Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Методическо-образное пояснение пьесы С.С. Прокофьева «Наваждение»

Методическо-образное пояснение пьесы С.С. Прокофьева «Наваждение»

Данная методическая работа затрагивает фортепианное творчество С.С. Прокофьева, описывает содержание пьесы "Наваждение" из цикла 4 пьесы op.4. Далее проведен методико-исполнительский анализ произведения, в котором выявлены трудности и как над ними работать. Данная работа будет полезна для преподавателей фортепиано и для концертных исполнителей.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ГБП ОУ «Тверской музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского»

Методическо-образное пояснение пьесы С.С. Прокофьева «Наваждение»

Автор методической работы:

Медведюк В.А.

преподаватель ГБП ОУ «ТМК им. М.П. Мусоргского»

г. Тверь, 2023г.

1.Краткая характеристика значения фортепианного творчества композитора

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель.

Фортепианные произведения Сергея Сергеевича Прокофьева — одна из наиболее интересных страниц его творчества. Известно, что композитор был исключительно своеобразным пианистом-виртуозом и что он замечательно ощущал инструментальную специфику фортепиано. С огромным мастерством воплощал Прокофьев свои оригинальные художественные замыслы в новаторском фортепианном письме и самобытном пианизме. Прокофьев — творец фортепианных произведений — и Прокофьев-пианист неотделимы друг от друга, и правильно понять эти явления можно только в их неразрывной взаимосвязи.

Прокофьев сочинял для фортепиано всю свою творческую жизнь. Вклад композитора в фортепианную музыку огромен: 5 концертов с оркестром, 9 сонат, 3 сонатины, около 75 оригинальных пьес (в том числе 6 фортепианных циклов) и 50 транскрипций, главным образом своих же оркестровых произведений.

Прокофьев вошёл в историю как новатор музыкального языка. Своеобразие его стиля наиболее заметно в области гармонии. При том, что Прокофьев остался приверженцем расширенной мажорно-минорной тональности и не разделил радикализма нововенской школы, «прокофьевский» стиль гармонии безошибочно опознаётся на слух.

Фортепианные произведения Прокофьева открыли новую главу не только в русском, но и в мировом фортепианном творчестве. Композитор показал богатые возможности музыки для этого инструмента на пути взаимовлияния жанров. Так, например, воздействие симфонической, а особенно театральной музыки на фортепианную ни у кого не оказалось столь благотворно, как у Прокофьева; в то же время фортепианный жанр всецело сохранил свою инструментальную специфику.

Композитор внес освежающий и жизнеутверждающий элемент в пианистическую культуру XX века, внес в нее «осязаемую» конкретность и действенность.

2.Краткая характеристика содержания пьесы

«Наваждение» завершает op.4, состоящий из 4 пьес (1- «Воспоминание», 2 - «Порыв», 3 - «Отчаяние», 4 - «Наваждение»). Данная пьеса охватывает образ напряженного, порой нервного драматизма. В данном цикле «Наваждение» является наиболее смелой, стихийно мощной и дерзко впечатляющей пьесой. Об этом говорит уже темп – Prestissimo fantastico.

С.С. Прокофьев с первых нот, без какой-либо подготовки, погружает нас в остроэкспрессивный образ захватывающей силы. Лишь первое изложение «темы наваждения» на piano подготавливает нас, а скорее всего погружает в настроение пьесы. И уже спустя 1 проведение мы видим динамикуFortissimo и тревожные секундовые интонации, изложенные шестнадцатыми. Чередуя ТЕМУ на piano и эпизод на Fortissimo несколько раз, Прокофьев вводит слушателя в состояние некого внутреннего волнения. Как будто композитор хочет зародить в слушателе это некое надоедливое наваждение.

Далее начинается эпизод борьбы. Быстрый, блестяще-виртуозный, акцентно-пугающий темп указывает уже на основное развитие пьесы. Тема наваждения не пропадает ни на секунду, появляясь в разных регистрах и ипостасях. Здесь появляются и зловещие форшлаги из нескольких звуков (тираты), и «дьявольские» малые ноны, и грозные тритоновые созвучия, и глиссандо, и острые стаккато – все ведет к эпопее варварства. И вот, наконец, мы приходим к FFF на глиссандо. Казалось бы, все должно после этого разрешиться, но нет. Мы опять слышим НАВАЖДЕНИЕ, изложенное беспрерывными восьмыми.

Каждый раз, излагаясь все более сжато и тише, тема никак не может «отвязаться», прорываясь сквозь piano, она выкрикивает свою хроматическую интонацию на sF.

Казалось бы на последних тактах, превращаясь в терцовые интонации в правой руке с совмещением больших терций с чистыми пустыми квинтами в левой все заканчивается, и «тема Наваждения» наконец отступила. Однако автор излагает в последнем такте пугающую тему в контроктаве, показывая, что Наваждение никуда не ушло, а лишь ненадолго прервало свое движение.

3.Основные задачи и сложности исполнения произведения

Основной задачей исполнителя является передача образа, не взирая на все технические сложности. Быстрый темп и крупная техника пьесы уже усложняет данную задачу. Пианист-исполнитель должен владеть и тем, и тем.

Сложность так же заключается в гармонической и мелодической насыщенности произведения, присущей С.С. Прокофьеву. Каждый аккорд и звук несет свою музыкальную задачу, и пианист должен это понимать и проверять по нотному тексту правильность исполнения каждого созвучия.

Так же хотелось бы отметить, что в данной миниатюре исполнитель должен владеть не только крупной техникой, но и другими приемами игры. Так как в пьесе встречаются форшлаги, задержанные ноты, скачки, гаммаобразные пассажи, полиритмия, глиссандо. Все эти техники требуют определенных навыков игры.

Данная пьеса имеет идею непрерывного движения, что представляет собой отдельную сложность исполнения. От начала до конца пьеса должна быть сыграна на одном дыхании, передавая мысль достижения апофеоза наваждения.

Еще одной сложностью исполнения является передача динамики. Резкие смены спектров динамики должны быть остро ощутимы. В противном случае, пьеса приобретет блеклый характер.

Но нужно помнить, что все сложности ведут к созданию образа. И если хоть одно звено из задач, поставленных Прокофьевым перед исполнителем, выпадет, то пьеса потеряет свою яркость и харизматичность.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная методическая работа затрагивает фортепианное творчество С.С. Прокофьева, описывает содержание пьесы "Наваждение" из цикла 4 пьесы op.4. Далее проведен методико-исполнительский анализ произведения, в котором выявлены трудности и как над ними работать. Данная работа будет полезна для преподавателей фортепиано и для концертных исполнителей.
0 ₽