Консультация для педагогов
«Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в дошкольном учреждении»
Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков.
А.И. Княжицкий
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.
Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные.
Уголок книги должен быть во всех возрастных группах.
В оформление уголка книги каждый педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В книжном уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее, вспомнить содержание, многократно вернуться к интереснейшим его эпизодам.
Основные требования к оформлению книжных уголков:
Презентация
1.Рациональное размещение книжного уголка в группе.
Нужно выбрать подходящее место. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Основным критерием при выборе книг служит учет педагогом литературных интересов малышей, их возрастных особенностей.
2.Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.
При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям и особенностям детей.
3.Соответствие интересам детей.
Т.е правильно нужно расставить книги. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы детей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу.
По-прежнему одними из самых любимых остаются произведения С.Маршака, Н. Носова, Э. Успенского. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир
4.Постоянная сменяемость книг.
(Периодичность смены книг в книжном уголке зависит от конкретных образовательных задач. Состав книжного уголка может не меняться в течение одной-двух недель тогда, когда к нему, в соответствии с тематикой недели, постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг надо указать детям на происшедшие изменения, дать им возможность рассмотреть новые книги и спросить у детей, что остановило их внимание и какую книгу им захотелось прочесть в первую очередь.)
5.Эстетическое оформление уголка.
Книжный уголок должен быть оформлен в соответствии с требованиями санпина.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.)
(Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.)
6.Востребованностьдетьми
Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию и вкусу.
ПЕРВАЯмладшая группа.
Оснащение уголка
В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно большекнижек-игрушек.
В книжном уголке должно находиться немного книг – 3-4, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, «Курочка ряба», «Репка»,потешкам, «Ладушки –ладушки! Где были? У бабушки», «Сорока-белобока» объемом не более 5 листов;
Книги с динамичными элементами
Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
Книжки-раскладушки
А также можно использовать отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные», «Дикие звери и др.).
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
Его устройством и назначением,
Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголке
сообщает правила, которые нужно соблюдать:
брать книги только чистыми руками,
перелистывать осторожно,
не рвать, не мять, не использовать для игр.
после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
с детьми
2 Младшая группа
В книжном уголке 2 мл.группыдолжно находиться 4 – 5 наименований книг.
Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
Книги с обычной листовой структурой;
Красочные иллюстрации на темы русских народных сказок.
книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича;
«Игрушки» А. Барто,
«Конь-огонь» В. Маяковского,
«Усатый-полосатый» С. Маршака и др.
Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка;
Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.
Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ.
В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Педагог учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать радость, которую приносит встреча с любимыми героями.
Средняя группа
В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине в книжном уголке помещают знакомые сказки, рассказы о природе, животных 4–6 книги, остальные хранятся в шкафу.
Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
В книжный уголок помещают -книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
В средней группе дети рассматривают альбомы, которые были сделаны руками педагога потемам:«Овощи», «Фрукты», «Аквариумные рыбки», «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
Помимо книг и альбомов постепенно педагог знакомит детей с материалом для ремонта книг (бумага, ткань, ножницы, клей и др.)
Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью.
У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др.
Картинки –иллюстрации для рассматривания по произведениям;
Портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А.Пушкин;
Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); Тематическая выставка о космосе или же выставка посвящена животным. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
Старшая группа
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают от 8 и до12, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Книги могут быть одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них.
Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.
Сюда помещаем:
Портреты писателей и художников – иллюстраторов
Книги, которые рекомендованные программой; «От рождения до школы»
Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
Энциклопедии («умные» книжки), словари;
Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
Старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.
Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельногососредоточенного общения детей с книгой;
Способствует совместному рассматриванию и обсуждению.
Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств;
А также педагог закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам;
Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства;
Знакомит с миром природы, ее тайнами.
Кроме того, в старших группах необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.
Подготовительная группа
Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели.
В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:
книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
2-3 сказочных произведения;
стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
книги, которые дети приносят из дома;
добавляются книги на школьную тематику;
тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
портреты известных детских писателей, поэтов.Цель знакомства-вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка
Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.
Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.
Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Для того, чтобы приобщить детей к трудовой деятельности и воспитывать в них положительное и бережное отношение к книге, в уголке может быть организована «Мастерская по ремонту книг».
В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.
В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.
Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям.
Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.
Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.
Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры, такие как «Собери картинку», «Любимые сказки», пазлы по мотивам известных детям сказок, игры-бродилки.
Наличие разных видов театра в книжном уголке, способствует закреплению знакомых сказок, стихов, потешек, и совершенствованию художественно-речевых навыков, умению интонацией передать характер героев.
Магнитофон, аудиокассеты, видеокассеты.
Можно на полочке-витриневыставить книги для самостоятельного чтения
В зависимости от изучаемой лексической темы можно такжедополнить книжный уголоксоответствующей литературой. (Тема: «Професии»)
Иногда дети приносят книги из дома, им хочется, чтобы воспитатель обязательно их прочел, рассмотрел, показал всем детям. В связи с этим можно также устроить выставку домашних книг. Пусть дети расскажут о своей книге, о том, что им в ней нравится.
Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге является создание книг своими руками.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книгеможет быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.
В Уголке Книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.
А также можно организовывать тематические выставки.
Цель тематической выставки-углубить литературные интересы детей.
Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей. Книжные выставки лучше проводить к предстоящим праздникам, юбилеям писателей или художников-иллюстраторов, или ко дню детской книги.
Необходим тщательный отбор книг, иллюстраций художников, открыток, картинок, фотографий, а также детских рисунков.
Можно привлекать детей к оформлению выставок, приглашать ребят из соседней группы.
-формировать культуру поведения (этикет). Формировать диалогического общение: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
2. Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к.внимание и интерес дошкольников будет снижаться.
Требования к организации выставки
Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).
Средняя группа - 3-4 раза в год.
Старший дошкольный возраст 5-6 и более.
Например, можно посвятить выставку даже одной книги, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками - сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева», можно разместить рисунки АнастасииАрхиповой; художника Ника Гольц; иллюстратора — народного художникаРоссии Бориса Диодорова; художника Владислава Ерко.
Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.
Можно выставить книги И.Токмаковой, которые иллюстрировал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рассматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом содружестве поэта и художника.
Также можно организовать выставку книг писателей-художников Е.Чарушина, В.Сутееваили же организовать выставку С.М. Михалкова
разместив его книги «Д.Стёпа», «А что у вас?», «Трезор», «Про мимозу», « Фантазёры», « Про девочку которая плохо кушала» , а также его портрет. Познакомить детей с биографией С. Михалкова, обыграть запоминающие сценки из произведений, провести развлекательный досуг, где дети зачитают наизусть стихи, отгадают загадки о героях С. Михалкова, соберут картинки, пазлы по произведениям автора.
Руководство.
– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями
– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои.
Примеры формирования «Уголка книги»:
«Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» иллюстрированная разными художниками»
«Книги И. Токмаковой с иллюстрациями Л. Токмакова
Выставка серии книг издательств «Самовар», «Дрофа» и др.
«Разные азбуки»
Творчество А.С. Пушкина
Народные детские песенки стран мира
«Елка» Сутеева В., Зощенко М., Барто А., Трутневой М.,
Михалкова С. и др. (произведения с одним названием, по разным авторам)
Тематический «Уголок книги» «Птицы»
Народная сказка источник для авторской сказки
Выставки детских журналов, издаваемых в одном регионе
Сезонные изменения в природе
«От книги к мультфильму» (произведения, положенные в основу мультфильмов)
Детские журналы.
«Мы художники – иллюстраторы» - выставка, произведений, знакомых детям, вместе с иллюстрациями.
«Домашняя библиотека» - выставка книг, принесенных детьми из дома.
Следует помнить:
1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.
Правила работы в «Уголке книги»
-Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.
-При смене книг в книжном уголке необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.
-Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.
-При рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.
-Книги брать чистыми, сухим руками.
Главной задачей педагогов является
привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».