Государственное бюджетное нетиповое
образовательное учреждение
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах»
Составитель:
Абракова Л.В
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаю вниманию руководителей театральных студий и кружков разработку методических рекомендаций «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах». Самые важные мысли и советы, на которые я опиралась при составлении методических рекомендаций - это выдержки из творческого опыта К. С. Станиславского, наработок З.Я. Корогодского и, конечно, мой пятнадцатилетний педагогический опыт в творческом объединении Дворца учащейся молодежи в качестве руководителя театральной студии «Аплодисменты».
Конечно, на просторах Интернета сейчас можно найти все, но для этого нужно время, т.к. на то, чтобы «просеять» необходимый материал для уточнения или восстановления его в памяти, потребуется не один день. Нужных книг под рукой часто не бывает. Надо идти в библиотеку. Хочется, чтобы эти методические рекомендации были подспорьем и помощником педагогам театральных студий и кружков в их нелегком труде; становлению подрастающего поколения, развитию их чувственной сферы, становлению их мировоззрения, формированию лучших струн души для постижения общечеловеческих ценностей. А среди них всегда были Любовь, Добро, Красота, Истина, Вера. Что позволяет подросткам, в дальнейшем, отстаивать свою жизненную позицию, в основе которой лежит человеколюбие!
Актуальность
Предлагаемые обстоятельства крайне важный действенный момент для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства - это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа - важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью. Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы».
Не нужно сливать воедино эти два понятия! Каждое из них выполняет свои функции. Станиславский указывал: «если бы» всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его. Друг без друга они не могут существовать и давать необходимую возбудительную силу актеру. Но функции их несколько различны; «если бы» дает толчок дремлющему воображению, служит рычагом для артиста, переводя его из реальности в мир, созданный творческим воображением драматурга, помогает актеру дополнить его собственным художественным вымыслом. Предлагаемые же обстоятельства служат обоснованию самого «если бы», способствуют мгновенной внутренней перестройке актера — тому «сдвигу», благодаря которому становится возможным сценическое творчество.
Термины и техники работы активно использовались К. С. Станиславским и его учениками. В настоящее время широко используется актёрами, режиссёрами и театральными педагогами.
Цель:
Собрать и объединить самые важные мысли о работе в предлагаемых обстоятельствах великих мастеров сцены в методических рекомендациях «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах», как помощь педагогам театральных студий и кружков в развитии фантазии и творческого воображения их подопечных, во время этюдного метода работы их с действием в «предлагаемых обстоятельствах».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах.
(Для руководителей театральных студий, кружков)
Импровизационное и оправданное действие в заданных педагогом предлагаемых обстоятельствах.
Лучшим способом работы в этом направлении является «этюд» - событийный фрагмент жизни, сыгранный в сценических условиях.
Предлагаемые обстоятельства – это те условия, которые определяют сценическое поведение. Обычно, чтобы прояснить предлагаемые обстоятельства, учащимся действенно (то есть своим поведением, своими поступками) предлагается ответить на следующие вопросы:
КТО? Кто действует на сцене? (возраст, пол, социальное положение, профессия и т.д.) Или, может быть, я действую «от наблюдения»: в таком случае «кто я?» - Личные обстоятельства.
Ситуативные обстоятельства - отвечает на вопросы. Чем живет человек в данной ситуации:
ГДЕ? Где я нахожусь сейчас (дома, в больнице, в школе, на вокзале, на рынке..) на улице, если на улице, то где именно, какая погода? И т.д.
КОГДА?Когда всё это происходит? Время года, время суток, конкретно время дня. (В дальнейшем, на более поздних этапах обучения – в какую историческую эпоху и т.д.)
ОТКУДА? Откуда я пришел?
КУДА? Куда мне нужно идти, спешить?
ЗАЧЕМ? Зачем я здесь? Зачем сюда пришёл?
ЧТО? Что мне надо? Что произошло 5 минут назад? Что происходит сейчас? Что мне мешает добиться цели?
Предлагаемые обстоятельства бывают:
Обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, на улице, дома, - где именно дома: на кухне, в спальне и т. д.)
Обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и т.д.)
Действие определяется глаголами, но глагол может быть действенным, может быть результативным, то есть провоцирующим чувство.
Вот цепочка глаголов: добиться, страдать, пытать, сомневаться, разгадать, торопиться, оглядеть, выведать, опередить, любить, верить, умиляться, жалеть, догнать. Их можно разделить на две группы:
глаголы результата: страдать, сомневаться, любить, жалеть, умиляться, торопиться, переживать….
глаголы действия: добиться, пытать, выведать, разгадать, догнать, опередить, оглядеть…
Предлагаемые обстоятельства, задаваемые педагогом должны быть методически осмысленны и даваться «от простых к сложным». Пусть сперва ответят поведением на простейшие вопросы – где вы, который час, зачем вы здесь и чем заняты. И здесь самое главное проследить за тем, чтобы их «действенные ответы» были подлинными и «читаемыми» со зрительской стороны ( но не в коем случае на первых порах нельзя указывать прямо на то, как их поведение выглядит со стороны, т.к. это может привести к негативным «взглядам на себя со стороны»!)
Тренинги.
Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах
(Ставим стул в центр).
Представим, что это не стул, а
ТРОН, который украшен драгоценными камнями. Как вы будете сидеть на троне?
ШЕЗЛОНГ - припекает солнце, дует легкий теплый ветерок, слышен шум прибоя и совсем рядом находится море. Вы вдыхаете морской воздух.
СИДИТЕ В ЦИРКЕ Кто перед вами выступает?
В ЛЕТНЕМ КИНОТЕАТРЕ СМОТРИТЕ комедию, фильм ужасов, солнце ярко светит: слепит и мешает смотреть…
У ШАХМАТНОЙ ДОСКИ Очень серьезный матч. Ваш ход.
В КРЕСЛЕ В КАБИНЕТЕ У СТОМАТОЛОГА
ДОМА, В СВОЕМ УДОБНОМ КРЕСЛЕ и смотришь любимый сериал.
СИДИШЬ, ЖДЁШЬ АВТОБУСА на остановке. И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….
СИДИШЬ НА БЕРЕГУ С УДОЧКОЙ ловишь рыбку.
Задание учащимся «СИДЕТЬ».
(Попросите каждого из учащихся придумать свои предлагаемые обстоятельства с действием «СИДЕТЬ».
УЧАЩИЕСЯ должны определиться, где они сидят и что они сейчас делают? А все внимательно смотрят и угадывают.)
Следующее задание «Идти по кругу».
Попросите всех встать в большой круг. «Идти по кругу», но предлагаемые обстоятельства будут разными.
1)Идем по горячему песку.
2) Идем по дороге, где везде лужи и грязь.
3) Идем по бревну, которое лежит через речку.
4) Идем по узкой горной тропинке.
Следующее задание «Бежать».
1) представь, что ты бежишь, потому что опаздываешь в театр.
2) Бежишь от злой собаки.
3) Бежишь за уезжающим автобусом.
4) Бежишь, играя в баскетбол, подвернула ногу.
Мы каждый день входим в разные двери и по разным причинам. Вы входите в дверь школы, в дверь класса, дома, комнаты, в дверь нашей студии. Но во все эти двери мы входим с разным настроением, с разными задачами и отношением к этому месту.C каким лицом и жестом будет входить в аудиторию человек, который хочет сообщить что в здании пожар? Если человек входит чтобы поздравить с днем рождения?
Предложите немного пофантазировать на тему: «Я вхожу в дверь чтобы….» и разыграть эту ситуацию, но событие у каждого свое.
(Ситуации: сообщить о пожаре, поздравить с повышением в должности, сообщить, что вы уволены, пригласить в гости, забрать ребенка из садика, в магазине купить подарок маме, заниматься с репетитором по английскому языку).
Работая над предлагаемыми обстоятельствами, учащиеся должны понимать: 1. какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и место действия); 2. для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы действия были зрелищными и интересными)
И помнить, что предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Весь мир театр…». Каждый день в обычной жизни мы встречаемся с предлагаемыми обстоятельствами и действуем (проживаем) согласно им. « В актёрской технике, как в природе, все едино и взаимосвязано. Действие фокусирует элементы психотехники – мышечную свободу, внимание, физическое самочувствие, воображение, внутреннее видение и внутренний текст, когда они объединены в одном волевом усилии, направленном на то, чтобы добиться поставленной цели». Действие – поведение, направленное на достижение определенной цели – является основным и главным элементом актёрской психотехники. Каждая секунда сценического существования обязана быть действенной. Чувство действия – основной элемент актёрской профессии. Этот главный элемент психотехники тренируется с первых упражнений.
Константин Сергеевич подчеркивал важность того момента, когда актер осознает, что он действительно творит, когда на сцене воссоздается кусочек подлинной жизни. В такие моменты актеру радостно, приятно действовать, у него легко и тепло на душе. Очень важно, уловив в себе это верное состояние, не упустить его, всеми возможными средствами его поддерживать. И Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства.
Как видим, предлагаемые обстоятельства в этом сложном процессе играют важную роль. И общий результат будет во многом зависеть от того, насколько данные предлагаемые обстоятельства точны, логичны, последовательны; насколько яркие и конкретные детали в них присутствуют, то есть насколько они жизненны.
Плодотворных, приятных моментов творчества, коллеги!
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Гротовский Ежи. От бедного театра к искусству-проводнику. - М.,
2003.
2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973
3. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли.
- М.: ГИТИС, 2005
4. Корогодский З. Я. Первый год. Начало. Издательство «Советская Россия» Москва — 1973.
5. Мастерство актера: Учебная программа для студентов актерского
факультета / Сост. А.Буров, П.Любимцев. - М., 2005.
6.Станиславский К. Работа актера над собой: Собрание сочинений,
том 3. – М. 7. Сухомлинский В. Рождение гражданина. - М., 1971 8. Чехов М. Путь актера. - М., 2003. 9. Эфрос А. Репетиция - любовь моя: В 4 т. - М., 1993.