Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. ИЗО
  3. Методический материал " Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения"

Методический материал " Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации проектного метода обучения"

Теоретические основы использования метода проектов на уроках изобразительного искусства. Преимущества использования метода проектов на уроках изобразительного искусства. Особенности художественно-творческого проекта. Методические основы использования метода проектов на уроках изобразительного искусства. Методические рекомендации по организации художественно-творческого проекта. Описание методического опыта.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

ИЗО

Категория

ИЗО
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Развитие творческих способностей обучающихся

на уроках изобразительного искусства в условиях

реализации проектного метода обучения»

Содержание

Аннотация

Пояснительная записка

Раздел 1

Теоретические основы использования метода проектов

на уроках изобразительного искусства.

1.1

Преимущества использования метода проектов на уроках изобразительного искусства.

1.2

Особенности художественно-творческого проекта.

Раздел 2

Методические основы использования метода проектов на уроках изобразительного искусства.

2.1

Методические рекомендации по организации художественно-творческого проекта.

2.2

Описание методического опыта.

2.3

Анализ результативности использования метода проектов на уроках изобразительного искусства

Заключение

Список литературы

Аннотация

Главная цель данного пособия – оказание помощи учителю в разработке и проведении уроков изобразительного искусства в соответствии с требованиями образовательного стандарта нового поколения.Данное методическое пособие содержит теоретический материал по организации творческого проекта на уроках изобразительного искусства и методические рекомендации по его проведению. Рассмотрены ключевые проблемы урока-проекта и способы их преодоления. В помощь учителю представлен опыт работы в конструировании технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС и предлагаются методические рекомендации по использованию технологических карт в учебном процессе. Так же приведён пример технологической карты урока изобразительного искусства по теме «Художник в театре. Изучение театральных декораций в процессе создания макета к спектаклю «Снежная Королева».

Данное методическое пособие может оказать методическую и практическую помощь педагогам в процессе их самообразования и саморазвития, а также в педагогической деятельности. Методическое пособие предназначено для учителей изобразительного искусства, учителей начальных классов, преподающих уроки изобразительного искусства, педагогов дополнительного художественного образования.

Пояснительная записка

«Существует несколько подходов к конструированию,

проектированию, рождению, творению, созданию

всего, в том числе и урока: интуитивный,

эмпирический (путь проб и ошибок), подход с позиций

здравого смысла, научный и т.д.

И все они имеют право на существование…»

М.М Поташкин

В современном мире перед школьником встают такие проблемы как необходимость быстро добыть информацию, правильно ее обработать, презентовать результаты своей работы, выполнить рефлексию. Для решения этих проблем, с которыми ученик будет часто сталкиваться в повседневной жизни, требуются особые навыки, которые можно освоить, применяя проектную деятельность. В технологии проектной деятельности на уроках изобразительного искусства особое место занимает художественно-творческий проект, работа над которым направлена на разрешение конкретной социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической, художественно-творческой.

В первом разделе раскрываются теоретические основы использования метода проекта на уроках изобразительного искусства: преимущества и педагогические условия организации художественно-творческого проекта.

В разделе «Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства» даны рекомендации по организации художественно-творческого проекта и описан педагогический опыт организации урока-проекта, представлена технологическая карта урока по теме «Художник в театре».

Актуальностьорганизации работы над проектной деятельностью, определяется необходимостью реализации метода проекта в процессе преподавания изобразительного искусства, для достижения нового результата образования.

Актуальность и новизна педагогического опыта определяются имеющимися противоречиями образования между необходимостью творческого использования классно-урочной системы и её преимуществ и недостаточной разработанностью технологии проектирования современного урока изобразительного искусства на основе проектного метода.

Цель использования проектного метода на уроках изобразительного искусства: развитие познавательных навыков, художественно-творческих способностей способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. 

Задачи: 
- воспитание и развитие художественного вкуса обучающего, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала; 
-овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности; 
-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, художественным традициям своего края;
- воспитание духовности, нравственности, патриотизма.

Воснову метода проекта положена прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного метода проектов.

Новизна моей работы заключается в адаптации структуры общих подходов реализации проектного метода обучения к урокам изобразительного искусства в классах начального общего образования.

Перспективаиспользования на уроках изобразительного искусства проектного обучения:

• создание банка проектных работ в помощь обучающимся и педагогам изобразительного искусства;

• диссеминация моего опыта работы по данной теме;

• участие в творческой группе «Проектная деятельность в школе», обмен опытом с коллегами по данному вопросу, консультирование педагогов; участие учащихся в конкурсах различного уровня.

Опыт заключается:

• в системном подходе использования метода проектов на уроках изобразительного искусства в начальной школе и во внеурочной деятельности;

• в разработке системы развивающих художественно-творческих заданий и упражнений для обучающихся начальной школы на уроках изобразительного искусства;

• в технологичном подходе к организации изобразительной деятельности через метод проектов;

• в формировании у обучающихся надпредметных умений (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество);

• в расширении арсенала изобразительных средств, с целью достижения наибольшей художественной выразительности.

Раздел 1. Теоретические основы использования метода проектов на уроках изобразительного искусства

1.1.Преимущества использования метода проектов на уроках изобразительного искусства

Слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» - можно считать девизом проектной деятельности.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Отовсюду к ним поступает так много информации и учитель уже давно не является единственным источником информации.

Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

  Инновационный поиск новых средств, привел нас к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям является метод проектов.

В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.

   Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле, сместить акцент процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

С точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. Предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Проведение занятий с применением технологии проектной деятельности помогает формированию готовности и способности к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В процессе творчества, коллективной работы создаются условия для развития коммуникативных навыков. Ребята в такие моменты раскрепощены, захвачены идеями, которые у одного приходят в образах, у другого рождаются целые истории, и если учащиеся объединяются, то складываются творческие коллективы, где им интересно выражать себя. Есть возможность проявить свои способности в новых условиях.

    1. Особенности художественно-творческого проекта

Развитие положительной мотивации обучающихся к учению, самостоятельное овладение знаниями и творческий подход к организации изобразительной деятельности – это важные задачи современного художественного образования, решению которых способствует работа над творческим проектом. Сущность художественно-творческой проектной деятельности определяется способностью ребёнка совместно с педагогом или самостоятельно поставить перед собой творческую задачу и самостоятельно найти пути её решения.

Творческий проект – это замысел, идея, образ, воплощённые в художественном изобретении: в форме рисунка (эскиза), объёмной поделки или в форме итога поисковой работы: оформленного альбома, выставки-раскладушки и др. Творческий проект предполагает максимально свободный, иногда нетрадиционный подход к оформлению результатов изобразительной, конструктивной или декоративной деятельности и их оценки.

Проживание позиции «я – автор» ставит ребёнка в ситуацию «первооткрывателя», создателя уникального художественного продукта – произведения. Детский рисунок или объёмная скульптура, созданные не репродуктивно-подражательным, а творческим путём, являются авторскими произведениями изобразительного творчества, результатом художественной деятельности. Авторство является ярким показателем продуктивности проектной деятельности.

Эффективность применения метода проектов в образовательном процессе обусловлена его практической направленностью, учётом интересов ребёнка, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами детей.

Практико-ориентированная творческая проектная деятельность нацелена на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Разработка эскиза афиши спектакля, эскиза костюма, создание рисунка для передвижной выставки (в детский сад, в другую школу, библиотеку и др.), выполнение рисунка-подарка, декоративной поздравительной открытки, разработка плана видеопрезентации к уроку или школьному празднику и т. п. – это те социально значимые виды деятельности, которые дети выполняют на уроках изобразительного искусства.

Продукт творческой деятельности заранее определён (роспись панно, стенгазета, плакат, объёмная скульптура, игрушка и т. п.) и может быть использован в жизни класса, школы, района.

Продуктивность учения это способ проектной работы, не просто единица знания или элемент отдельного умственного умения, а личностное образование, где, как в сплаве, объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты. В продуктах творческой деятельности (рисунке, объёмной поделке и т. п.) отражается субъективная переработка школьниками программного материала и фиксируется уровень их развития. Способы художественно-творческой деятельности, устойчиво предпочитаемые школьником, становятся важными средствами определения индивидуальных особенностей и инициативы, что выражается в предпочтении того или иного художественного материала, индивидуального, в паре или коллективного выполнения работы, в цветовых предпочтениях, в выборе видов творческой деятельности – изобразительной, конструктивной, декоративной.

Художественно-творческая проектная деятельность выполняетфункции исследовательской работы, практической и теоретической одновременно. Размышляя над замыслом, ребёнок делает умозаключения и порождает «продукт мысли». Он выстраивает образ предстоящей практической деятельности, проходя такой же путь «творческих исканий и открытий», как настоящий художник. Реализуя замысел в материале, школьник поддерживает функциональную грамотность, выражая своё отношение к анализируемой проблеме, подбирая адекватные замыслу средства реализации. В процессе практической работы он корректирует замысел, вносит новое осмысление темы, а порой и отказывается от предыдущей идеи, найдя наиболее выразительную форму воплощения задуманного.

Образовательный процесс, строится на «игровом диалоге» педагога и учеников, который направляется на совместное конструирование учебной деятельности. Ситуация способствует естественному (без напряжения и страха) выполнению творческой задачи. Роль «художника» или «зрителя» дети выполняют с удовольствием. При этом обязательно учитывается познавательная активность детства, индивидуальная изобретательность ребёнка, его отношение к содержанию, виду и форме изучаемого материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, заданных или не заданных обучением.

Таким образом, можно заключить, что творческий проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности и средства художественного выражения. Это творческая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет художественную форму и важное прикладное значение. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, развивать регулятивные универсальные учебные действия обучающихся, навыки целенаправленной деятельности по нахождению способов реализации замысла путём решения творческой задачи.

2.1.Методические рекомендации по организации художественно-творческого проекта

Изучение современных технологий обучения применяемых в преподавании изобразительного искусства, методические рекомендации по их применению необходимое условие качественной организации эффективного учебного процесса. Правильно и умело организованное, методически грамотное использование современных технологий, форм и методов обучения на уроке изобразительного искусства способствует повышению эффективности процесса обучения, воспитания и развития.

Младший школьный возраст – это сензитивный (предрасположенный) период к изобразительному творчеству, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у ребёнка определённых психологических свойств и видов поведения. Дети с удовольствием выполняют рисунки, конструируют, создают лепные поделки, с интересом придумывают новые темы для творчества, фантазируют.

Для каждого этапа художественного образования некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности.

В возрасте 6-9 лет главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру. В этот период для детей очень важно самовыражение, передача своих эмоций, ощущений, своего видения мира. В раннем возрасте очень сложно организовать коллективное творчество детей, потому что, дети ревностно относятся к тому, что нарисовали, у них не сформированы оценочные способности, им тяжело распределить роли работы в коллективе, так как каждый не хочет уступать ведущую роль. У детей младшего возраста не сформированы навыки художественной деятельности, многие не выдерживают график и темп коллективной работы. Поэтому целесообразно в этом возрасте проводить только кратковременные групповые (2-3 человека) работы.

Picture 3

Фото 1. Внеурочный проект «Кто они - гости из космоса?» 2 класс.

Наиболее удобная форма – выполнение коллажа, аппликации, без передачи наглядной перспективы. Это могут быть задания на составление цветочного букета, тематической композиции или составление фриза, то есть такие, где каждый элемент композиции может быть свободно размещен на поле, без его привязки к размерам и светотени. Более сложные формы коллективной работы не всегда дают положительный результат.

Picture 1

Фото 2. Групповой внеурочный проект по освоению нетрадиционных

способов рисования «Веселая радуга» 1 класс

В возрасте 10-11 лет формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. Это сензитивный период для коллективного творчества. Дети уже обладают достаточными художественными навыками для ведения работы в едином стиле или единой для всей композиции технике. Учащиеся умеют и понимают, как передать на плоскости перспективу, могут композиционно правильно организовать пространство листа. У детей к этому возрасту формируются оценочные способности, они способны увидеть ошибки и исправить их. В этом возрасте дети любят обмениваться рисунками, дорисовывать, переделывать их, дети любят учиться друг у друга, многократно повторять один и тот же сюжет или образ, дети могут подстроиться под стиль своего товарища. В возрасте 10-11 лет закладывается основа характера человека, его способности договариваться, убеждать, отстаивать свою правоту, именно поэтому необходимо создавать условия для межличностного общения в любых его проявлениях.

Моя практика работы подтверждает, что именно этот возраст наиболее благодатный для коллективного проектного творчества. В этом возрасте приемлемы все виды коллективного творчества, но особенно интересна для детей форма совместного взаимодействия.

Исходным пунктом предметной методики в области изобразительного искусства является раскрытие индивидуальных возможностей каждого ученика. Проектная деятельность помогает в решении этого вопроса. Она способствует индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, позволяет фиксировать избирательность познавательных предпочтений и устойчивость их проявлений. Для каждого ребёнка создаётся не изолированная, а разносторонняя среда, для того чтобы дать ему возможность проявить себя.

Вариативность решения творческой задачи – это ключ к пониманию сути творческого проекта: одну и ту же образовательную задачу можно решить разными путями, по-разному (оригинально). Например проект «Книга своими руками» получает творческое развитие в разных направлениях: кто-то создаёт книжку игрушку для малышей, кто-то – книжку-раскладушку, кто-то участвует в коллективном проекте «Азбука», кто-то иллюстрирует любимую сказку, кто-то создаёт с родителями проект «Семейный альбом» и т. п. Вариативное прочтение детьми образовательной темы способствует раскрытию индивидуального замысла, в то же самое время решает образовательные задачи, связанные с созданием макета книги, изучением её структуры – обложки, заставки, иллюстрации, буквицы, концовки и т. п.

Реализация метода проектов в течение всего года – это составная часть образовательного процесса, способствующая развитию у школьников умений самостоятельного действия и поиска оригинальных путей решения проблемных ситуаций, навыков самостоятельного познания окружающего мира, стремления к самоопределению и самоорганизации.

Работа над проектом «Творческая папка» обучающимися 1–4 классов осуществляетсяв течение всего учебного года и завершается созданием индивидуального портфолио. В Творческой папке юного художника собираются все рисунки, эскизы, наброски и т. п., созданные в результате работы над четырьмя базовыми образовательными проблемами («Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусств»), а также сочинённые ребятами кроссворды, ребусы, собранные открытки, марки, фотографии, поделки и другие результаты поисковой и изобразительной деятельности.

Преобладающим моментом в организации проектной деятельности учеников становится не трансляция учителем учебного материала, а создание благоприятной творческой среды развития: педагог признаёт за каждым ребёнком его самобытность, индивидуальность, самооценку, способствует реализации его творческого потенциала, поддерживает инициативу, нацеливает практическую деятельность на создание оригинального произведения. Работа над индивидуальными и коллективными проектами имеет личностное значение для младших школьников, поскольку каждый ученик класса принимает в них участие и вносит свою лепту в творческое дело.

Проекты создают дополнительную работу для учи­теля. Они требуют дополнительных дейст­вий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих ис­точников материалов и т.д.

Для того чтобы организовать работу над проектом, необходимо:

а) тщательно подготовиться к выполне­нию задания. Убедиться в том, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить ещё до начала работы над проектом;

б) не спешить, подробно объяснить, что и как следует делать;

в) терпимо относиться к шуму: учащим­ся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Та­кой вид шума – это естественная составля­ющая продуктивной работы, но необходимо пресекать любой другой шум, не связанный с вы­полнением задания;

г) внимательно наблюдать за тем, что делают ребята. Если они не поняли свое задание, не надо отменять его. Выяснить, в чем проблемы. Разобраться в каждой из них.

Учитель мо­жет столкнуться с трудностями, связанны­ми с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудно­сти во взаимоотношениях с другими чле­нами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Необходимо сохранять группы до оконча­ния работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начи­нается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанной на длительное действие, зависит от интере­сов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество уче­ников в группе 3-4. Необходимо ученикам разре­шать проблемы внутри группы без вмеша­тельства учителя. Учитель может дать со­веты по формированию групп детей с раз­ными способностями.

Главной целью педагога при организации коллективного проекта является обучение их деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений: каждый в группе имеет право высказывать любую точку зрения, отстоять ее убедительной аргументацией, обязан выслушать и понять другого, терпимо относиться к чужому мнению и продукту творчества, извлекать из него рациональное, нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

При организации работы над проектом необходимо создание следующих педагогических условий:

– создание на занятии особой эмоциональной творческой атмосферы, способствующей зарождению художественно-творческих замыслов и их реализации;

– поддержка авторской инициативы, самостоятельности детей, их готовности выразить свои эстетические или гражданские позиции;

– стимулирование школьника к самостоятельному выбору средств художественного выражения (композиция, цвет, ритм, форма, объём и т. п.); – введение знаний о приёмах выполнения учебных действий, выделение специфических приёмов творческой работы с учётом их функций в личностном развитии;

– постоянное согласование личного опыта школьника с научным, культурологическим содержанием задаваемых знаний, умений и навыков;

– вариативная организация материала, позволяющая создавать ситуацию выбора смыслов и средств образования;

– пропаганда детской самодеятельности в различных видах художественно-творческой деятельности;

– создание ситуации здоровой конкуренции, стимулирующей самостоятельное преодоление проблемных ситуаций, самоопределение;

– создание системы оптимального соотношения между базовым и дополнительным образованием;

– организация плотной связи с родителями, выполнение детьми образовательных проектов вместе со своими родителями.

Что требуется от учителя:

          умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

         владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

         владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

         умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;

         владение компьютерной грамотностью;

         умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется: 

         знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);

         владение компьютерной грамотностью;

         умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным предметам для решения познавательных задач.

Важным аспектом подготовительной работы является ресурсное обеспечение. Необходимо позаботиться о подготовке методических рекомендаций и памяток для учащихся, в которых тщательным образом должна быть прописана вся технологическая схема работы над коллективным панно.

Работа в группах должна быть систематической, применяться на разных занятиях: урочных и внеурочных. Именно в групповой работе можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Увлекательным приемом организации групповой работы является, введение правил работы группы. (Приложение 1). Они заранее обсуждаются, обозначается их значимость, им придается статус Правил, можно даже их оформить наглядно.

Деление на группы – очень важный момент в организации коллективной творческой работы, так как это во многом определяет работоспособность группы в целом и каждого учащегося индивидуально, в конечном счете, может определить и результат работы на уроке. Практика показывает, что наиболее эффективными приемами разделения на группы являются: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору педагога.

Для более успешного взаимодействия в группах использую подготовительные упражнения, которые могут помочь обучающимся научиться контактировать друг с другом, определять лидера.

Таким образом, грамотно организованная групповая работа, поможет обучающимся научиться общению друг с другом, позволит им строить субъективные отношения между собой, между обучающимися и учителем, что активизирует обратную связь, способствует формированию адекватной самооценки ребенка, а значит, самореализации своего «я». Следовательно, групповая форма работы значительно повысит уровень сформированности коммуникативных способностей обучающихся не только в индивидуальной работе, но и в парной и групповой.

Совместно-взаимодействующая деятельность очень хорошо интегрируется с игровыми приемами. Организация разного рода командных соревнований, путешествий по станциям, познавательных викторин, приемов театрализации и драматизации - все это формы совместно-взаимодействующей групповой работы, применяемые в проектной деятельности. Причем не всегда сценарии таких уроков должен разрабатывать учитель, дети сами с удовольствием включаются в процесс придумывания заданий, составляют кроссворды, готовят необходимый реквизит, распределяют роли.

Совместно – взаимодействующая форма коллективного творчества при организации художественного творческого проекта очень многогранна и наиболее сложная в организации.

Совместно-индивидуальная форма коллективного творчества,характеризуется тем, что участники осуществляют работу индивидуально. Кроме того возможна реализация работы в паре. На завершающем этапе их работа становится частью общей композиции.

Выполняя свою часть работы, учащийся знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизаций творческих возможностей ребенка, с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. Такая форма совместной деятельности позволяет провести уроки-проекты по созданию коллективных панно в технике аппликации, коллажа, макетирования. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-индивидуальной деятельности, необходимо продумывать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции, ее эстетическое качество.

На практике очень часто объединяют индивидуальные работы в коллективную композицию. Еще одно направление этой деятельности предполагает совместную работу всех участников работа на одном листе, плоскости, что требует постоянного согласования действия всех участников коллективной деятельности. Возможно, организовать работу над пейзажем в восточном стиле, на одном длинном полотне, организовать совместно - взаимодействующую деятельность по оформлению интерьера класса, школы. Для этого ученикам предлагается вырезать изображения по контуру и наклеить их на общий фон, но некоторые учащиеся могут изобразить предмет в “среде ”, из которой “вырывать” его очень сложно. Более охотно школьники расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы представляют назначение своего рисунка - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее.

Методы и приемы организации совместно - индивидуальной деятельности:

  • продумать заранее композицию коллективной работы; выбрать цвет, размер и положение общей – плоскости фона;

  • выбрать единый изобразительный материал и технику изображения, как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

  • определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;

  • определить технику “сборки” коллективной композиции.

  • продумать процесс выполнения коллективной композиции, определить ответственных за составление общей композиции;

  • провести анализ результата коллективной деятельности.

Достоинствомсовместно – индивидуальной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно - последовательной и совместно - взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у учащихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, при этом не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Коллективной работе должен предшествоватьподготовительный этап, который позволит детям углубить собственные знания по теме, рассмотреть подобные работы, обратить внимание на их композицию, цветовое решение. У детей формируются образы, порождающие желание воплотить их в собственной работе.

Фото 3. Урочный проект «Художник в театре».

Работа в библиотеке, знакомство с книгами разных издательств.

Время урока ограничено, поэтому дети к теме часто готовятся заранее или вне урока. Поисковая группа рисует основную композицию будущей работы. Дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, они имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом и между собой, естественнее осуществлять обсуждение предстоящей работы, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится.

Основной этап- этап выполнения работы. Он состоит из игровых ситуаций. Одним ребятам надо поработать модельерами, сконструировать, украсить, изготовить. Другим надо оформить, расписать, вырезать приклеить, затонировать фон и т.д. Цель этапа предоставить детям возможность воплотить в работу свою фантазию, используя имеющиеся знания о цветовой гамме, умение пользоваться ножницами, клеем, отделочным материалом. Создать условия для взаимодействий детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию, но формированию у них умений работать в коллективеPicture 2

Фото 4. Урок-проект «Художник в театре» 3 класс.

Заключительный этап - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненное панно вывесить в классной комнате. Оно привлечет внимание детей, родителей, станет объектом самых разных обсуждений, рождение новых творческих замыслов, идей, предложений. Завершенную работу необходимо проанализировать, отметить что получилось, какие неточности допущены. Но анализировать нужно не только «продукт» деятельности, но и процесс деятельности. Что понравилось, в чем испытывали затруднения.

Picture 6

Фото 5. Внеурочный проект «Осторожно грибы» 2 класс,

Урок-проект «Снегирь – птица зимы» 2 класс.

Для диагностики эффективности организации коллективной деятельности можно использовать метод само- и взаимодиагностики учащимися качеств, формируемых в процессе продумывания и реализации работы. Учащиеся должны оценить развитие у себя и своих товарищей следующих характеристик: активность, инициативность, уровень творчества, профессионализм (качество выполненного рисунка), ответственность и самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий, способность организовать других, целеустремленность и заинтересованность в результате. Данные критерии были выработаны как значимые характеристики, формируемые в процессе реализации групповой работы учащихся.В процессе оценки принимает участие и педагог.

Однако коллективная работа как живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых разных затруднений, тем более что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Коллективные работы бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная задача не позволяет грамотно планировать поэтапные шаги работы, а невыполненный одним из членов группы элемент тормозит создание всей композиции и т.д.. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Такой опыт выявления собственных ошибок более ценен для учащихся, чем гладкое протекание работы под бдительным руководством учителя, предостерегающего их от неверных шагов.

Есть еще одно ограничение для групповых проектов в начальной школе – они не могут быть долгосрочными: детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени. По этим причинам групповые проекты – это, как правило, урочные и краткосрочные проекты.

Групповые проекты имеет смысл применять, когда наряду с учебными задачами есть необходимость формировать коллектив класса, развивать у детей навыки сотрудничества. Однако при групповой работе нет возможности дать каждому учащемуся опыт активного и ответственного участия на каждом этапе работы над проектом в одинаковой степени. Всегда кто-то выполняет основную работу, а кто-то отходит на второй план, поэтому наряду с групповыми проектами дети должны попробовать свои силы и в индивидуальной проектной работе.

Преимущества и недостатки групповых проектов:

- формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

- проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;

- групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удается;

- работа в группе создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группе сверстников;

- совместная работа дает возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

- такой проект способствует групповому сплочению;

- дает возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счет более инициативных и ответственных участников группы;

- нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

- у отдельных участников не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы;

- труднее организовать и координировать работу;

- труднее оценить вклад каждого члена группы.

Самым распространенным видом работы, который я использую, является самостоятельная деятельность ученика по презентации созданного им творческого продукта: сфотографируй этапы творческой работы и распечатай на принтере. Собери все страницы в папку, самостоятельно оформи обложку папки (рисованную или при помощи компьютерных технологий).

Другой вид проектной деятельности, который я использую на уроке, связан с поисковой работой учеников. Например, им предлагается собрать свои рисунки по той или иной теме, оформить их и сделать персональную выставку. Или, собрав репродукции произведений художников, сделать выставку репродукций, наклев их в книжку раскладушку. Четвертый вид проектной деятельности нацелен на самостоятельную интерпретацию детьми темы урока в переложении её на иной, чем в классе художественный материал. Например, используя элементы растительного орнамента необходимо создать эскизы комплекта посуды для Мальвины или Буратино, выбор материала определяет ученик. Или детям предлагается сочинить сказку, проиллюстрировать ее и создать макет книжки-гармошки. Коллективная работа повышает активность и ответственность каждого ребенка за итоговый результат совместного труда.

Удачнаятема для художественно-творческого проекта – пейзаж. Сюжеты пейзажей могут быть различными от русской деревеньки, сельского подворья до города будущего, или подводного мира. Самостоятельно нарисованные элементы композиции по этой теме, делают общую работу интересной, многоплановой, многосюжетной.

Отдельной, более сложной и разноплановой темой может стать пейзаж своего села, в процессе работы над которым учащиеся должны будут познакомиться с особенностями архитектуры, провести исследование, сделать зарисовки. Данный материал учитель сможет использовать для проведения уроков по окружающему миру.

Другой вариант проектной работы «Игра в строителей». Учащимся, также необходимо изучить выбранное архитектурное сооружение, разработать его схему, представить, как проходил процесс строительства, после выполнить все элементы здания, от фундамента и несущих стен до декоративной отделки. На завершающем уроке произойдет воспроизведение строительства знаменитого исторического сооружения.

Интересна проектная работа «Ярмарка», работа над сюжетными историческими панно, включающим фигуры людей, зданий. Возможно создание панно по принципу «Эволюция», например, летательных аппаратов или одежды. Привлекает детей работа над сюжетной композицией на тему литературного произведения. Такая работа требует согласованности действий всех членов команды.

Создание макетов книг или демонстрационных пособий в форме «раскладушка» дает возможность организовать очень разноплановые групповые задания. Возможно, организовать проект по теме «Русская письменность и история книгопечатания». Исследовать историю создания алфавита, особенности его начертания, традиции русской книжной иллюстрации, выполнить макет древней книги, составить собственный алфавит - азбуку с картинками.

Отдельной темой для проектной работы может стать тематический натюрморт. Каждая группа определяет или путем жребия выбирает тему для натюрморта – чайный, романтический, исторический, ученический и др, после рисуют и компонуют предметы.

Безграничную фантазию для работы предоставляет прикладная композиция. Самостоятельное изучение детьми элементов народных росписей, роспись силуэтов различных предметов как на конвейере в художественной мастерской, создание общих декоративных панно, составление из расписанных силуэтов натюрмортов, организация взаимообучения в режиме «мастер-подмастерье».

Проектный метод позволяет формировать множество умений, становится мощным инструментом в руках умелого учителя, но в практике современной школы зачастую происходит уничтожение самой идеи проектной работы. Нередко проектами называют такие формы работы, как сообщения, доклады, рефераты или самостоятельно выполненные на компьютере задания. Большинство ошибок в ходе проектной деятельности возникает из-за нарушения последовательности действий или исключения тех или иных элементов работы. Конечно, если на проект отводится один урок, то реализовать получится только мини-проекты, но сокращение времени работы может быть произведено исключительно за счёт отбора более лёгких для решения проблем, а не за счёт отказа от прохождения тех или иных этапов проектной деятельности. Возможно, в некоторых проектах тот или иной этап будет пройден в течение одной- двух минут (например, младший школьник в качестве рефлексии может указать свой уровень выполнения задания в виде солнышка на специальной шкале), но любые

исключения отдельных этапов работы превращают проект в напрасную

трату учебного времени. Работа над проектом не осуществится, если учитель не помог учащимся увидеть проблему, не поддержал их решения, не подсказал возможных путей решения проблемы. Недопустимо задавать выполнение проекта на дом. Если проект превращается в домашнее задание, ученики оказываются изначально поставленными в неравные условия, формирование компетенций происходит стихийно, и часто такая работа становится простым накоплением знаний, от которого и призван был увести метод проектов.

Проектная деятельность предполагает организованную учителем

самостоятельную работу обучающихся по решению значимой для них проблемы. Найти такую «значимую проблему» для 6 летнего человека далеко не просто. В практике существуют проекты, которые ещё 20 лет назад были бы названы докладами, сообщениями или рефератами. При таком подходе и наблюдается подмена проектной деятельности докладом. Обучающиеся начальной школы не фиксирует цель своей работы, цель задаётся учителем. Неправильно организованный первый этап проектной работы искажает всю дальнейшую деятельность. Если цель и этапы движения к ней жёстко заданы, и мы не можем ничего изменить, смысл проектирования утрачивается. Проект может быть успешен, только если каждый его участник ясно представляет себе цель работы. Её следует зафиксировать в письменной форме – индивидуально или в группах. Чёткая формулировка цели позволит учителю и учащемуся в ходе промежуточной и итоговой рефлексии правильно оценить результаты работы. Следующим этапом должно стать выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта.

Новые технические средства открывают перед учителем новые возможности сделать урок более ярким и интересным. Но проектом не может считаться задание, которое ребёнок, даже самостоятельно, выполняет на компьютере. Необходимым этапом работы над проектом является оценка результатов работы (рефлексия), не отметка, которую выставляет учитель по понятным или непонятным ребёнку критериям, а оценка деятельности учащегося или группы. Оценка учеником собственной деятельности поможет ему осознать ошибки и трудности и сделает дальнейшую работу эффективной. Таким образом, правильно организованная в начальной школе проектная деятельность позволяет в средней и старшей школе выйти на иной уровень работы учащихся, когда в группе каждый из них может стать для своего одноклассника или товарища по проектной и/или исследовательской деятельности консультантом.

Проблемы не должны пугать педагога. Плюсы проектной методики очевидны.

2.2. Описание методического опыта работы

Преподавание предмета изобразительное искусство в школе осуществляется по программе «Школа России». Автор Б.М. Неменский, предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания. Дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному. На уроках изобразительного искусства метод проектного обучения возможен практически по всем предлагаемым программой темам. Мини-проекты могут укладываться в один урок, краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта, коллективной творческой работы. Уроки по программе Б.М. Неменского, позволяют мне дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, обогатить жизненный опыт детей.
Проектная деятельность учащихся органично включена в программу данного предмета, которая предполагает индивидуальную, групповую, коллективную творческую деятельность.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности

Обучающиеся на моих уроках реализуют свой творческий потенциал, выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Гжельское чудо», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д.Возможные результаты проектной деятельности: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, костюм, макет, плакат, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, фотоальбом, экскурсия.
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства в начальной школе, вызывает интерес и живую реакцию детей. 

В данной работе представляю опыт применения проектной технологии на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Проектный метод постепенно начинала вводить в условиях урочной и внеурочной системы со 2 класса. Сейчас работаю над проектами в 3 и 4 классах. На уроках использую индивидуальные, групповые проекты: группы формируются до 6 человек, в зависимости от темы проекта.Picture 3

Фото 6 .Индивидуальны творческий проект

«Занимательное рисование» 2 класс.

Picture 4

Фото7. Внеурочный групповой проект «Воздух, огонь, земля и вода –

4 стихии волнуют меня» 3 класс.

Фото 8. Групповой проект «Кукольный театр своими руками» 3 класс.

Длительность проектов в рамках урочной системы рассчитываю, начиная с одного урока. Но в проектной деятельности на уроках изобразительного искусства важна презентация продукта, а на выполнение работы и последующую защиту обычно не хватает одного урока.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием. Она может стать основой для анализа работы педагогов по формированию у детей универсальных учебных действий. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены в первую очередь возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего для развивающего образования. Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

- должны быть указаны операции, их составные части.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты пока не существует. Карты могут варьироваться по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока, вносимые в их структуру элементы призваны отразить содержательные особенности преподаваемого предмета. В своей технологической карте урока выделяю блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса: блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить), инструментальный (какими средствами достижимо), организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

По моему мнению, моноструктурная карта для учителя-практика является более оптимальной – как по времени, так и по усилиям, необходимым для ее составления.

В ходе реализациифедерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

В проекте «Изучение театральных декораций в процессе создания макета к спектаклю «Снежная Королева» предполагается театральная инсценировка детьми отрывка из сказки «Снежная Королева». Дидактическая цель данного проекта: ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении; реализация потенциала личности и т.д.

Урок-проект начинаем с заполнения технологической карты проекта, в которой обучающиеся совместно с учителем формулируют тему, цель, составляют алгоритм действий, устанавливают сроки и т.д. Так как для учащихся данный этап урока всегда вызывает трудности, предлагаю использовать педагогический прием «Незабудка». Таблицы технологических карт для заполнения лучше предварительно распечатать. Вместе с таблицами уместно будет раздать памятки по оформлению проектных работ, чтобы у учащихся было больше времени для самостоятельной работы. Технологические карты готовятся для каждого индивидуально, а памятки – по одной на парту.

Предварительно идет работа в группах по самостоятельному изучению инструкционных материалов. Каждая группа обсуждает идеи, композицию, распределяют обязанности и время выполнения работы.
Ребята с энтузиазмом работают и надолго запоминают новый материал.

Picture 5

Фото 9.Изучение нового материала. Урок-проект «Изучение театральных

декораций в процессе создания макета к спектаклю «Снежная Королева».

Организация самостоятельной деятельности учащихся способствует полному и глубокому усвоению учебного материала всеми учениками при одновременном улучшении их развития и воспитания. Этот этап работы предполагает планирование своей образовательной деятельности, составление отчета по проекту, самоорганизацию обучения, работу с первоисточниками, технологическими картами, практическую творческую работу, взаимообучение. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты).

Фото 10 .Урок-проект «Изучение театральных декораций в процессе создания

макета к спектаклю «Снежная Королева».

На защите обучающиеся демонстрируют свой творческий проект, красиво его преподносят, т.к. критерии оценивания работы не ограничиваются только самим объектом.

При изучении темы «Художник в театре», обучающиеся за урок создают коллективный макет с несколькими видами декораций к спектаклю

Фото 11. Презентация макета. Урок-проект «Изучение театральных декораций в

процессе создания макета к спектаклю «Снежная Королева».

При оценивании, предлагаю другим группам высказаться, похвалить, внести предложения. В разработке урока по этапам планируется работа над формированием определенных компетенций учащихся. Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение. Поэтому озвучиваю важность и критерии правильного общения в группе в процессе работы.
Творческие идеи, которые возникают у обучающихся гораздо шире, чем предложенные мною.

При защите проектов вырабатываются навыки публичной речи.

При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности обучающегося.

Оценивается: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения определенной роли; практическое использование предметных знаний, умений, навыков; степень осмысления использованной информации; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; уровень организации и проведение презентации; творческий подход в подготовке объектов наглядности; социальное и прикладное значение полученных результатов.

Как показал опыт моей работы, обучающиеся доброжелательны даже к очень слабым работам и отдают должное восхищение успешным проектам.

Но важнее, что приобретая опыт коллективной творческой деятельности обучающиеся стремятся и дальше участвовать в подобных проектах.

С применением в практической деятельности методов проекта позиция учителя, как носителя знаний меняется на роль организатора. То, на что раньше у меня затрачивались значительные усилия: мотивация, генерирование идей, распределение обязанностей - в проектном методе становится задачей самих учащихся. Обучающиеся воспринимают задачу, как свою, а не учителя, проявляют самостоятельность в работе, больше ответственности берут на себя. Со своей стороны они сами вносят предложения, чувствуют себя партнерами в отношении с учителем.

Урок, организованный в форме художественно-творческого проекта позволил эффективно решать не только учебные, но и специфические воспитательные задачи. Дети на уроке сотрудничали, в нужный момент проявляли гибкость или принципиальность, видели точку зрения другого и убедительно отстаивали собственную позицию, шлина компромисс ради общей цели и т.п. не правда ли, трудно представить себе реальную школьную ситуацию, в которой можно было бы реализовать все эти условия?

Стоит подчеркнуть, что письменная часть проекта является важнейшей составляющей всей работы. Без письменной части (отчета) проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованы изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.

Чтобы научить детей уже в третьем классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном. На данном уроке обучающиеся самостоятельно не писали отчет, а совместно с учителем учились работать по шаблону.

Важнейшим навыком, который приобрели обучающиеся в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы (проектного продукта) и самопрезентации собственной компетентности. Умение кратко и убедительно рассказать о своей работе, очень востребовано в современном обществе. Защита проекта проходила в форме презентации, то есть краткого публичного выступления, в ходе которого автор знакомил аудиторию с результатами своей работы.

Проблемы, которые чаще всего возникали в ходе презентации, были связаны с волнением, недостаточно отрепетированной речью, неумением вызвать интерес слушателей, нарушением регламента.

Считаю, что практика применения проектной технологии на уроках изобразительного искусства вполне оправданна и эффективна. Применение метода проекта позволило создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, обобщение)
- развивают системное мышление, дух соревнования, единения, активность.

Ввиду приведенных выводов можно заключить, что организация проектного метода на уроках изобразительного искусства является значительным фактором, влияющим на формирование учебных навыков обучающихся начальной школы. Потому, выводы, представленные в работе, могут иметь практическое использование учителями начальных классов, изобразительного искусства, педагогами дополнительного художественного образования.

2.5.Анализ результативности использования метода проектов на уроках изобразительного искусства

Я работаю над этой темой третий год. За это время, были выполнены вместе с детьми 6 коллективных работ, разных по типологии, с периодичностью одна коллективная работа в полугодие.

Три года, не очень большой период для изучения столь многогранного и интересного метода, но некоторые результаты работы можно уже определить.

Очень наглядно демонстрирует успешность применения метода качество знаний. В тех классах, где выполнялись исследовательские и проектные работы на уроке работы, качество знаний увеличивались до 98%, при 100% уровне обученности. Такие показатели оправданы, т. к. работа в режиме коллективного творчества интересна для детей, они очень увлеченно работают. В ходе работы происходят процессы самообучения, взаимообучения, самоорганизации обучения, само и взаимооценки результатов.

Сложнее определить полноту и прочность знаний, приобретенных в ходе коллективной работы. Одним из показателей успешности, становиться желание участвовать в новых проектах, возросшая эрудиция обучающихся, знание ими материала выходящего за пределы учебного курса, сформированность умений и навыков выполнения работ в различных техниках. Повышение познавательного интереса к изучаемой теме и к предмету, желание остаться после уроков или взять часть работы для выполнения дома – это показатели сильной мотивации к обучению.

Я не даю готовых разработок потому, что коллективную работу нужно планировать вместе с детьми, исходя из их интересов, их возможностей и способностей, но я думаю, что творческий учитель сможет вдохновиться идеями для организации такой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как уже упоминалось в начале работы, создание методических рекомендаций по проектной художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства было определено в соответствии с требованиями современности: школьнику необходимо уметь быстро и хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть способным работать в команде; не только решать поставленные задачи, но и уметь презентовать результаты проделанной художественно-творческой работы. Кроме того, ученик должен уметь адекватно оценивать собственные результаты. Именно эти навыки могут быть привиты в процессе проектной деятельности. Благодаря этому теоретические знания и практические умения складываются в единую систему, с помощью которой раскрывается творческий потенциал личности. Помимо навыков, проектная деятельность развивает познавательный интерес, который влияет на качество обучения. Методические рекомендации по проектной деятельности на уроках изобразительного искусства, предназначены для учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного художественного образования. Они содержат теоретический материал по художественно-творческой проектной деятельности, краткую характеристику творческого проекта; примерные темы проектов; возможное использование проектов как средство развития познавательных интересов среди обучающихся; схема технологической карты урока, планирование, список литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова А.Г “Изобразительное искусство и художественный труд.” Волгоград”Учитель” 2004

Гетман И.В «Коллективная работа на уроках ИЗО»

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа. 2005. № 9.

Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в нач. школе. М., АРКТИ, 2011.

Колякина В.И. – «Методика организации уроков коллективного творчества»

М. Изд. “Владос” 2004г.

Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. Воронеж, 2006

Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности// Начальная школа: плюс-минус. 2007. № 5.

Неменский Б.М. “Мудрость красоты.О проблемах эстетического воспитания” Книга для учителя. М.,просвещение, 1981

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2009.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.

Сокольникова Н.М. Основы композиции 5 — 8 класс. Издательство «Титул» Обнинск, 2001

Ячменева В. В. – “Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству. М. Изд. “Владос” 2004

Электронные источники

  1. Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/04/29/organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-uchashchihsya-v-ramkah

  2. Теоретические аспекты проектной деятельности в процессе обучения. http://festival.1september.ru/articles/505948/

  3. Организация проектной деятельности в образовательной организации. https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-obrazo.html

  4. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.file:///C:/Users/natas/Desktop/метод.выставка/проекты/изо%206%20класс.pdf

  5. Основные трудности организации проектной деятельности в начальной школе. file:///C:/Users/natas/Desktop/метод.выставка/111АЛЕК%20этапы%20%20проект%20в%20нач%20шк.pdf

32

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Теоретические основы использования метода проектов на уроках изобразительного искусства. Преимущества использования метода проектов на уроках изобразительного искусства. Особенности художественно-творческого проекта. Методические основы использования метода проектов на уроках изобразительного искусства. Методические рекомендации по организации художественно-творческого проекта. Описание методического опыта.
0 ₽