Методическая разработка: «Виды речевой коммуникации».
Выделяются три типа речевой коммуникации (по характеру взаимоотношения адресанта и адресата): индивидуальная, межиндивидуальная, публичная.
Индивидуальная коммуникация ориентируется на сообщение. Адресат не имеет непосредственного контакта с потребителями этого сообщения. Хотя, вне всякого сомнения, он учитывает их наличие в будущем. Стратегия индивидуального сообщения определяется планированием, производимым самим автором.
Межиндивидуальная коммуникация предполагает возможность как сообщения, так и воздействия на адресата. Процесс общения учитывает характер ответных реплик. Иначе говоря, планирование речевого диалога осуществляется не только ориентационными действиями самого адресанта, но и ответными речевыми действиями адресата. Таким образом, в планировании коммуникации принимает участие речевая ситуация.
Публичная коммуникация ориентирована на воздействие оратора на аудиторию. Аудитория здесь выступает в основном в роли слушателя. Лишь в случае резкого несогласия с оратором или бурного одобрения его речевого поведения следуют реплики аудитории. Но оратор должен заранее учитывать свойства аудитории и характер ее восприятия. Оратор в подавляющем большинстве случаев рассчитывает не на негативное, а на позитивное настроение аудитории, хотя известны случаи эпатажа публики.
Риторика – это раздел лингвистики речи, изучающий теоретические и практические механизмы публичной речи.