Методическая разработка музейного мастер – класса
«Золотая соломка»
«Скажи мне - я забуду
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда»
1. Направление: декоративно – прикладное творчество
2. Форма: практическое занятие
3. Аудитория: Младший школьный возраст
4. Цель: Знакомство участников мастер – класса с технологией изготовления соломенной куклы, передача знаний, опыта.
5. Задачи:
1) познакомить детей с природным материалом – соломкой, его свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном творчестве; с разнообразием изделий из соломки, с технологией их создания обрабатывать соломку горячим способом. Провести практическое занятие по изготовлению соломенной куклы
2) развивать творческое мышление, фантазию и воображение, пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, развивать мелкую моторику рук и глазомер, развивать умения ручного труда.
3) воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус и коммуникативные качества личности. Воспитывать интерес к культуре своей Родины, к ее народным традициям. Пробуждать интерес и уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа. Формировать потребность в творчестве, интересном и познавательном досуге. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность.
6. Продолжительность: 30 минут
7. База: Филиал «Романовский районный краеведческий музей» МБУК «МфКЦ» Романовского района Алтайского края.
8. Организационные указания: горячая вода, лоток для замачивания, полотенце, солома пшеничная, ножницы, нитки соломенная кукла. На протяжении всего мастер - класса демонстрируется мультимедийная подборка фотографий с изображением этапов изготовления соломенной куклы.
9. Проверка эффективности: уровень усвоения участниками мастер-класса предложенного содержания (воспроизведение по инструкции, действия по алгоритму, применение полученных знаний и умений для создания собственных соломенных скульптур)
Предметно-иллюстративный ряд | Содержание | Методы | Средства выразительности | Примечания |
1. Выставка изделий из соломы | -Ребята, посмотрите на эти изделия. Из какого материала они сделаны? Как это можно назвать, одним словом? (Природный материал) - А вы знаете, что солома, сухие стебли хлебных злаков – прекрасный материал, который после определенной обработки пригоден для самых разнообразных работ. - Где используется солома? (Плетут половики, корзины; солома идет на подстилку скоту, добавляют в корм; она пригодна для покрытия крыш) Ещё солома используется как художественный материал. История возникновения соломенных кукол Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. В конце XIX – начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся. Первое её предназначение было связано с религией. Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям, божествам. Такие куклы и фигурки использовались в различных обрядах, были оберегами. Кукол изготавливали из природных материалов, вкладывая в них душу. Кукла становилась оберегом семейного очага – символом веры людей. Такая игрушка нравилась и детям. Играя с ней, ребенок прикасался к истории и культуре своего народа. Такие куклы не имели лица и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают. Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму. Соломенная игрушка всегда нравилась людям своей неповторимостью и необычностью. Ей можно любоваться, разглядывать, играть бережно, так как игрушка довольно ломкая. Но изготавливать ее интересно, сам процесс творчества захватывает. | Нагляд-но –повествовательный | Примеры изделий из соломки Показ слайдов пшеничного поля | Проходят в зал, рассаживаются Инструктаж по технике безопасности |
2. Обзор приёмов | Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол: Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь, выгибается. После чего части пучка-туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии. | практический | Показ слайда | |
3. Подготовка соломки к вязанию | Для работы берем пучок соломки, лучше ржаной, но мы используем пшеничную. Стебли ржи среди всех злаковых растений имеют наибольшую длину и отличаются прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Перед работой соломку замачиваем на полчаса в горячей воде. Пучки соломы выдерживаем в воде до тех пор, пока она не станет мягкой. Вынимаем соломку из воды, заворачиваем в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы. Соломка готова к плетению. | практический | Показ слайда | Демонстрация мялки. Работа на ней. Демонстрация |
4. | Из пучка длинной соломы сделаем голову, пучок соломы перевязываем нитью посередине. | практический | Показ слайда | |
5. | Сгибаем соломку в месте перевязи пополам. Затем отступим от верхушки сгиба соломы около 2 см и перевяжем пучок нитью. Получилась голова и туловище соломенной куклы. | практический | Показ слайда | |
6. | Для рук берём небольшой пучок соломы, перевязываем его нитью с обоих концов. | практический | ||
7. | Разделив пучок–туловище на две части, вставляем пучок – руки так, чтобы обе выступающие руки были одинаковой длины. Придвиньте руки вверх к нити, отделяющей голову, и перевяжите, чтобы получилась талия. | практический | показ слайда | |
8. | Ножницами подравниваем концы соломин по низу юбки и перевязок на руках. | практический | Показ слайда | |
9.Заключение | Вот и получилась у нас соломенная кукла – оберег. В итоге нашей встречи хочется процитировать стихотворение А. Тарханова: Вырастут в поле и рожь и пшеница. Их обмолотят – соломка родится. Руки коснуться её золотые, И появляются, словно живые, Смелый наездник и конь златогривый, Гордый олень и теленок бодливый, Парень веселый с гармошкой, жар-птица И с золотою короной девица. Вот ведь какая она непростая. Эта соломка, совсем как живая. В руки возьмет лишь её мастерица – Сразу она в чудеса превратится! | |||
Заключение. Выставка работ участников – мастер - класса | С помощью мастер-класса овладели технологией изготовления соломенной куклы. В процессе просмотра поделок обсудили выполненные работы, их презентацию. Прокомментировали качество выполненной работы по критериям: аккуратность, цветовое решение, оригинальность. | наглядный |
6