Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. Метрологические пословицы и поговорки в русском языке

Метрологические пословицы и поговорки в русском языке

В ходе занятия ребята познакомятся со старинными мерами длины, названия которых до сих пор сохранились в языке в пословицах и поговорках, выяснят значение этих изречений, а также получат представление о такой науке, как метрология

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема занятия: «Метрологические пословицы и поговорки в русском языке»

Тип: изучение новых знаний.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Цель занятия: Ознакомление с основными понятиями «метрология», «метролог», «измерения» посредством знакомства учащихся со старинными мерами длины, употребляющихся в языке.

Задачи:1. Обучающие:

Познакомить детей со старинными русскими мерами длины, рассмотреть значение поговорок, в которых упоминаются старинные меры длины, и их этимологию.

2. Развивающие: Содействовать расширению кругозора учащихся, развитию аналитического мышления

3. Воспитательные:

Содействовать воспитанию уважения к истории и культуре своей страны

Технологии, элементы (приемы), используемые на занятии: технология личностно-ориентированного обучения, игровая технология, технология педагогической поддержки.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, линейки, атласная тесьма, сантиметровая лента, таблицы перевода мер длины.

Этапы занятия:

1. Организационный момент.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

1. Организационный момент. (1-2 мин.)

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о поговорках и их значении ??об очень важной науке – метрологии.

Метрология — это наука, которая занимается измерениями, методами и средствами обеспечения единства измерений для установления их точности и достоверности.

Человек во все века хотел, что-то измерить: то расстояние, то объем, то массу. Изначально пользовались «естественными» мерами – собственным ростом, длиной рук и ног. Со временем измерения становились все более точными.

Вы, наверное, спросите, а какое отношение к русскому языку и к журналистике имеет метрология.

Вот сегодня мы как раз с вами и посмотрим, как связаны эти науки.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. (3 мин.)

Речь любого грамотного человека, а тем более журналиста, должна отличаться определёнными качествами. К какой же речи мы должны стремиться, назовите, пожалуйста, качества хорошей речи.

(Ответы: Грамотность: правильное употребление слов, правильное сочетание слов друг с другом, правильное произношение (для устной речи).

Чистота: нет слов-паразитов, неуместно употребленных заимствованных, просторечных, жаргонных слов.

Богатство, разнообразие речи: использование разных грамматических конструкций, употребление синонимов, пословиц, поговорок, крылатых выражений).

Сейчас я предлагаю вам вспомнить некоторые поговорки. Мы поделимся на 2 команды, каждая из которых получит карточки: на белых написана поговорка, на розовых – ее значение. Задача каждой команды подобрать к каждой поговорке правильное объяснение.

(5-7 мин.)

1 команда

«Видеть на сажень сквозь землю»

Отличаться большой проницательностью

«Семи пядей во лбу»

Так говорят об умном человеке

«Верста коломенская»

Так говорят о длинных и худощавых людях

«Ты от дела на пяденьку, а уж оно от тебя на саженьку»

Иногда, кажется, что справишься с делом быстро, а выходит наоборот

«От горшка два вершка»

Неодобрительно говорят о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то

«Как аршин проглотил»

О вытянувшемся, держащемся неестественно прямо человеке.

«Мерить на свой аршин»

О человеке с узким кругозором, который судит обо всем субъективно, со своей точки зрения

2 команда

«Семь футов под килем»

Пожелание морякам не сесть на мель

«Семь верст до небес»

«Семь верст до небес и все лесом»

Шутливое, ироничное высказывание о длительной, витиеватой речи или дальней трудной дороге

«Обойти за версту»

Избегать общения с кем-либо

«Мерить версты»

Ходить на большое расстояние

«За семь верст киселя хлебать»

Поехать далеко и вернуться ни с чем

«Видеть на два аршина под землю»

Быть проницательным, догадливым (колдун, однако)

«Косая сажень в плечах»

Так говорят о рослом, плечистом человеке

Проверка задания с помощью мультимедийного проектора.

Ребята, а встретились ли вам в поговорках незнакомые слова? (Что такое верста, сажень, пядь, аршин, фут, вершок?) Все эти слова обозначают старинные меры длины, которые часто встречаются не только в пословицах или поговорках, но в текстах художественной литературы, в олимпиадных заданиях по различным предметам. А ведь одно из главных качеств журналиста – хорошая эрудиция и умение работать с текстами.

3. Этап усвоения новых знаний. 7 -10 мин.)

В ершок – старорусская мера длины, которая первоначально равнялась верхней части, основной фаланге, указательного пальца (отсюда и ее название) или ширине двух сложенных вместе пальцев — указательного и среднего — получалась примерно такая же величина. С 1835 года, согласно указу Николая I «О системе российских мер и весов», вершок получил конкретное числовое значение — 4,445 см.

В народном творчестве вершок используется для обозначения малой длины, высоты, возраста «От горшка два вершка» или близости к чему-либо. В фольклорных текстах встречается такое выражение «по морю плыть – на вершок от смерти быть».

Еще одна малая единица длины, хоть и не входившая в официальную систему мер, —перст. И равнялся он ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Перст использовался для измерения очень мелких предметов. А вот пословиц и поговорок, где перст выступает как мера длины, не обнаружилось. 

С ледующая древнерусская мера длины — пядь (пядень). Она равнялась расстоянию между двумя максимально растянутыми по одной линии пальцами руки – большого и указательного. Ее также называли «малой пядью», поскольку существовала и «большая пядь» («великая пядь») — расстояние между концами большого и среднего пальца (по некоторым данным — большого и мизинца), и «пядь с кувырком», вариант ее названия — «пядь с кутыркой», то есть с прибавкой одного, двух или трех суставов указательного пальца.

Пядь равнялась 4 вершкам, а в современной метрической системе пяди соответствует расстояние примерно 18 см. «Большая пядь» – это около 22 см, а «пядь с кувырком» – приблизительно 27 см.

Давайте подумаем, откуда же пошло выражение «семи пядей во лбу»? Как в основу поговорки легла именно эта мера длины и почему пядей именно семь? Все просто: 18 сантиметров — средняя ширина лба обычного человека. А в представлении древних людей величина лба была прямо пропорциональна уму: чем больше лоб, тем умнее человек. Конечно же, данное выражение—преувеличение, ведь лоб более 120 сантиметров просто немыслим. А цифра «семь» используется в крылатых выражениях довольно часто: «на семи ветрах», «семеро по лавкам», «до седьмого пота» и так далее.

А ршин включал в себя четыре пяди или 16 вершков, то есть равнялся примерно 71 см, что соответствовало длине руки от плеча до кончика среднего пальца. Аршином называли и линейку такой же длины с нанесенными на нее делениями в вершках. Использовался аршин не только в быту, но и в торговле и промышленности.

Наряду с аршином использовалась и другая естественная единица длины – локоть. Это расстояние от локтевого сгиба до кончика вытянутого среднего пальца или до сжатой в кулак кисти. И равнялся он соответственно 46 и 38 см. Но, начиная с конца XVI века, локоть постепенно был вытеснен аршином.

О том, что аршин — одна из главных единиц измерения в Древней Руси говорит большое количество дошедших до нас пословиц и поговорок.

И, наконец, самая крупная единица измерения, связанная с телом человека, — сажень. Она равнялась расстоянию между кончиками пальцев рук, широко разведенных в стороны. Одним словом, сажень — это размах рук. Причем это «прямая сажень» или «маховая сажень».

Косая сажень — это расстояние от кончиков пальцев вытянутой вверх руки до пальцев противоположной ей ноги

Верста – это старинная русская мера длины, равная 500 саженям или 1,06 километра

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин.)

4. Этап закрепления новых знаний. (4-5 мин)

А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли метрологов.

У каждой команды на столах есть атласная тесьма и сантиметровая лента.

Я вас попрошу отмерить с помощью сантиметровой ленты и отрезать кусок атласной тесьмы того размера, о котором речь шла в одной из ваших поговорок.

1 команда

2 команда

«Косая сажень в плечах»

«Семь футов под килем»

Давайте посмотрим на наши ленты, и попробуем объяснить, как могло возникнуть выражение с таким значением?

Очень часто со старинными мерами длины мы встречаемся и в текстах наших классиков. (5-6 мин.)

1. В «Сказке о царе Салтане …» А.С. Пушкин говорит о царе и его супруге:

Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин.

Найдите рост будущего князя Гвидона в сантиметрах. (71.12см.) сразу можно сказать что родился богатырь

2. В сказке Ершова кобылица одаривает Ивана и дарит ему двух коней

Да игрушечку конька

ростом ровно в три вершка

на спине с двумя горбами,

да с аршинными ушами…

Сравните рост конька с размером его ушей.

3. В стихотворении «Дед Мазай и зайцы» Н.А. Некрасов пишет:

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Посчитайте, сколько суши осталось под зайцами.

5. Рефлексия. Подведение итогов. (5-7 мин.)

А теперь давайте подведем итоги нашего занятия. Я сейчас вас попрошу встать и оценить, насколько полезным и интересным было наше занятие, используя старинные меры дины:

Задать вопросы:

Какое задание было наиболее интересным?

Пользуешься ли ты в жизни старинными мерами длины?

Пядь – абсолютно бесполезно и неинтересно,

Аршин – достаточно интересно,

Маховая сажень – было интересно, запомнил поговорки и их значение

Косая сажень – очень интересно, захотелось изучить материал глубже.

Спасибо, вы очень усердно потрудились.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В ходе занятия ребята познакомятся со старинными мерами длины, названия которых до сих пор сохранились в языке в пословицах и поговорках, выяснят значение этих изречений, а также получат представление о такой науке, как метрология
0 ₽