Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Методический сборник

Методический сборник

Сборник развивающих игр и упражнений «Я могу говорить» для родителей детей-инвалидов направлен на формирование активной речевой деятельности в домашних условиях. В сборнике предлагаются Использование данного материала позволит увеличить пассивный словарь и развить основы активной речевой деятельности.

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Сборник развивающих игр и упражнений «Я могу говорить» для родителей детей-инвалидов направлен на формирование активной речевой деятельности в домашних условиях. В сборнике предлагаются Использование данного материала позволит увеличить пассивный словарь и развить основы активной речевой деятельности.

Введение

Методический сборник развивающих игр и упражнений «Я могу говорить» создан для родителей неговорящих детей-инвалидов. Как правило, родители не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребёнка застаёт их врасплох. Часто родители неадекватно относятся к речевым проблемам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая его общение с ним, удовлетворением физиологоческих потребностей. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребёнка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Не всегда родители реально оценивают возможности ребёнка-инвалида, занижая их, или объясняя трудности простым нежеланием говорить.

Именно поэтому главная цельданного методического сборника «Я могу говорить» направлена на формирование общения родителя с ребенком в домашних условиях.

Весь практический материал представлен в виде системы накопления чувственного и социального опыта ребёнка-инвалида: последовательного формирования мотивации к общению, освоения различных форм и средств общения в процессе игрового взаимодействия взрослого и ребёнка.

Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, ребёнок познаёт свойства предметов. Игры с игрушками развивают его внимание и речевую активность. Дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание. Различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, ребенок учиться слушать, запоминать, - таким образом, развивается его слуховое восприятие.

Выполнение предложенных игр и упражнений является огромным трудом для ребёнка. И если он чему-то научился, сумейте оценить его усилия, его готовность и желание трудиться.

Игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного воздействия средствами двигательно-кинестетической стимуляции

Задание №1

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.

Перед ребенком на столе находится мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Действуя рукой ребенка, хлопаем поочередно по воде, вате, щетке, сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!». Можно усложнить задание за счет использования разнообразных поверхностей-наждачная бумага, мисочка с кремом и т.п.

Задание №2

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий.

Выдавливаем крем на левую руку ребенка, поглаживая и похлопывая ее по направлению к локтю, размазываем крем, действуя его правой рукой. Затем меняем руки. Необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Задание №3

Цель: учить узнавать на ощупь различную фактуру предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Последовательно знакомим ребенка со свойствами тактильных таблиц: меховая, пушистая, шершавая, гладкая, ровная. Побуждаем ребенка поглаживать, ощупывать их руками. Можно использовать стихотворный текст: « По ровненькой дорожке (поглаживать поверхность), топ-топ (постукивающие движения), по гладенькой дорожке, скок-скок», «По кочкам, по кочкам-топ-топ, на бугорочки-скок-скок, в ямку-бух».

Задание №4

Цель: учить различать фактуру предметов (без опоры на зрительное восприятие - т.е за экраном).

Последовательно показывать ребенку по одной тактильной таблице, дать ощупать ее. Затем просим найти такую же за экраном на ощупь.

Задание №5

Цель: развивать моторику обеих рук.

Предложить ребенку или совместно скомкать лист цветной бумаги или газеты, сделав бумажный мячик. Виды движений с бумажным мячиком: кистью руки отталкивать, перекатывать по столу, бросать в корзину, перекладывать из одной коробки в другую и т.п.

Задание №6

Цель: побуждать ребёнка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! УХ!

Используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям. На столе перед ребенком две мисочки с теплой и прохладной водой. Предлагаем ребенку последовательно прикасаться к этим температурным раздражителям, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).

Игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного воздействия средствами зрительной стимуляции

Упражнение 1

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, проследовать взглядом его движение.

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку взглядом и проследить за ее перемещением перед глазами. Активность ребенка побуждаем стихотворением:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Аня к кукле подойдет,

Аня куклу нам найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове куклы, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковыми раздражителями (звучанием бубна, погремушки).

Упражнение 2

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, проследовать взглядом его движение.

А) появление игрушки из-за спины в заданном месте (например, справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?», прослеживание движения игрушки в заданном направлении.

Б) появление игрушки из-за спины одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Упражнение 3

Цель: познакомить с объемной геометрической формой – воздушным шаром, его свойствами и игровыми действиями.

Взрослый достает шар, знакомит ребенка с его названием («шар, шарик) предлагает его ощупать, выделяет свойство (круглый). Используя совмещенные действия - ощупыванием шар руками ребенка и взрослого. Показывая игровые действия, он называет их: «бей по шару и он полетит».

Особое внимание уделяет инструкциям типа: «На шарик! Бей по шарику! Дай шарик!»

Упражнение 4

Цель: познакомить с геометрической формой - кубом, его свойствами и игровыми действиями.

Взрослый знакомит ребенка с кубом, дает его название (кубик), предлагает его ощупать (с помощью, выделяя «Уголочки, ребрышки»). Показ игровых действий (кубик стоит). На глазах у ребенка взрослый строит башню, привлекая к совместным действиям ребенка. Особое внимание уделяется инструкциям типа: «Дай кубик! На кубик!».

Упражнение 5

Цель: учить собирать пирамидку с учетом величины, ориентируясь на слова «большой» и «маленький».

Взрослый предлагает рассмотреть пирамидку, пощупать ее, показывает, что она состоит из разных колец (при помощи ощупывания руками ребенка с помощью взрослого). Затем разбирает ее, снимая кольца руками ребенка, объясняет: «Маленькое колечко, большое колечко». Затем взрослый вместе с ребенком собирает пирамидку.

Упражнение 6

Цель: учить ребенка выполнять простые действия с игрушкой - матрешкой (открывать и закрывать, вкладывать и вынимать). Различая их по величине (маленькая, большая, ощупывая их).

Взрослый предлагает рассмотреть матрешку (зафиксировать взгляд), отмечая, какая она яркая, нарядная. Встряхивает ее: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую – маленькую матрешку.

Игры и упражнения, направленные на организацию эмоционального и предметного взаимодействия средствами слуховой стимуляции

Упражнение 1

Цель: учить ребенка определять направление звука.

Два колокольчика находятся на расстоянии вытянутых в сторону рук друг от друга (в поле зрения ребенка). Можно использовать погремушки и т. д.

Взрослый по очереди звенит в колокольчики, предлагает ребенку повернуться к звучащему предмету. «Где же, где же колокольчик?»

Упражнение 2

Цель: учить узнавать барабан.

Ребенку демонстрируют звучание барабана, дается звукоподражание: «Бом-бом».

Далее взрослый показывает движение бить раскрытой рукой по барабану. Побуждает ребенка бить в барабан (с помощью) и потом самостоятельно с инструкцией: «Бей в барабан!».

Упражнение 3

Цель: учить ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабан, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика), развивать слуховую память.

Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание 2 музыкальных инструмента или звучание игрушек. Каждое действие с ними он предваряет фразой: «Сначала я поиграю колокольчиком, потом погремушкой» интонационно выделяя слова «сначала и потом».

Упражнение 4

Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.

Ребенку предлагается раскидывать на ковер игрушки из коробки на каждый удар барабана с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры взрослый руками ребенка собирает игрушки в коробку.

Упражнение 5

Цель: учить ребенка различать немузыкальные шумы.

Взрослый ставит аудиозаписи с шумом дождя, волн, звучание паровоза, машины и т. д. При этом комментировать: «Что это звучит?».

Упражнение 6

Цель: учить различать и запоминать цепочку звукоподражаний.

Игра: в гости к ребенку по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака - «ав-ав», потом кошка - «мяу- мяу», за ней лягушка – «ква-ква» и т. д.

Игры и упражнения по формированию речевой мотивации

Упражнение 1

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произношению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Игра - « В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать нужно ее покачать, сопровождая действие звукоподражанием « а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: « Кукла Настя хочет спать, куклу надо покачать» и побуждая ребенка сделать тоже самое.

Упражнение 2

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному отражению или произвольному подражанию «а-а-а», развить слуховое внимание.

Игра – « Айболит».

Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а»!

Как помочь Зайке?

У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А- а - а»!

И. т. д.

Ребенка побуждаем произносить одновременно с взрослым, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а».

Упражнение 3

Цель: развить зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произношению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая игрушка (из волшебного мешочка или коробочки появляется мишка). Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: « У-у-у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному произношению или сопряженному произнесению звукоподражания).

Упражнение 4

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряжённому, отражённому или произвольному звукоподражанию (уа).

Используя сюрпризный момент взрослый показывает игрушку-пупсика, называет её: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа», побуждает к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски).

Игровые упражнения для развития физиологического

и речевого дыхания

1. «Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

2. «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

3. «Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

4. «Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси, руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

5. «Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы,  указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м- м- м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия прижимая правую ноздрю.

6. «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося

 «ш-ш-ш» (6— 7 раз).

7. «Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное положение — вдох. Повторить 3— 4 раза.

8. «Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.).

9. «Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.

10. «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

11. «Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: кар!

12. «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

13. «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

14. «Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

15. «Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6—8 раз.

16. «Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.

17. «Комарик» — сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

18. «Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону — медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

19. «Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10—15 с).

20.  «Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

21. «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».

17

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сборник развивающих игр и упражнений «Я могу говорить» для родителей детей-инвалидов направлен на формирование активной речевой деятельности в домашних условиях. В сборнике предлагаются Использование данного материала позволит увеличить пассивный словарь и развить основы активной речевой деятельности.
0 ₽
Дополнительная общеразвивающая программа «Чувство языка» направлена на развитие связной речи детей-инвалидов старшего дошкольного возраста, с использованием элементов мнемотаблиц. Глядя на схему-рисунок в которую заложено определенное графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, детям легче воспроизводить текстовую информацию. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Работать с мнемотаблицами очень нравится детям, красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.
0 ₽