Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Театр
  3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах»

«Предлагаемые обстоятельства» крайне важный действенный момент для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства — это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа - важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью. Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы». НО, не нужно сливать воедино эти два понятия!

Предметы

Театр

Категория

Театр
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Государственное бюджетное нетиповое

образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах»

Составитель:

Абракова Л.В

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаю вниманию руководителей театральных студий и кружков разработку методических рекомендаций «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах». Самые важные мысли и советы, на которые я опиралась при составлении методических рекомендаций - это выдержки из творческого опыта К. С. Станиславского, наработок З.Я. Корогодского и, конечно, мой пятнадцатилетний педагогический опыт в творческом объединении Дворца учащейся молодежи в качестве руководителя театральной студии «Аплодисменты».

Конечно, на просторах Интернета сейчас можно найти все, но для этого нужно время, т.к. на то, чтобы «просеять» необходимый материал для уточнения или восстановления его в памяти, потребуется не один день. Нужных книг под рукой часто не бывает. Надо идти в библиотеку. Хочется, чтобы эти методические рекомендации были подспорьем и помощником педагогам театральных студий и кружков в их нелегком труде; становлению подрастающего поколения, развитию их чувственной сферы, становлению их мировоззрения, формированию лучших струн души для постижения общечеловеческих ценно­стей. А среди них всегда были Любовь, Добро, Красота, Истина, Вера. Что позволяет подросткам, в дальнейшем, отстаивать свою жизненную позицию, в основе которой лежит человеколюбие!

Актуальность

Предлагаемые обстоятельства крайне важный действенный момент для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства - это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа - важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью. Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы».

Не нужно сливать воедино эти два понятия! Каждое из них выполняет свои функции. Станиславский указывал: «если бы» всегда начинает творчество, предлагаемые обстоятельства развивают его. Друг без друга они не могут существовать и давать необходимую возбудительную силу актеру. Но функции их несколько различны; «если бы» дает толчок дремлющему воображению, служит рычагом для артиста, переводя его из реальности в мир, созданный творческим воображением драматурга, помогает актеру дополнить его собственным художественным вымыслом. Предлагаемые же обстоятельства служат обоснованию самого «если бы», способствуют мгновенной внутренней перестройке актера — тому «сдвигу», благодаря которому становится возможным сценическое творчество.

Термины и техники работы активно использовались К. С. Станиславским и его учениками. В настоящее время широко используется актёрами, режиссёрами и театральными педагогами.

Цель:

Собрать и объединить самые важные мысли о работе в предлагаемых обстоятельствах великих мастеров сцены в методических рекомендациях «Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах», как помощь педагогам театральных студий и кружков в развитии фантазии и творческого воображения их подопечных, во время этюдного метода работы их с действием в «предлагаемых обстоятельствах».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах.

(Для руководителей театральных студий, кружков)

Импровизационное и оправданное действие в заданных педагогом предлагаемых обстоятельствах.

Лучшим способом работы в этом направлении является «этюд» - событийный фрагмент жизни, сыгранный в сценических условиях.

Предлагаемые обстоятельства – это те условия, которые определяют сценическое поведение. Обычно, чтобы прояснить предлагаемые обстоятельства, учащимся действенно (то есть своим поведением, своими поступками) предлагается ответить на следующие вопросы:

КТО? Кто действует на сцене? (возраст, пол, социальное положение, профессия и т.д.) Или, может быть, я действую «от наблюдения»: в таком случае «кто я?» - Личные обстоятельства.

Ситуативные обстоятельства - отвечает на вопросы. Чем живет человек в данной ситуации:

ГДЕ? Где я нахожусь сейчас (дома, в больнице, в школе, на вокзале, на рынке..) на улице, если на улице, то где именно, какая погода? И т.д.

КОГДА?Когда всё это происходит? Время года, время суток, конкретно время дня. (В дальнейшем, на более поздних этапах обучения – в какую историческую эпоху и т.д.)

ОТКУДА? Откуда я пришел?

КУДА? Куда мне нужно идти, спешить?

ЗАЧЕМ? Зачем я здесь? Зачем сюда пришёл?

ЧТО? Что мне надо? Что произошло 5 минут назад? Что происходит сейчас? Что мне мешает добиться цели?

Предлагаемые обстоятельства бывают:

Обстоятельства места – где происходит действие (страна, город, на улице, дома, - где именно дома: на кухне, в спальне и т. д.)

Обстоятельства времени – когда происходит действие (эпоха, год, время года, месяц, время дня и т.д.)

Действие определяется глаголами, но глагол может быть действенным, может быть результативным, то есть провоцирующим чувство.

Вот цепочка глаголов: добиться, страдать, пытать, сомневаться, разгадать, торопиться, оглядеть, выведать, опередить, любить, верить, умиляться, жалеть, догнать. Их можно разделить на две группы:

глаголы результата: страдать, сомневаться, любить, жалеть, умиляться, торопиться, переживать….

глаголы действия: добиться, пытать, выведать, разгадать, догнать, опередить, оглядеть…

Предлагаемые обстоятельства, задаваемые педагогом должны быть методически осмысленны и даваться «от простых к сложным». Пусть сперва ответят поведением на простейшие вопросы – где вы, который час, зачем вы здесь и чем заняты. И здесь самое главное проследить за тем, чтобы их «действенные ответы» были подлинными и «читаемыми» со зрительской стороны ( но не в коем случае на первых порах нельзя указывать прямо на то, как их поведение выглядит со стороны, т.к. это может привести к негативным «взглядам на себя со стороны»!)

Тренинги.

Действие в событии и предлагаемых обстоятельствах

(Ставим стул в центр).
Представим, что это не стул, а

ТРОН, который украшен драгоценными камнями. Как вы будете сидеть на троне?
ШЕЗЛОНГ - припекает солнце, дует легкий теплый ветерок, слышен шум прибоя и совсем рядом находится море. Вы вдыхаете морской воздух.
СИДИТЕ В ЦИРКЕ Кто перед вами выступает?
В ЛЕТНЕМ КИНОТЕАТРЕ СМОТРИТЕ комедию, фильм ужасов, солнце ярко светит: слепит и мешает смотреть…
У ШАХМАТНОЙ ДОСКИ Очень серьезный матч. Ваш ход.
В КРЕСЛЕ В КАБИНЕТЕ У СТОМАТОЛОГА

ДОМА, В СВОЕМ УДОБНОМ КРЕСЛЕ и смотришь любимый сериал.
СИДИШЬ, ЖДЁШЬ АВТОБУСА на остановке. И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….

СИДИШЬ НА БЕРЕГУ С УДОЧКОЙ ловишь рыбку.

Задание учащимся «СИДЕТЬ».
(Попросите каждого из учащихся придумать свои предлагаемые обстоятельства с действием «СИДЕТЬ».
УЧАЩИЕСЯ должны определиться, где они сидят и что они сейчас делают? А все внимательно смотрят и угадывают.)

Следующее задание «Идти по кругу».
Попросите всех встать в большой круг. «Идти по кругу», но предлагаемые обстоятельства будут разными.
1)Идем по горячему песку.
2) Идем по дороге, где везде лужи и грязь.
3) Идем по бревну, которое лежит через речку.
4) Идем по узкой горной тропинке.

Следующее задание «Бежать».
1) представь, что ты бежишь, потому что опаздываешь в театр.
2) Бежишь от злой собаки.
3) Бежишь за уезжающим автобусом.
4) Бежишь, играя в баскетбол, подвернула ногу.


Мы каждый день входим в разные двери и по разным причинам. Вы входите в дверь школы, в дверь класса, дома, комнаты, в дверь нашей студии. Но во все эти двери мы входим с разным настроением, с разными задачами и отношением к этому месту.C каким лицом и жестом будет входить в аудиторию человек, который хочет сообщить что в здании пожар? Если человек входит чтобы поздравить с днем рождения?


Предложите немного пофантазировать на тему: «Я вхожу в дверь чтобы….» и разыграть эту ситуацию, но событие у каждого свое.
(Ситуации: сообщить о пожаре, поздравить с повышением в должности, сообщить, что вы уволены, пригласить в гости, забрать ребенка из садика, в магазине купить подарок маме, заниматься с репетитором по английскому языку).
Работая над предлагаемыми обстоятельствами, учащиеся должны понимать: 1. какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и место действия); 2. для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы действия были зрелищными и интересными)
И помнить, что предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Весь мир театр…». Каждый день в обычной жизни мы встречаемся с предлагаемыми обстоятельствами и действуем (проживаем) согласно им. « В актёрской технике, как в природе, все едино и взаимосвязано. Действие фокусирует элементы психотехники – мышечную свободу, внимание, физическое самочувствие, воображение, внутреннее видение и внутренний текст, когда они объединены в одном волевом усилии, направленном на то, чтобы добиться поставленной цели». Действие – поведение, направленное на достижение определенной цели – является основным и главным элементом актёрской психотехники. Каждая секунда сценического существования обязана быть действенной. Чувство действия – основной элемент актёрской профессии. Этот главный элемент психотехники тренируется с первых упражнений.

Константин Сергеевич подчеркивал важность того момента, когда актер осознает, что он действительно творит, когда на сцене воссоздается кусочек подлинной жизни. В такие моменты актеру радостно, приятно действовать, у него легко и тепло на душе. Очень важно, уловив в себе это верное состояние, не упустить его, всеми возможными средствами его поддерживать. И Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства.

Как видим, предлагаемые обстоятельства в этом сложном процессе играют важную роль. И общий результат будет во многом зависеть от того, насколько данные предлагаемые обстоятельства точны, логичны, последовательны; насколько яркие и конкретные детали в них присутствуют, то есть насколько они жизненны.

Плодотворных, приятных моментов творчества, коллеги!

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гротовский Ежи. От бедного театра к искусству-проводнику. - М.,

2003.

2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973

3. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли.

- М.: ГИТИС, 2005

4. Корогодский З. Я. Первый год. Начало. Издательство «Советская Россия» Москва — 1973.

5. Мастерство актера: Учебная программа для студентов актерского

факультета / Сост. А.Буров, П.Любимцев. - М., 2005.

6.Станиславский К. Работа актера над собой: Собрание сочинений,

том 3. – М. 7. Сухомлинский В. Рождение гражданина. - М., 1971 8. Чехов М. Путь актера. - М., 2003. 9. Эфрос А. Репетиция - любовь моя: В 4 т. - М., 1993.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

«Предлагаемые обстоятельства» крайне важный действенный момент для актёрского творчества. Предлагаемые обстоятельства — это побудители действий персонажа. Персонаж действует тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств. Анализ обстоятельств жизни персонажа - важнейшая задача актёра и режиссёра при работе над ролью. Станиславский утверждал, что большую помощь в том, чтобы найти правильную линию действий, актеру могут оказать предлагаемые обстоятельства и «если бы». НО, не нужно сливать воедино эти два понятия!
0 ₽