«Формирование художественно-технических навыков аккордеониста»
Цель: Научиться правильно и наиболее осмысленно подходить к развитию игрового аппарата в техническом плане.
Задача: Донести в работе то, насколько важно уделять достаточно большое внимание музыканту в развитии исполнительской техники.
В истории инструментального искусства всегда была актуальной проблема технического и художественного воспитания. Каждая эпоха, в зависимости от направления творческой жизни, по-своему решала эту проблему
Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте.
Чтобы воспитать квалифицированного музыканта - исполнителя, следует проходить с ним в процессе обучения произведения различных жанров: Полифонии, классической музыки, произведения русских композиторов, а также жанр народной и эстрадной музыки. Что касается технического репертуара, то он должен быть достаточно полным и разносторонним.
Техника- это комплекс средств, позволяющий овладеть самыми разными стилями, это сумма умений, навыков игры на инструменте, при помощи которых исполнитель добивается нужных результатов. Вне музыкальной задачи техника существовать не может.
«Музыка и техника находятся в неразрывной связи друг с другом; техника без творческого замысла, без художественного образа столь же бессмысленна, как форма без содержания».( Л.Оборин)
Техника – сумма средств, позволяющих передать художественное содержание. Таким образом, в широком смысле слова техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи содержания . А в узком смысле технику можно определить как предельную точность и быстроту пальцевых движений. Вся техника аккордеониста может быть подразделена на мелкую (пальцевую) и крупную, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения, то есть, в сущности, всё, чем занимается учащийся, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гаммаобразные и арпеджированные пассажи, мелизмы, пальцевые репетиции, двойные ноты. К крупной - октавы, аккорды, скачки, тремоло, кистевая техника.
Развитие техники будет успешным при условии правильно организованной систематической работы, настойчивости и целеустремленности. Развитие техники исполнителя в значительной мере зависит от его природных данных. Но и учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии систематической и правильно- организованной работы.
Гаммы являются важным учебно-методическим материалом в работе над развитием и совершенствованием исполнительской техники музыканта.
Гаммы следует рассматривать не только как упражнения для достижения беглости – они дают прочные знания мажорно-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности.
Гаммы служат отличным материалом для выработки ритма, различных приёмов ( штрихи, туше, владение мехом и т. д. ).Систематическая и последовательная работа над гаммами – необходимое условие, которое способствует выработке основных игровых навыков и умений.
1.Лёгкой и свободной пальцевой беглости
2.Основ правильной аппликатуры
3.Координация движения рук
4.Навыком владения мехом
5.Владения разнообразными штрихами, приёмами звукоизвлечения
6.Ладово-гармонического мышления.
Успешная работа над гаммами и другими видами технического материала помогает преодолеть многие технические трудности.
В процессе исполнения гамм и других видов технического материала исполнитель должен стремиться:
1.К максимальной ровности звучания и плавности в смене движении меха.
2.К строгому соблюдению указанной аппликатуры
3.К выработке естественных и целесообразных движений кисти и пальцев, точного и чёткого удара пальцев
4.К строгому выполнению метро – ритмических рисунков и указанных штрихов
5. К точной координации движения пальцев при исполнении двумя руками
6.К максимальному звуковому контролю
Существенным видом пальцевых движений при исполнении гамм на аккордеоне является:
подкладывание пальцев ( при восходящем по звучанию направлению)
перекладывание пальцев ( при нисходящем по звучанию направлению)
Работа над гаммами и упражнениями помогает преодолеть многие технические трудности. Совершенствование исполнительской техники должно в сочетании с художественно-музыкальной литературой.
Конечным результатом гамм является умение исполнять их совершенно свободно и легко в медленных и быстрых темпах, в различных метро-ритмических рисунках.
Гаммы, как и упражнения на различные виды техники способствуют дальнейшему росту музыканта-исполнителя, развитию пальцевой техники, выработке аппликатурной дисциплины.
Для развития и совершенствования технических навыков следует параллельно с гаммами применять в своей практике различные упражнения, которые тоже связаны с преодолением технических трудностей. Роль упражнений такая же как и гамм. Повторение упражнений помогает развивать специфические движения, вырабатывающие основные технические свойства исполнения:
1.Точность
2.Автоматичнось
3.Увереность
Упражнения следует исполнять разными штрихами, разнообразить метро-ритмику и динамику. Необходимо следить за качеством звука, чередованием его длительности и силы.
Конечным результатом работы над упражнениями должна быть уверенная, свободная и непринуждённая игра. Нужно вызвать интерес учащихся к упражнениям таким образом, чтобы оно превращалось в творческий процесс, и дошёл до автоматизма движений.
В работе над развитием и совершенствованием исполнительской техники, гаммами и упражнениями значительное место занимают Этюды.
Имеется достаточное количество оригинальных Этюдов на различные виды техники.
Существуют такие Этюды, которые не могут рассматриваться как только тренировочный материал, ибо они являются высокохудожественными произведениями.
В процессе технического усвоения Этюда исполнитель должен добиваться звукового разнообразия, выразительной фразировки и гибкой динамики.
Роль Этюдов состоит в том, чтобы закрепить навыки , приобретённые на гаммах и упражнениях. Этюды можно разделить на две группы:
Узкотехнические
Этюды-пьесы
Узкотехнические Этюды преследуют цель воспитания и закрепления определённых технических навыков.
Этюды-пьесы, закрепляя технические навыки, обладают и глубоко художественным содержанием.
Для успешного роста исполнителя рекомендуется чередовать Этюды на различные вид техники с элементами разнообразных движений, арпеджио, двойных нот, аккордов, скачков , репетиций.
Главная задача Этюдов – подготовка к преодолению фактурных трудностей в дальнейшем при исполнении художественных произведений.
К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.
Педагог старается отбирать наиболее характерные и нужные ученику упражнения, этюды, пьесы .Интерес учащегося всё более возрастает к уроку тогда, когда педагог может показать различные приёмы на примерах технического и художественного материала.
Если музыкант прекрасно сознаёт первичную задачу исполнительского искусства (создание художественного образа конкретного произведения средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно и то, какой иногда титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа. Данном случае имеется в виду не трудности непосредственного воплощения, а та громадная целенаправленная техническая работа, которая предшествует конечному результату – публичному выступлению.
Техника – это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи музыкального содержания.