ьник 4" /Управление образования города Лабытнанги
Ямало - Ненецкого автономного округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр технического творчества»
ьник 3" /ьник 2" /ьник 5" /
Методическая разработка урока
«Я - предприниматель»
тема: «Знакомство с предпринимательской деятельностью»
Автор: Татьяна Александровна Паламарева - педагога высшей квалификационной категории муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества»
г. Лабытнанги,
2023г.
П ояснительная записка
Назначение профессии
«Необходимо подготовить ребят к профессиональной деятельности – с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.
И это – не краткосрочный проект, а наша стратегическая политика в сфере образования»
Д.А. Медведев
Описание проблемы, на решение которой направлен урок
В современном обществе одной из актуальных задач развития является переход к новым образовательным ориентирам и технологиям, инновационной политике в образовании. Инновации связаны с информатизацией жизни общества и образовательного пространства, новыми подходами к процессу обучения, социальным партнерством, государственно-общественным управлением в образовании.
Необходимость изменений в образовании диктует сама жизнь, которая полна неопределенности и постоянно возникающих новых проблем или возможностей.
Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами, работами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, но и тесно связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Проблемазаключается в том, что изучение основ предпринимательской деятельности в общеобразовательных учреждениях города не осуществляется. В школьном курсе обществознания на ступени основного общего образования в разделе «Экономика» изучается учебный модуль «Предпринимательство и его организационно-правовые формы». В БМАОУ СОШУиП №3 изучается предмет »Введение в предпринимательство», но и это малая толика получения знаний по предпринимательству. На ступени среднего (полного) общего образования дидактические единицы курса основ предпринимательской деятельности включены в состав интегрированных курсов «Обществознание», самостоятельного учебного курса «Экономика». Финансовая же грамотность школьников - это социальный заказ общества. Стандартные программы школьного экономического образования сегодня не соответствуют состоянию динамично развивающейся экономической науки. Мы говорим: школа должна готовить к жизни. Но, как правило, подразумеваем под этим духовно-нравственное воспитание, совсем забывая, что нужно учить и зарабатывать на жизнь. Это одна из главных человеческих потребностей. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны обществу требуется новая социальная фигура, без которой невозможна рыночная экономика. Поэтому поиск, выращивание людей инициативных, независимых, способных взвалить на свои плечи риск и ответственность за ведение дела - задача важнейшая, с другой стороны часто приходится слышать, что предпринимательству невозможно научить. Человек должен обладать соответствующими талантами от рождения. К сожалению, вся система воспитания, а потом система школьного образования пока не дает возможности развивать определенный способ мышления и поведения. Постепенно дети приобретают страх провала, страх негативной социальной оценки предприимчивости. Тема для разработки урока: «Знакомство с предпринимательской деятельностью». Урок разработан на основании авторской программы: для клуба «Юный предприниматель» для подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ города Лабытнанги по предпринимательской деятельности для возрастной группы 15-18 лет, объем курса 829 часов, обучение рассчитано на 3 года, посещаемость 2 раза в неделю. Тема«Знакомство с предпринимательской деятельностью» охватывает следующие разделы: Значимость предпринимательской деятельности. История возникновения предпринимательства в России. Понятие предпринимательства и бизнеса. Виды предпринимательской деятельности. Кто может заниматься предпринимательской деятельностью. Основные качества предпринимателя.
Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности. Задачи предпринимательской деятельности. Какие вопросы стоят перед предпринимателем. Согласно программе и тематическому планированию после рассмотрения понятий и значения предпринимательства предлагается тест: Предприниматель вы, или нет? Актуальность, цель и задачи. Применяя данную методику проведения урока, основываясь на практической работе, достигается осмысление и понимание пройденного материала. С помощью своей разработки считаю, что можно сделать следующее сравнение: БЫЛО Стало Совершенно нет понятия о предпринимательстве и его значимости в современных условиях. Применяя практику, обучающие вникают в суть проблемы, ищут решения, обучаются пользоваться экономической терминологией. Зачем? (преподаватель) Зачем? (обучающиеся) Привлечь обучающихся к данной профессии. Знание основ предпринимательства даст возможность создать свое дело, научит быть собранными, предприимчивыми. Зачем? – чтобы в дальнейшем повышали свою финансовую грамотность, а также с пониманием воспринимали различные финансовые ситуации в будущем. Полученные знания помогут определиться с профессией в дальнейшем. Зачем? – Чтобы было осознанное понимание предпринимательства, его значимости в современном мире, зачем и для чего это необходимо и важно. Зачем? – Чтобы полученные знания использовать в дальнейшем (обучение в коледже, ВУЗе, работе), применять в жизни. Для этого (преподаватель) Для этого (обучающиеся) Знакомя с основополагающими ведения предпринимательской деятельности, обучая финансовой грамотности, у обучающихся таким образом, складывается понятие предпринимательства, бизнеса, их целесообразность, приобретается опыт деятельности предпринимателя. Проявляют интерес и понимание самого значения «предприниматель» (зачем, почему и кому нужна эта деятельность?). Возможность быть причастным к экономической деятельности города, региона, страны. Дает дополнительные знания. Разрабатывает внимательность, коллективное мышление, ответственность, работа в команде. Обоснованиеактуальности данной работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» Важно научить обучающихся ориентироваться в современном мире, мире малого и среднего бизнеса, формировать собственное отношение к тому, что надо сделать, как надо сделать и что для этого надо знать. Научить на практике целостно, системно воспринимать ведение данной деятельности, осознанно и добросовестно относиться к своим правам и обязанностям, уметь правильно применять полученные знания, используя их в других учебных заведениях, при прохождении практики, создании своего дела.
Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО). Сформировать представление о предпринимательстве и знакомство с профессией предпринимателя, показать, что это играет важную роль в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов всех профилей. Разъяснить сущность, роль и место предпринимательства в системе рыночных отношений. Помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?». Показать связь между экономическими процессами и занятием предпринимательской деятельностью. Дать определение предпринимательству и бизнесу, определить их различие, пояснить их значимость (зачем, почему и кому это надо?). Определить важнейшие качества предпринимателя. Изучить историю возникновения предпринимательства в России. С помощью теста исследовать качества личности учеников, определить те качества, которые могут помочь стать предпринимателем. Провести рефлексию. Комбинированный урок. Этапы: организационный; лекционный; исследовать качества личности учеников, определить те качества, которые могут помочь стать предпринимателем; информация по истории возникновения предпринимательства в России; подведение итогов. Оформление доски: Тема:«Знакомство с предпринимательской деятельностью». План урока: Постановка цели и задач урока. Понятие бизнес и предпринимательство, их различие (приложение 1). История возникновения предпринимательства в России. Задачи предпринимательской деятельности. Определение предпринимателю. Какими качествами должен обладать предприниматель. Исследование предпринимательских качеств у обучающихся с помощью теста (приложение 4,5). На какие вопросы должен ответить предприниматель перед созданием собственного дела. Виды предпринимательской деятельности. Семь принципов ведения предпринимательства в России. Понятие дохода и прибыли (задача) (приложение 6) . Проблемы, начинающих предпринимателей. План действий для начинающего предпринимателя. Вопросы учащихся и ответы преподавателя. Подведение итогов рефлексия обучающихся (приложение 8). ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ Этапы урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность обучающихся Методы, приемы и формы обучения Прогнозируемый результат образовательной деятельности Учебно-методическое обеспечение 1.Организационный момент 3 мин. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. На розданных листочках или в тетради учащиеся прописывают тему, план действия
Слайд 1,2,3,4, 5,6,7 Внимательность – от этого зависит последующий результат Карточки - задания на каждого учащегося компьютер, экран, доска, видеопроектор. 2. Понятие бизнес и предпринимательство, их различие. История возникновения предпринимательства в России. Задачи предпринимательской деятельности. Определение предпринимателю. Какими качествами должен обладать предприниматель. 3. Исследование предпринимательских качеств у обучающихся с помощью теста 12 мин. 3 мин. лекция Письменно в карточке Воспринимают услышанное от преподавателя Слайд 8,9,10, 11 Слайд 12 Внимательность – от этого зависит последующий результат 4. На какие вопросы должен ответить предприниматель перед созданием собственного дела. Виды предпринимательской деятельности. Семь принципов ведения предпринимательства в России. 5. Понятие дохода и прибыли (задача). 10 мин. лекция Производят необходимые записи в тетрадях Устный ответ Слайд 13,14, 15,16, 17 Слайд 18 Внимательность – от этого зависит последующий результат 6. Проблемы, начинающих предпринимателей. План действий для начинающего предпринимателя. 6 мин. лекция Производят необходимые записи в тетрадях Слайд 18 Внимательность – от этого зависит последующий результат 7. Игра «Золотая рыбка». 8.Вопросы обучающихся и ответ преподавателя. 5 мин. 1 мин. Задает вопросы по истории учета. Отвечает на вопросы учащихся. Подводит итоги. Отвечают на вопросы. Задают вопросы. Слайд 31 32 Рефлексия Осуществление межпредметных связей Конкурсные задания, история возникновения предпринимательства (экономика, история, обществознание). Организация индивидуальной работы с обучающимися Индивидуальная помощь на основе индивидуальных особенностей, уровня ЗУН, психологических особенностей. Работа с карточками - заданиями по предприимчивости, лидерских способностей (Задание по карточкам). Подведение итогов занятия Проверка, анализ результатов понятия предпринимательства и его возникновения, их оценка. Рефлексия каждого обучающегося. Приложения Стих – подсказка к слову предпринимательство. Объяснение темы данного урока. Тест: предприниматель вы или нет? Игра: «Золотая рыбка». Рефлексия для обучающихся. Буклет по предпринимательству для обучающихся. Список литературы: Антипина В.И., Белоусовап И.Э., Бубликова Р.В. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Проспект, 2009. -576 с. Абчук В. Занимательная экономика и бизнес. - Санкт-ПРетербург, «Тригон», 2001 — 416 с., илл. Глушкова В.Г. И Симагина Ю.А. - учебное пособие, - М.: КНОРУС, 2009. - 352 с. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и средн. шк. Возраста. Изданиеи второе, дополнительное/ Художник Балдин А.Н., - М.: изд-во «Вита-пресс», изд-во «Триада», !993. - 352 с.: 131 ил.
Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. Учрежд. (предпрофильная подготовка). - 11-е изд. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. — 224 с.: ил. Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний: Учебник для школ и кл. с углубл. Изуч. Экономики. - 7-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 496 с. Райзберг Б.А. Экономика вокруг нас: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 2000. - 256 с. ruaee.ru/datas/menu/p_3_1_informatsi... http://do.gendocs.ru/docs/index-201577.html http://diplomatschool.ru/learning-programs-buisness.php http://www.businessjunior.ru/content/document_r_121D1A95-320C-4FEE-84F5-3F42EBF08C40.html http://www.portal-uspeha.ru/portal/youth_pred/bus_school1.php http://volonterkbr.ru/molodezhnaya-shkola-predprinimatelstva/ http://window.edu.ru/resource/566/58566 http://www.equipnet.ru/org-biz/ http://www.zvezdakrama.org/?p=1093 http://turboreferat.ru/economics/shkola-predprinimatelstva/129184-661065-page1.html http://mb.tomsk.ru/v-pomoshch-biznesu/glossarij/p http://www.friemaxx.ru/slovar/model-kak-est.php « ____»_________2017 годаПреподаватель: Т.А. Паламарева ПриложениеI О какой деятельности мы сегодня будем говорить, попробуйте догадаться, а на слайде найдете подсказки. - Когда умеешь рисковать, Решенье быстро принимать, на деле прибыль извлекать, а не стоять, как наблюдатель, тебя зовут ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. ПриложениеII Объяснение темы данного урока (лекция) Понятие бизнес и предпринимательство, их различие Сегодня мы поговорим и обобщим наши знания о профессии, необходимой нашему обществу. О какой профессии мы сегодня будем говорить, попробуйте догадаться, а на слайде найдете подсказки. - Когда умеешь рисковать, Решенье быстро принимать, на деле прибыль извлекать, а не стоять, как наблюдатель, тебя зовут ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Конечно, мы будем говорить о предпринимателях и предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Тогда как же можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Предприниматель – это профессия или призвание? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы. Что такое предпринимательство? - Это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности», введённый
в действие 1 января 1991 г., закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведет своё дело:
♦ во-первых, от своего имени, ♦ во-вторых, на свой риск, ♦ в-третьих, под свою имущественную ответственность. По сути дела, все три условия говорят о свободе предпринимателя заниматься собственным делом и извлекать из него выгоду, прибыль, так и о его свободе либо выиграть, либо разориться, потеряв даже собственное имущество. Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и не случайно, т.к. Англия - классический пример капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Каждого предпринимателя можно назвать бизнесменом, но не каждого бизнесмена можно назвать предпринимателем. Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды, совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности. Итак, не забывайте, что предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть… Его прибыль может быть большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь. Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? Мотивов много. Вот основные: (Выводится на экране) - больше зарабатывать, чтобы жить лучше; - реализовать себя, показать, каков я есть; - быть независимым… - Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист. История возникновения предпринимательства в России Развитие предпринимательства в России имеет многовековую историю. Первые русские предприниматели из купечества появились в конце XVIII в. Значительная часть их стала владельцами фабрик и заводов. Конец XIX и начало XX в. были для России годами экономического роста. Во всех крупных городах существовали биржи, быстро развивалась банковская деятельность. Перед революцией 1917 г. в стране успешно работало более 250 средних коммерческих училищ, в которых обучались будущие предприниматели. Естественный ход развития предпринимательства в России был прерван революцией 1917 г. Политика большевиков, направленная на ликвидацию частной собственности, свела предпринимательство на нет. Ситуация была настолько критической, что в 1921 г. советское правительство вынуждено было объявить новую экономическую политику (НЭП). Её суть заключалась во внедрении элементов рыночной экономики, и было разрешено предпринимательство. Однако, к 1928 г. НЭП была свергнута, власти стали на путь централизованного планирования и управления экономикой. Эта система существовала до 1990 г. Экономические реформы, осуществляемые с начала 90-х гг. направлены на возрождение класса предпринимателей в России.
Задачи предпринимательской деятельности Определение предпринимателю Предприниматель – новая социальная фигура, без которой невозможна рыночная экономика. Поэтому поиск, выращивание людей инициативных, независимых, способных взвалить на свои плечи риск и ответственность за ведение дела - задача важнейшая. Предприниматель — экономический субъект, деятельность которого придает рыночной экономике динамичность; человек, пытающийся на свой страх и риск, стремясь к собственной выгоде, удовлетворить новые платежеспособные общественные потребности. Какими качествами должен обладать предприниматель Качества: - сильная воля (при достижении) на пути к успеху; - чувство хозяина своей судьбы и своей власти над обстоятельствами; - чувство конкуренции; - самостоятельность в ведении дела(приложение 4). Исследование предпринимательских качеств у обучающихся с помощью теста (приложение 5) Тест: предприниматель вы или нет? Простой тест поможет определить, готовы ли вы к предпринимательской карьере, а также оценит, будете ли вы успешны. Просто честно отвечайте на вопросы «да» или « нет», а потом подсчитайте баллы. 1. Вы определились, какие услуги можете предложить? 2. Как Вы думаете, предложенные Вами услуги будут пользоваться успехом? 3. Считаете ли Вы, что у Вас будет мало конкурентов? 4. Знаете ли Вы, чем займетесь, если Ваше дело окажется убыточным? 5. Умеете ли Вы начатое дело доводить до конца, несмотря на все препятствия? 6. Есть ли у Вас партнеры, которым Вы абсолютно доверяете? 7. Ваши партнеры являются достаточно компетентными в выбранной области предпринимательства? 8. Как Вы считаете, сможете ли Вы в Вашей деятельности всегда соблюдать закон? 9. Если Вам предложат дело, приносящее 200-300% прибыли, Вы задумаетесь, прежде чем согласиться? 10. Склонны ли Вы всегда тщательно проверять деловую информацию? 11. Собираетесь ли Вы ограничить свои потребности при получении первой прибыли? 12. Поддерживают ли Ваши начинания Ваши родные? 13. Умеете ли Вы дорожить своими партнерами? 14. Сможете ли Вы в случае удачи не хвалиться своими доходами? 15. Готовы ли Вы работать по 12-14 часов в сутки? Каждый положительный ответ дает одно очко. Подсчитайте результат. Если сумма составила 10 очков и более, у вас имеются необходимые качества предпринимателя. От 6 до 10 очков: шансы на успех в качестве предпринимателя не так очевидны. Менее 5 очков: ваши шансы добиться успеха в качестве предпринимателя, по-видимому, невелики. Вопросы на которые должен ответить предприниматель перед созданием собственного дела
При организации собственного дела предприниматель должен решить ряд вопросов: 1-й вопрос, который необходимо решить – ЧТО производить? То есть, он должен, прежде всего, представить себе, для кого он будет это делать. Другими словами, он должен выявить потенциального потребителя своего товара или услуги. Производить следует те товары и услуги, которые пользуются спросом. 2-й вопрос СКОЛЬКО производить? Каким будет объем производства товаров или услуг? Каковы размеры средств, затрачиваемых на оборудование, машины? Сколько прибыли предприниматель рассчитывает получать от деятельности фирмы? Производить надо столько товаров и услуг, сколько можно прибыльно реализовать. 3-й вопрос ГДЕ производить? Где лучше всего расположить фирму? Учитывается три фактора: где находится потребитель; где находится сырье; каковы транспортные издержки. Подбирается наиболее экономичный вариант. 4-й вопрос – КАК производить? Как поставить дело наилучшим образом, чтобы добиться высокой производительности и качества товаров и услуг? Решаются вопросы технологии и организации производства, чтобы получить наибольшую прибыль. Виды предпринимательской деятельности Виды предпринимательства Наименование вида Его сущность Производственное предпринимательство Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей Коммерческое предпринимательство Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуги не связано с производством продукции Финансовое предпринимательство Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги. Посредническое предпринимательство Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны Страховое предпринимательство Особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая Семь принципов ведения предпринимательства в России «Семь принципов ведения дел в России» - документ выработанный промышленниками в 1912 году: 1. Уважай власть: она - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок; 2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах; 3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо отчизны; 4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске;
5. Будь верен своему слову. Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе; 6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу; 7. Будь целеустремлен. Предпринимателю ясная цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности. Согласитесь, неплохо, если бы этим кодексом чести руководствовались современные бизнесмены. - Так вот, он существует!!! Понятие дохода и прибыли (задача) Все виды предпринимательства направлены на получение дохода! - Итак, поговорим о главном стимуле предпринимательской деятельности: ДОХОДАХ. - Что такое ДОХОД? Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. Прибыль - в экономической теории - превышение выручки от реализации товаров над общей альтернативной стоимостью всех ресурсов, использованных при производстве этих товаров. - Как исчисляется прибыль? (доход вычитаем издержки) -Какие вы знаете издержки? (переменные и постоянные относятся к внешним, явным или бухгалтерским; а стоимость ресурсов – к внутренним или неявным) Задача: Два друга-школьника решили заработать. Они купили в киоске 150 газет по 80 копеек за одну газету и стали продавать их на автостоянках по 1 рублю 20 копеек за штуку. Каким видом предпринимательской деятельности решили заниматься школьники, и какой доход они получат, если продадут все газеты? Решение: Доход = 150 х 1 рубль 20 копеек = 180 рублей Прибыль = 180 рублей – (150 х 80 копеек) = 60 рублей Коммерческое предпринимательство. Проблемы, начинающих предпринимателей Не бывает сложных вещей, событий и систем. Бывают сложенные. То есть все, что кажется сложным, нужно просто разложить на элементы и потом сложить воедино. Другими словами, необходимо постичь смысл интересующих вас явлений, предметов, событий и систем и тогда вы поймете, что все в нашей жизни легко и просто. Нет ничего сложного в жизни человека, если постичь смысл жизни. Начинающий предприниматель должен знать, что все начинается с желания, которое нужно подкрепить идеей, а идею необходимо разложить в план действий и согласно плану, можно легко реализовать желание. По поводу желания мы разобрались, у всех оно может быть разное, но целью предпринимательства является прибыль. Нужно понимать, что прибыль не всегда рациональна и гуманна. Любая идея бизнеса должна быть подкреплена бизнес-планом. Даже если вам не нужно привлекать деньги со стороны от инвесторов и не нужно отчитываться перед родителем, бизнес-план нужно делать в любом случае. Ведь благодаря плану вы соберете все свои мысли в едино, вы сможете просчитать рентабельность вашей деятельности, изучите ваших конкурентов, проведете маркетинговое исследование, определите сроки окупаемости. Другими словами, вы повысите вероятность того, что ваш бизнес действительно станет успешным и прибыльным, ведь вы, моделируя свою предпринимательскую деятельность на бумаге, сумеете избежать совершения многих ошибок на практике, в жизни. Некоторые ошибки могут привести к банкротству, то есть к поражению. Лучше все смоделировать на бумаге и посмотреть на объективные цифры, прежде чем вкладывать свои деньги, свой труд и свое время.
План действий для начинающего предпринимателя 1. Формирование списка бизнес – идей. 2. Выбор трех наилучших бизнес – идей для предпринимательской деятельности. 3. Создание бизнес-плана для каждой бизнес – идеи. 4. Сопоставление трех планов по таким параметрам, как трудозатраты, капиталовложение, рентабельность. 5. Создание плана реализации единой и наилучшей имеющейся бизнес идеи. 6. Реализация каждого из подпунктов данного плана. 7. Постоянная визуализация конечного результата. Вопросы учащихся и ответы преподавателя Спасибо за работу и сотрудничество на нашем занятии, всего вам доброго, удачи. Желаю вам предпринимательской активности. Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте. Подведение итогов рефлексия обучающихся (приложение 7) ПриложениеIII ПриложениеI V Тест: предприниматель вы или нет? Простой тест поможет определить, готовы ли вы к предпринимательской карьере, а также оценит, будете ли вы успешны. Просто честно отвечайте на вопросы «да» или « нет», а потом подсчитайте баллы. 1. Вы определились, какие услуги можете предложить? 2. Как Вы думаете, предложенные Вами услуги будут пользоваться успехом? 3. Считаете ли Вы, что у Вас будет мало конкурентов? 4. Знаете ли Вы, чем займетесь, если Ваше дело окажется убыточным? 5. Умеете ли Вы начатое дело доводить до конца, несмотря на все препятствия? 6. Есть ли у Вас партнеры, которым Вы абсолютно доверяете? 7. Ваши партнеры являются достаточно компетентными в выбранной области предпринимательства? 8. Как Вы считаете, сможете ли Вы в Вашей деятельности всегда соблюдать закон? 9. Если Вам предложат дело, приносящее 200-300% прибыли, Вы задумаетесь, прежде чем согласиться? 10. Склонны ли Вы всегда тщательно проверять деловую информацию? 11. Собираетесь ли Вы ограничить свои потребности при получении первой прибыли? 12. Поддерживают ли Ваши начинания Ваши родные? 13. Умеете ли Вы дорожить своими партнерами? 14. Сможете ли Вы в случае удачи не хвалиться своими доходами? 15. Готовы ли Вы работать по 12-14 часов в сутки? Каждый положительный ответ дает одно очко. Подсчитайте результат. Если сумма составила 10 очков и более, у вас имеются необходимые качества предпринимателя. От 6 до 10 очков: шансы на успех в качестве предпринимателя не так очевидны. Менее 5 очков: ваши шансы добиться успеха в качестве предпринимателя, по-видимому, невелики. Приложение V Задача: Два друга-школьника решили заработать. Они купили в киоске 150 газет по 80 копеек за одну газету и стали продавать их на автостоянках по 1 рублю 20 копеек за штуку. Каким видом предпринимательской деятельности решили заниматься школьники, и какой доход они получат, если продадут все газеты?
Решение: ПриложениеVI ПриложениеVIII Рефлексия Перед вами изображение лестницы. Расставьте, пожалуйста, на ступеньках лестницы словосочетания «я знаю», «я узнал», «я хочу узнать», применительно к нашей теме. /> /> /> Оцените, выбрав смайлик (лишние зачеркните крестиком) здорово так себе не понравилось Надеюсь, что информация, полученная на сегодняшнем уроке, окажется вам полезной. Перед вами экономические понятия. После прочтения вопроса вам необходимо поднять табличку с правильным ответом. Отвечает та команда которая подняла табличку первой. 1. Аренда. 2. Кредит. 3. Налог. 4. Долг. 5. Дефицит. 6. Взнос. 7. Аукцион. 8. Ярмарка. Вопрос 1.- Помните ли вы мультфильм про дядю Федора и кота Матроскина? Как называется в экономике явление, когда кот Матроскин взял корову напрокат у государства?(Ответ: 1.). Аренда – это передача во временное пользование зданий, земли, другой собственности за определенную плату. Вопрос 2.-Как называются деньги, которые предприниматель берет взаймы в банке? (Ответ:2.). -Кредит– это предоставление денег на какое-то время за определенную плату. Кредит чаще всего берут в банке. Вопрос 3.-Все люди и все предприятия, которые получают доходы, обязательно выплачивают часть средств государству. Как называются такие выплаты? (Ответ: 3.) -Налог – это денежные выплаты, которые получает государство из прибыли предприятий и доходов граждан. Вопрос 4.- Как называется в экономике недостаток каких-либо товаров? (Ответ: 5.) -Дефицит – это когда не хватает чего-либо в продаже. Вопрос 5. (дополнительный).- Как называется форма торговли, при которой вещь купит тот, кто предложит за нее самую высокую цену.(Ответ: 7.) Н аберите номер телефона и определите, что зашифровано? (Брокер). Что означает это слово? (Это человек, который совершает сделки между продавцом и покупателем)