Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Другие
  3. Традиции передачи музыкального наследия в семье

Традиции передачи музыкального наследия в семье

Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Другое

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Традиции передачи музыкального наследия в семье

         

           Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются и врожденными музыкальными задатками, и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к музыкальной истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей страны.

         Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга. Хорошие семейные традиции положительным образом действуют на детей и формируют у них жизненные представления.

         Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции, пришедшие к нам из прошлых веков. Семья существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцам деятельности, без которых немыслимо её развитие. Семейные ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются.

       Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьей. Традиции своими корнями уходят в далекую древность, они так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя частушки, потешки, прибаутки.

        Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, исполнял игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости.

            Существовавшие в русских семьях богатейшие традиции музыкального воспитания, в настоящее время практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее некоторые музыкальные традиции из прошлых веков существуют в современных семьях.

          1.Одна из первых традиций – исполнение колыбельных песен.

«Баюшки-баю…баю милую, баю, славную, баю дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая малыша. Сколько нежности, любви в ее песне, обращенной к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора.

            2. Исполнение песен.

           Исполнение песен занимает особое место в воспитании детей в семье. Ребёнок любит петь песни. Из них он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных и растениях. Исполняя песню, ребёнок не остаётся равнодушным: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к песне. Если песня нравится, то она становится достоянием ребенка. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи.

          

               3. Слушание музыки.

           Слушание музыки имеет свои возможности. Оно обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если ребенок заинтересованно слушает произведение вместе с родителями и высказывает свое отношение, то это не проходит бесследно. Он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкусы детей.

             4. К семейным традициям относятся праздники.

             Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Еще в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий наших предков. Сегодня проведение традиционных домашних праздников с использованием музыки и пения не потеряло своей актуальности.

              Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также таких знаменательных дат, как день свадьбы родителей, день памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.), имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относят проведение в доме общественных праздников: День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, подбор музыки, песен, выпуск стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.

          Тема возрождения семейных традиций особенно актуальна для России в настоящее время как в духовной и нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а зачастую и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Мы, педагоги и родители, часто забываем о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. Главная цель такого воспитания – не столько овладение музыкальными знаниями и навыками, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. Такое отношение к музыке в семье порождает музыкальные традиции. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура, складываются определенные традиции. Именно взрослые должны обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, сформировать основы музыкальной культуры; развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности, способствовать общему развитию детей средствами музыки, передать традиции своего народа.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Среди значимых проблем современного российского общества по-прежнему актуально звучат вопросы утраты духовных ориентиров, снижения общекультурного уровня народа, приоритета материальных потребностей над культурными, коммерциализации всех сфер жизни. Очевидно, что возрождение духовного потенциала общества возможно через обращение к таким источникам трансляции духовных ценностей, как художественная культура и искусство. Вместе с тем, деятельность учреждений системы дополнительного образования, музейных и концертно-просветительских организаций, показывает невозможность решения ими вышеназванных проблем извне, без опоры на воспитательный и образовательный потенциал такого социального института, как семья.
0 ₽
Музыка это не просто развлечение, она способна воздействовать на интеллект, настроение, мышление, восприятие и творческие способности детей. Поэтому не стоит пренебрегать этой уникальной возможностью вырастить более сложную и духовно богатую личность.
0 ₽
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
0 ₽