ГБОУ РК "ССШИ № 1" г. Симферополь
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Воспитательный час
«Мы – патриоты России.»
5 класс
методическая разработки
воспитателя
Сальниковой Елены Викторовны
Симферополь, 2024
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
раскрыть значение слова «патриот»
показать значение родины в жизни человека.
формировать нравственную культуру учащихся и семьи в целом.
воспитание чувства патриотизма, чувства долга перед родиной, ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
Врезультате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретают необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
развитие у учащихся чувства любви к Родине
коммуникабельность умение работать сообща;
формирование у учащихся готовности к защите Родины
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
При проведении воспитательного мероприятия необходим доска , ноутбук, колонки.
Ход воспитательного часа.
Ученик читает стихотворение
А.В. Малышев
« Моя Родина- Великая Россия»
Россия - Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия - ты обитель рая
Горжусь Великою страной
От Запада до Поднебесной
С сияньем северных ночей
Природа красоты чудесной
Земля родная, нет милей
Народ России мудрый, честный
Веками доблесть доказал
В суровых битвах - Победитель
Дух, волю, силу показал
Многострадальная Отчизна
Грааль духовной чистоты
Великодушна, не капризна
Культуры цвет и доброты
Россия - Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия - ты обитель рая
Горжусь Великою страной.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о Родине. Родина – такое знакомое слово. Но что оно значит для каждого из нас? Попробуем ответить на этот вопрос.
На доске написано начало предложения: «Для меня Родина –это…» Каждый ученик выходит к доске и записывает свое определение.
Воспитатель: Так что же такое Родина? Заглянем в этимологический словарь. Откуда произошло это слово? Слово «родина» произошло от общеславянского слова род, исходное значение которого – семья, место рождения.
- Ребята, давайте подберем однокоренные слова к слову РОДИНА.
На доске висит плакат, на котором написано слово РОДИНА. В результате коллективной работы появляется следующая запись:
Родители Род Родня
Родина
Народ Родник
Родословная
Звучит песня о Родине в исполнении Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие».
Учитель: Ребята, как вы понимаете слова «Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой» с Россией?
За что люди любят свою Родину?
(высказывания детей)
Задание собери пословицу.
На столе разложены слова, из которых нужно составить пословицы и объяснить их смысл.
1)На, чужой, родина, вдвойне, стороне, милей. (На чужой стороне родина милей вдвойне).
2) Человек, что, без, родины, соловей, песни, без (Человек без родины что соловей без песни).
3) Своя, и, в , земля, мила, горсти (Своя земля и в горсти мила).
4) Сторона, чужая, мать, мачеха, родная (Родная сторона – мать, чужая – мачеха).
(Дети объясняют смысл пословиц. )
Воспитатель: Жители любой страны гордятся своей родиной. Так устроен человек: ему дорога земля, на которой он родился. Он любит то место, с которым связано его детство.
ученик читает стих)
И. Мордовина
« Россия, ты великая держава.»
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Воспитатель: В последнее время все чаще мы можем услышать слова «РОДИНА», «ПАТРИОТ», «ПОДВИГ», «СЛУЖЕНИЕ»…
А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, кто такой патриот?
В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к
любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?
Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно
Вопрос для определения понятия
Какого человека мы можем назвать патриотом? (Учащиеся дают определение слову
«патриот»:
Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на
защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину,
Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность,
справедливость, решительность и благодарность.)
Воспитатель: Патриот своей родины – это очень высокие слова. Редкий человек осмелится
громко заявить о себе: «Я – патриот». Чаще говорят о другом человеке: «Он – настоящий
патриот». Так обычно называют выдающихся людей, которые прославили себя исполнением
патриотического долга перед Родиной. Военная история полна такими примерами. Знаете ли
вы таких людей? (Дети приводят примеры)
Если сказать проще, патриотизм – это любовь к Родине, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей страны
А сейчас разберём несколько ситуаций.
Ситуации для дискуссии учащихся
Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?
Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что
девочка «нерусская». Как ты поступишь?
Дети обсуждают проблемные задания и высказывают свою точку зрения
Воспитатель: Ребята, давайте подведем итог нашего разговора и ответим на вопрос: Каков он – истинный патриот России?
- Выберите действия, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинного патриота.
знает и любит культуру многонациональной России;
помогает престарелым и инвалидам;
постоянно подчеркивает свою заботу о Родине;
охраняет природу;
негативно высказывается о представителях других наций и народностей;
старается соблюдать законы;
дружелюбен к иностранцам и представителям других народов России;
применяет силу и грубость в отношении нарушителей закона и порядка;
олерантен по отношению к иным культурам и обычаям;
знает и уважает государственную символику России (Герб, Гимн, Флаг).
Анализ анкетирования учащихся.
Обсуждение ситуаций по теме классного часа.
“Что значит быть патриотом?
Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках! Кто если не вы!
Подведение итогов воспитательного часа.
Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
- Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
- Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
- Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
- Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
- Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
- Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
1. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
2. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
(ученица читает стих)
В. Гудимов
« Нет края на свете красивей»
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!
Вывод. Патриотами не рождаются. Патриотами становятся. И сколько бы
кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина - в душе.
8