Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеклассное мероприятие «Праздник труда»
«Путешествие в страну профессий»
Подготовил: учитель Ханафина А.Ф.
2021 г.
Внеклассное мероприятие – «Путешествие в страну профессий» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначено для учащихся 5-11 классов с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: формирование у обучающихся представлений о многообразии профессий, о видах профильного труда в школе, о возможности подготовиться к будущей профессии в стенах родной школы.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с профессиями.
2. Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
3. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
1. Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, в коллективе, взаимодействия друг с другом.
2. Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
3. Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
4. Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.
Воспитательные:
1. Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
2. Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, наглядность для всех конкурсов.
ПОСЛОВИЦЫ для оформления зала.
Место проведения актовый зал.
Ход занятия:
I Организация детей на мероприятие:
II Сообщение темы мероприятия:
Вступительное слово:
- Здравствуйте ребята!
-- Сегодня мы с вами познакомимся с профессиями, совершив путешествие на поезде в страну профессий.
— Ребята, кто управляет поездом? (машинист)
— Сегодня машинистом буду я. А вы будете пассажирами. Пассажиры в дорогу берут с собой багаж знаний и умений. А, вы, взяли? (Да)
- Готовы?
- Поехали!!! Звуки отправляющегося поезда
Звучит приглушенно музыка
-«У меня растут года, будет и 17! Где работать мне тогда, чем заниматься?»
- Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», написанное поэтом сто лет назад, в далёком 1928 году, но и сегодня не теряющие своей актуальности. Каждый молодой человек, на пороге выпуска из школы делает в своей жизни самый важный выбор – выбор профессии. И даже пятиклашки должны уже сегодня подумать о том, кем быть, куда пойти учиться после школы.
- Вы, согласны, что выбор профессии - самый важный выбор? (Да).
- Рабочий? Строитель? Учитель? Кто нужен стране сейчас? А, может быть, озеленитель? Сегодня важнее для нас. Быть может нужнее швеи? Возможно, дворник важней? Отбросим ненужные споры о том, кто важней для страны. Для нашего Государства профессии все нужны.
1 станция - профессия
- Вот и первая станция. Она называется «Профессия».
задание:
- Давайте все вместе попробуем определить,что такое профессия. (Ответы – профессия это работа, профессия – это труд, профессия – это работа, на которой человек выполняет определенную ему работу.)
- Надо ли учиться профессии? (Ответ – да, профессии надо учиться.) Для чего нужна профессия человеку? (Ответ – профессия нужна, чтобы зарабатывать деньги.)
- Профессия (из лат. языка) – это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта, обеспечивающий условия существования человека.
2 задание:
- А какими качествами должен обладать человек, чтобы научиться какой – либо профессии? (Ответы детей – хорошо учиться в школе, быть трудолюбивым, аккуратным, внимательным, физически здоровым, без вредных привычек, не опаздывать и не прогуливать уроки).
- Давайте проверим некоторые качества, необходимые для получения профессии.
- Одним из показателей здоровья является хорошая координация. Координация – это точность движений. На сцену приглашаются 3 человека для проверки координации. Ваша задача, провести за 10 секунд линию между двумя параллельными прямыми, не касаясь этих прямых. Если линия ученика коснется верхней или нижней линии всего 2-3 раза – результат хороший, 4-6 – средний, более – не удовлетворительный.
- Кто еще желает проверить свою координацию?
- Следующее задание на глазомер. Глазомер – это измерение длины или расстояния глазами.
- На сцену приглашаются 3 человека. Один из вас на глаз (визуально) должен определить кто из двух ребят выше.
- На сцену приглашаются 3 человека для следующего задания. Ваша задача определить, какая из горизонтальных линий длиннее и обвести ее вокруг карандашом.
(Вывод: если ученик выбрал наклонную линию, то у него хороший глазомер.)
- Очень важным качеством при выборе профессии является трудолюбие (любовь к труду). На сцену приглашаются 3 команды по 2 человека. Задание: собрать и прочитать пословицы и поговорки.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Кто любит труд, того люди чтут»
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Славен человек не словами, славен делами»
«Кто не работает, тот не ест»
«Глаза боятся, а руки делают»
«Делу время, а потехе час»
«Рабочие руки не знают скуки»
«Терпенье и труд всё перетрут»
- Ребята, о чем эти пословицы? (Ответ – о труде.)
2 станция – отгадай профессию
-Я хочу узнать, много ли профессий вы знаете? Я называю характеристику профессии, а вы называете профессию. Например:
- самая начитанная профессия – библиотекарь;
- самая сладкая – кондитер;
- самая волосатая – парикмахер;
- самая смешная – клоун;
- самая зеленая – озеленитель;
- самая цветочная – цветовод;
- самая детская – воспитатель;
- самая чистоплотная – дворник и уборщик;
- самая деревянная – столяр, плотник;
- самая бумажная - переплетчик;
- самая шерстяная - вязальщица;
- самая глиняная - гончар;
- самая спасательная - спасатель;
- самая огненная – пожарный;
- самая тканевая и фурнитурная – швея.
Ответы в картинках на слайдах.
- Вот сколько профессий вы знаете.
4 станция – типы профессий
- В мире тысячи профессий. Как ориентироваться в их многообразии? Выбрать среди них ту, с которой начнется жизненный путь? Помочь нам в этом может разделение всех профессий по типам. В зависимости от предметов труда все профессии подразделяются на пять типов. Предмет труда – это то, с чем человек или над чем человек работает. Например, врач – работает с больным, больной – это предмет труда; водитель работает на машине, машина – это предмет труда; доярка работает с коровами, коровы – это часть природы, природа – предмет труда; бухгалтер работает с цифрами, цифры – это знаки, знаки – предмет труда; художник рисует картины, картины – это художественный образ, художественный образ – предмет труда. Типы профессий показаны на слайде.
- На сцену приглашаются 5 старшеклассников. Каждому участнику надо выбрать профессии одного типа.
5 станция – профессии вокруг нас
- Ребята, сейчас на слайдах появятся фотографии людей, работающих в нашей школе. Ваша задача назвать их профессию: директор, завуч, завхоз, учитель, воспитатель, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь, повар, уборщица, сторож, кастелянша, прачка, бухгалтер, слесарь, электрик). На слайдах показывают фотографии сотрудников школы, а обучающиеся называют их профессию.
6 станция - физкультминутка
- Проведем игру-разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики». Встаньте, пожалуйста. Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики – ПРИСЯДЬТЕ, а если и те и другие – ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.
- Профессии: пожарный, швея, врач, слесарь, столяр, няня, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, озеленитель, шофер, парикмахер, цветовод.
- Молодцы! И с этим заданием справились.
7 станция – школьные мастерские
- Ребята, в нашей школе много мастерских, в которых вы получаете знания, умения и навыки по профессиям. Сейчас на экране появятся фотографии мастерских. Ваша задача назвать мастерскую, чем занимаются в этой мастерской, к какой профессии можно подготовиться в этой мастерской. Назовите имя и отчество учителя, работающего в данной мастерской.
1. столярная мастерская
- Столяр и резчик по дереву — профессиональные рабочие, ремесленники, работающие с деревом, вытачивающие и изготавливающие изделия из дерева или изделия на основе дерева. Столяр занимается столярными работами: изготовлением сложной мебели, дверей, окон, арок, лестниц и других изделий. Столяр выполняет более точную, тонкую работу, чем плотник, и не менее, чем резчик по дереву. Профессия столяра востребована в мебельном производстве, в строительстве домов, в отделке домов, в авиационной промышленности (изготовление деревянных планеров и частей самолетов), в фигурной резьбе по дереву и в других сферах.
- Кто из вас отлично научиться резать по дереву, может после школы поступить в художественно – промышленный колледж города Уфы.
2. картонажно – переплетная мастерская
- Переплетчик – это один из тех, кого стоит поблагодарить за красиво оформленный книгу или блокнот. Не стоит думать, что дело переплетчика – это лишь книги. Работа переплетчика – это высокохудожественные, подарочные и редкие, эксклюзивные варианты, которые могут быть из ткани, кожи, велюра, бархата и других материалов. В его же возможности входит изготовление различных папок, журналов и альбомов, пропусков и удостоверений, футляров и даже настольных игр. И все это, конечно, не предел работы для настоящего мастера.
- Выпускники нашей школы смогут продолжить обучение по профессии переплетчик в Уфимском профессиональном колледже имени героя Советского Союза Султана Бикеева.
3. швейная мастерская
- Интересно, кому из нас не хочется выглядеть элегантно и модно, красиво и ярко? Такую задачу легко сможет решить швея, ведь именно этой профессии все мы обязаны своими прекрасными платьями, изысканными пиджаками и строгими брюками, великолепными кофточками и любимыми джинсами.
Швея многое должна знать и уметь: разбираться в технологии швейного производства, знать принципы работы на швейных машинах, технику безопасности, правила ухода за ними, уметь подобрать номера нитей и игл, регулировать высоту подъема лапки, натяжение нити, длину стежка, скорость швейной машины, выполнять разные строчки, соединять детали изделий между собой, уметь ухаживать за машинами, чистить и смазывать их, если возникнет такая необходимость, то и устранять какие-либо неполадки.
Таким образом, профессия швеи очень важна в современное время и, выбрав удачное место работы, на этом можно заработать немалые средства. Получить образование по этой профессии можно в нашем городе Уфе, в Уфимском профессиональном колледже ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова.
4. мастерская цветовода
- Цветовод – это человек, который занят в сфере озеленения и тепличного выращивания растений. Люди данной профессии занимаются выращиванием цветов и декоративно-кустарниковых растений, а также уходом за ними. Цветовод занимается озеленением территории городов, парков и помещений. Служебные обязанности начинаются с обработки семян, клубней, луковиц и их подготовки к посеву и посадке. Специалист должен все отсортировать и подготовить для высадки в грунт. При высадке растений на городские клумбы он должен придерживаться плана высадки для создания конкретного рисунка, который был разработан ландшафтным дизайнером. Получить образование по этой профессии можно в нашем городе, в Уфимском профессиональном колледже ремесла и сервиса имени Ахмета Давлетова.
5. мастерская дворника
- Спеша на работу или в школу, мы часто не обращаем внимания на то, что идем по чистому двору или проложенной в глубоком снегу дорожке. А ведь кто-то проснулся рано утром и сделал эту нужную работу. Этот незаметный труженик – дворник. Дворник – это человек, который отвечает за очистку улиц и придомовых территорий от снега, палой листвы и бытового мусора. Работа, которую выполняют дворники, важна особенно в крупных городах. Без этих людей наши населенные пункты утонули бы в соре, что не придало бы им привлекательности и удобства для жителей. В школе можно получить азы этой профессии и по окончании школы устроиться на работу.
6. гончарная мастерская
- Человечество всегда ценило практичные и надежные вещи, которые при этом достаточно дешевы в производстве. К ним относится и посуда. Основными материалами для нее издревле служили дерево и глина, которые человечество осваивало в течение тысячелетий. Постепенно производство посуды стало отдельной специализацией и ремеслом – гончарным. В перечень обязанностей гончара можно включить следующее: создание продукции из глины; обслуживание используемой для работы техники; проверка качества полученной продукции. На сегодняшний день гончарное ремесло – это скорее художественный промысел, который требует развитого эстетического вкуса от исполнителя. Поэтому учат таких специалистов чаще всего в художественных школах.
7. мастерская уборщика служебных помещений
- Что такое уборка, знает каждый. Человек регулярно следит за чистотой своего жилища и старается создать в нем атмосферу уюта. Работа уборщика (тех служащего) – непростое дело. В настоящее время ни одна организация не обходится без уборщиков. Они требуются везде: офисы, детские сады, школы, поликлиники, больницы, автосалоны. У каждой организации свои требования к тех. служащим, но все они сводятся к поддержанию порядка. Спрос на услуги рабочего персонала всегда высок.
8. ткацко - вязальная мастерская
-Вязальщица трикотажных изделий – специалист по работе на вязальной машине. Вязальщицы высокой квалификации работают в модельных мастерских и совместно с художником-модельером разрабатывать образцы трикотажных переплетений, изготавливать модели по эскизам.
- Тка́чество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел. С момента своего возникновения ткань играет огромную роль в быту каждого человека. Именно по этой причине производство тканей всегда будет важным и необходимым направлением деятельности. В перечень обязанностей ткача входит: производство тканей различного плетения; отслеживание работоспособности станка, настройка его работы; проверка качества продукции. Этим профессиям можно обучиться в других городах нашей страны.
- Помочь в трудоустройстве вам всегда поможет СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
8 станция – конкурсы и «мастер – классы»
- Конкурс ткачей. Кто быстрей сделает витой шнур? Приглашаются 4 человека из класса ТМНР и 5,6 классов.Ваша задача правильно свить шнур, один конец завязать морским узлом и расправить шнур.
9 задание:
- Мини мастер - класс переплетчиков. Учащийся 10 класса изготовит перекидной блокнот.
10 задание:
- Конкурс столяров. Приглашаются на сцену 6 мальчиков: 3 команды по 2 человека. Выносят черный ящик с инструментами.
- Ваша задача достать инструмент из ящика и дать название инструменту.
11 задание:
- Конкурс швей. На сцену приглашаются 8 человек занимающихся швейным делом. С помощью сантиметровой ленты нужно определить размер своего друга или подруги.
12 задание:
- Мини мастер - класс цветоводов по уходу за комнатным цветком.
-Ребята, мы свами сегодня попробовали себя в качестве ткачей, швей, столяров. Теперь вы имеете представления об изготовлении перекидного блокнота и уходе за комнатными цветами.
- Ребята, наша школа с 2015 года принимает участие в международном движении АБИЛИМПИКС. Абилимпикс – это конкурс профессионального мастерства между школьниками, студентами и специалистами по разным профессиям. Наша школа принимала участие в конкурсе профессионального мастерства по следующим направлениям: вязание крючком и на спицах, швейное дело, картонажно – переплетное дело, резьба по дереву, поварское дело, кондитерское дело, парикмахерское дело,художественный дизайн. Ваши одноклассники – призеры республиканских и всероссийских конкурсов профессионального мастерства (фамилии участников). У нас есть с кого брать пример, чему учиться. Старайтесь, дерзайте, готовьтесь к взрослой жизни!!
III Итог:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
О чем мы сегодня говорили с вами?
Сегодня вы узнали о многих профессиях и поняли, как они важны. Закончить наше путешествие мне хочется четверостишием:
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час
И мы трудиться будем!
— Спасибо за работу!