Мультимедийное пособие как средство развития музыкальных способностей
у детей дошкольного возраста
Информационные технологии в настоящее время активно проникают в систему образования. Актуальной становится задача цифровой трансформации, которая коснулась всех сфер образования, в том числе и дошкольного. Цифровые технологии позволяют работать со всеми видами информации, поэтому они так актуальны в сфере образования.
Главными направлениями цифровизации дошкольных образовательных организаций является разработка цифровой дошкольной образовательной среды, создание цифровых обучающих средств, компьютеризация рабочих мест педагогов, повышение квалификации педагогов посредством дистанционных курсов, конференций, вебинаров и мониторинг образовательного процесса.
Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребенка, становятся хорошим способом для самообучения и закрепления изученного материала совместно с родителями. Преимущественно яркие, запоминающиеся события становятся объектами внимания, а, следовательно, и памяти ребенка. В этой связи цифровые средства становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации.
Цифровые и мультимедийные средства улучшают качество подачи материала, обеспечивают обратную связь с ребенком, помогают в организации как индивидуальной, так и групповой работы, стимулируют мотивацию воспитанника, побуждают ребенка к работе совместно с педагогом или родителями.
Существует несколько дидактических направлений использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в детском саду. Это игра, творчество, досуг и обучение.
Особенно актуальна сегодня проблема разработки и использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе, одним из которых является мультимедийное пособие. Эта виртуальная система предназначена для автоматизированного обучения и охватывает полный или частичный объем учебной дисциплины.
Мультимедийное пособие дополняет традиционные дидактические средства разнообразными возможностями компьютерных технологий, делая образовательный процесс более успешным.
Особенно эффективным применение мультимедийного пособия становится при организации занятий по музыкальному развитию, а также, при организации закрепления изученного материала совместно с родителями. Учитывая последние санитарно-эпидемиологические условия, мультимедийное пособие станет отличным помощником для дистанционного обучения.
Эффективность данного пособия связана с возможностями мультимедийных ресурсов (аудио, видео, текст, графика, нотографика, игры и т.д.), предоставляемых программным обеспечением, задействованным при создании данного пособия. Благодаря указанным ресурсам, мультимедийное пособие, в отличие от традиционных дидактических средств, позволяет ознакомиться с учебным материалом, прослушать аудио и видеофрагменты, легко переходить по разделам пособия, с помощью ссылок знакомиться с понятийным и терминологическим аппаратом и т.д.
Мультимедийное пособие предоставляет такие возможности, как: неограниченное копирование и распространение материалов учебного пособия; восприятие обучающимися аудио и видео наглядности; использование ими удобной навигации для перемещения по нужным разделам пособия; обеспечение дополнительными мультимедийными средствами и т.д.
Использование представленного комплекса возможностей мультимедийного пособия позволяет сделать процесс музыкального развития более эффективным и интересным, как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной работе обучающихся совместно с родителями.
В. Вуль определяет мультимедийное пособие как программно-методический обучающий комплекс, соответствующий образовательной программе и обеспечивающий возможность дошкольнику самостоятельно или с помощью взрослого освоить содержание образовательной программы. Данный продукт создается с внутренней структурой, словарями, возможностью поиска и т.д. Мультимедийное пособие может быть предназначено для самостоятельного изучения програмного материала или для мотивационной поддержки дошкольников на протяжении занятия.
Немаловажное влияние на мотивацию дошкольников, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей оказывает дизайн мультимедийного пособия. Одним из основных условий выбора дизайна мультимедийного пособия являться учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм.
Для создания мультимедийного пособия по музыкальному развитию необходим формат, который позволит использовать удобную навигацию и мультимедиа в данном пособии.
Отличным помощником в моей работе является AutoPlay Media Studio 8 – программа для создания оболочек автозапуска дисков. Под оболочкой автозапуска понимается небольшая программа с набором функций для просмотра и работы с содержимым диска. Данный продукт позволяет создавать электронные учебники, пособия, презентации, несложные игры и др.
Предлагаемая компьютерная программа содержит большое количество визуальных инструментов и настроек, которые позволяют быстро и легко создавать ряд различных программ.
Кроме того, программа AutoPlay Media Studio 8 позволяет:
· организовать текстовую информацию в удобном виде;
· создавать оглавление и гиперссылки;
· добавлять графическую информацию;
· подключать звуковое сопровождение;
· создавать красивый и удобный дизайн;
· бесплатно применять программы для просмотра web-документов.
В результате проделанной работы в AutoPlay Media Studio, мы получим документ с красивым дизайном, удобной навигацией, снабженный графической, аудио- и видеоинформацией.
В своей работе я активно использовала данное пособие, а именно в проектной деятельности на тему «Волшебный мир шумовых музыкальных инструментов».
Данное пособие помогло мне транслировать обучающий материал «Звуки вокруг нас», реализовать видеоигру «Найди звук и шум», «Какой музыкальный инструмент звучит», посмотреть различные шумовые инструменты и услышать их звучание.
Данное пособие помогло мне не только внедрить в свою работу цифровые технологии, но и изучить и закрепить материал по теме, активизировать внимание детей, развить их логическое мышление, воображение, познавательную активность, а также привлечь родителей к педагогическому сотрудничеству.
Все это позволило повысить эффективность образовательного процесса. Но не стоит забывать, что цифровые технологии – это лишь средство достижения целей и задач на музыкальном занятии, а основная роль в музыкальном развитии дошкольников всегда останется за музыкальным руководителем.
Список источников:
1. Бабенко С.В., Гилязова С.Р., Ильдерова А.И., Прибытова З.Ф. Комплексная информатизация дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации.- Сатка, 2012.- 43 с.
2. Вуль В.А. Электронные издания [Текст] : учебник / В.А. Вуль. – М. : СПб. : Петербургский институт печати, 2001. – 308 с.
3. Комарова Т. С, Туликов А. В., Баландин Д. Л, Комаров И. И, Соловьева Е. Б., Фаныгина В. В. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании»,: : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М:2011 .
4. Никитина Л.А. Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: материалы третьей научно-практической конференции. Барнаул, 17-18 ноября 2016 г. –Барнаул: АлтГПУ 2016 г.
5. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации — Изд. дом ГУ-ВШЭ, М.: 2018. — 168 с.
6. Трайнев В.А. и др. Информационные коммуникационные педагогические технологии [Текст] / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – изд.3-е. – М. : Дашков и К, 2007. – 279 с.
7. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316 (дата обращения: 07.02.2019).
8. Письмо Министерства образования РФ от 25.05.2001 года №753/-16 «Об информатизации дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901806437 дата обращения 12 марта 2020 г.)
9. Шекунова М.В. Мультимедийное пособие как средство организации самостоятельной работы подростков в детской хоровой школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://e.mail.ru/attach/16213593772125034889/0%3B1/?x-email=litovskikh.2016%40mail.ru&folder-id=500015.