Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств №7
Методический доклад:
«Профессиональная компетентность преподавателя ДШИ, как необходимое условие культурно-просветительской деятельности».
г.Ульяновск
2024
Профессионально-техническая (исполнительская компетенция).
Профессиональная компетентность - готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность, применяя знания, умения, навыки и личностные качества.
Преподаватель-музыкант, работая с учеником, должен уметь показать, проиллюстрировать на музыкальном инструменте тот или иной технический прием, нюанс, звуковую краску и т. д.
Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя ДШИ - это совокупность личностных качеств, профессионально-педагогической компетентности, музыкально–педагогической компетентности.
Я остановлюсь на профессионально-технической, исполнительской компетенции. Если ученики видят, что их преподаватели не только учат их теории и исполнительству, но и сами выступают соло на фортепиано либо в качестве концертмейстера, или принимают участие в различных по составу ансамблях и выступают на различных концертных площадках, видят, как проявляет себя преподаватель в различных ситуациях при выступлении, как себя "держит" на сцене, как преодолевает волнение, как стремится передать содержание произведения, они гордятся своими преподавателями и стремятся во всем подражать им. Обязательно должны видеть творческую деятельность преподавателя и родители. Они должны присутствовать на концертах, видеть преподавателя как исполнителя, ведь это результат того, зачем и для чего их ребенок обучается в музыкальной школе. Преподаватели, выступая вместе со своими учащимися на одних концертных площадках в школе перед родителями, в учреждениях и на открытых площадках в городе, занимаются огромной просветительской деятельностью.
Наш вокальный ансамбль преподавателей, в котором я в настоящее время пою, вот уже шестой год активно выступает во всех концертах, которые проводятся в школе и городе.
Наш коллектив постоянно приглашается на сценические площадки города (библиотеки, городская площадь и др.).
Основной целью такой деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения.
Преподаватели нашей школы в своей просветительской деятельности ставят следующие задачи:
- раскрытие творческого потенциала учащихся посредством приобщения к коллективному творчеству, участию в качестве ведущих, в составе музыкально-театральной студии, к музицированию в разных исполнительских составах – соло и инструментальных ансамблях, посредством концертных выступлений;
- развитие музыкального вкуса, - т.е. научить разбираться в музыкальной информации, отбирать произведения, действительно достойные и значительные;
- повышение интереса учащихся средних музыкальных способностей не занятых подготовкой к конкурсам, к творческой деятельности примером личной творческой концертной деятельности преподавателей;
- просветительская деятельность среди родителей учащихся, концерты для жителей города и работников различных учреждений.
Профессиональная компетентность в области культурно‐ просветительской деятельности определяется способностью преподавателя:
- к разработке и реализации культурно-просветительских программ, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности;
- к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности.
Задачами культурно-просветительской деятельности являются:
- функция просвещения;
- пропаганда искусства;
- воспитание духовно-нравственной личности.
Среди основных форм просветительской работы выделяются лекция и концерт.
Существует достаточно много форм музыкально-просветительской деятельности, производных от двух указанных основных: лекция-концерт, концерт-беседа, концерт с комментариями.
Основной целью просветительской деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения.
Учитывая всё вышесказанное можно утверждать, что под профессиональной компетентностью преподавателя-музыканта следует понимать такую деятельность, когда на основе базы знаний, умений, навыков, опыта и осознанного понимания своей роли в обществе, непрерывного самосовершенствования и саморазвития личности он обеспечивает оптимальный вариант организации учебно-воспитательного процесса с целью формирования творческой личности.