Муниципальное автономное
Образовательное Учреждение
«Гимназия» Новоскул»
Методическая разработка
внеурочного занятия по духовно-нравственному направлению
«Моя страна-моя Россия»
(«Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря»)
Разработала:
Ибрагимова Н.И.
учитель истории и обществознания
Великий Новгород
2024 год
2.1. Аннотация.
Занятие проводится в рамках темы «Моя страна-моя Россия» по программе внеурочной деятельности «Этикетное воспитание гимназиста» для 8 класса.
Занятие проводится в Государственном Архиве новейшей истории г. Великий Новгород
Внеурочное занятие на тему: «Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря» рассчитано на 40 минут.
Методическая цель -организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной и исследовательской деятельности на практическом занятии, развитие способности школьников применять знания при работе с архивными документами.
Занятие проводится с использованием активных методов обучения. Для выполнения заданий класс делится на 3 группы. Такая форма очень эффективна, так как групповая работа даёт возможность выявить способности учащихся к работе в команде, взаимоответственности. В ходе осуществления практических заданий учитель контролирует и направляет их выполнение. Данное занятие проводится с работником архива. Именно такой метод проведения помогает выработке практических навыков работы с архивными материалами у школьников.
2.2. Ключевые слова: пастырь, война
3.1. Тема занятия: «Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря»
3.2. Класс:8
Внеурочная деятельность: духовно-нравственное направление
3.3. Цель написания методической разработки– обмен опытом работы по внедрению в учебный-воспитательный процесс инновационных форм обучения и воспитания с использованием информационных технологий.
Методическая разработка на тему: «Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря» подготовлена с целью обмена опытом работы по проведению учебно-исследовательской работы учащихся в рамках компетентностного подхода во внеурочной деятельности
Образовательная:формирование основ духовно-нравственной культуры через изучение героического прошлого нашей Родины.
Развивающая: формирование собственного отношения к различным событиям, развитие навыков и умений отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: умения и компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Задачи:
Учить школьников работать с историческими источниками, расширять свой кругозор.
3.4. Тип занятия: практикум
3.5. Планируемые результаты
Предметные: Формировать потребность в обращении к документам и навыки работы с ними; способность извлекать из исторических источников информацию, необходимую для решения учебных задач
Метапредметные:
- коммуникативные: развивать умение членов группы обмениваться знаниями между собой, аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения;
- регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, искать и выделять необходимую информацию, определять последовательность промежуточных целей, учитывать условия и средства их достижения;
- познавательные: работать с информацией, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определение понятий; Вырабатывать алгоритм действий определять основную и второстепенную информацию
-личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
3.6. Технологии: игровые и проблемные
Методы: практические (выполнение заданий)
Приёмы обучения: рассказ, анализ задания
3.7. Форма организации познавательной деятельности: групповая
3.8. Средства обучения: презентация, рабочие листы, копии архивных материалов.
3.9. Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор.
3.10Технологическая карта
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
1.Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на урок. | Оценивание своей готовности к занятию | Личностные: самоопределение самообразование | |
2.Постановка задачи. Цель. Формулирование темы занятия. | У каждого человека есть свои ценности, то, что ему очень дорого и важно. Но есть универсальные ценности, которые важны практически каждому человеку. Именно они во многом определяют смысл духовно-нравственной жизни человека. Думаю, вам интересно узнать о каких же ценностях идет речь. | Слушают высказывание архиепископа Новгородского Иакова. | П: сформулируют тему Р: обрабатывают информацию В. формирование гражданственности | |
3.Основная часть. Практическое занятие. Представление слова работнику архива Знакомство с научно-исследовательским проектом | 1.Переходим к практической части нашего занятия. Делимся на 2 группы. 2.У нас сегодня архивный урок и я хотела бы предоставить слово Валерию Геннадьевичу Колотушкину-заведующему отделом Государственного Архива новейшей истории. 3.Знакомство учащихся с проектно-исследовательской работой «Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря» | Слушают работника архива. Задают вопросы. Учащиеся работают с архивными документами, заполняют таблицу. | Приложение 2 Приложение 1 Задания 1,2. Приложение1 Задание 3 Приложение 3. | П. учатся работать с историческими источниками. Р. обрабатывают информацию К. слушают собеседника, учатся излагать своё мнение, аргументировать свою точкузрения. Р. учатся на конкретных примерах определять где факты, а где мнение. М.учатся анализировать,сопоставлять,делать выводы |
4.Заключение | Учитель знакомит учащихся с цитатой Иоанна Златоуста | Учащиеся анализируют приводят аналогии | Как вы понимаете высказывание? | К. высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят речевые высказывания. |
Сегодня вы выполняли различные задания. Подводя итоги урока прошу вас выделить три важных имени,3 важных действия и 3 важных качества по сегодняшней теме. | 1.О чём мы сегодня говорили на уроке? 2.Что вы для себя отметили как наиболее интересный фрагмент урока? 3.Подвиг и служение церкви. Можно ли объединить эти два понятия? Как путь пастыря и воина Фёдора Пузанова может быть примером этого? | П. расширяют имеющиеся знания и представления о личности героя. | ||
Рефлексия | Оцените свою работу на занятии. | Л.адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию |
Ход занятия:
1.Самоопределение к деятельности
Добрый день, ребята! У каждого человека есть свои ценности, то, что ему очень дорого и важно. У одних - здоровье, у других – карьера, у третьих – друзья, у четвертых – деньги, семья, учеба и прочее. Но есть универсальные ценности, которые важны практически каждому человеку. Именно они во многом определяют смысл духовно-нравственной жизни человека. Думаю, вам интересно узнать о каких же ценностях идет речь. Не так ли?! Вот и мы сегодня будем об этом говорить, обсуждать, спорить, искать и находить истину. Для этого я прошу разделится на группы по своему желанию.
2.Постановка задачи
20 января 1944 года -великая дата в истории нашего города,80 лет со дня освобождения от фашистских захватчиков.
Всем известны ужасы и бедствия, героические сражения и подвиги, военные победы и героизм советских людей в роковую эпоху 1941-1945 годов. Но не все знают о том, насколько важную роль в преодолении этих трудностей сыграла Русская Православная Церковь. Именно вера и духовность с древних времён объединяли русский народ и вдохновляли его на подвиги во имя защиты самого дорогого, что у него было: своей, веры, культуры, семьи, Родины.
Вклад Церкви огромен, он не поддаётся количественной оценке.
Свт.Иаков, архиепископ Новгородский сказал: «Пастыри в смысле нравственном то же, что воины в смысле гражданском. Воины защищают народ от врагов государственных, а пастыри охраняют народ от врагов нравственных. Честь воинам, заслоняющим грудью своею государства от опасности. Неотъемлемая часть принадлежит и пастырям, оберегающим подвигами своими церковь, веру и нравственность от потрясений»
Предоставление слова работнику архива. Приложение 2.
У нас сегодня архивный урок и я хотела бы предоставить слово Валерию Геннадьевичу Колотушкину-заведующему отделом Государственного Архива новейшей истории.
Знакомство учащихся с проектно-исследовательской работой «Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря»
Сегодня со своей проектно-исследовательской работой вас познакомит ученица 9 «с» класса Прокопьева Анастасия. Приложение 3
В ходе выступления Анастасии вам необходимо будет заполнить рабочий лист: задания 1,2. Приложение 1
Тезисы выступления (выступление с презентацией)
1.Биография Фёдора Пузанова
Фёдор Андреевич Пузанов — наш земляк, участник двух мировых войн, награждён тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Будущий воин и пастырь родился в 1888 году в семье псаломщика в с
Самарской губернии. Закончив два класса школы, он решил стать священником. Однако осуществить желание помешала Первая мировая война. Фёдор Андреевич смело сражался за Бога, царя и Отечество, и его наградили Георгиевскими крестами 2-й, 3-й, 4-й степени и Георгиевской медалью 2-й степени. Был четырежды ранен, три года провёл в плену.
Федор Андреевич Пузанов родился в селе Алферовка Самарской губернии Бугурусланского уезда Емонтаевской волости 8 июня 1888 года в семье священнослужителя. Федор окончил земскую школу в селе Каменка. Занимался крестьянским трудом и помогал отцу в проведении церковных служб.
Стал героем Первой мировой войны, о чём свидетельствуют три его Георгиевских креста -2-й,3-й,4-й степеней-и Георгиевская медаль 2-й степени. Был четырежды ранен, три года провёл в плену, в Гражданскую воевал на стороне Красной армии. Как только появилась возможность, герой войны вернулся к служению в церкви.
Отец Фёдор в 1928 году по ложным обвинениям был арестован, но ему повезло, ибо он освободился и до самого 41-го года был разнорабочим под Новгородом. 9 апреля 1942 года Пузанов стал настоятелем храма села Хохловы Горки Порховского района Псковской области.
2.Из Дневника Фёдора Пузанова
Новгородский краевед А.И. Григорьев во время добровольного спасения материала ликвидируемых школьных и сельских музеев обнаружил потрёпанную тетрадку, в которой оказалось записки старого партизана. В настоящее время Дневник выставлен на экспозиции в Государственном
Архиве Новейшей истории Новгородской истории.
Вышеуказанные лица, командиры, стали приходить ночью ко мне на квартиру, задавать вопросы: “Фёдор Андреевич, за кого вы должны идти в защиту? За немцев или за Советскую власть?” Я им объяснил: “Я – русский человек. Своей Родине никогда не изменю”.
Когда мне предложили вышеуказанные наши защитники, я дал согласие работать за свою родину, идти на её защиту. Партизанские командиры дали мне задание: разузнать, сколько войск в г. Порхове и какие эшелоны, куда держат направление и с чем. Я разузнаю, подаю сведения. Наши партизанские отряды минировали железную дорогу и спускали под откос. И очень много было таких случаев. Я партизанам добывал сведения, где более всего находится немцев, в каких деревнях, которые мне были доступны. Немцы меня не подозревали, они священникам доверяли. Я не одного спас коммуниста, также и комсомольца от гибели.»
Отец Федор Пузанов - православный священник, участник двух мировых войн, награжден тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. После окончания Великой Отечественной войны митрополит Ленинградский Алексий, будущий патриарх Алексий 1 наградил Фёдора Пузанова памятным крестом. Пользуясь относительной свободой, которую ему как сельскому священнику дали немцы, отец Фёдор передавал русским партизанам хлеб и одежду, сообщал о передвижениях оккупантов и беседовал с верующими. Кроме того, сельский священник собрал невероятную по тем временам сумму денег — 500 000 рублей, и через партизан передал их в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. Колонну попросил назвать «Дмитрий Донской».
Учитель: Мы сегодня на уроке говорим о подвиге священнослужителя. Православные священники в годы войны проявили максимум героизма и боевого духа в борьбе с фашистами, личным примером воина или благословения солдат на Победу, церковнослужители сыграли ключевую роль в Великой Отечественной войне.
После войны около 90 священников были удостоены медалей «за оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
А сейчас вы сами сможете прикоснуться к страницам истории, работая с архивными документами.
3.Практическая работа (анализ архивных материалов)
Стенограмма: Сообщения героя Советского Союза капитана Сергунина Ивана Ивановича комиссара 5-й Ленинградской Партизанской Бригады 11 апреля 1944 года.
Групповая работа. Приложение 4.
Учащимся необходимо выяснить, чем отличаются друг от друга исследованные тексты?
Выделить факты и мнение.
Заполнить таблицу в рабочем листе: задание 3
4.Заключение.
Обобщение: работа над цитатой
2.«Священник должен быть важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и не раболепным, строгим и кротким, чтобы он мог удобно противостоять всем препятствиям.»
Иоанн Златоуст
Как вы понимаете высказывание?
Итоги:
1.О чём мы сегодня говорили на занятии?
2.Что вы для себя отметили как наиболее интересный фрагмент занятия?
3.Подвиг и служение церкви. Можно ли объединить эти два понятия? Как путь пастыря и воина Фёдора Пузанова может быть примером этого?
4.Выделите три важных имени,3 важных действия и 3 важных качества по сегодняшней теме.
Литература.
1. Газета «Патриоты России» от 25.06.2022, «Георгиевский батюшка – так называли православного священника Федора Пузанова», от 30.04.20022
2. Газета «Известия», «Священник Фёдор Андреевич Пузанов», от 07.04.2010
3.https://vn-eparhia.ru/novosti-eparkhii/4261-svyashchennik-fjodor-puzanov-put-voina-i-pastyrya
4.https://ru.openlist.wiki/Пузанов Федор_Андреевич-
Приложение 1
Рабочий лист______________________________________
к уроку «Священник Фёдор Пузанов-путь воина и пастыря»
"Я русский человек. Своей Родине никогда не изменю»
1.В связи с какими событиями и кто сказал эти слова? КакВы понимаете смысл этих слов?
______________________________________
______________________________________________
________________________________________________
Назовите событие
2.Работа с иллюстрацией :3. Задание № 1. Работа с архивными документами. Определите где в документе указаны факты, а где мнение.
№ | Факт | Мнение |
1 документ | ||
2 документ | ||
3 документ | ||
4 документ |
Приложение 2
Заведующий отделом архива новейшей истории Колотушкин В.Г.
Приложение 3
Выступление ученицы 9 класса Прокопьевой Анастасии.
Приложение 4
Групповая работа.