Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. "Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе"

"Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе"

Методическая статья на тему "Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе" заключает в себе цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку». А конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методическая статья :

«Музыкально - эстетическое воспитание детей на современном этапе»

Преподаватель МБУ ДО

«Детская музыкальная школа №20»

Приволжского района г. Казани:

Рахматуллина Луиза Ринатовна

Казань, 2024

«Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств»

В.А.Сухомлинский.

 Музыкально – эстетическое воспитание детей остается одной из важнейших задач  в воспитании и становлении подрастающего поколения, вносящее   огромный вклад в формирование мировоззрения молодого поколения.  

Составной частью общеэстетического воспитания является музыкальное.

 В процессе музыкально-эстетического развития  у ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, воспитывается  любовь к прекрасному.  Музыка даёт великолепные  возможности для развития эмоциональной сферы человека.    С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. В душе каждого ребёнка есть  любовь  к прекрасному и  задача родителей и преподавателей - привлечь внимание детей к красоте музыки.   Именно школа искусств, предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность.
Познание мира через звуки музыки особенно в раннем возрасте позволяет раскрыть  творческие способности  каждого ребенка, помогает сформировать его эстетические пристрастия. Задача школы искусств не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения  и воспитания, но и обеспечивать возможность раннего выявления  таланта и создавать условия  для его органичного профессионального становления.

 Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу,   объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Детская школа искусств  должна  содействовать формированию художественного мышления  у подрастающего поколения, воспитывать эстетические чувства, формировать нравственные.  И только в процессе многогранной разносторонней художественной деятельности ребенок раскрывается как творческая личность.  Музыкально-эстетическое воспитание в свою очередь требует  новых методов в процессе индивидуального обучения детей. В  соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России» определены основные направления развития личности: готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию   и реализации  творческого потенциала.  

Это свидетельствует о  необходимости   изучения  возможностей учреждения дополнительного образования  по развитию творческих способностей учащихся.  Особенность  музыкального  обучения   заключается в том, что  его методика  нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение  его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности.    Кроме  музыкально - эстетического  развития  подрастающего поколения, основная направленность   работы детских школ искусств - профессиональная  подготовка   учащихся. Решение  этой  задачи  особенно  тесно  связано  с  постановкой  учебно-воспитательной  работы, содержанием  и  методами  обучения   в   детских  школах искусств. Процесс обучения   должен быть направлен  на  всестороннее  развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, на   формирование  эстетических  личностных   качеств  учащихся. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо уделять гораздо больше внимания развитию  учащегося, широко используя средства и формы педагогической деятельности.    Педагоги  школ искусств занимаются  воспитанием  личности  ученика,  развитием  заинтересованности  и  любви  к  музыке, формированием  музыкальных  способностей. 

Формирование  музыкального  мышления  способствует  общему интеллектуальному  развитию.  Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из музыкальных способностей. Она связана с эмоциональной отзывчивостью и в жизни, с воспитанием таких качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. А также:

-формирует готовность к дальнейшему обучению;

-развивает навыки общения и соучастия, контактности, доброжелательности;

- формирует у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность и свободу мышления.

Перед всем педагогическим школы и, особенно перед педагогом по специальности, который является основным руководителем и воспитателем ученика, поставлена ответственная задача воспитания и формирования мировоззрения, морального облика, эстетических взглядов и профессионального мастерства учащегося. Преподаватель   способствует всестороннему развитию личности, закладывая нравственные основы воспитания. На  первом  месте  стоит  вопрос  решения  воспитательных  задач, на  втором – развитие  музыкальных  способностей, воспитание  слуховой  сферы  ученика, и  на  третьем  - вопросы инструментальной   технологии.

Для лучшего  достижения результатов в  педагогической работе целесообразно применять ряд важнейших задач  и методических принципов:

  • Приобщение   ребенка к миру  музыки: 

«Мир музыки с радостью и улыбкой! И пусть растёт творческий потенциал!» Только через такой девиз надо начинать работу с маленькими детками.

 Очень важно и наиболее трудно - вводить занятия музыкой естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни, открыть ребенку чудесную и многогранную  страну музыки. Чем раньше ребенка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении.   Музыка многому  учит малыша – слушать и слышать, развивает его воображение, улучшает его слуховую память,  а  также зрительное и слуховое   восприятие.

  • Научить  ребенка полюбить музыкальный  инструмент:

 Начиная заниматься с маленькими детьми, стараться не отпугнуть их слишком серьезным, это может показаться им утомительным и скучным.  Необходимо предоставлять детям право выбора музыкальных инструментов для обучения. Это тоже важный вопрос, который не всегда учитывается как родителями, так и учителями. Правильный выбор инструмента зависит от строения рук ребёнка и от его желания.

  • Привлечь к себе симпатию ученика:

Первое, с чего начинается приобщение ребенка к музыке – это встреча и знакомство со своим учителем. С первых уроков привлечь к себе симпатию ученика. От того, какой контакт сложится у ученика с учителем, будет зависеть успех ребенка в обучении музыкой. Учителю очень важно стать для ученика самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Это очень нелегкая задача, которая требует повседневной  работы над собой, мудрости и великого терпения.

 Любовь к детям – главное условие педагогической деятельности. Любящий детей и увлеченный своей работой  преподаватель интуитивно и сознательно выбирает  модели поведения и обучения. Приятно осознавать, что ученики, которых ты воспитываешь, преданы тебе.

  • Создание непринуждённой обстановки:

Необходимо создать   обстановку, в которой дети  чувствовали бы себя  спокойно и свободно, чтобы  уроки были  максимально эффективными и комфортными, а ученики с радостью бежали в  детскую школу искусств.   Дать ученику  возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Учитель должен создавать непринужденную радостную атмосферу на уроке, пробуждать воображение, не только учить музыке, но и воспитывать музыкой.  Процесс творчества и доброжелательная  обстановка на каждом уроке вызывает желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно.

  • Применение полученных знаний и навыков игры на инструменте в самостоятельной работе над музыкальными произведениями  

   Формирование  самостоятельной и сознательной работы  является необходимым условием в преодолении тех трудностей, связанных с приобретением первоначальных навыков  игры, которые стоят перед учащимися. Когда перед учащимся ставится задача приобретения навыка самостоятельного разбора музыкальных произведений, преподаватель прежде всего ставит перед собой определенную воспитательную цель -  научить ученика трудиться, а цель этого труда - это ощутить результат своей работы. Это стремление надо как можно раньше развивать у ребенка и всячески его поддерживать. Задача, поставленная перед учителем любой специальности - научить своих воспитанников не только усваивать знания в готовом виде, но и прививать им потребность  к самостоятельному  добыванию знаний. От умения работать  самостоятельно зависит общее развитие ребенка, творческий рост, продуктивность  каждого урока.

  • Последовательность в усложнении различных исполнительских приемов и навыков игры на инструменте.

Чтобы добиться наилучших результатов в  обучении начинающего  музыканта, необходимо  заинтересовать его в работе, соблюдать последовательность в изучении каждого нового навыка и добиться осмысленного их усвоения, соблюдать принцип от простого к сложному. Неправильные навыки возникают из-за чрезмерно трудных, непосильных для ученика заданий и ошибок, которые могут допустить  неопытные педагоги. Поэтому совершенно необходимо соблюдать в обучении юных музыкантов последовательность,  постепенность в возрастании трудностей.

  •   Возможность ансамблевой игры, как один из важнейших принципов музыкального воспитания   музыканта.

Ансамблевое музицирование способствует  интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, мелодического, полифонического, тембро-динамического). Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ансамблевое  музицирование способствует развитию памяти, оказывает положительный эффект на процесс развития  игровых способностей.

  • Принцип положительной оценки выступлений учащихся:

Важнейшим  вопросом  в  начальном  обучении  являются  критерии  оценки.

Они  должны  быть  гибкими  и  оценивающими,  в  первую  очередь,  труд,  вложенный  учеником,  отражать  состояние  музыкальных  способностей  и  весь  процесс  развития   ученика способствующий еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Оценка необходима, она должна быть "индивидуальной" и выставляться исключительно ученику, а не преподавателю и, что самое главное, она должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. Вместе  с  тем  оценка  должна  объективно  отражать  результаты  работы  ребёнка,  направлять  его  последующий  труд  в  сторону  улучшения  самоконтроля,  повышения  качества  игры. Необходимо чаще хвалить юного музыканта. Похвала  улучшает самочувствие и появляется уверенность в себе. Хваля ученика, учитель придает ему большей уверенности в своих силах и возможностях.

  Особенно велика роль педагога в период начального обучения музыканта, когда закладываются основы исполнительского  мастерства. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно  выявить  индивидуальные  особенности  и  возможности учащегося, создать условия для самореализации, самопознания и самоопределения  личности,  применять такие средства, которые помогли бы ребенку увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие. Музыка   научит ребенка слышать и  слушать, видеть и смотреть, лучше чувствовать. Занятия музыкой обогатят его внутренний мир, будет эмоционально насыщать его, следовательно, сделает его  более целеустремленным и  всесторонне развитым. Музыка  учит  образному мышлению и ежедневному кропотливому труду. Это становится возможным, когда дети  сами получают удовольствие от того, что они делают. Именно поэтому в процессе обучения в первую очередь, сначала необходимо ориентироваться   на вкусы и предпочтения ребенка, а в дальнейшем уже стараться  адаптировать учебный  материал под конкретные цели и задачи. В учебной  работе  необходимо развивать  метод индивидуального подхода к обучению, постоянно совершенствуя наши уроки и стремясь сделать их еще более увлекательными, что особенно актуально, когда речь идет об уроках для  детей. 

В работе с учащимися  важен тесный  контакт  преподавателя с родителями. Здесь должна быть взаимная помощь в обучении ребенка. Родители должны стараться создать все необходимые условия своему ребенку для занятий дома, поощрять детей заниматься, приходить на родительские собрания, концерты, быть в курсе  всего, что происходит в школе.  

Дети любят выступать и им нужно чаще давать такую возможность. В них просыпается здоровый дух соревнования, желание показать свои способности, умения, а это в свою очередь стимулирует желания заниматься и достигать лучших результатов. Привить ученику интерес к музыкальному искусству можно только систематически развивая его способности и необходимые навыки.

          В процессе обучения педагог выполняет очень важную музыкально-воспитательную работу, развивая у учащихся музыкальный слух, чувство ритма, воспитывая художественное представление о характере и стиле изучаемых произведений. Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские интересы, уметь правильно  выявить  индивидуальные  особенности  и  возможности учащегося.

              Современная педагогика предъявляет высокие требования к профессии преподавателя. Чуткий педагог - это, прежде всего, прекрасный знаток сложной психологии ребенка. Именно он закладывает фундамент всему тому, что в личности ребенка будет определяющим, какое отношение у него будет  к музыке. Преподаватель   должен обладать высокой культурой общения, богатым  воображением, находить слова и методы воздействия, которые поддерживали бы интерес учащегося к труду и игре на  инструменте, желание преодолеть трудности и  достичь поставленной цели.  Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребенка  достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.
    В процессе  обучения следует помнить, что центральной фигурой в нем является ученик, а не музыка, потому что ее ценности уже давно определены. Если поменять эти ориентиры местами, то произойдет перекос, и личность ученика окажется вне поля нашего зрения. И тогда цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку» - останется в стороне.  

В заключении можно сказать, что конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить  себя в любой сфере деятельности. 

Использованная литература:

1.Морозова Н.А. «Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России» – М.: Просвещение, 2001.  

2.Тарасова К.В. «Развитие музыкальных способностей детей» – М.: Просвещение,1978.

3.Васильева А.Е. «Исповедь музыканта» (Мои уроки)// Изд. «Музыка» Москва 1996

4.Васильева А.Е. «Мой самоучитель» //Москва, 2002

5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. «Теория музыкального образования» – М.: «Академия», 1998  

6. Апраксина О.А. «Из истории музыкального воспитания» – М.: Просвещение, 1990.  

7.Герасимова С.А. «Система эстетического воспитания школьников» // М.: Педагогика, 1983.8.Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» // М., 1979.

9.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» // М., 1978.

10.Юдина Е.И. «Первые уроки музыки и творчества» // М.: Аквариум, 1999.

11. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» // М., 1974.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая статья на тему "Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе" заключает в себе цель - «гармоничное развитие личности ученика через музыку». А конечной целью этого процесса должно быть воспитание творческой личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.
0 ₽