Методическая разработка внеурочного занятия по информатике «Урок памяти»
Автор: Варук Елена Геннадьевна
Учитель информатики
МБОУ «СОШ № 11» (г. Североморск Мурманской обл.)
В данной публикации представлено внеурочное занятие по информатике для обучающихся 5-6 классов. Это занятие приурочено к празднику День Победы и направлено на повторение навыков работы в офисном редакторе MSWord и MSPowerPoint, отработанных детьми на внеурочных занятиях по информатике.
Цели мероприятия:
Развивать умения и навыки применения современных компьютерных технологий, в частности усовершенствовать навыки использования офисных программ.
Актуализировать и расширить знания обучающихся о героических страницах истории нашего Отечества.
Воспитывать обучающихся в духе патриотизма, любви к Родине, уважении к ее историческому прошлому.
Задачи:
Вспомнить и научиться применять полученные навыки работы в MS Word и MSPowerPoint в новых условиях.
Собрать и представить информацию о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ.
Познакомиться со способом сбора и обработки результатов социологического опроса для проектов и исследований.
Актуализировать знания про основные события и героев ВОВ, в том числе своей малой родины - Заполярья.
Развить креативные способности обучающихся.
Планируемые результаты:
- предметные: повторение навыков работы в офисных программах MS Word и MSPowerPoint
- метапредметные:
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя или самостоятельно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; определять цель выполнения заданий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; анализировать достижение цели, описывать способ ее достижения.
познавательные: осуществлять представление своей информации на слайде; знать основные события и героев ВОВ и Заполярья, историю своей семьи и родственников, принимавших участие в ВОВ.
коммуникативные: строить сообщения в устной и письменной форме; использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; представлять свою работу на публику.
- личностные: наличие признаков сформированного учебно-познавательного интереса обучающихся к информатике и способам решения новой задачи; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов.
Целевая аудитория: обучающиеся 5-6 классов, посещающие внеурочные занятия по информатике. Несколько обучающихся 9-х классов выполняют роль тьюторов.
Подготовительный этап: за неделю до мероприятия обучающиеся собирают информацию и фотографии своих родственников, участвовавших в ВОВ.
Основные этапы:
1 этап. Приветствие участников/Знакомство/Установка на работу (6 минут).
2 этап. Работа обучающихся по станциям (25 минут).
3 этап. Презентация результатов работы занятия (12 минут).
4 этап. Рефлексия, подведение итогов (2 минуты).
ИТОГО: 45 минут
ЭТАП №1. Приветствие участников/знакомство/ установка на работу.
В коротком вступительном слове учитель приветствует всех гостей и представляет всех присутствующих: обучающихся и старшеклассников-тьюторов, которые будут оказывать помощь на станциях.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы готовимся к великому празднику – Дню Победы. И наше занятие будет необычным. Оно пройдет в виде путешествия по станциям. Сейчас я вам расскажу про каждую из них.
Вы все сейчас находитесь за компьютерами. Это всё станции «Художественные». Здесь вам надо нарисовать рисунки, посвящённые ВОВ. Обратите внимание на первого тьютора, это ученица 9 класса, она закончила в этом году художественную школу и поможет вам, если у вас возникнут вопросы или проблемы.
Следующая станция «Эрудированная». На этой станции вам предлагается викторина из 10 вопросов, на которую вы отвечаете и сразу получают свой результат. Обратите внимание на второго тьютора, который написал программный код для этой викторины. Если у вас возникнут вопросы по работе программы, то он вам сможет помочь.
Следующая станция «Исследовательская». На этой станции вы будете проходить социологический опрос и заносить результаты в таблицуMSExcel. Здесь есть третий тьютор, который поможет вам заполнить таблицу в Excel. В конце тьютор оформит общую таблицу результатов и сделает диаграммы.
Последняя станция «Героическая». На этой станции вы дополняете общую презентацию слайдом, на котором размещаете фотографию и информацию о своём родственнике, принимавшем участие в ВОВ. Четвёртый тьютор с радостью вам поможет в сложной ситуации.
Если вам все понятно, то приглашаю первых трех участников пройти на станции «Эрудированную», «Исследовательскую» и «Героическую», а остальные ребята на своих компьютерах приступают к созданию рисунка, посвященного ВОВ с помощью векторного графического редактора, встроенного в MSPowerPoint.
ЭТАП №2. Работа обучающихся по станциям.
Трое обучающихся проходят на станции «Эрудированную», «Исследовательскую» и «Героическую», а остальные ребята запускают MSPowerPoint и начинают делать рисунок на слайде с помощью встроенного графического редактора. По мере освобождения станций «Эрудированная», «Исследовательская» и «Героическая» новые обучающиеся занимают места и выполняют работу (вопросы для станции «Эрудированная» находятся в приложении 1; текст социологического опроса для станции «Исследовательская» находится в приложении 2). Тьютор станции «Исследовательская» после прохождения всех ребят через станцию вносит результаты в заранее заготовленную таблицу и строит диаграммы. Учитель направляет перемещение детей по станциям и помогает в сложных ситуациях.
ЭТАП №3. Презентация результатов работы занятия.
На каждом рабочем компьютере обучающихся в режиме демонстрации выведен слайд с рисунком, посвященном ВОВ (эти же рисунки скинуты в сетевую папку для дальнейшей их демонстрации). На экран выведена презентация с надписью «Внеурочное занятие-путешествие «Урок памяти».
Итак, ребята, мы готовы презентовать результаты работы. И первая станция, с результатами работы которой мы ознакомимся, «Исследовательская».
П опрошу нашего тьютора представить нам результаты социологического опроса в виде диаграмм (тьютор выходит к экрану и представляет результаты).
Спасибо за выступление! Следующая станция «Художественная».
Давайте ознакомимся с рисунками ребят (учитель демонстрирует классу рисунки обучающихся, выполненных во время занятия из сетевой папки).
Какие вы молодцы! Вы настоящие художники! Следующая станция «Эрудированная».
Попрошу выйти тьютора и представить нам победителей (тьютор называет обучающихся, занявших 3,2 и 1 места, ребята выходят к экрану, учитель вручает подарки).
Спасибо ребята, вы хорошо знаете историю страны и нашего края. Последняя станция нашего путешествия – это станция «Героическая».
Приглашаю вас по одному выходить к экрану и рассказывать про вашего родственника, принимавшего участие в Великой Отечественной Войне (каждый ученик, когда на экране появляется слайд, который он делал, выходит к экрану и рассказывает про своего родственника небольшой рассказ (несколько предложений)).
Ребята, спасибо огромное, что поделились с нами историческими страничками жизни вашей семьи. Бесспорно, что каждый из ваших родственников, представленных сегодня нам, являются героями!
ЭТАП №4. Рефлексия, подведение итогов.
Вот и подошло наше путешествие к концу. На ваших столах находится лист рефлексии «Поезд победы» (приложение 3). Каждый из вас должен нарисовать на поезде 3 звезды, если было все понятно и вы справились со всеми заданиями; 2 звезды, если во время работы что-то было непонятно или вы не справились с каким-то заданием; одну звезду, если многое было непонятно и вы плохо справились с заданиями. Спасибо! До свидания!
Приложение 1.Станция «Эрудированная». Викторина
Когда началась Великая Отечественная война?
а) 9 мая 1941 года
б) 22 мая 1941 года
в) 22 июня 1941 года
Правильный ответ: в
Какое государство напало первым в Великой Отечественной войне?
а) Германия на Советский Союз
б) Советский Союз на Германию
в) Польша на Советский Союз
Правильный ответ: а
Кто возглавлял Советский Союз во время Великой Отечественной войны?
а) Владимир Ильич Ленин
б) Иосиф Виссарионович Сталин
в) Борис Николаевич Ельцин
Правильный ответ: б
Люди каких национальностей сражались в рядах войск Советского союза против немцев? (Выбери три правильных ответа)
а) японцы
б) русские
в) ирландцы
г) белорусы
д) украинцы
Правильный ответ: б,г,д
Какая битва стала началом коренного перелома в Великой Отечественной войне?
а) Битва за Днепр
б) Сталинградская битва
в) Битва за Заполярье
Правильный ответ: б
Военные действия войск Северного, затем Карельского фронта, а также сил Северного флота и Беломорской военной флотилии ВМФ СССР против немецких и финских войск в Мурманской области, Беломорской Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях в июне 1941 — сентябре 1944 года.
а) Битва за Днепр
б) Сталинградская битва
в) Битва за Заполярье
Правильный ответ: в
7. Моряк-подводник, Герой Советского Союза, чьим именем названа улица в городах Североморске и Заозёрске.
а) Борис Феоктистович Сафонов
б) Пётр Георгиевич Сгибнев
в) Иван Александрович Колышкин
Правильный ответ: в
Лётчик-ас истребительной авиации дважды удостоенный звания Герой Советского Союза.
а) Борис Феоктистович Сафонов
б) Пётр Георгиевич Сгибнев
в) Иван Александрович Колышкин
Правильный ответ: а
В 22 года он стал самым молодым командиром истребительного полка Северного флота, совершил 360 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 19 самолетов противника.
а) Борис Феоктистович Сафонов
б) Пётр Георгиевич Сгибнев
в) Иван Александрович Колышкин
Правильный ответ: б
10. Когда закончилась Великая Отечественная война?
а) 9 мая 1945 года
б) 22 мая 1945 года
в) 22 июня 1945 года
Правильный ответ: а
Приложение 2. Станция «Исследовательская». Анкетирование
Считаешь ли ты, что «День Победы» - это один из самых важных праздников России?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Приходишь ли ты со своей семьей смотреть Парад Победы?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Принимаешь ли ты со своей семьей участие в «Бессмертном полку»?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Участвуешь ли ты в концертах, посвященных 9 мая?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Участвуешь ли ты в возложении цветов к памятникам в День Победы?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Посещаешь ли ты 9 мая исторические музеи города?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Рассказывают ли тебе родители о родственниках, погибших во время Великой Отечественной войны?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Хотел бы ты принять участие в деятельности поисковых отрядах, занимающихся поиском пропавших без вести солдат?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Хотел бы ты принять участие в экскурсии по местам боевых действий Мурманской области?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Считаешь ли ты, что необходимо собирать информацию о войне, беречь и передавать её, чтобы будущие поколения не забыли исторической правды, знали и чтили подвиги наших предков.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Приложение 3. Лист рефлексии.
Поезд ПОБЕДЫ