«Внеклассный мастер – класс по профориентации»
Номинация
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации»
(возрастная группа 1 -4 классы)
Тема внеклассного занятия: «Открытие мира профессий: Кто работает вокруг нас?"
Аудитория: 2 класс
Цель: открытие мира профессий: Кто работает вокруг нас?" - вдохновить учеников и расширить их представление о разнообразии профессий, которые окружают нас ежедневно.
Задачи:
сформировать интерес к миру труда;
развить у детей понимания важности каждой профессии в обществе, а также на поиск связей между учебными предметами и будущими профессиональными возможностями;
расширить знания учеников о разнообразии профессий, которые существуют в нашем мире, и вдохновить их на более глубокое понимание своих интересов и возможностей для будущей карьеры;
ученики должны осознать, что мир профессий богат и разнообразен, и каждый из них может найти свое место в этом увлекательном многообразии.
Ожидаемые результаты внеклассного мероприятия: ученики должны осознать, что мир профессий богат и разнообразен, и каждый из них может найти свое место в этом увлекательном многообразии.
Форма организации: игра – путешествие
Методы и приёмы работы, используемые при проведении внеклассного мероприятия:наглядные, практические, словесные, игровые.
Оборудование и образовательные ресурсы: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с описанием профессий.
Ход внеклассного мероприятия
Организационный момент.
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Куда? Догадайтесь сами. Выполнив задание.
Загадки
Знают взрослые и дети,
Кто в скафандре на ракете
Прямо к звёздам смело мчится,
Чтобы в космосе трудиться.
Кто там кружит на орбите,
Разные планеты видит,
Нашу Землю с высоты?
Догадаться сможешь ты? (космонавт)
***
Он машиной управляет,
На дороге знаки знает.
Если красный светофор,
То стоит и ждёт… (Шофёр)
***
Это кто же он такой?
Вкусной радует едой,
Каши и супы нам варит,
Что-то тушит, парит, жарит,
Может пироги испечь.
И о ком ведётся речь? (Повар)
***
На машине красной мчится,
Если вдруг беда случится.
Настоящий он герой,
Ведь с огнём вступает в бой.
И хоть этот враг коварный,
Победит его… (Пожарный)
Учитель:
- Ребята, назовите, одним словом, ответы загадок.
Дети:
Профессии.
Учитель:
Молодцы ребята! Правильно.
- Учитель:
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, чтобы узнать, кто работает вокруг нас, и какие у них профессии. Готовы ли вы открыть для себя мир разных работ?"
Блиц - опрос
Вопросы по выявлению профориентационных интересов.
1. Назови профессии:
а. отца
б. матери
2. Довольны ли они своей профессией.
3. Если не довольны, то почему.
4. А тебе нравятся профессии твоих близких.
5. Что ты знаешь об их профессиях.
6. Какие поощрения они имели за свой труд.
7. Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них.
8. Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране.
Учитель.
- Ребята, кто заботится о нашем здоровье?
Дети.
- Врач.
Учитель
Сегодня на занятие пришел к нам врач, но не для того, чтобы сделать укол или дать таблетку от простуды. Ирина Викторовна пришла рассказать о своей профессии.
Интервью у врача МОУ «СОШ
-Кто-то когда-то сказал: «Все профессии нужны, все профессии важны». Но каждый человек выбирает сам, какая профессия ему больше нравится. Существует множество разных профессий, но абсолютно все они важны. Я же хочу связать о своей профессии врача и хотела бы вам рассказать, почему именно этот вид деятельности наиболее востребован и очень важен для людей.
Врачебная деятельность зародилась еще в древнем мире. Первые врачи были в Древнем Египте, Древнем Китае и Греции. Жители этих стран начали задумываться о строении человеческого тела, о том, как и почему человек чувствует недомогание. На протяжении долгого времени они записывали свои наблюдения и передавали их из поколения в поколение. И я понимаю, что уже тогда, в далёком прошлом, люди нуждались во врачах, так как именно они могли вылечить человека от разных болезней или даже спасти его от смерти. Современное общество как никогда нуждается в наличии врачей разных специализаций. Конечно, сейчас медицина шагнула значительно вперед. Врачи научились лечить опасные заболевания: многие болезни, которые в древние времена считались смертельными, сейчас легко лечатся. К сожалению, в современном мире появляются болезни, которые еще являются неизвестными. Некоторые современные технологии пагубно отражаются на здоровье людей, поэтому спрос на врачей очень велик. Причём, спрос возрастает на врачей, работающих с тяжёлыми заболеваниями. Каждый день учёные пытаются разрабатывать вакцины для лечения этих заболеваний.
Врач – человек, который может сотворить чудо. Ведь спасти человека от смерти, не дать ему умереть – это действительно чудо. Я считаю, врач – самая благородная и нужна профессия. Она была востребована во все времена. Настоящий врач должен быть мужественным, смелым, ответственным и очень умным человеком.
- А как думаете вы, ребята?
Ученик.
-Я думаю, что для многих людей профессия врача является самой нужной. Каждый из нас, хоть раз в жизни, но нуждался во врачебной помощи. Если бы не было людей этой благородной профессии, то люди бы болели и, не получая медицинской помощи, умирали.
Учитель.
-А как ты считаешь Миша?
-Я тоже мечтаю стать врачом. Меня не смущает, что на получение этой профессии уйдет очень много времени. Но врач – это призвание.
Учитель.
Ребята, можем ли мы сделать для себя вывод из беседы с Ириной Викторовной?
Дети
-Если человек будет любить свою профессию, то он сможет стать настоящим профессионалом, а в таких врачах очень нуждается современный мир.
Учитель
- Спасибо Ирине Викторовне, за интересное интервью.
Я предлагаю вам ребята сыграть в игру, которая называется: «Карточки профессий»
Игра «Карточки профессий»
Ход игры
Детям раздаются карточки с изображениями различных профессий. Дети объясняют, что делает каждый работник.
Проводится краткая беседа об их выборе и поинтересуйтесь, какие профессии вызвали у них наибольший интерес.
Работа в группах
Ролевая игра "Профессиональный день"
Цель игры: позволить детям вжиться в роль различных профессий, проявить творческие и развивать коммуникативные навыки.
Ход игры:
Класс делится на группы. Учитель предлагает каждой группе выбрать профессию, о которой они хотели бы рассказать.
Каждая группа готовит короткую ролевую сценку о том, чем занимается выбранная профессия.
Обсуждение: по завершении ролевой игры проведите короткое обсуждение. Спросите детей, что они узнали о различных профессиях, что им понравилось, и какие профессии они считают самыми интересными.
Практическая работа в группах поможет детям не только узнать больше о разных профессиях, но и развить творческое мышление и умение выражать свои идеи перед аудиторией.
Рефлексия игры: каждый ребенок возможность представить свою профессию перед классом. Они могут рассказать, чем они занимаются, какие у них обязанности, и почему их профессия важна.
Физкультминутка на тему «Профессии»
Я – шофёр, помыл машину
Сел за руль, расправил спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины. (имитация вождения автомобиля)
Подметает дворник двор
Убирает дворник сор. (подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьёт ноги.
К сапогам прибьёт подковки
И пляши без остановки. (шитьё, прибивание молотком, пляска)
Наши лётчики – пилоты
Приготовились к полёту. (руки в стороны, наклоны корпуса)
А портной сошьёт для нас
Брюки – просто высший класс. (имитация шитья)
Я - маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом. (плавные взмахи руками вверх-вниз)
Работа с "Багажом"
Учитель
-Учитель подготовил листы бумаги в форме чемоданов для каждого ребенка.
Дети
Дети рисуют или вписывают в чемоданы, объекты, символизирующие их интересы, навыки и хобби. Например, если кто-то любит рисовать, они могут нарисовать кисточку или палитру.
Объяснение багажа
Детей учитель просит поделиться своим "багажом" с классом. Каждый ребенок может коротко рассказать, почему выбрал те или иные предметы для своего чемодана.
Групповое обсуждение
Проведите обсуждение о том, какие профессии могут соответствовать интересам и навыкам детей, основываясь на их "багаже".
Рефлексия: поддержка детей в выявлении связей между их индивидуальными предпочтениями и реальными профессиями.
Учитель.
- Сегодня мы узнали о профессии врача много интересного и полезного для каждого человека. Мне очень нравится, что многие из вас часто посещают медицинский кабинет, чтобы помочь школьному врачу.
- А сейчас предлагаю вам отгадать загадку.
Этот важный человек, строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартире свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.
- Кто это? (архитектор)
Учитель
Архитектор! Правильно. Он проектирует и строит здания, чтобы мы могли жить в уютных и красивых местах."
Рубрика «Это интересно!»
Ученик. Рубрику ведет ученик 2 класса.
Архитектор (от греческого- основа, происхождение; и латинского слова- дом, укрытие)- профессия, которая занимается архитектурой, то есть планированием, дизайном, расчётом конструкций зданий и других сооружений. Изначально греческое слово означало- глава плотников.
Пословицы и поговорки о профессии «Архитектор».
Построить здание- надо иметь знание.
Дом возвести- не плетено заплести.
(Дети объясняют значение высказываний.)
Учитель.
- Все здания, которые вокруг нас, можно разделить на группы:
а.) жилые, то есть те, в которых живут люди;
б.) общественные- те, куда жители приходят учиться, отдыхать, работать, решать важные вопросы.
В.) культовые- те, в которых люди молятся и размышляют.
Есть много сооружений, перед которыми хочется остановиться и рассмотреть их. Среди них есть как современные здания, так и те, что были построены много столетий назад. Все они созданы по законам красоты. В Древнем Риме. Были сформулированы основные требования к архитектору. Если здание соответствует своему назначению, если оно прочно, то, чтобы стать произведением искусства, ему нужно быть красивым. Красивое, но недолговечное строение-бессмысленно.
Архитектор создаёт произведение архитектуры. Из свода этих законов и возникла архитектура – наука о строительстве красивых и удобных зданий. Разнообразие видов построек, которые нас окружают, зависит от уровня развития общества, от быта и культуры народов, живущих в регионе, от рельефа и климата, от строительных материалов.
Архитектура – это искусство организовывать пространство, которое необходимо для жизни и деятельности людей.
Практическая работа
«Рисуем свою будущую профессию»
Цель: побуждение учеников к творческому мышлению, представлению о будущих профессиях и развитие художественных навыков.
Обсуждение:
-проводится краткое обсуждение о том, что такое профессия, и напомните детям о некоторых профессиях, которые они узнали на уроке.
Поговорите о том, почему профессии важны и как они влияют на нашу жизнь.
Вдохновение
Покажите несколько иллюстраций или фотографий различных профессий, особенно тех, которые могут быть не так хорошо известны детям.
Инструкции:
Каждый ребенок должен нарисовать картину с изображением того, кем он мечтает стать, когда вырастет.
Творческий процесс:
Раздает детям бумагу, краски, карандаши, фломастеры и другие художественные материалы.
Учитель поддерживает их в процессе рисования, обсуждает их идеи и вдохновляет на работу.
Презентация:
Учитель, просит детей представить свои рисунки перед классом.
Учитель задает ученикам вопросы, о том, почему они выбрали именно эту профессию, какие навыки им для этого понадобятся, и почему эта профессия важна.
Рефлексия внеклассного мероприятия.
Учитель
Учитель завершает урок кратким обсуждением, подчеркивая разнообразие выбранных профессий и важность каждой из них.
Учитель:
Учитель – завершить наше внеклассное мероприятие я хочу песней «Калейдоскоп профессий»
Дети исполняют песню
Много есть профессий разных
Нужных, добрых и опасных.
Токарь, повар, фрезеровщик,
Музыкант и упаковщик.
Биофизик и ветврач.
Столяр, дилер, брокер, ткач.
Очень много их названий,
Но приступим к описанию.
Водолаз сидит в ракете,
Он взлетел бы к звездам, дети.
Космонавт — наоборот,
Дно морское его ждет.
Что-то где-то я напутал!
Их местами перепутал!
Космонавт летит к луне,
Водолаз плывет на дне.
Доктор — булочки печет,
Пекарь — градусник дает.
Ой, опять наоборот!
Доктор — градусник дает,
Пекарь — булочки печет.
А учитель строит дом,
Сколько смеха будет в нем.
Каменщик ведет урок,
Он к детишкам очень строг.
Что-то здесь опять не так!
Ну конечно! Вот простак!
Каменщик построит дом,
Его школой назовем.
В этой школе на уроке
Педагог не очень строгий,
Обожает он детишек,
Знания дает из книжек.
Все профессии важны,
Человечеству нужны.
Сколько их всего на свете?
Сорок тысяч, где-то…
Учитель
Учитель собирает детей в круг, обсуждает с ребятами, следующие вопросы:
Какие профессии вам больше всего понравились?
Какие интересные факты о профессиях вы узнали?
Что самое удивительное в мире профессий?
Индивидуальные рисунки:
Учитель
- Ребята нарисуйте рисунок, изображающий профессию, которая вам больше всего понравилась. Затем учитель просит каждого рассказать о своем рисунке.
Игра «Что я узнал(а)?»:
Учитель просит детей встать в круг. Каждый ученик поочередно говорит фразу в стиле "Сегодня я узнал(а), что...". Например, "Сегодня я узнал(а), что у пожарных очень важная и трудная работа". Остальные могут добавлять свои мысли.
Домашнее задание
Ребята, дома я прошу вас написать письмо будущим поколениям.
«Мне бы хотелось стать...":
Источники информации:
https://pinkamuz.pro/search/калейдоскоп%20профессий
https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-profesijah-dlja-shkolnikov-nachalnyh-klasov-s-otvetami.html
Толковый словарь Ожегова
Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану...»
Геннадий Цыферов «Старинные профессии»