Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Труд
  3. Методы стимулирования мотивации учения

Методы стимулирования мотивации учения

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых находится зависимости эффективность покупки информации, знаний, умений. Способности развиваются в процессе воспитания и обучения. Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию. Определим мотивацию «как комплекс причин психологии человеческого характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и динамичность». Мотивация разъясняет направленность процесса, организованность и устойчивость целостной работы, стремление к достижении некой задачи. Мотивация как таковая, имеет многоплановую структуру, которая включает личностный суть, типы мотивов, целеполагание, реализацию мотива в поведении и эмоциональный компонент. Каждая из таких составляющих имеет конкретное значение в формировании учебной мотивации ребенка.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Труд

Категория

Труд
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методы стимулирования мотивации учения.

Проблема учебной мотивации – одна из главных, с которой приходится функционировать школьному психологу. Случается, что по тем или иным причинам ребенок начинает обучаться хуже, чем позволяют его способности, теряет интерес к учебе. Родители и преподаватели, перед которыми встают эти вопросы, не редко ощущают себя бессильными. Учеба - главной вид работы ребенка школьного возраста. Успеваемость на сегодняшний день представляет собойосновным критерием оценки работы учащегося. Когда речь идет о причинах снижения успеваемости, уместно рассмотреть два момента: первый связан со способностями, а второй –с мотивацией.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых находится зависимостиэффективностьпокупкиинформации,знаний, умений. Способности развиваются в процессе воспитания и обучения. Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию.  Определим мотивацию «как комплекс причин психологии человеческого характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и динамичность». Мотивация разъясняет направленность процесса, организованность и устойчивость целостной работы, стремление к достижении некойзадачи. Мотивация как таковая, имеет многоплановую структуру, которая включает личностный суть,типымотивов, целеполагание, реализацию мотива в поведении и эмоциональный компонент. Каждая из таких составляющих имеет конкретное значение в формировании учебной мотивации ребенка.

Суть учения (внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу) образуется из последующих моментов: 1) осознание ребенком беспристрастной важности учения, которая определяется нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье такого ребенка; 2) осознание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через степень притязаний ребенка, его самооценку. Из исследований психологов известно, что при осознании суть учения у школьников возрастают успехи в учебной работы, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнееосуществляется его запоминание, динамичнофокусируется внимание учащихся, повышается их способность к работе. Таким образом, смысл учения, его важностьвыступаютбазой мотивационной составляющей индивидуума учащегося. Что касается типовстимулов, то имеетсянемного вариантов их классификации. Стимулы могут быть познавательные и социальные, внешние и внутренние, которые направлены на обеспечение успеха или на избегание неудач. Знание того, какие именно стимулыдоминируют, какие стимулывыступают ведущими в учебной работыопределенного ребенка, может стать отличнымметодом в работе с его мотивацией. Так, стимулы могут быть внутренними и внешними. Внутренние стимулынапрямую связаны с учебной функционированиею. Это, прежде всего, интерес к процессуработы, интерес к результату работы, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо собственных качеств, способностей. Внешние стимулы провыступают тогда, когда функционирование осуществляется в силу долга, обязанности,для достижения определенного положения среди сверстников, по причине давления родных, преподаватели.К примеру, если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого процесса могут быть: желание получить хорошую отметку, продемонстрировать своим товарищам свое умение решать задачи, достигнуть похвалы преподаватели и т.д. Внутренними мотивами в этом случае являются: интерес к процессу решения задачи, к определениеу способа решения, результату и т.д. Также разделяют познавательные и социальныестимулы.

Познавательные связаны с оглавлением учебной работы и процессом ее осуществления. Познавательные стимулы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное улучшение способов добывания информации. Социальные стимулы связаны с различными видами социальногонетворкинга школьника с прочими людьми. В соответствии еще одному варианту классификациистимулов учебной работы, у ребенка может присутствовать одна из двух тенденций мотивации: мотивация достижения успеха, либо мотивация избегания неудач. Учащиеся, которые мотивированы на обеспечение успеха, традиционно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, которые направлены на обеспечениеданнойзадачи. У школьника, мотивированного на избегание неудачи, цель, как правило, состоит не в том, дабыдостигнуть успеха, а в том, дабы избежать неудачи. Такие дети не уверены в себе, опасаются критики, учебная деятельность не редкостимулирует у них отрицательные эмоции, лишьлишь они столкнутся с какими-то сложностями. Важное значение имеет еще одна составляющая учебной мотивации - целеполагание.

Целеполаганиеозначает умение ребенка ставить перед собойзадачи, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Также самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения имеют эмоции, испытываемые ребенком в процессе учебной работы и которые связаны с самой школой, с отношениями в коллективе сверстников и с учителями, с прочими аспектами школьной существования. Все это представляет так называемый эмоциональный компонент мотивации. Функционирование с проблемами учебной мотивации, важно понять, какова система мотивации этогоопределенного ребенка, какие именно стимулыдоминируют, насколько развито целеполагание, какую роль играет для этого ребенка эмоциональный компонент.Конечно, диагностика толькосистемы мотивации не ответит однозначно на вопрос: почему ребенок не справляется с программным материалом или стал хужеобучаться, но позволит создать единое представление о задаче, будучи составной частью всецелого психолого-педагогического обследования. При переходе из зачаточной школы в среднее звено, как правило, наблюдается определенноеуменьшение качества успеваемости, следующий виток отмечается в 6-7 классах. Далее эффективность обучения различных учеников может развиваться по разным сценариям. Которые возникли неудачи в учебной работыстанутсвоевременно замечены, проанализированы, обнаруженыпредпосылки и проведена соответствующая коррекция, ребенок сбережёт свой внутренний статус «хорошего ученика», а заодно научится преодолетьсложности. Если же проблема останется нераспознанной, будет пущена на самотек, ученик, в конце концов, привыкнет к тому, что у него ничего не получается, а низкая мотивация может перерасти в отрицательное отношение ко всему, что сопряжено со школой. При расчете причин снижения мотивации и успеваемости важно учитывать и возрастные особенности учащихся. Так, именно на среднюю школу приходится пик подросткового кризисного состояния и становления индивидуума ребенка.

Особенности возраста обуславливают изменение ведущего вида работы ребенка, сейчас учеба становится на второй план. Психофизиологические особенности подростка говорят о том, что эмоционально-волевая сфера только находится на этапе собственногосоздания, настроение и интересы подростка нестабильны, чувства и желания противоречивы. Таким образом, уменьшение учебной мотивации может являться следствием вступления ребенка на новый возрастной этап, поиска себя в миревзаимных отношений с окружающими. В данныйпромежуток для ребенка как никогда важна помощь значимых взрослых (родителей, учителей), их осознание и принятие изменений, которые происходят в существования подростка, их умение адаптироваться к новой ситуации. Нужно понимание, в чем должны заключаться усилия психолога в решении этой проблемы, а в чем – учителей и родителей.Функционирование психолога с проблемой учебной мотивации выстраивается в трех направлениях: групповая и индитипуальнаяфункционирование с учащимися; работа с учителями, работа с родителями. Работа психолога с учебной мотивацией начинается с мониторинга, в результате которого выявляются учащиеся с не высокимстепенью мотивации, с негативным отношением к школе, учащихся с внешней мотивацией (в связи с амбивалентностью этого вида мотивации). Второй этап – многостороннее комплексное психолого-педагогическое обследование учащихся зоны риска (после предварительного собеседования с родителями данных детей).

Обследованиеосуществляется по следующим направлениям: 1. Разговор, наблюдение; 2.Диагностика внимания, памяти, мышления; 3.Степень школьной тревожности; 4. Определениеглавныхстимулов; 5. Диагностика самооценки, показателя притязаний; 6. Диагностика мотивации достижения успехов; 7. Социальная установка (отношение к школе); 8.Индивидуальные качества; 9. Межличностные отношения. В результате комплексной диагностики определяется проблема. К примеру, причиной снижения успеваемости и учебной мотивации может быть дальнейшее: 1. Несформированность образовательныхзнаний в зачаточной школе; 2. Несформированность когнитивной сферы (внимание, память и т.д.); 3. Нарушения эмоционально-волевой сферы; 4. Болезни; 5. Установки родителей по отношению к учебной работы: безразличие, либеральность (потакание), чрезмерная требовательность; 6. Межличностные отношения; 7. Тревожность,боязни,которые связаны с различными сторонами школьнойсуществования; 8. Ребенок по каким-то причинам отстал в освоении учебного материала и не знает, как наверстать; 9. Отсутствие осознанного отношения к учебе как к основному виду своей работы; 10. Непрестижность учебы в классе; 11. Неинтересно, скучно на тех или иных уроках; 12. Отношения с учителем; 13. Другие приоритеты (улица, асоциальная среда). Далее в зависимости от выявленной проблемы планируется индивидуальная работа с ребенком, родителям ребенка и учителям даются советы по поддержке учебной работыэтого ученика. Если в каком-то отдельно взятом классе наблюдается резкое уменьшение мотивации в целом, необходимо провести в коллективе мониторинг межличностных отношений, мониторингглавныхстимулов учебной работы и образовательных предпочтений, диагностику главных модальностей, главных анализаторов, а также побеседовать с учителями-предметниками. Приемы стимулирования и мотивации учебной работы выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: в первую очередь, механизм обучения невозможен без наличия у учащихся определенных стимулов работы; во вторую очередь многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которыхсостоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, приемы эмоционального стимулирования и др.). Приемы стимулирования и мотивации учения - группа методов, которая нацелена на развитие и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной работы обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и которая включает в себя две подгруппы: Приемы стимулирования и мотивации интереса к учению - развитие эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; развитие ситуации успеха в учении; Приемы стимулирования долга и ответственности - разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания. В целях подкрепления и усилия влияния на личность школьника тех или иных факторов применяются разные приемы стимулирования, среди которыхвыделяют следующие группы:

Эмоциональные приемы мотивации:

1 - поощрение, порицание

2 - учебно-познавательная игра,

3 - развитие ярких наглядно-образных представлений,

4 - развитие ситуации успеха,

5 - которое стимулирует оценивание,

6 - свободный выбор задания.

Познавательные приемы мотивации: 1 - опора на жизненныйопыт, 2 - развитие проблемной ситуации, 3 - побуждение к определению всех решений, 4 - выполнение творческих заданий, 5 - «мозговая атака», Волевые приемы мотивации: 1 - предъявление учебных требований, 2 - инразвитие об обязательных результатах обучения, 3 - познавательные затруднения, 4 - самооценка работы и коррекция, 5 - рефлексия поведения, 6 - разработка планов будущей работы. Социальные приемы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2 - побуждение подражать сильной личности, 3 - формирование ситуаций взаимопомощи, 4 - поиск контактов и сотрудничества, 5 - мотивация в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование. Таким образом, для становления мотивациинужно использовать не один путь, а все приемы и приемы в определённой системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Дифференцированный подход к обучению — это способ адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика. 1 Цель дифференциации — обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. 1 При дифференцированном подходе: повышается активность, работоспособность обучающихся; 1 повышается мотивация к изучению предмета; 1 улучшается качество знаний. 1
0 ₽
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых находится зависимости эффективность покупки информации, знаний, умений. Способности развиваются в процессе воспитания и обучения. Мотив – это внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию. Определим мотивацию «как комплекс причин психологии человеческого характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и динамичность». Мотивация разъясняет направленность процесса, организованность и устойчивость целостной работы, стремление к достижении некой задачи. Мотивация как таковая, имеет многоплановую структуру, которая включает личностный суть, типы мотивов, целеполагание, реализацию мотива в поведении и эмоциональный компонент. Каждая из таких составляющих имеет конкретное значение в формировании учебной мотивации ребенка.
0 ₽