимресурсомРоссиивотношенияхкаксостранамиСНГ,такисЗападом,факторомукрепления еемеждународногостатуса.
Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возможен и вформе отказа от сохранения СНГ ввиду деградации этого образования. Болеецелесообразнымможетоказатьсясозданиеновойструктурыизчислагосударств,заинтересованныхвинтеграции.ПерспективыСНГвопределенной степени зависят от результатов функционирования российско-белорусского союза и Евразийского экономического сообщества. УкреплениевнутреннихимеждународныхпозицийРоссиисделаетвозможнойгеополитическуюконсолидациювокругнеенекоторыхгосударствпостсоветскогопространства.
Внастоящеевремянеясно,насколькодалекозашлипроцессыдезинтеграциипостсоветскогопространстваисможетлиРоссия,дажепроводя конструктивную и целеустремленную политику, объединить хотя быключевые государства СНГ, чтобы совместно выйти на качественно новыйуровеньэкономического развитияипротивостоятьобщим угрозам.
С учетом прогнозируемого экспертами постепенного снижения ролипостсоветского пространства как целостного объекта российской политикинеизбежныеерегионализация,фокусированиевниманиянаотдельныхгеополитическихнаправлениях,группахстраниотдельныхгосударствах.Предстоит обеспечить защиту своих инвестиций в странах-соседях, принятьмерыдляминимизациитранзитнойзависимостивтранспортировкеэнергоресурсовпутемпостройкиобходныхтрубопроводовизаводовпосжижениюприродногогаза(СПГ),ограничитьнегативныепоследствиявероятных локальных конфликтов на территориях, прилегающих к границамРоссии.
В настоящее время по существу, Содружество распалось на несколькоэкономическихблоков,ведущимисредикоторыхявляютсяЕвразийскоеэкономическоесообщество(ЕврАзЭС),ГУАМ(Грузия,Украина,АзербайджаниМолдавия),СоюзноегосударствоРоссиииБелоруссии,ТаможенныйсоюзРоссии,БелоруссиииКазахстана.
СНГкакмеждународнаяорганизацияимеетслишкомнебольшоеколичество«точексоприкосновения»междуегочленами.ЭтозаставляетлидеровстранСодружестваискатьальтернативныеинтеграционныеварианты. На пространстве СНГ сформировались несколько организаций сболееконкретнымиобщимицелямии проблемами:
ОрганизацияДоговораоколллективнойбезопасности(ОДКБ),вкоторуювходятАрмения,Беларусь,Казахстан,Киргизия,Россия,Таджикистан,—координацияиобъединениеусилийвборьбесмеждународнымтерроризмомиэкстремизмом,оборотомнаркотическихсредствипсихотропныхвеществ;
Евразийскоеэкономическоесообщество(ЕврАзЭС)—Беларусь,Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а также наблюдатели (Армения,Украина, Молдавия) — развитие экономического взаимодействия, торговли,эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза иЕдиногоэкономическогопространства,координациидействийгосударствСообществаприинтеграциивмировуюэкономикуимеждународнуюторговуюсистему;
Таможенный союз — Беларусь, Казахстан, Россия — применяютсяединые таможенные тарифы и прочие меры по регулированию торговлейтоварамисдругимигосударствами;
Единоеэкономическоепространство—Беларусь,Казахстан,Россия — пространство, на котором функционируют однотипные механизмырегулированияэкономики,основанныенарыночныхпринципахиприменениигармонизированныхправовыхнорм,существуетединаяинфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная,валютно-финансовая,торговаяитаможеннаяполитика,обеспечивающиесвободноедвижение товаров,услуг,капиталаирабочей силы;
Шанхайскаяорганизациясотрудничества(ШОС)—Казахстан,Киргизия,Россия, Таджикистан,Узбекистан,КНР.
ВовсехэтихорганизацияхРоссияфактическивыступаетвролилидирующейсилы (тольковШОСонаделит этурольсКитаем).
Сильнойсторонойроссийскогогеополитическоговлияниявпостсоветском пространстве остается многочисленная русская диаспора —около65млн.человек,вомногомпредопределяяактивностьРоссиивближнем зарубежье. На одной только Украине проживает 10 млн. этническирусских,исвышеоднойтретинаселениясчитаютрусскийязыкродным.Русскоязычные составляют половину населения Казахстана (около 10 млн.человек).Некоторыеаналитикисчитают,чтопроблемарусскоязычного
населениявстранахСНГвомногомстимулируетнапряженностьвотношениях России сновым независимыми государствами.
Вместе с тем можно с сожалением констатировать угасание русскойкультурнойтрадиции,образованиянарусскомязыке,атакжемассовуюмиграциюрусскоязычногонаселенияизпостсоветскогопространства.Внедалекомпрошломблагодарярусифицированностизначительнойчастиэлиты,каквластной,такикультурной,былисущественнооблегченыполитическиеконтактымеждуРоссиейиновыминезависимымигосударствами. Сегодня происходит поспешноевытеснение русского языкаиз официального обихода, падение выпуска русскоязычной литературы, чтосокращает пространство русского влияния. Это серьезный геополитическийпросчет Москвы: для поддержания культурного влияния необходимо не такужмногосредств,асоциокультурныйпотенциалгеополитикивинформационном обществе представляет собой один из весомых факторов,которыйопрометчиво сбрасыватьсосчетов.
Витогеизученноговопросамывидим,чтоРоссияистраныСНГнеобходимы другдругу,потомучтотолькосотрудничая можно добитьсяпоставленныхцелей,увеличитьинтеграциюстран,укрепитьотношения.Проанализировав отношения России с постсоветскими республиками можносделатьследующие выводы:
Одной из ведущих тенденций в развитии международных отношенийявляетсярегиональное экономическоесотрудничество.
Основаинтеграционныхпроцессовскладываетсяввидевзаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленныхгрупп,их совместных инвестиционныхпроектов.
Раскройтеспецификумеждународно-правовогостатусаСНГкакмеждународнойрегиональнойорганизации.
НазовитеглавныйорганСодружестваНезависимыхГосударств.
КаковыполномочияСоветаглавгосударств,Советаглавправительстви Межпарламентской ассамблеи СНГ?
КакаястранаявляетсяпредседательствующейвСоветеглавгосударствСНГ в2022г.?
5.Домашнеезадание
ПеречислитенаВашвзглядглавныепроблемывыстраиванияРФ
«новоготипаотношений»состранамиСНГ(бывшимисоюзнымиреспубликами). Подготовьтеразвёрнутыйответ.