Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня начальная школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Предметные результаты обучения — это знания, умения и навыки, которые учащиеся должны получить в ходе обучения определенному предмету. Они определяют, насколько хорошо и осознанно ученик усвоил изучаемую дисциплину, как он способен применять полученные знания на практике.
Метапредметные результаты — это знания и умения, позволяющие ученикам решать различные задачи, не связанные с конкретным предметом, такие как: коммуникационные навыки, информационная грамотность, умение работать в коллективе и развивать критическое мышление. Они формируют у обучаемого целостную культуру мышления.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Личностные результаты — это качества и характеристики личности, обусловленные ее развитием в процессе обучения, такие как уверенность в себе, ответственность, творческие способности. Они определяют личностное развитие и формируют позитивную внутреннюю мотивацию у учеников к знаниям и их применению в будущем.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Таким образом, предметные, метапредметные и личностные результаты обучения являются важнейшими составляющими процесса образования, которые определяют эффективность и качество обучения, а также способность учеников успешно функционировать и реализовываться в современном обществе.
Универсальные учебные действия по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, а также применять их в учебных и жизненных ситуациях.
Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.
Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения.
Основные функции УУД:
Предоставляют ученику возможность самостоятельно получать новые знания по предметам, ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты.
Создают условия для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия для самообразования и успешного освоения новых знаний во взрослой жизни.
Умение учиться — это не только фактор, повышающий эффективность школьного образования, но и инструмент формирования целостной картины мира, гражданских и моральных ценностей.
Виды универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Я формирую личностные УУД с помощью:
1. Эмоционального настроя на урок:
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
- С каким настроением вы пришли сегодня в школу? С каким настроением вы начинаете урок?
2. Коротких стишков, дающие положительный настрой на урок. Например:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
Пусть каждого ждет непременно успех!
3.Детям очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.
4. Подводя итог урока, спрашиваю ребят
Что почувствовали …
Чему улыбнулись …
Что было трудным, а что было интересным?
Предлагаю продолжить фразу:
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…
Мне это важно знать, потому что…
5. В конце рабочего дня я прошу детей показать руками : «С какой радостью они сегодня заканчивают уроки»
Регулятивные УУД
Это действия, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний и навыков. К таким действиям относят:
самоорганизацию — когда ученик может самостоятельно составлять алгоритм или план действий, выбирать способ решения задачи;
самоконтроль — когда он может контролировать и адекватно оценивать ситуацию и возникшие трудности, а также предлагать способы их разрешения;
самооценку и рефлексию — умение оценить себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить;
эмоциональный интеллект — способность ставить себя на место другого человека, понимать его мотивы, намерения и эмоции, а также управлять собственными эмоциями;
принятие себя и других — когда ученик уважительно относится к другим людям и их мнениям, не осуждая, а принимая чужие взгляды и позицию.
Сформировать регулятивные учебные действия помогают специальные методические приемы. Например, чтобы поставить цель при изучении нового материала, использую подсказки
Я знаю
Я могу узнать
Что необходимо изучить
Систематизация полученного материала, выводы в конце урока, когда ребенок отвечает на вопрос: «Что нового я узнал?», помогают ему ставить цель в следующий раз.
Развиваю умение планировать посредством составления плана рассказа, этапов решения задачи.
Интерес вызывает у детей метод, когда ты предлагаешь заведомо неверный план, например, перепутаны действия или исключен результат, а дети должны его скорректировать. Своеобразная работа над ошибками (чужие ошибки лучше бросаются в глаза) помогает не только заинтересовать, но и добиться более высоких результатов в формировании УУД
Личностные УУД формируются более эффективно и в том случае, если использовать в работе проблемное обучение, творческие задания, групповые, парные формы работы, проектную деятельность, методы самооценки и рефлексии
На уроках в начальной школе возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Например, на уроках русского языка наиболее часто я использую проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание по новому материалу до его изучения на уроке, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников, интерес к материалу, активный поиск верного решения.
На уроке литературного чтения предлагаю прослеживать по ходу текста судьбы главных героев. Параллельно с чтением ученики должны сравнивать образ «Я» с героями произведений, которые они читают. Но и это ещё не все. Детям необходимо активно соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды и мнения
Познавательные УУД
Это всем знакомые общие учебные действия:
Базовые логические действия: умение классифицировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, подбирать варианты решения задачи с учетом самостоятельно выставленных критериев.
Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы по искомой информации, выставлять гипотезу, оценивать информацию, полученную в ходе исследования, на применимость, аргументировать свою позицию и мнение.
Работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать ее надежность и достоверность.
В ходе познавательных учебных действий ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства гипотез
Познавательные УУД я развиваю при помощи заданий на нахождение соответствий и общих признаков. Это может быть составление кластера и логических цепочек, работа с другими источниками информации, помимо базовой учебной литературы.
На этапе целеполагания, повторения изученного материала использую кластер «Планета и её спутники»
Прием «Кластер- гроздь» удобен при изучении темы «Звуки и буквы».
Обратный кластер использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, активизировать их и определить тему урока. Составляется он следующим образом: записываем дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставим знак вопроса или пустую рамку для определения и записи темы урока.
Коммуникативные УУД
Сюда относятся самые разноплановые действия, которые дают ребенку возможность взаимодействия в коллективе, навыки поддерживать диалог и вливаться в социальную среду.
Эффективным средством формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий считаю парную и групповую работу, беседы, дискуссии, диалоги, проектную деятельность, игру
Если говорить об играх, то в 3-4 классах я использую игры делового характера, когда ученики выступают в роли экологов, историков, филологов и т.д., решающих какие - либо проблемы. Такие игры способствуют не только углублению, закреплению учебного материала, но и общению, взаимодействию друг с другом. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такие ситуации: один из вас капитан, другой - штурман, третий экскурсовод. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где будут остановки.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность формируются как коммуникативные, так и личностные, регулятивные, познавательные УУД
Регулятивные:
– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
Познавательные:
– предполагать, какая информация нужна,
– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет
Коммуникативные:
– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Личностные:
формирование самоопределения школьников как граждан России.
Я считаю, что проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
А. Дистервег говорил:
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно».