Музыкальное наследие и формирование семейных ценностей
Среди значимых проблем современного российского общества по-прежнему актуально звучат вопросы утраты духовных ориентиров, снижения общекультурного уровня народа, приоритета материальных потребностей над культурными, коммерциализации всех сфер жизни. Очевидно, что возрождение духовного потенциала общества возможно через обращение к таким источникам трансляции духовных ценностей, как художественная культура и искусство. Вместе с тем, деятельность учреждений системы дополнительного образования, музейных и концертно-просветительских организаций, показывает невозможность решения ими вышеназванных проблем извне, без опоры на воспитательный и образовательный потенциал такого социального института, как семья.
Культурное наследие нашей страны включает в себя богатейший опыт музыкального воспитания в семье –в России складывались традиции бытования народной и классической музыки в семейной культуре и активного приобщения детей к различным формам музицирования.
Музыкальное обучение в домашних условиях оказывало большое влияние на статус образованности, как отдельных членов, так и всей семьи в целом. Включение музыки в образ жизни при этом обеспечивался достаточно строгими требованиями к подготовке за инструментом с детского возраста (особенно девушек, которые считались основными хранительницами музыкальной культуры и образованности).Всё это говорит не просто о широком проникновении в быт русского общества европейских форм музыкальной практики, но и о том, что домашнее семейное музицирование являлось фактором широкого музыкального просвещения и основой эстетического воспитания в семье.
Музыка выступала средством социализации ребёнка не только в семьях, принадлежащих к дворянскому и мещанскому сословиям. Л. В. Матвеева в своих трудах выделяет также «народную модель» семейного музыкального воспитания, подчёркивая то, что в народной среде происходило «ненавязчивое воздействие на ребёнка естественной «живой» звуковой музыкальной среды – музыкальная составляющая материнской педагогики пестования, прикладное звучание музыки в быту и при выполнении трудовых обязанностей» [2, С.37].
Одним из самых распространённых видов музыкального досуга, особенно в провинциальных городах, являлись «семейные вечера». Интересен тот факт, что их проведение требовало обязательного разрешения губернатора, соблюдения определённых правил и предполагало контроль местной власти – по завершению вечера, как правило, составлялся отчёт исправника.
Значительную роль сыграло домашнее музыкальное образование в творческом становлении многих отечественных композиторов – М. И. Глинки, A. C. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, H. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, C. B. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. Общей в их музыкальных судьбах стала личность матери как первой учительницы музыки, прекрасно владевшей игрой на фортепиано, нередко хорошей певицы и проницательного педагога, почувствовавшего дарование своего ребёнка.
Таким образом, во многом благодаря глубоким традициям музыкального воспитания в семье, в России был основан фундамент для развития музыкального просветительства и профессионального музыкального образования, выразившихся в создании просветительских организаций («Русское филармоническое общество», «Русское хоровое общество», «Симфоническое общество», «Императорское Русское музыкальное общество»), учреждений профессионального музыкального образования (консерваторий, музыкальных училищ и др.), в расцвете национальных композиторской и исполнительской школ.