Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. История
  3. Методическая разработка урока Россия и СНГ

Методическая разработка урока Россия и СНГ

0 подписчиков
После распада СССР постсоветское пространство не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью. Самым большим надгосударственным образованием здесь является Содружество Независимых Государств (СНГ). Это межгосударственное объединение было основано главами БССР, РСФСР и УССР путем подписания 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

История

Категория

История
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Новороссийский профессиональный техникум»

(ГБПОУ КК НПТ)

МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКАУРОКА

подисциплине ОД.09«История»

натему: «РоссияиСНГвукреплениибезопасностинапостсоветском

пространстве.»

Разработчик:ПреподавательГигая.Л.П.

Новороссийск 2024

ПЛАНУРОКА

ПОДИСЦИПЛИНЕ«ИСТОРИЯ»

Тема:«РоссияиСНГвукреплениибезопасностинапостсоветском

Пространстве.»

Целиурока:

  • показатьизмененияпроисшедшиевРоссиивначалеXXIвека,охарактеризовать политику руководителей страны, воспитывать любовь кРоссии,чувствонациональной гордости

Задачиурока:

  • определятьнаосновеучебногоматериалапричиныиследствияисторических событий,делатьвыводы.

Типурока:комбинированное занятие

Материально–техническоеоснащение:

Оборудованиеиинструменты:интерактивнаядоска,компьютер,видеопроектор.

Дидактическийматериал:Презентация.

Методыобучения:Объяснительно-иллюстративные,частично-поисковые

Межпредметнаясвязь:Всемирнаяистория,обществознание

Основнаялитература:учебникВ.В.Артемов,Ю.Н.Лубченков.История.М.,

2018

ХОДУРОКА

Структурныйэлементурока

Время

(мин)

Методическиеособенностиикраткиеуказанияпо

проведениюурока

Примечание

1

Организационнаячасть

2

  • Приветствие

  • Проверкаотсутствующих

2

Сообщениетемыицели урока.

5

Надоскенаписанатемаурока,преподавательозвучиваетеё. Межпредметныесвязи.

3

Изучениеновогоматериала.

30

Объяснение материалаОбсуждениеуслышанного

Поискответовнапоставленныевопросывучебнойидругой литературе

ПрезентацияУчебникИстория

4

Подведениеитоговурока

5

Провести

отметки

фронтальный

опрос

и

выставить

Контрольпоэталону

5

Выдачадомашнегозадания

3

Подготовкаразвёрнутогоответанавопрос

КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. Организационныймомент

Приветствие.

Проверкаотсутствующих

Делениена малыегруппы по7-8человек

  1. Тема.Целиизадачиурока

ТЕМАУРОКА:РоссияиСНГвукреплениибезопасностинапостсоветскомпространстве

Целиизадачиурока:

    • показать изменения происшедшие в России в начале XXI века,охарактеризовать политику руководителей страны, воспитыватьлюбовькРоссии,чувство национальнойгордости

  1. Изучениеновогоматериала

РоссияиСНГвукреплениибезопасностина постсоветском

пространстве.

После распада СССР постсоветское пространство не только являетсявакуумомсилы,ноиотличаетсявнутреннейнестабильностью.СамымбольшимнадгосударственнымобразованиемздесьявляетсяСодружествоНезависимых Государств (СНГ). Это межгосударственное объединение былоосновано главами БССР, РСФСР и УССР путем подписания 8 декабря 1991 г.Соглашенияо созданииСодружества Независимых Государств.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы 11 бывших союзных республик, анынесуверенныхгосударств—Азербайджана,Армении,Белоруссии,Казахстана,Киргизии,Молдавии,России,Таджикистана,Туркмении,Узбекистана и Украины подписали Протокол к этому Соглашению. В немподчеркивалось,чтоуказанныегосударстванаравноправныхначалахобразуютСодружествоНезависимыхГосударств.УчастникивстречиединодушнопринялиАлма-атинскуюдекларацию,подтвердившуюприверженностьбывшихсоюзныхреспубликксотрудничествувразличных

областяхвнешнейивнутреннейполитики,провозгласившуюгарантиивыполнениямеждународныхобязательствбывшегоСССР.Позднее,вдекабре 1993 г., к Содружеству присоединилась Грузия (в 2008 г. она вышлаизСНГ).


Содружествооснованонаначалахсуверенногоравенствавсехегочленов:государства-членыСодружестваявляютсясамостоятельнымииравноправнымисубъектамимеждународногоправа.СодружествоНезависимыхГосударствнеявляетсягосударствоминеобладаетнаднациональнымиполномочиями.ВзаимодействиестранврамкахСНГосуществляетсячерезегокоординирующиеинституты:Советглавгосударств,Советглавправительств,Межпарламентскуюассамблею,Исполнительныйкомитет.ВысшиморганоморганизацииявляетсяСоветглавгосударствСНГ,которыйобсуждаетирешаетпринципиальныевопросы,связанныесдеятельностьюорганизации.

МеждународныенаблюдателисразужеироничноокрестилиСНГ

«самым большим в мире фиговым листком» на геополитической карте мира(П.Гобл),посколькуэтаструктура,ксожалению,носитвомногомформальный, декларативный характер. Каждая из независимых стран СНГстрадаетотсерьезныхвнутреннихпроблем,ивсеониимеютграницы,которыеявляютсялибообъектомпретензийсоседей,либозонамиэтническихирелигиозныхконфликтов.ЕслипервоначальноСодружествогеополитическипреследовалооднуважнуюцель—обеспечить«мягкийпередел пространства» бывшего СССР, то сегодня СНГ представляет собойдостаточноискусственноеобразованиесвесьмаэфемернымиструктурами,и

только экономическое сотрудничество, которое является приоритетным длястранСодружества,нескольковырослозапоследниегоды.Так,объемвнешнеторгового оборота государств — участников СНГ в 2008 г. составил830,8 млрд. долл. США, что выше уровня 2007 г. на 26,8% (когда общийтоварооборотсоставлял655,3 млрд.долл.).

Вроссийскомобществеещенесложилсяконсенсусотносительнопредпочтительнойполитикиввопросахмироустройстваиопределенияместа,котороедолжназанятьРоссиявскладывающейсясистемемеждународныхотношений.Вместестемобозначилисьосновныеприоритеты.

ПервостепенноезначениедлягеостратегииРоссииимеетпериметрграницбывшегоСоветскогоСоюза.

Во-первых,поисторическимигеографическимпричинамближнеезарубежье более значимо для безопасности России, чем для других великихдержав.

Во-вторых, положение миллионов людей русской культуры в странахближнегозарубежьяявляетсянетолькосугубовнутреннимделомправительств этих стран, но и естественным основанием для пристальноговниманияРоссийскогогосударства.

Национальные интересы России во взаимоотношениях с независимымигосударствамипостсоветскогопространствазаключаются:

  1. вихдружественнойпозициинезависимооттого,ктонаходитсяувласти;

  2. впредотвращении«транзитных»угрозсвоейбезопасности,возникающих запределами постсоветскогопространства;

  3. вовнутреннейстабильностииотсутствииконфликтовмеждуэтимистранами,чреватыхвключением в нихРоссии.

Вотношенияхскаждымизпостсоветскихгосударствреализацияроссийскихинтересовдолжнаиметьсвоюспецифику.СтратегическижеРоссии следует стремиться к формированию на постсоветском пространствесоциально сбалансированных, динамично развивающихся демократическихгосударств,образующихпоясдобрососедстваибезопасностипопериметруееграниц.

Приоритетной задачей внешней политики России в ближнем зарубежьедолжнабытьэкономическаяинтеграциясУкраиной,БелоруссиейиКазахстаном, поскольку именно эти государства являются для нее наиболееважнымис геополитической точкизрения.

СотрудничествосостранамиближнегозарубежьякакнаправлениевнешнейполитикиРоссииперспективнопотому,чтооткрываетпередней

возможность стать одним из мировых центров интеграции. Реализация этойвозможности в существенной степени будет зависеть от притягательностисамойРоссии,ееспособностирешатьвнутренниепроблемынаосновеэкономикинового,постиндустриальноготипа.

Отношения России со странами СНГ должны органически встраиватьсявкурснасозданиеединогоэкономическогопространствасЕвропейскимсоюзом и формирование партнерства с НАТО в области безопасности. ТакоепозиционированиеможетстатьдополнительнымвнешнеполитическимресурсомРоссиивотношенияхкаксостранамиСНГ,такисЗападом,факторомукрепления еемеждународногостатуса.

Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возможен и вформе отказа от сохранения СНГ ввиду деградации этого образования. Болеецелесообразнымможетоказатьсясозданиеновойструктурыизчислагосударств,заинтересованныхвинтеграции.ПерспективыСНГвопределенной степени зависят от результатов функционирования российско-белорусского союза и Евразийского экономического сообщества. УкреплениевнутреннихимеждународныхпозицийРоссиисделаетвозможнойгеополитическуюконсолидациювокругнеенекоторыхгосударствпостсоветскогопространства.

Внастоящеевремянеясно,насколькодалекозашлипроцессыдезинтеграциипостсоветскогопространстваисможетлиРоссия,дажепроводя конструктивную и целеустремленную политику, объединить хотя быключевые государства СНГ, чтобы совместно выйти на качественно новыйуровеньэкономического развитияипротивостоятьобщим угрозам.

С учетом прогнозируемого экспертами постепенного снижения ролипостсоветского пространства как целостного объекта российской политикинеизбежныеерегионализация,фокусированиевниманиянаотдельныхгеополитическихнаправлениях,группахстраниотдельныхгосударствах.Предстоит обеспечить защиту своих инвестиций в странах-соседях, принятьмерыдляминимизациитранзитнойзависимостивтранспортировкеэнергоресурсовпутемпостройкиобходныхтрубопроводовизаводовпосжижениюприродногогаза(СПГ),ограничитьнегативныепоследствиявероятных локальных конфликтов на территориях, прилегающих к границамРоссии.

В настоящее время по существу, Содружество распалось на несколькоэкономическихблоков,ведущимисредикоторыхявляютсяЕвразийскоеэкономическоесообщество(ЕврАзЭС),ГУАМ(Грузия,Украина,АзербайджаниМолдавия),СоюзноегосударствоРоссиииБелоруссии,ТаможенныйсоюзРоссии,БелоруссиииКазахстана.

СНГкакмеждународнаяорганизацияимеетслишкомнебольшоеколичество«точексоприкосновения»междуегочленами.ЭтозаставляетлидеровстранСодружестваискатьальтернативныеинтеграционныеварианты. На пространстве СНГ сформировались несколько организаций сболееконкретнымиобщимицелямии проблемами:

  1. ОрганизацияДоговораоколллективнойбезопасности(ОДКБ),вкоторуювходятАрмения,Беларусь,Казахстан,Киргизия,Россия,Таджикистан,—координацияиобъединениеусилийвборьбесмеждународнымтерроризмомиэкстремизмом,оборотомнаркотическихсредствипсихотропныхвеществ;

  2. Евразийскоеэкономическоесообщество(ЕврАзЭС)—Беларусь,Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а также наблюдатели (Армения,Украина, Молдавия) — развитие экономического взаимодействия, торговли,эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза иЕдиногоэкономическогопространства,координациидействийгосударствСообществаприинтеграциивмировуюэкономикуимеждународнуюторговуюсистему;

  3. Таможенный союз — Беларусь, Казахстан, Россия — применяютсяединые таможенные тарифы и прочие меры по регулированию торговлейтоварамисдругимигосударствами;

  4. Единоеэкономическоепространство—Беларусь,Казахстан,Россия — пространство, на котором функционируют однотипные механизмырегулированияэкономики,основанныенарыночныхпринципахиприменениигармонизированныхправовыхнорм,существуетединаяинфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная,валютно-финансовая,торговаяитаможеннаяполитика,обеспечивающиесвободноедвижение товаров,услуг,капиталаирабочей силы;

  5. СоюзноегосударствоРоссиииБелоруссии;

  6. Шанхайскаяорганизациясотрудничества(ШОС)—Казахстан,Киргизия,Россия, Таджикистан,Узбекистан,КНР.

ВовсехэтихорганизацияхРоссияфактическивыступаетвролилидирующейсилы (тольковШОСонаделит этурольсКитаем).

Сильнойсторонойроссийскогогеополитическоговлияниявпостсоветском пространстве остается многочисленная русская диаспора —около65млн.человек,вомногомпредопределяяактивностьРоссиивближнем зарубежье. На одной только Украине проживает 10 млн. этническирусских,исвышеоднойтретинаселениясчитаютрусскийязыкродным.Русскоязычные составляют половину населения Казахстана (около 10 млн.человек).Некоторыеаналитикисчитают,чтопроблемарусскоязычного

населениявстранахСНГвомногомстимулируетнапряженностьвотношениях России сновым независимыми государствами.

Вместе с тем можно с сожалением констатировать угасание русскойкультурнойтрадиции,образованиянарусскомязыке,атакжемассовуюмиграциюрусскоязычногонаселенияизпостсоветскогопространства.Внедалекомпрошломблагодарярусифицированностизначительнойчастиэлиты,каквластной,такикультурной,былисущественнооблегченыполитическиеконтактымеждуРоссиейиновыминезависимымигосударствами. Сегодня происходит поспешноевытеснение русского языкаиз официального обихода, падение выпуска русскоязычной литературы, чтосокращает пространство русского влияния. Это серьезный геополитическийпросчет Москвы: для поддержания культурного влияния необходимо не такужмногосредств,асоциокультурныйпотенциалгеополитикивинформационном обществе представляет собой один из весомых факторов,которыйопрометчиво сбрасыватьсосчетов.

  1. Подведениеитоговурока

Витогеизученноговопросамывидим,чтоРоссияистраныСНГнеобходимы другдругу,потомучтотолькосотрудничая можно добитьсяпоставленныхцелей,увеличитьинтеграциюстран,укрепитьотношения.Проанализировав отношения России с постсоветскими республиками можносделатьследующие выводы:

  1. Одной из ведущих тенденций в развитии международных отношенийявляетсярегиональное экономическоесотрудничество.

  2. Основаинтеграционныхпроцессовскладываетсяввидевзаимовыгодного сотрудничества конкретных компаний, банков, финансово-промышленныхгрупп,их совместных инвестиционныхпроектов.

Краткийопрос:

  1. Раскройтеспецификумеждународно-правовогостатусаСНГкакмеждународнойрегиональнойорганизации.

  2. НазовитеглавныйорганСодружестваНезависимыхГосударств.

  3. КаковыполномочияСоветаглавгосударств,Советаглавправительстви Межпарламентской ассамблеи СНГ?

  4. КакаястранаявляетсяпредседательствующейвСоветеглавгосударствСНГ в2022г.?

Выставлениеоценок

5.Домашнеезадание

ПеречислитенаВашвзглядглавныепроблемывыстраиванияРФ

«новоготипаотношений»состранамиСНГ(бывшимисоюзнымиреспубликами). Подготовьтеразвёрнутыйответ.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

После распада СССР постсоветское пространство не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью. Самым большим надгосударственным образованием здесь является Содружество Независимых Государств (СНГ). Это межгосударственное объединение было основано главами БССР, РСФСР и УССР путем подписания 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
0 ₽
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия «9 МАЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ.НИКТО НЕ ЗАБЫТ,НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.» Цель: • Методическая Показать одну из форм проведения внеклассного мероприятия. • Воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к бессмертному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг., ветеранам войны, труженикам тыла чувство гордости за народ победитель; • Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; • Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников. • Сплочение коллектива. Задачи: Образовательные задачи: • Развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения; • Способствовать формированию нравственных качеств. • Воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны. Воспитательные задачи: • Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей. Развивающие задачи: • Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку. • Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания воспитанников. Образовательные технологии : информационно-коммуникативные,ситуативные Форма: литературно-музыкальное мероприятие Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Межпредметная связь: литература, музыка, история. Структура мероприятия: 1.Организационный момент 2.Основная часть: • День Победы; • Начало войны; • Дети во время войны; • Мы помним! Мы гордимся!;
0 ₽