Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Методическая разработка урока «Всю жизнь мою несу я родину в душе…»

Методическая разработка урока «Всю жизнь мою несу я родину в душе…»

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения концерт № 2 С.В. Рахманинова Задачи урока: Образовательные: - Познакомить с историей возникновения произведения С.В. Рахманинова. - Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина. - Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями С.В. Рахманинова и В. М. Шукшина. Воспитательные: - Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Развивающие: - Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение. - Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: «Всю жизнь мою несу я родину в душе…» 5 класс

Ход урока

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения концерт № 2 С.В. Рахманинова

Задачи урока:

Образовательные:

- Познакомить с историей возникновения произведения С.В. Рахманинова.

- Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

- Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями С.В. Рахманинова и В. М. Шукшина.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

Развивающие:

- Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

- Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;

- выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

Познавательные:

- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

Регулятивные:

- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,

Коммуникативные:

- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

Информационные:

- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

- использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

Ход урока:

1сл. Вход: песня «Русский вальс»

Приветствие, объявление темы урока, эпиграфа урока, цели урока

Просмотр видеосюжета.

2сл. I. Видеофрагмент фильма «Звоны»

Беседа с уч-ся

– Все вы сейчас слышали звон колоколов?

– Какое чувство рождается в душе?

– Что значит колокольный звон для России?

Ответы уч-ся: (голос народа, Родины, страны и т.д.)

3сл. Вывод учителя: колокольный звон несет добро, покой в душе, мир и согласие. Это голос Родины.

Колокола – русское чудо!

Колокольные звоны – это голос Родины.

II. Слушание: концерт № 2 С. Рахманинова, вступление.

4сл. Учитель:

– Давайте послушаем, а что нам рассказал о Родине композитор Сергей Васильевич Рахманинов? (учитель включает первые такты произведения»)

– Что Вы услышали в этой музыке?

– Как она звучит?

– С каким звучанием можно сравнить эти аккорды?

– На что похоже звучание аккордов?

Ответы уч-ся: (звон, звук, колокол раскачивается и т.д.)

Учитель:

– Как звучит колокол в музыке?

Ответы уч-ся: громко, грозно, тревожно

Учитель:

– Что так волнует, тревожит композитора?

Ответы уч-ся: Родина, ее судьба

Учитель:

– О чем нам хочет рассказать композитор?

– Почему начинает свой рассказ с колокола?

Ответы уч-ся: О судьбе России, ее красоте, величии, печали, трагедии

Учитель:

– Так выражает свои чувства к Родине русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Это его Родина, его судьба, его воспоминания о ней.

5сл. Софийский собор г. Новгород

Читаю из воспоминаний С. Рахманинова

«Одно из самых дорогих для меня из воспоминаний детства связано с четырьмя нотами большого колокола новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами! Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах».

Слушание главной темы концерта № 2

Беседа с уч-ся:

– Какое чувство вызывает у Вас эта музыка?

– Что переживает композитор?

– Что его волнует?

Ответы уч-ся: (судьба Родины, своего народа)

Вывод учителя: Музыка С. В. Рахманинова вызывает у нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России, а мелодия его «стелется, как тропа в полях».

6сл. портрет Рахманинова С. В.

Тропа, путь, дорога… Жизненный путь С. В. Рахманинова, композитора, пианиста и дирижера, был нелегок. События начала 20 в. В России заставили его покинуть свою Родину, но через долгие годы, проведенные вдали от нее, он пронес светлое чувство любви к родному краю. Он безмерно, трепетно, с волнением в душе любил свою Родину.

7сл. ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ Я РОДИНУ В ДУШЕ

– А ты любишь Родину?

– А как?

– С чего начинается Родина для каждого из нас?

Задание классу:

Нарисуй образ-символ «Моя Родина – это …»

На фоне музыки Шостаковича «Русский вальс»

(Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми)

Учитель: Человек не может долго жить вдали от своей Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к родным (дети показывают всем свои работы, учитель дает оценку)

– Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши чувства.

8сл. моя Дальневосточная Русь

Русь великая…

Даль бескрайняя

Широки и многолики просторы России, но ближе и родней для нас – моя Дальневосточная Русь, моя малая родина

– Как Вы это понимаете?

Ответы уч-ся:

9сл. Учитель: Малая Родина – это не только мой край, но это и мой дом, моя школа, это ласковые руки мамы, это мой город. Много стихов, песен написано о разных городах, но одна – дороже всего! «Мой дальний восток»

III. Знакомство с песней «Дальний Восток» видеоролик.

10сл. Песня "Дальний Восток"

Автор слов – народный артист России Илья Резник. Авторы музыки – Александр Коновалов и Владимир Чиняев. Исполняют: Олеся Яковлева и Антон Витовтов. Продакшн - видеостудия «Павильон» (г.Владивосток).

11сл. Текст В. Шукшина о Родине

Читает текст В. Шукшина

Учитель читает со слайда текст и обращает внимание уч-ся:

«Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю ее, жив ею. Она придает мне силы жить, когда случается трудно и горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает Родина каждому из нас – в дорогу…»

Дорога жизни – дорога многих поколений. И Вам молодому поколению 21 века приумножать славные традиции прошлого и возрождать культуру нации - города и России!

12сл. Мое поколение 90-х (лица людей)

Учитель:

Мой город Владивосток. И это столица Дальнего Востока. Я хочу познакомить вас с песней моей юности «Владивосток», которую исполнила Алла Пугачёва.

см. приложение…Как записывался хит песни «Владивосток» Аллы Пугачевой

Слушание: «Владивосток»

13сл. Сегодня много разной музыки прозвучало на уроке. Что она оставила в вашей душе? Какие чувства?

Ответы: Гордость, нежность, радость, любовь к своему городу и краю.

– Выскажите свое признание малой родине на листочках:

Мой город, село, посёлок…! Я желаю тебе…

Вместе с учителем создают проект «Мой город»

Вывод учителя:

Дальний Восток!

Русская песня и отчий порог…

Дальний Восток!

Моря прибой!

Дальний Восток!

Ты мой, только мой!

Ваш голос вливается в голос Родины.

Это – не делится, это – едино: жизнь человека с Родиной милой.

Я хочу пожалеть, чтобы и Вы всю свою жизнь пронесли в душе светлое чувство Родины! Дома , пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от урока с родителями.

– А что для них значит малая Родина?

Оценка за урок:

14сл.Домашняя работа:

Выскажите свое признание своей малой родине в тетрадке:

Мой город, село, посёлок…!

Я желаю тебе… (от 5 - 10 предложений)

(Поощрение уч-ся музыкальными знаками-символами).

Спасибо всем за урок!

Приложение -1

Как записывался хит песни «Владивосток» Аллы Пугачевой

Описание: Как ни странно, но песня была записана "под заказ" Горкома партии к 125-летию Владивостока. Запись песни состоялась на Приморском радио, а премьера - на заключительном концерте во Владивостоке 15 августа 1985 года. Песня стала такой популярной, что она даже звучала в самолетах, вылетающих из Владивостока.

История песни Владивосток

Вместе с примадонной на гастроли прилетели танцоры, вокалисты и музыканты - всего 46 человек. В перерывах между концертами гостей знакомили с городом, возили отдыхать на остров Попова.

Зинаида Иовкова: "Она говорила, для написания песни нужно подключить Игоря Николаева".

Композитор, который тоже впервые оказался в этом городе, идеей не загорелся, а скорее испугался. Но, поняв, что отступать уже никто не собирается, решил попробовать. Это было поздним вечером. К утру текст шлягера был готов. Теперь уже всем захотелось довести эту авантюру до конца. Работа закипела, тем более, что времени оставалось всё меньше. Сутки на музыку - и сразу же в студию. Записывали всё на Приморском радио. Добавив в свой репертуар песню о Владивостоке, артистка согласилась и на дополнительные концерты. Зрителей последнего ожидал сюрприз — под занавес выступления прозвучала песня, ставшая визиткой города.

В один из вечеров мы сидели в гримерке. Я, конечно, изучила все, что можно было найти о Пугачевой. И говорю: «А почему бы вам не спеть песню про Владивосток?». «Я о городах не пою», - сказала она. Я спросила: «А как же песня о Ленинграде?». Пугачева объяснила, что это был госзаказ. И предложила договориться с Игорем Николаевым, который был с ней на гастролях, если он напишет песню, она ее исполнит.

Николаев сразу мне сказал, что города не знает, попросил стихи молодых местных поэтов. Я взяла стихи Бориса Лапузина, Юрия Кашука, Ильи Фаликова и отнесла их ему. Утром он принес текст песни, а к вечеру сочинил музыку. Алла Борисовна прослушала ее и сказала: Все ясно, только мне непонятна фраза «Я буду вспоминать, как здорово бежать к воде по Океанскому проспекту».

И в этот день мы ее повезли к воде по нашему Океанскому проспекту, чтобы показать. Запись «Владивостока» сделана в самом цирке с ее оркестрантами. И эту песню она спела в свой последний заключительный концерт.

Зинаида Иовкова: "Зал, конечно, неистовствовал".

Владивосток (1985) - А. Пугачева

Песня "Дальний Восток — место, где сбываются мечты", Музыка и слова Георгий Зобов

— так сказал в своем произведении сахалинский автор Георгий Зобов. Песня была написана им по дороге в Москву в 2019 году. Впервые прозвучав в столице на концерте ко Дню Дальнего Востока в исполнении Елены Акшенцевой, она сразу покорила сердца тех, кто влюблен в этот край.

А не влюбиться в него просто невозможно. Бескрайние просторы, манящая природа, дикие острова, а еще талантливые и творческие люди — это он, "край волшебной красоты".

В проекте «Музыка вместе» эту песню исполняют студенты Музыкальной академии Ларисы Долиной. Ну а наша съёмочная группа вместе с артистами посетила самые живописные уголки острова Сахалин и не только!

Надеемся, что после просмотра клипа вы обязательно захотите хоть раз побывать на Дальнем Востоке.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения концерт № 2 С.В. Рахманинова Задачи урока: Образовательные: - Познакомить с историей возникновения произведения С.В. Рахманинова. - Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина. - Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями С.В. Рахманинова и В. М. Шукшина. Воспитательные: - Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. Развивающие: - Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение. - Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности
0 ₽