Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. Методические приёмы для проведения рефлексии на современном уроке

Методические приёмы для проведения рефлексии на современном уроке

Из опыта работы по организации и проведению рефлексии - обязательного этапа современного урока. В статье освещены методы совместной деятельности ученика и учителя, при помощи которых школьники могут оценивать своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание, позволяющие совершенствовать учебный процесс, ориентировать на личность каждого ученика.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Порфирьева Надежда Владимировна

учитель технологии

МБОУ «СОШ № 17» г.Чебоксары

Методические приёмы для
проведения рефлексии на современном уроке

Аннотация: в соответствии с требованиями ФГОС в структуре урока есть обязательный этап – рефлексия. В статье освещены методы совместной деятельности ученика и учителя, при помощи которых школьники могут оценивать своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание, позволяющие совершенствовать учебный процесс, ориентировать на личность каждого ученика.

Ключевые слова: классификация рефлексии, приемы рефлексии, самоанализ, самооценка, рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала.

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее. Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает составная часть урока – рефлексия.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Существует несколько классификаций рефлексий. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.

Самая простая и быстрая в применении это символическая рефлексия, ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов). Устная рефлексия предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Она уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

По форме деятельности рефлексию определяют как коллективную, групповую, фронтальную, индивидуальную.

И можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала

Основной проблемой, считаю, является то, что урок ограничен по времени. В этих условиях нужно так его планировать, чтобы на рефлексию в целом отводилось не более 5-7 минут. Считаю, целесообразным вставлять приемы рефлексии в некоторые виды упражнений.

Поэтому я останавливаюсь на тех формах, которые не потребуют от учеников слишком много времени.  Выбор форм зависит от конкретной цели проводимой рефлексии. Как показывает практика, дети с гораздо большим интересом включаются в работу, когда им предоставляют право выбора, право оценивания своей работы.  Если эта работа организована в интересной доступной форме, их радости нет предела.  Следовательно, ребёнок учится с радостью, значит наша цель (сотворчество) достигнута.

Приёмы рефлексии, которые, на мой взгляд, целесообразно использовать на уроках, представлены ниже.

Проведениерефлексии настроения и эмоционального состоянияцелесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контактаc классом или в конце деятельности

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.

На начало урока очень часто применяется самый простой прием рефлексии «Букет настроения». Каждая ученица выбирает из корзины для себя тот цветок, который наиболее соответствует настроению, затем все цветки собирают в общий букет и проводится обратная связь: определяется настроение группы.

Этот же прием целесообразно применить в конце урока, таким образом можно проследить изменение настроения и эмоционального состояния школьников от начала до окончания урока.

Интересно проходит рефлексия эмоционального состояния «Острова». По окончании каждого занятия школьники путешествуют по условным островам (остров Скуки, остров Открытий, остров Радости, остров Непонимания, остров Творчества, остров Воодушевления, остров Больших идей и др). Могут появляться новые острова. Ученики от занятия к занятию перемещаются с одного острова на другой, анализируем, почему выбран именно этот остров.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Приём «незаконченное предложение». Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске и заканчивают её. У ученика есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • теперь я могу…

  • мне захотелось…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • я понял, что…

  • выполняя задания, я…

  • у меня получилось …

Следующий прием "Телеграмма" или «СМС»:
После завершения занятия каждому ученику предлагается отправить телеграмму, подумав над вопросами: что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? Написать об этом надо в коротком послании – телеграмме из 11 слов. Можно менять адресата, например, сосед по парте, другой ряд.

Прием «Рефлексивная мишень» позволяет оперативно получить обратную связь учеников относительно понимания учебного материала и может использоваться для рефлексии самых разных сторон состоявшегося урока. Ученикам предлагается заполнить мишень, оценив свою работоспособность, усвоение материала, настроение и желание (мотивацию) работать. Мишень можно заготовить на ватмане и прикрепить на доске или просто нарисовать мелом, выделив отдельные сектора на свое усмотрение (сектор "работоспособность, активность на уроке", сектор "интерес", сектор "усвоил новый материал", сектор "настроение").

Чтобы получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, что осталось непонятым, используется приём «Уборка в доме». Вывешиваются картинки чемодан, мясорубка и корзина. Там, где «чемодан» ученики прикрепляют листки и пишут то, что они вынесли с урока, заберут с собой и будут активно применять. На картинке «корзина» учащиеся записывают то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На картинке «мясорубка» пишут то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать. 

Прием рефлексии «Рюкзак» используется чаще всего на уроках послеизучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими.Рюкзак перемещается от одной ученицы к другой. Каждая не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход."

Рефлексия деятельности. Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Такая рефлексия проводится на этапе проверки домашнего задания, практической работы или защите проектных работ.

Приём«Лесенка успеха» поможет ученикам наглядно оценить свою деятельность на каждом этапе урока.Лестница успеха может быть как общей для всего занятия, так и отдельной для каждого его этапа (например,  проверка домашнего задания, освоение нового материала, применение полученных знаний для выполнения практической работы, написание самостоятельной работы и т.д.).

Количество ступеней в лестнице вариативно и зависит от возраста учеников, этапа урока и целей педагога. Минимальное количество — 3 ступени. Ступени лестницы успеха могут быть подписаны, проиллюстрированы или пронумерованы, а могут вообще не сопровождаться дополнительными символами или пояснениями. Вот лишь несколько вариантов подписей для лестницы успеха (по восходящей слева направо):

  • 3 ступени: у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька – мне всё удалось;

  • 4 ступени: нуждаюсь в помощи, нужно потренироваться (повторить), практически всё получается (понял), уверен в знаниях;

  • 5 ступеней: услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу научить другого.

Лестницу успеха можно нарисовать на доске или показать на слайде и предложить ученикам отметить ту ступень, на которой они находятся. Затем можно устроить обсуждение: обсудить, почему возникали трудности, что необходимо предпринять, чтобы с ними справиться. Приём позволяет ученикам развивать способность самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, отмечать свои сильные и слабые стороны. Учителю же он может помочь выявить сложные моменты, на которых стоит остановиться подробнее, понять, кто из учеников в каком вопросе успешен или испытывает трудности, и в зависимости от результатов скорректировать дальнейшую деятельность. Например, организовать групповую работу так, чтобы вместе собрались успевающие и отстающие в какой-то теме ученики. Так первые смогут помочь последним.

Приём«Дерево успеха»может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце урока. В конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников. На дерево ребята крепят листочки: зелёный лист – нет ошибок (всё получилось), жёлтый лист – 1 ошибка (получилось не сразу); красный лист – 2-3 ошибки (нужна помощь).

Прием «Мои ожидания». Предлагаю школьникам задуматься над тем, что их ожидает на ближайшее время урока? Перед началом работы каждый ребёнок пишет на небольшом листочке бумаги свои ожидания от предстоящего урока. Все высказывания крепятся на доске, в открытом доступе, любой может в течение урока подойти и прочитать, кто что написал.

В конце урока те ученики, чьи ожидания сбылись, снимают свои листочки. Оставшиеся несбывшиеся ожидания всем классом разбираются и обговариваются причины, которые помешали сбыться этим ожиданиям.

Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Список литературы:

  1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.

  2. Тюкаева, С. П. Рефлексия как этап современного урока / С. П. Тюкаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14990/ (дата обращения: 02.04.2023).

  3. Хуторский А.В. Анализ, самоанализ и рефлексия урока. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

  4. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Из опыта работы по организации и проведению рефлексии - обязательного этапа современного урока. В статье освещены методы совместной деятельности ученика и учителя, при помощи которых школьники могут оценивать своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, знание и незнание, позволяющие совершенствовать учебный процесс, ориентировать на личность каждого ученика.
0 ₽